Патография Александра Блока

Александра Блока (1880-1921) Анна Ахматова называла «трагическим тенором эпохи».
 
Генезис

«Разгадать» личность человека легче, узнав его наследственность. Дед по линии отца умер в психиатрической больнице. Отец «был непригоден к семейной жизни по какой-то атавистической, ненормальной жестокости, вероятно, унаследованной им от предков со стороны его матери». (Бекетова М.А., 1990). Отец «держал свою жену впроголодь, бил её; это послужило причиной их развода через год после свадьбы. Был в то же время выдающимся музыкантом и тонким стилистом». (Минц Я.В., 1928). Мы встречаемся с редким и парадоксальным сочетанием: «блестящий юрист и музыкант, был клиническим садистом, …окончившим свои дни одиноким неопрятным душевнобольным». (Эткинд А.М., 1996).

Тётя по линии матери пишет о себе: «заболела от истощения, а весной у меня обнаружилось острое психическое расстройство. Вначале меня поместили в клинику душевнобольных...» (Бекетова М.А., 1990).

У матери Блока «замечались странности, которые проявились в четырнадцатилетнем возрасте... В 1896 году... мрачное настроение приняло угрожающие размеры, являя все признаки нервного расстройства. …стали делаться припадки эпилептического характера... Вечная тревога, меланхолия, доходящая до мании самоубийства, и склонность к трагическому восприятию всех явлений жизни - вот картина её тогдашнего состояния... Три раза покушалась она на свою жизнь, но по разным причинам это ей не удавалось». (Бекетова М.А., 1990).

С чего всё начиналось - болезненные симптомы

С детства ребёнок проявлял повышенную нервность и раздражительность, легко возбуждался и также неожиданно становился замкнутым. Имели место эмоциональные нарушения, которые свойственны многим детям, но далеко не у всех выражены в такой сильной степени.

В своих воспоминаниях практически все современники отмечают маскообразность и «неподвижность его лица». У Александра Блока было «лицо без мимики». (Блок Г.П., 1980). Подобная гипомимия является признаком некоторых психических нарушений. Биографы считают, что у Блока в возрасте шестнадцати лет имел место эпилептический припадок (наследие матери?). Но странности сформировавшейся личности были весьма многогранны и без этого приступа.

Женитьба поэта в 1903 г. на Любе Менделеевой, дочери знаменитого химика, не помешала его связям с другими женщинами. Более того, сразу после свадьбы Блок начал рассуждать о том, что им с женой «не нужна физическая близость». Возможно такое странное решение было связано с наличием у него венерического заболевания, которая усугубляла течение тех болезней, которыми он уже страдал: цинги, фурункулёза, сердечного заболевания. А ему приходилось не только заниматься творчеством, но и выступать на литературных вечерах, которые его сильно утомляли.

Так что начав «с философского отрицания сексуальных отношений во имя “белой любви”» супружество Блоков закономерно свелось к серии взаимных измен и последующих конфликтов. По свидетельству близкого друга поэта Андрея Белого, в интимном плане Блок «был извращенец, неспособный на нормальный половой акт, и большой любитель так называемых “ночных фиалок”». (Брачев В., 2007).

Неустойчивость эмоционального фона с возрастом становилась всё заметнее. Супруга Любовь Дмитриевна вспоминала его «смены настроения - от детского, беззаботного веселья к мрачному, удручённому пессимизму, несопротивление, никогда, ничему плохому, вспышки раздражения с битьём мебели и посуды...» (Блок Л.Д., 1980). В последующем отмечались всё более выраженные депрессивные состояния, а с 1911 года начались и приступы алкогольной зависимости, которые выражались в запоях.

В 1913 г. Блок ещё верил, что «чудо-целитель Распутин» сможет излечить его от всех болезней. Но встреча с ним не состоялась, а после убийства «старца Григория» поэт практически отказался от медицинского лечения, положившись на судьбу. Стремление к творчеству уменьшалось, денег на жизнь не хватало, он часто голодал.

Но ни расстройства настроения, ни пьянство, которые нередко бывали и у других поэтов, до определённого момента не мешали гениальному творчеству Александра Блока. До 1916 г. вся личная жизнь поэта состояла из «мистического настроения, тоски и пьянства». Профессор психиатрии Ю.В. Каннабих «ставил в апреле 1917 года Блоку диагноз “нейрастения” и, конечно, предлагал лечение». (Эткинд А.М., 1993).

