Пандемия против теизма
Если присутствующий в нашем земном мире Святой Дух,
как вербально утверждается в доктрине теизма, осуществля-
ет своё присутствие во благо человечеству, а не как караю-
щий меч за его грехи ещё здесь при жизни людей; тогда
возможно ли логику происходящих событий выстроить в
оправдании их, как блага?
В контексте теистских представлений Бог не только творит
мир в акте свободной воли, но и продолжает свою актив-
ность в сотворённом мире, в связи с чем для теизма харак-
терна идея провидения, т. е. признания перманентного при-
сутствия в мире разумного Божественного вмешательства,
обеспечивающего наибольшее благо творению.
Иными словами весь диапазон природных явлений, от кли-
матических и тектоники земной коры, до микробиологичес-
ких процессов зависит и происходит с непосредственным
участием воли Творца. Если же события планетарного мас-
штаба происходят с завязкой на волю человека, тогда ана-
лиз происхождения их причин имеет иной вектор и обосно-
вание. Хотя, безусловно, связь явлений существует, но тема
эта другая.
Что же мы имеем на сегодня. По логике библейской исто-
рии разбушевавшуюся в наше время вирусную пандемию и
захватившую весь мир, безошибочно можно ставить в один
ряд с ветхозаветными катастрофами. Пафос тот же, возмуще-
ние Божественного сознания против падшего человечества
и как следствие жестокая кара, но во благо и спасение душь.
В чём здесь прослеживается схожесть и единство?
Прежде всего, в размерной категории события мирового
масштаба. Затем в проявлении гордыни и грехопадения,
как большинства обычных людей, так и церковного клира.
Но самое главное в едином Божестве.
Тогда, что можно сказать, о различии в ситуации происходя-
шего с сюжетом Библии?
Во-первых, что сейчас идёт время Нового Завета, где тем
же Богом и жертвенностью отданного им Сына, за грехи
людей, как результат этой жертвы, была объявлена эра
любви. Которую Бог дал не только в ветхозаветной радуге,
но и в Благовесте новой заповеди о любви к Нему и ближ-
нему.
В связи с этим возникает алогизм ситуации, когда по факту
необходимости, он открывает несоответствие теистической
доктрины, отношения Божества к своему творению.
Ведь если воспринимать пандемию, как кару за грехи ещё
при жизни людей, а увещевания священства не посещать святые
храмы во спасение от этой кары; тогда возникает вопрос,
что здесь истина? И правоверно ли поступили христиане,
закрыв на карантин главную святыню своей веры, храм
Гроба Господня.
Присутствие и устремление верующего к святости обители,
где по его убеждению, в соответствии с таинством религиоз-
ного канона, а так же в соответствии с парадигмой филосо-
фии теизма, творится Евхаристия и присутствует Святой
Дух – или бегство от Него – вот, что со скрежетом обнажа-
ет условность доктрины и боль сердца верующего человека.
Здесь можно рубануть, что называется с плеча.
Если Господь наказывает тогда, от Него, уже ни куда не убе-
жишь. Но вопрос в другом, может ли Бог Сам нарушить
данный Им Завет любви и при том, нарушить его совместив
Своё присутствие в храме с заразой вируса? И разве может
под страхом смерти от болезни положительно сработать
дисциплинирующий фактор на исправление. Нет, всё челове-
чество, в содружестве всех конфессий, не стало на общую
молитву в покаянных словах. Однако на противодействие
пандемии, что опять же с позиции теизма пришла не без
участия Творца, люди бросили гигантские силы и финансо-
вые миллиарды для изготовления вакцин и препаратов лече-
ния. В (СМИ) и интернете гудит оголтелая дискуссия и
провозглашаются фантасмагоричные предположения о чипи-
зации людей через вакцину и технологии (5-G). Священство
запуталось в противоречивых проповедях на разные лады и
позиции. Звучат упрёки и обвинения уже не только светским,
но и церковным властям. Появляются примеры отречения
от духовного сана и разрыва связей не только церковных,
но и с православием вообще. Московский патриархат испы-
тывает явные затруднения в работе с епископатом и серьез-
ные финансовые проблемы на местах в приходах.
Но в том, что сейчас происходит в умах людей, нет ничего
удивительного, прежде всего с позиции психологии. Однако
происходящее в умах с позиции религиозной говорит лишь
о том, что теизм трещит по швам и при том по
самым главным, связующим его швам, утверждающим активные
отношения очеловеченного Бога с природой и человеком.
Может ли максимально персонифицированный Бог теизма,
воспринимать смерть человека, как благо при отношении
к нему с любовью Его Нового Завета?
Наберусь смелости сказать, что не знаю. Но точно
знаю другое, что люди никогда, благом, это не воспримут.
Возможно, за исключением отдельных ортодоксально мыс-
лящих, но никогда в умах простых людей. И если слова,
Иоанна Богослова считать за Откровение конца, тогда
Апокалипсис теизма, прежде всего, пожирает сам теизм.
