1900. Персональный салон-вагон архиерея Иринея

Вторая половина салона-вагона, предоставленного архиерею Иринею управлением Юго-Западной железной дороги для путешествия из Киева в Екатеринбург, полностью была в его персональном ведении и состояла из двух частей – персональных апартаментов и непосредственно салона (зала для заседаний, приёма гостей, бесед и застолий). Между персональными апартаментами архиерея Иринея и салоном (залом) также была дверь, ведущая в малый коридор к «генеральским апартаментам». Как же здесь всё было устроено и как выглядело?

Малый коридор «генеральского отделения» салона-вагона имел три окна и две двери, ведущие в апартаменты архиерея Иринея. Первая дверь вела в персональный туалет и ванную комнату, вторая дверь – в «генеральское купе», личный кабинет и спальню архиерея Иринея. Левая дверь в малом коридоре вела в общий коридор левой (котловой) половины салона-вагона, к купе спутников архиерея Иринея, к служебным купе проводника, к общему туалету и к кухне. Правая дверь в малом коридоре вела в салон (зал заседаний) и к торцевому выходу из салона-вагона (на площадку перехода между вагонами).

В персональном туалете-ванной салона-вагона справа от двери располагался умывальник со всеми необходимыми полками, шкафчиками, принадлежностями. «Спиной» к непрозрачному окну рядом располагались персональный унитаз и небольшая ванна, также со всеми необходимыми трубопроводами, санитарно-гигиеническими системами и принадлежностями. Ванная позволяла не только сидя принимать горячую ванну, но и обмываться горячей водой из душа (естественно частота использования персональной «генеральской» ванной зависела от запасов и количества воды в салоне-вагоне).

Персональное «генеральское» купе-кабинет-спальня салона-вагона по площади равнялось общей площади служебного купе проводника и пассажирского купе. Здесь располагались: двухместный диван-кровать, под которым находился рундук для личного «генеральского» багажа; шкаф-гардероб для верхней и нательной одежды, головных уборов, обуви и аксессуаров; относительно широкий письменный стол. Рядом со столом было два кресла (рабочие места) – одно перед столом («генеральское рабочее место»), а другое сбоку от стола  (рабочее место секретаря-референта). Из кабинета-спальни отдельная дверь вела непосредственно в соседний персональный «генеральский» туалет-ванную. Вход в салон был из малого коридора.

«Генеральский» салон был самым широким и свободным помещением салона-вагона и имел по три окна с обеих сторон вагона. В торце «спиной» к переборке персонального кабинета-спальни располагался широкий «гостевой» диван. Почти в центре салона располагался большой стол с креслами-местами на 9 персон (по четыре кресла-места по сторонам стола и одно кресло-место в торце стола). За «генеральским» креслом-место в торце стола располагалась дверь-выход, ведущая на площадку между вагонами поезда.

Конструкционные и отделочные материалы для салона-вагона были подобраны такие, чтобы не выделялись какие-либо пахучие или токсические вещества в концентрациях, вредных для здоровья человека, они были стойкими к механическим воздействиям, влиянию света, моющих и дезинфицирующих средств, удобными для очистки от загрязнения. Салон-вагон имел звуко-, вибро- и тепловую изоляцию, обеспечивающую комфортное пребывание пассажиров и гостей во всех помещениях салона-вагона в обычной домашней или служебной одежде.

Переходные площадки салона-вагона были закрытого исполнения, исключающего попадание влаги и грязи внутрь салона-вагона, имели удобные поручни, дежурное и аварийное освещение для безопасного перехода пассажиров и проводников. Дверные проёмы в свету и все двери в салоне-вагоне обеспечивали свободное движение пассажиров с багажом и имели рациональные размеры. Наружные двери открывались с некоторым усилием и имели герметичное уплотнение, исключающее попадание воды и снега внутрь тамбура. Все наружные двери имели специальные запоры, ключи от которых были у проводника. Наружные двери были застекленными в верхней части для обеспечения естественного освещения тамбура и переходной площадки. По обеим сторонам дверного проёма были установлены поручни с высотой над ступенями 850-880 мм. Только двери в купе со спальными полками и туалетов были без остекления, но с встроенными изнутри зеркалами. Максимально застекленными были только двери коридоров. Все двери в салоне-вагоне были оборудованы специальными травмобезопасными ручками для их открытия и закрытия. Двери служебного отделения и проходные двери в коридоре имели фиксаторы удержания их в открытом состоянии.

Рабочий тамбур салона-вагона обеспечивал свободный проход пассажиров с багажом, быструю эвакуацию в аварийной ситуации, имел размеры не менее 2700х1000 мм. В тамбуре была устроена решётка в полу для чистки обуви пассажиров, на торцевых стенах тамбура - ящики для хранения запаса топлива, уборочного инвентаря и другого имущества, а также мусоросборники. Коридоры (проходы) были удобными для передвижения пассажиров с багажом, были оборудованы поручнями и имели ширину не менее 680 мм на уровне локтей или 550 мм по полу.