Некоторые биографы предполагали у поэта наличие сифилиса. Его неоднократно обследовали по методу Вассермана, который выявляет это заболевание, но результаты якобы всякий раз оказывались отрицательными. Тем не менее врачи при лечении Блока «применяли ртуть и сальварсан, которые тогда использовали против сифилиса… Единственное подтверждение сифилиса – дневник с описанием лечения. …симптомы болезни, от которой умер Блок, схожи с третичным сифилисом: постоянные жалобы на озноб, ломоту во всём теле, конечностях, боли в области сердца». (Лурье Л.Я., 2011). Заметим, что развитие сифилиса также сопровождается неврастенической симптоматикой, эпилептиформными припадками и раздражительностью в сочетании с депрессивно-ипохондрическими явлениями. При сифилитическом менингите, кстати, реакция Вассермана может быть отрицательной.

С 1918 г. творчество Блока практически обрывается. Поэт делается замкнутым, им всё больше овладевает тоска и мрачность. Врачи находили сходство болезни поэта с болезнью его матери.  В апреле 1921 г. поэт уже тяжело болен.

Самопрезентация и попытки диагностики

Поэт весьма точно «представил» свою личность окружающим, написав:

«Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковывал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой».
А.А. Блок, 1916

Неопределённость основного диагноза поэта обусловлена до некоторой степени разными мнениями специалистов. «В возрасте около 30 лет у Блока появляются тяжёлые депрессии, а вскоре и бредовые идеи преследования. Он ходил по Петербургу и постоянно чувствовал, что за ним следят. Если случайный прохожий заговаривал с ним, он слышал внутри себя сигнал: “Уходи скорее, добра не будет!” И Блок убегал. …психическое заболевание Александра Блока, унаследованное им от своих родителей и проявлявшееся в мистицизме, депрессиях, раздвоении личности, бреде преследования, не только не мешало ему творить, но и неразрывно сливаясь с его поэзией, оплодотворяло её крайне своеобразными мотивами». (Виленский О.Г., 2002). В данном случае можно думать о галлюцинаторно-параноидном синдроме шизоморфной природы.

Психиатр Я.В. Минц считал, что «Блок страдал эпилепсией, гл. обр., в форме психоэпилепсии. Шизоидный элемент личности, отмеченный ещё с детства, к концу жизни проявился ярче: последние годы Блок стал замкнутым, апатичным и угрюмым. Эти шизоидные черты отразились и на символическом характере творчества поэта». (Минц Я.В., 1928). К эпилептическим чертам характера психиатры относят повышенную педантичность и аккуратность. В этом отношении интересно наблюдение, которое записал в 1919 г. в своём дневнике Корней Чуковский: «Блок аккуратен до болезненности. У него по карманам рассовано несколько записных книжечек, и он всё, что ему нужно, аккуратненько записывает во все книжечки; он читает все декреты, те, которые хотя бы косвенно относятся к нему, вырезывает - сортирует, носит в пиджаке... Блок патологически-аккуратный ч/елове/к. Это совершенно не вяжется с той поэзией безумия и гибели, которая ему так удаётся». (Чуковский К.И., 1991).

Другие продолжают настаивать на сифилитическом поражении мозга. «Поэт страдал той же болезнью, от которой умерли любимые им Ницше и Врубель и которая так страшно воплощает в себе таинственную связь любви и смерти; согласно Чуковскому, болезнь Блока начала прогрессировать сразу же после окончания “Двенадцати”... Блок скоро умер в психотическом кризисе, сравнимом только с ужасным концом Ницше». (Эткинд А.М., 1996).

Последние годы

Разумеется, с годами психическое и соматическое состояние Блока только ухудшалось, так как его заболевания без адекватного лечения могли носить только прогрессирующий характер. Усиливалась раздражительность и утяжелялись депрессивные состояния. Появились странности в поведении, «провалы в памяти, путаница в хронологии».

Во время последнего заболевания «он почти никого не допускал к себе, кроме жены. Резко обострилась его всегдашняя нервность, внезапные перемены настроения, усилились вспышки раздражения. Летели на пол, вдребезги разбивались о стенку пузырьки с лекарствами. Блока стали вдруг приводить в исступление вещи. Он в щепы сломал несколько стульев, разбил кочергой стоящий на шкафу бюст Аполлона». (Турков А.М., 1969). Художник Юрий Анненков вспоминает, как к нему в конце июля 1921 г. «прибежал» литератор С.М. Алянский и сообщил, «что Блок теряет рассудок, и что положение его безнадёжно». (Анненков Ю.П., 1991).

