Глава 2. На неприступной косе

 
http://proza.ru/2020/06/02/623
   
Рассказ написан для участия в конкурсе Владимира Пастернака "Морские истории 3"  http://proza.ru/2020/06/28/1213 как вне конкурсное.



Ждать — мучительно. Забывать больно. Но худшее из страданий — не знать, какое решение принять.
Пауло Коэльо


       И так в 19-00 01 декабря 1989 года Баржа оказалась на песчаной косе, разделяющей реку и море, шириной около 250 метров на расстоянии 300 метров от устья. Как только Николай пришел в себя после случившегося он начал думать, что делать дальше. Корабль молчал, видимо командир, еще не принял решение или ждет доклад старпома. А может о случившемся командир доложил в дивизию, а он по документам должен был сделать это сразу, и теперь ждет ответа с дивизии. Время вечернее, командование по домам, либо ужинает, либо отдыхает. Оперативный, наверняка не хочет беспокоить. Надо осмотреть личный состав, в явочном порядке убедиться, что все на месте.

       Николай вспомнил рассказ одного ветерана, как на направлении Невельском нес службу  Малый охотник Корсаковской бригады. Один матрос пошел по нужде на ют оправить естественные надобности, гальюна на корабле не было, оправлялись по нужде, сидя на корточках держась за леера. На ходу ночью один матрос выпал. Он доплыл до берега пришел в ближайший пункт милиции. По обходным каналам связи позвонили оперативному дежурному, стали уточнять есть ли матрос  с такими-то  данными. На корабль пришел запрос, есть ли такой матрос на борту. Командир ответил, что есть, отдыхает после вахты. Последовал ответ. Потом еще один запрос. В конце концов, разобрались, но шуму было много.
      —Бондаренко, пусть все кто на борту подойдут, соберутся возле рубки на аппарели,— через минуту все стояли на месте.
      —Все здесь кроме Горбача.
      —Да проверьте как он там, в кубрике после купания, — через некоторое время
      — Спит!
      — Правильно, матрос спит, служба идет. — Николай осмотрел присутствующих матросов, прапорщиков и мичмана. Убедился, что они все целы и здоровы и начал речь.
      — Товарищи! Я буду краток. Я очень рад, что вы все на борту,  целы и здоровы и пока бодры. Нас выбросило на необитаемую косу. Разделяющая нас река выпадает из большого озера, сообщения между поселком нет. Таким образом, коса необитаемая. Раньше озеро было частью океана, а потом косу намыл океан. Вот на ней мы находимся. Наша задача выжить. Корабль я думаю, долго рядом стоять не сможет по погоде, как видите циклон подошел, работает. По его милости мы здесь. В поселке есть застава, я надеюсь на её помощь. Это при условии, что в поселке есть плавсредство. На корабле сейчас ужин. Будем ждать, когда командир выйдет на связь. Теперь давайте определимся у кого, что есть съестного и питьевого.
        —Товарищ капитан 3 ранга у меня есть два хвоста соленых горбуши, пол булки хлеба и фляга с пресной водой.
       —Молодец Ляшук, не зря три года прослужил,  —  еще, у кого что есть.
       —Деликатесы, которые купили в магазине, что заказывал командир корабля: две палки колбасы сервелата, две банки компота ананасового, банка кофе, пакет пряников, пачка конфет, две банки икры красной по  150 грамм там еще что-то, не помню надо посмотреть, — поделился информацией отрядной прапорщик пограничник.
      —Еще, у кого что?
      —Есть удочка и спиннинг, сигареты, спички,— поделился матрос рулевой из команды баржи.
     —Наша задача — не замерзнуть! Погода ветер северный- до 20 м/с, температура -1С. Это по ветро-холодовому индексу, как -10С. Я думаю, что ветер, волна, снег будет усиливаться. Потому Ляшук набирай топливо в обрез, ветошь, зажигай костер в обрезе, возле аппарели, подальше от топливной цистерны. Будем греться от костра, и заодно как опознавательный огонь будет.
       —Второй первому,— ожила рация
       —Ответил второй, прием!
       —У аппарата командир. Мех! Слушай внимательно. Чтобы не замерзнуть жгите топливо, только возле аппарели. Все, что, купили мне в магазине, можете употребить в пищу. Мы будем уходить, уйдем укрываться в Анадырский лиман от Северного ветра. Вас заберет начальник заставы, будете жить у него, пока мы не вернемся. Теперь главное: Отдайте якорь на барже 15 метров, отнесите на середину косы и закопайте метра на полтора. Воду из дизеля слейте. Когда будете готовы, доложите.
       —Первый второму! Ответил!
       — Вопрос. Когда нас заберут?
       — Ждите! До связи!
       — Можно и подождать, если есть чего ждать.  До связи!
       Зажгли костер, но он приносил мало тепла, хотя  не позволял замерзнуть, при этом издавал страшную копоть и неприятный запах. Мотористы положили на обрез, неизвестно каким образом, оказавшийся на барже кусок рельсы. Он нагрелся и стал излучать тепло. Пользы от костра стало больше.