В коридорах между окнами были развешаны стенды с необходимой информацией и инструкциями для проводников и пассажиров. Окна салона-вагона имели двух-, трехслойное остекление плоским безопасным стеклом, обеспечивали достаточную видимость и естественную освещённость, звуковую и тепловую изоляцию. Стёкла в туалетах были тонированные. Открытие окон обеспечивалось только на 1/3 их высоты с некоторым усилием и с возможностью фиксации раздвижной части на любом уровне. Были в салоне-вагоне и неоткрывающиеся окна  и окнами с открывающимися форточками. Все окна имели гидроизоляцию, не допускающую образование на внутренних поверхностях обледенения и конденсата при относительной влажности воздуха не более 30%.

Котельное отделение салона-вагона (кухни) имело отопительный котёл для нагрева теплоносителя в системе отопления салона-вагона, бойлер для нагрева воды, ёмкость для хранения топлива, измерительные приборы для определения температуры воды в котле и наружной температуры воздуха, график режима отопления салона-вагона. Отвечали за работу котельного отделения проводник и повар салона-вагона. В салоне-вагоне было предусмотрено место для раздельного хранения чистого и грязного постельного белья, объёмом не менее чем при максимальной населённости салона-вагона на весь рейс (путешествие).

Система водоснабжения салона-вагона была оборудована резервуарами для воды, распределительными трубопроводами и водопроводными кранами, изготовленными из латуни. Конструкция системы водоснабжения обеспечивала предотвращение загрязнения в ней воды по мере опорожнения резервуаров, полный слив из резервуаров и распределительного трубопровода и возможность эффективной очистки, промывки и дезинфекции. Резервуары имели указатели уровня воды и устройство с сигналом, свидетельствующим об окончании их заполнения. Водяные резервуары, трубопроводы имели теплоизоляцию для обеспечения предохранения от замерзания в них воды после выключения отопления при температуре наружного воздуха - 10°С в течение 12 часов. Объём резервуаров обеспечивал подачу не менее 30 л холодной и горячей воды в расчёте на каждое место в салоне-вагоне (с учётом наличия персональной ванны). Резервуары заполнялись водой на станциях посредством специальных водозаправочных шлангов.

Температура боковых ограждающих поверхностей (кроме окон) непосредственно в зоне нахождения пассажиров и в служебных помещениях салона-вагона не должна была быть ниже 15°С и не должна быть ниже температуры воздуха в помещении более чем на 5°С. Отопительные приборы в защитных кожухах в салоне-вагоне размещались по длине наружных стен и на высоте от пола, позволяющей производить их очистку. Температура на поверхности защитных кожухов не превышала +55°С.

В салоне-вагоне была устроена естественная и принудительная вентиляция, которая создавала в купе и салоне избыточное давление (подпор воздуха), препятствующее проникновению снаружи дыма, пыли, влажного воздуха. Относительная влажность воздуха в коридорах салона-вагонов колебалась в пределах составлять 15-75%. Система вентиляции была рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. м/ч и зимой не менее 10 куб. м/ч на каждое место в вагоне. При этом концентрация двуокиси углерода в купе не должна была превышать 0,1 об.%. Подаваемый в салон-вагон воздух очищался с помощью фильтров. Однако кондиционеров не было.

Искусственное освещение в салоне-вагоне обеспечивало достаточную освещённость, но не создавало отраженной блёсткости и резких контрастов. Для защиты пассажиров и обслуживающего персонала от воздействия прямых солнечных лучей окна вагона занавешивались матерчатыми шторками. Во всех помещениях салона-вагона было два вида искусственного освещения: рабочее и аварийное. Спальные места пассажиров и обслуживающего персонала имели дополнительно местное освещение, достаточное для ориентации на месте пребывания.

Несмотря на качественную обивку стен шумопоглощающими материалами, шум, биение колёс на стыках ресль и стрелках, а также качка и вибрация от движения поезда в салоне-вагоне были значительными, но всё же, меньшими, чем в обычных вагонах пригородных поездов. Комфортное восприятие вибраций, толчков и рывков салона-вагона обеспечивала мягкая обивка сидений кресел и диванов (кроватей). Путешествовать в салоне-вагоне было несравнимо легче и комфортнее, чем даже в спальных вагонах международного железнодорожного сообщения (малое количество пассажиров).

Подготовка салона-вагона в рейс осуществлялась строго по инструкции и только на станциях. В пути в салоне-вагоне ежедневно поддерживался должный порядок, проводилась трижды в день соответствующая уборка помещений, в том числе и мокрая приборка. Мусор собирался в специальные ёмкости и удалял в мусоросборники, установленные на междупутьях. Выбрасывать мусор на пути, междупутья и другие места, не предназначенные для этих целей, категорически запрещалось.