Искусствовед Эрих Голлербах резюмирует: «Было ясно, что Блок болен не только физически, но и душевно, в болезни его было нечто особенно жуткое. Болезнь гения страшнее болезни простого смертного». (Голлербах Э.Ф., 1990). Последние дни поэта были воистину ужасны: он постоянно кричал от боли, которую не уменьшали даже повторные инъекции морфина.

Учитывая длительность – почти на протяжении всей сознательной жизни – психических недомоганий, последние не могли не отразиться на творчестве поэта. «Оптимистические стихотворения у Блока можно пересчитать по пальцам. Большинство же какие-то болезненные или туманно-мистические». (Щербаков А.Ю., 2011). О непосредственном влиянии психических расстройств на творчество пишет филолог Вадим Руднев: «Поэма Блока “Двенадцать”, построенная на смеси восторга и ужаса перед происходящим, революционной маршевой тематики и воровской блатной тональности, представляет собой несомненное реактивно-психотическое образование... Блок не был психотиком, но не случайно именно психотическое или психозоподобное произведение стало наиболее очевидным шедевром в его творчестве». (Руднев В.П., 2005).

Поэтесса Белла Ахмадулина подвела психологическую базу под тайну его личности:
«Всё сказано – и всё сокрыто.
Совсем прозрачно – и темно.
Чем больше имя знаменито,
тем неразгаданней оно».
Б.А. Ахмадулина, 1984 г.

На первый взгляд кажется парадоксальным, что чем больше деталей в портрете Александра Блока, тем расплывчатей получается изображение. Один мазок кистью показывает тонкую любовную лирику, но другой демонстрирует нелепую личную жизнь; ещё один мазок – и мы видим интеллигента, аристократа духа, но следует другой – и перед нами неврастеник, кокаинист и запойный алкоголик; ещё мазок – председатель Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, другой – психически больной человек.
Впрочем, это совсем нередкое сочетание различных, иногда противоположных граней личности у талантливой личности.

Предположительные диагнозы:

Различные невротические (неврастения, ипохондрия) и аффективные (дистимия) расстройства. Последствия подострого септического эндокардита и (возможно) сифилитического поражения головного мозга.