        Команда баржи выполнила то, что приказал командир корабля. Это заняло около часа. Николай доложил, что все приготовления выполнены, команда готова к эвакуации. Началось время томительного ожидания.

         Николаю приходилось уже жить сутки на барже, сидя на мели, на камнях ожидая прилива, но тогда было лето. Возле моря всегда холодно, сейчас же холод был пронизывающим, одежда была мокрая. Осталось только трусцой бегать по аппарели, останавливаться подходить к куску рельсы, греться, потом опять бегать, как герой известного фильма Рязанова.

         И надо было ждать. Уметь ждать и терпеть. Иногда терпением и выжиданием можно добиться большего, чем действиями. Надо уметь созерцать, каждый предмет воспринимать в пространстве и времени.

         Между делом в дивизии уже командир был в курсе, что на корабле транспортного дивизиона баржу выбросило на берег. Командир Дивизии адмирал Свистунов  позвонил  командиру транспортного дивизиона. Дал команду во всем разобраться и доложить.  Само по себе даже касание грунта кораблём либо катером и другим плавсредством является навигационным происшествием, а  выброс на берег корабля или катера считается уже катастрофой, но так как баржа предназначена для подхода к берегу, флагманский штурман предложил не считать это ни навигационным происшествием, ни катастрофой. Соответственно потом никакого расследования не было. А зря, надо было бы посерьезней относиться к транспортному дивизиону, может это позволило бы предотвратить гибель пограничников в Устье реки Камчатки в будущем. В процессе всей этой истории было установлено, что песчаная коса, на которой была выброшена баржа, постоянно меняет свой размер и выход в море, то есть устье реки постоянно меняется. Когда корабль по запросу дивизии нанес место на карте, где застряла баржа, пришел ответ, что в этом месте океан.

        Начальник заставы появился около полуночи. Он шел по косе в плащ-накидке с фонарем летучая мышь, высокий в капюшоне, стройный как кипарис, уверенным размашистым шагом как на параде. Он владел обстановкой. Был старшим на этом участке планеты.
       — Простите, что долго заставил ждать. Хозяин баржи был, выпивши, долго пришлось приводить в себя,— начал извиняться начальник заставы,— а других вариантов не было.
      — Ничего, ничего, главное, что вы здесь, ну что пошли, мы давно готовы к эвакуации.

        Никто не мог наблюдать, как по косе двигались темные тени моряков пограничников, 13 военнослужащих. Корабль уже входил в Анадырский лиман. Ноги путников вязли в гальке, от ходьбы они согрелись,  настроение было бодрым. Наконец- то они спасены, будут в тепле и накормлены.

         Вскоре появилась плавсредство, это была баржа,  такая же, как оставленная на косе, Славянского завода постройки в Приморском крае. Команда переправилась в поселок, через час уже были на заставе. Начальник заставы накормил команду  горячей кашей, напоил чаем. Уложил спать. Старшему баржи капитану 3 ранга Николаю Сычеву была предоставлена комната замполита заставы, который находился в отпуске. Остальные гости были уложены спать в казарме заставы.

         В комнате замполита было очень тепло. Николай  снял с себя одежду, уложил сушить на батарею. Он долго не мог уснуть после пережитого, впрочем, он всегда плохо засыпал на новом месте.

        После пережитого, никто из группы, которая была на барже, не заболел.

Продолжение следует.

               http://proza.ru/2020/06/04/589


Рецензии
Слава Богу, что удалось эвакуироваться на заставу. Теперь хоть в тепле будет команда. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   21.10.2020 15:04     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.