Для уборки внутренних помещений салона-вагона обслуживающий персонал обеспечивался спецодеждой, моющими средствами, ведрами, ветошью, швабрами для мытья полов, веником, совком, горячей водой. Уборочный инвентарь был промаркирован («для туалета», «для пола», «для полок», «для мусора»). Ведро для мытья полок можно было использоваться и для мытья стен вагона (переборок). Уборочный инвентарь и ветошь после уборки обеззараживался в растворе дезсредства с последующим ополаскиванием и просушиванием. В пунктах формирования (оборота), экипировки и отстоя поездов пользоваться туалетами салона-вагона запрещалось (кроме туалетов замкнутого типа, если таковые были).

Количество постельного белья в салоне-вагоне соответствовало количеству мест в вагоне, исходя из длительности рейса и пассажиропотока (наличия гостей и иных спутников). Комплекты постельного белья исключали возможность его повторного применения. В комплект постельного белья входили две простыни (или одна простыня и один пододеяльник), наволочка (наволочки) закрытого типа, полотенце (полотенца). В комплект постельных принадлежностей входили матрац, подушка (подушки), одеяло (зимнее или летнее). Наличие мыла и туалетной бумаги в салоне-вагоне было обязательным. Качество воды в салоне-вагоне соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде.

В салоне-вагоне обязательно были в комплекте: исправный титан; топливо к титану; чайная посуда, столовые приборы в соответствии с перечнем съёмного оборудования и количества мест в салоне-вагоне; маркированные ёмкости «для мытья стаканов», подносы для раздачи стаканов с чаем и для сушки посуды, посудные полотенца; моющие средства для мытья посуды и моюще-дезинфицирующие средства для текущей уборки вагонов; специальная санитарная (белая) одежда для обслуживания пассажиров продукцией чайной торговли; аптечка для оказания первой помощи, эпидукладка на случай выявления в пути следования больного, подозрительного на заболевание особо опасной инфекцией (противопедикулезная укладка).

Кроме прав комфортного использования помещений и оборудования салона-вагона его пассажиры, даже едущие на «генеральских» местах, обязаны были соблюдать правила поведения и соответствующие запреты. Например, запрещалось: пользование постельными принадлежностями без постельного белья; совместное хранение чистого и использованного постельного белья; уборка использованного постельного белья до высадки пассажира; смешивание постельного беля пассажира с постельным бельём другого пассажира. Запрещалось также хранение чистой посуды, столовых приборов (ложек, вилок, ножей) и продукции чайной торговли не в специальном шкафу служебного отделения (купе проводника). Хранение в этом шкафу посторонних предметов и вещей также запрещалось.

После каждого пользования пассажиром в пути следования посуда многоразового пользования и столовые приборы должны были мыться в специальной промаркированной емкости «для мытья посуды» с применением моющих средств и ополаскиваться проточной водой в моечной ванне. После мытья посуда и столовые приборы должны быть просушены чистым чайным полотенцем насухо. Обработка посудомоечной раковины специальными чистящими и моюще-дезинфицирующими средствами проводилась не менее 4-х раз в сутки путем нанесения средства на увлажненную ветошь или щетку и тщательного протирания обрабатываемой поверхности.

Все услуги, предоставляемые пассажирам в поездке, а также ассортимент реализуемых продуктов питания и напитков были согласованы органами госсанэпиднадзора. На реализуемые в салоне-вагоне кондитерские изделия, напитки, продукты питания, а также применяемые моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу и т.д. также были соответствующие разрешающие документы, удостоверяющие их качество и безопасность для здоровья человека. Кондитерские изделия выдавались пассажирам только в мелкой расфасовке. Раздача чая, кофе, кондитерских изделий, готовых кушаний и блюд производилась проводником или обслуживающим персоналом только в специальной одежде (куртка или передник), предназначенной только для этих целей.

Отдельные строгие требования предъявлялись к кухне и столовой (салону) салона-вагона, но эти подробные сведения важны для другого повествования. В этой новелле автор поведает только о некоторых требованиях к кулинарной обработке  пищевых продуктов и реализации готовых блюд в салоне-вагоне.

Ассортимент блюд меню салона-вагона и реализуемой пищевой продукции обязательно согласовывался с органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Пища на кухне салона-вагона готовилась небольшими партиями, раздача горячей пищи производилась непосредственно с плиты. Запрещалось смешивание свежеприготовленной пищи с остатками от предыдущего дня и пищей, приготовленной в более ранние сроки того же дня. Кулинарная обработка пищевых продуктов производилась в соответствии с требованиями действующих санитарных правил. Технологическая обработка сырых и готовых продуктов производилась на разделочных досках в строгом соответствии с их маркировкой.
 