Рецензии
Очень интересно, но вот ещё больший интерес у меня вызвало одно. Согласно моей формуле мышления, что каждый биологический объект воспринимает объективную реальность до уровня ограниченного его не совершенством, как выгляжу я и насколько я дурак? Мне кажется что узнать это хочется каждому. Перед армией меня родители чтобы отмазать от армии зачем то отправили в псих больницу. Я не знаю точно так это или нет, но подозреваю. Психушка для меня была прекрасным местом для новых тем. Тем более что написать о психах, наслушавшись Высотского я честно говоря хотел. И вот целую неделю я выслушивал истории психов, а вторую писал стихи и отшлифовывал их. Одно стихотворение называется - Сегодня праздник в псих больнице- Это была весна 1968 года. Когда я прочитал наконец его, глав врач спросила, а ты в армии хочешь служить? Конечно, отдать долг родине считаю за честь для меня. Пошли сказала она. Я думал переведет меня в палату где поменьше людей, но она повела меня в палату, где лежал я Попросила взять все вещи и повела к проходной. Вывев на улицу сказала: ИДИ служи! Придет время с благодарностью вспомнишь обо мне. В своей жизни мне довелось повторить чудеса Иисуса и объяснить их обычной физикой. Остановить модуль космического корабля людей более высокой цивилизации, побывать на самом корабле, и не просто походить по космосу , а подняться над нашей Вселенной -Метагалактикой. Смотрите рисунок нашей вселенной, сделанный мной с натуры, а так же рисунок девушки ( скорее биофизика) с которой я находился на корабле и которую больше всего запомнил. По возращению на Землю, я познакомился с В.В. Ленским, который работал тогда над книгой -Основы гипер полярности. Так как тогда закончил институт и у меня была готова теория образования материи в пространстве абсолютной пустоты, то посоветовал Ленскому назвать ого книгу -Основы МНОГОПОЛЯРНОСТИ- Собрал многополярную установку и вместе с Ленским провел сотни экспериментов воздействия многополярных токов и сил на материалы и биологические объекты. Удавалось в семь - двенадцать раз ускорять и замедлять рост растений, уменьшать в пять - семь раз колонии микроорганизмов с полным исчезновением их цвета, останавливать дыхание и сердцебиение не регистрируемым приборами излучением и возвращать к жизни этих же животных до семи раз. Даже полностью обескровленную мертвую крысу( Микро хирург надрезал аорту и кровь вытекла) положив в многополярное силовое излучение оживили. Ведя подобные эксперименты вывел формулу жизни: ЖИЗНЬ ЭТО РАСКРЕПОЩЕНИЕ АНСАМБЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЕДИНСТВА БИОЛОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ В ГЛЯР АНИМАТОРНОМ СИЛОВОМ ИЗЛУЧЕНИИ МНОГОПОЛЯРНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЧАСТИЦ ( гляр аниматорное - ослепительно сиять и оживлять) Еще в детстве споря с религиозной бабушкой сказал, что повторю чудеса Иисуса. Слепым возвращал зрение, глухим слух, девочку везли на операцию, врожденный порог сердца. Остановил каталку, провел руками над лежащей девочкой и сказал, послушайте сердце. Профессора послушали, шумов не было. Сделали снимок, отверстие между предсердиями исчезло. Скольким помог нет счета. Денег ни когда не брал. Просто повторял то что делал Иисус. В книге - К истине. За звёздные дали,- описываю свою жизнь с рождения до окончания института. Предсказал в статье - Если завтра война- день когда на Россию прилетят ракеты со стороны Украины. Статью убрали, правильно сделали. Так вот меня интересует - Я ПОЛНЫЙ ПСИХ ИЛИ ЕЩЕ ЕСТЬ НАДЕЖДА, ЧТО ЧТО-ТО МОЖНО ИСПРАВИТЬ? А то звоню на завод, где делают космические ракеты, говорю главному конструктору: Мной разработан прямоточный ракетный двигатель, где давление не 3-5 атмосфер, а 300 - 500 АТИ, с таким двигателем долетите до Марса не за полтора года, а за пару недель. Поработаете вахтовым методом с месяц и за пару недель назад вернетесь... Мне - ДА КТО ТЫ ТАКОЙ??? ДА ОТКУДА ТЫ ВЗЯЛ НАШ ТЕЛЕФОН??? Вот сижу пью чай и улыбаюсь, а может я действительно псих? Будьте любезны! Пожалуйста, ответьте мне!!! Чуть не забыл, моя душа, когда тело было в коме, побывала на том свете. Прочтите стихотворение - Лицом к Богу. - Ну вот так как-то. Пишите профессионально и интересно, но не подумайте что я подхалимничаю. Дурак, так дурак, что тут поделать. Правда десятку девушек и женщин проводил над придатками руками когда у них была овуляция и они беременели и нормально и к тому же нормальных рожали. Да еще чуть не забыл, ещё до армии говорил коммунистам: Придет время и вас будут судить. Когда судили коммунистов, мне позвонили несколько моих друзей, что бы я включил телевизор. Почему был против коммунистов, по тому что ещё до армии ответил на вопрос ЧТО ПЕРВИЧНО МАТЕРИЯ ИЛИ СОЗНАНИЕ. И когда в институте профессор философии, зав кафедры научного коммунизма спросил об этом меня( Скорее чтобы отвязаться от меня) я ответил; Уважаемый профессор! МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И ПО ТОМУ ОНИ ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. Профессор пожаловался на меня в контору, я объяснил конторе, что я прав, а вся Марксистка - Ленинская диалектика, опирающаяся на первичность материи ошибочна. Походили за мной дураком с годик, что искали не знаю. После работ на многополярной установке писал и в КГБ и первым секретарям СССР и Каз ССР в 1986 году ... идея перестройки мышления и государственного аппарата без знаний многополярной диалектики будит со временем принимать всё более криминальную сторону, ибо ни когда задачи требующие в своем решении правил многополярности не смогут быть решены законами бинарных догм. Это всё равно что отобрать у дантиста бор машинку и дав ему отбойный молоток шахтера , заставить его лечить больные зубы. Еще раз прошу. облегчите мне мои мозги, для вас, как понял это проще паренной репы определить Конченный я дурак или есть еще шанс поумнеть? Заранее благодарен за ответ.

Николай Яковлев 4   26.03.2022 16:33     Заявить о нарушении
Уважаемый Николай!По одному письму диагноз не устанавливают. Но оно у Вас настолько подробно в биографическом отношении, что могу предположить, что Вы гиперсоциальная личность со сверхценными идеями. Это по минимому. Насколько я прав, сам не знаю. Это всё очень условно. А про такие "диагнозы", как "Конченнный дурак", забудьте, это глупости. Нравится Вам писать стихи - пишите и оставьте гос. органы в покое. Второй раз такой понимающий и добрый психиатр может и не встретиться...
Удачи Вам!

Александр Шувалов   26.03.2022 17:31   Заявить о нарушении
Уважаемый Александр! Как без органов, если они курировали все мои эксперименты?! Если не кто иной, как контора спрашивала, Вы что против Маркса? Я отвечал Еврею Марксу прежде чем сорок лет собирать биржевые сводки надо было сходить в библиотеку и прочитать статью Моргана - Спекулятивные отношения в промышленности.- Где он матиматически определил закон прибавочной стоимости, а Маркс своё...пролетарии объединяйтесь и всё! А для чего не написал! Они опять допекать, так ты против Эйнштейна? Я отвечал, еврею Эйнштейну, прежде чем утверждать, что скорость света величина постоянная, надо было признаться, что он выдрал кусок из математических преобразований отца физики Лоренца, где скорость света величина не постоянная и может быть от нуля стремиться к бесконечности. Хватит наверно возносить плагиатора, как дерьмо на вилах, да и еврейское правительство СССР пора разогнать! Всё что предсказывала многополярная логика и диалектика сбывается как по написанному. Если народы СССР пытались построить систему социального равенства, так я разве против, наоборот, так наоборот что даже математическую модель готов дать! Звоню Талгату Мусабаеву, Тагат, может ты поможешь определиться с расчетами реактивного двигателя для ракет? Он отвечает, Ты на форум выставь! Талгат говорю, это до того просто, что если мы будим обсуждать на форуме, то наши злопыхатели успеют построить такие ракеты, и тогда не надо будит атомного оружия. Достаточно с сотню таких ракет с простыми камнями весом по две-три тонны поднять в космос и разогнав их всего до 200 км. в секунду ударить по городам России, то от городов даже пепла не останется! Пишу, В.В. Путин и Н. А. Назарбаев, даже представления не имея о многополярной диалектики, только произнося слово МНОГОПОЛЯРНОСТЬ из такого экономического дерьма вытащили и Россию и Казахстан, а люди воют... плохие они!!! Сами то похуже будите, поставь вас на их место... Не правы вы, всё таки я наверно дурак, если не умею приспосабливаться, и заниматься чинопреклонением. Не может же быть, что общество не доросло до элементарных понятий, что если хотите построить нечто новое, то и законы, и подходы к новой теме применяйте другие. К стати, если не верите, что наша вселенная выглядит именно так, как я и нарисовал её с натуры, то это легко проверить. Достаточно сверстать из имеющихся материалов нашу вселенную и окружающее её пространство, то убедятся, что именно так и выглядит. А тогда получается, что отражение под вселенной может появиться только на границе разности плотности материала, а значить мы живём в пространстве наполненном эфиром, до материальной субстанцией, духом ли, черной материей ли нет разницы, главное не в пустоте. Вот вам и бред Эйнштейна о постоянстве скорости света. Всё зависит от материала, сквозь который проходит свет и его энергии. Ну да ладно, не убедили вы меня, а боятся человеку побывавшему на небесах душей, а телом на космическом корабле братанов наших по космосу, видеть как у твоих ног лежит твой дом- НАША ВСЕЛЕННАЯ это просто смешно. Вот вам и еще одно доказательство, разве нормальный человек будит над этим смеяться? А может я и не прав, а все правы. Ну пока. Удачи вам в вашем творчестве. Почитаю у вас еще о психах, может что и про себя найду. Умным то Бог деньги дает, а я хоть и имею культовые камни ( читайте Изумруд Рука Пророка Мухамеда) такой стоимостью, что шаланда Абрамовича сотой доли его не стоит, живу на одну пенсию улыбаюсь и доволен. Ну разве нормальный человек когда нибудь бывает доволен, особенно в количестве денег? Теперь наверное всё!

Николай Яковлев 4   27.03.2022 00:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.