Отварные мясо и птица, порционные для готовых блюд, перед отпуском подвергались повторному кипячению в течение 20 минут и находились в кипящем бульоне на плите в течение всего периода раздачи блюд (2-3 часа). Овощи, фрукты, ягоды для использования в свежем натуральном виде перед подачей промывались проточной питьевой водой. Очищенные овощи и зелень тщательно промывались холодной питьевой водой. Очищенный картофель, во избежание потемнения, до термической обработки хранился в клубнях в холодной питьевой воде. Пища должна была быть приготовлена не ранее чем за один час до раздачи. Срок реализации готовой пищи - не более трёх часов. Температура первых блюд должна была быть не ниже +75°С, а вторых блюд - не ниже +65°С, салаты и холодные закуски подавались в период не более чем 4 часов с момента их изготовления, бутерброды - 2 часа.

Готовая пища пассажирам в купе и в салон-столовую доставлялась в судках-контейнерах, предварительно вымытых и ошпаренных кипятком; хлеб, столовые приборы - в корзинках покрытых чистыми салфетками. На кухне салон-вагона не разрешалось приготовление студней, заливных, паштетов, макарон с мясным фаршем, блинов с мясом, творогом, кремовых кондитерских изделий. Блюд из субпродуктов I и II категории и ливерные колбасы не разрешались, но разрешалось использовать говяжий язык. Качество готовых блюд перед раздачей проверялось самим поваром, а также специально назначенными для этого спутниками главного пассажира («генерала») с записью в бракеражном журнале кухни салона-вагона.

Все пассажиры и обслуживающий персонал салона-вагона обязаны были соблюдать чистоту рук, лица, тела, одежды, коротко стричь ногти; носить только чистую одежду, меняя ее по мере загрязнения (не реже 1 раза в 2 дня); не пользоваться булавками для закалывания одежды; не хранить в карманах халатов и курток булавки, зеркала, деньги, сигареты и другие предметы личного пользования; после посещения туалета мыть руки с мылом; после проведения уборки в купе или помещении обрабатывать мыть руки; не курить и не принимать пищу в моечном отделении и на кухне; не стирать и не сушить в салоне-вагоне одежду и полотенца в не отведённых для этого местах; соблюдать установленный порядок и чистоту, класть мусор только в специальные мусоросборники. Ответственность за соблюдение пассажирами установленного порядка в салоне-вагоне была возложена на главного пассажира («генерала»). Отвечали за соблюдение служебного установленного порядка в салоне-вагоне проводник и повар.

Вот в таких условиях и в таком салоне-вагоне в мае 1900 года путешествовал по российским железным дорогам архиерей Ириней со своими спутниками, среди которых был 132-летний алтарник-пономарь Василий Никитович Максимов. Все технические данные, указанные в новелле соответствуют санитарным правилам по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.2598-10 с изменениями и дополнениями № 1 к СП 2.5.1198-03, зарегистрированными в Минюсте РФ 20 апреля 2010 г. Регистрационный № 16931. Автор намеренно использовал этот акт, так как санитарно-гигиенические требования обеспечения комфорта и здоровья пассажиров и обслуживающего персонала пассажирских вагонов, по сути, не изменились с 1900 года по сегодняшний день.

На картинке: 1900. Интерьер купе, салонов и салон-вагонов императорского поезда Николая II. Эти интерьеры, планировка, оформление и оборудование дают представление о подобных интерьерах и комфорте служебных салон-вагонов управления железных дорог Российской империи XIX – XX веков. Российский император Николай II вплоть до 1905 года пользовался поездами, построенными по приказу его отца – Александра III. Император Николай II часто ездил по стране, поэтому на каждой железной дороге были созданы свои царские железнодорожные составы. К 1903 году парк императорских поездов состоял из 5-ти составов. Первый – это «Императорский поезд Николаевской железной дороги для путешествий вдовствующей императрицы Марии Федоровны» с вагонами на четырёхосных тележках. Состав включал 10 вагонов. Второй – «Собственный Его Императорского Величества» для дальних путешествий по России, сданный в эксплуатацию в 1897 году, на четырёхосных тележках. Третий – «Императорский поезд для заграничной колеи», вошедший в строй в 1894 году, состоял из 11 вагонов на четырёхосных тележках. Четвертый – «Пригородный Императорский поезд» с трёхосными вагонами для путешествий в окрестностях Санкт-Петербурга, включавший 13 вагонов. Пятый – «Императорский поезд Курской железной дороги для путешествий иностранной и местной знати» из 16 трёхосных вагонов. Современные салон-вагоны РЖД спланированы, оборудованы и укомплектованы почти точно также, но с применением современных средств, материалов и оборудования. Источник фотографий: «История императорских поездов России». Сайт: Инновационный дайджест).


Рецензии