Этот конфликт человеческого ума с Богом может быть
вечен или теизм уйдёт с арены человеческой истории.
В развитии темы необходимо добавить оценку главной
ошибки, которую издревле совершили люди, приняв за при-
чинность всех происходящих с ними событий, и особенно
стоящих на грани жизни и смерти, как волю стоящих над
ними высших сил Божества. Бог забирает душу, но не ди-
рижирует смертью, коей дирижирует природа и причинно-
следственная связь. И неважно кого они ставили хозяином
своих судеб, мёртвого деревянного или мраморного идола
называя его Марсом, Перуном и Афродитой или живого
истинного Бога, наделяя Его Святым Духом.
Потому, что сущность позиции порождала ошеломляющие
по своему цинизму отношения среди самих себя, выстраивая
их на лицемерии, ханжестве и лжи. Это привело к постоян-
ной спекуляции в отношении понятия Божественной воли
со стороны священства всех рангов и званий, а так же и
политиков в отношении между государствами. Это пол-
ностью запутало понимание людей, в отношении ответствен-
ности за свои поступки, мерилом которых стало не стрем-
ление к совестливости при их исполнении, а страх перед
наказанием Божиим и возможность оправдания себя, что на
всё Его святая воля. В итоге, взятое всё вместе, изуродова-
ло историю человечества и факт такого уродства отрицать
невозможно.
Закончить это небольшое эссе хотелось бы некоторыми
добавлениями, в критике теизма, чисто теоритического плана.
Безусловно, феномен теистических религий создал культуры
и цивилизации так же, как и нашу современную. В разных
конфессиях, у разных народов, существуют сотни тысяч ес-
ли не миллионы рукописей, книг и художественных произ-
ведений. Существует огромное количество легенд, преданий,
обрядов и даже законодательных актов, исходящей основой
которых являются религиозные принципы. И конечно глав-
ным столпом этой мировой парадигмы являются церкви,
численность, которых если учитывать все конфессии основ-
ных религий и религиозных направлений, трудно даже опре-
делить. Однако, до сих пор, существует ещё и языческая
вера со всеми её национальными и историческими атрибу-
тами шаманства. Поэтому, как то не вяжется считать, что
три основные книжные религии, иудаизм, христианство и
ислам, доминируют или довлеют над остальным миром.
Тем более если учитывать численность населения стран
востока таких, как Китай, Индия, Монголия, Тибет, Япония
и островные государства Океании, где обобщённо говоря
религиозные представления совершенно иные.
Отсюда высокомерный апломб, коим явно прибаливают ос-
новные религии на претензию мирового доминирования, ни-
какого основания не имеют.
Но если христианство, иудаизм и ислам имеют определён-
ную мировую масштабность на основе философии теизма
тогда, как под постоянным контролем и бдительностью
Бога они умудрились духовно изуродовать огромную часть
человечества?
Здесь уместно привести слова из Евангелия от Марка, (8.36.)
где Христос своим ученикам говорит, – «Ибо какая польза
человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей
навредит».
Толковое значение Его слов, в применении их к усилиям
религиозных конфессий, на желание приобрести мировое
господство и авторитет влияния, полностью разбивает ре-
зультат их усилий, если учитывать духовное состояние
церковного клира, и современного общества. Построили
храмы, приобрели богатства, немало монастырей утопают
в роскоши, священство имеет власть и влияние, а души
изгадили.
Человечество изначально ошиблось в определении своего
статуса, своего места в отношениях с Богом. Оно «тянет
одеяло на себя», но какое право человек имеет, по своему
измышлению считать, что его ничтожная персона, да ещё
если нравственно падшая, в своих желаниях и делах
должна иметь значение в сознании Бога, как Абсолюта?
И как бы это не декларировалось в системе теизма, логи-
чески соотнести и сопоставить категорию трансцендентного
Абсолюта с личностью человека, при том в необходимой
для Бога, а не для человека связи, невозможно.
Это положительно невозможно уже потому, что человек не
обладает в своём сознании такими качествами психики и
физиологией физических чувств, чтобы он мог восприни-
мать вне мировую Сущность Божества.
Такая позиция не утверждает пассивность Творца в отноше-
нии к миру, но только потому, что мир был Им сотворён,
и не отрицают веры человека в Божественную Любовь и
Благо, но отрицает присутствие Бога в любой религии
мира, по крайней мере, в том плане, как это ими приподно-
сится. Такое утверждение не противоречит и не опровергает
акта Боговоплощения так, как Сын Божий пришёл не в
иудейство и не в христианство, а в мир человеческий. Хотя
реальность этого события всегда останется актом веры, име-
ющим определённую метафорность и образность в сознании
человека. В параллель этой темы можно задаться вопросом,
а где был Бог, когда не было религий? Ответ один – в соз-
нании и разуме человека. Но понимать это бытие, думается,
нужно не как Его сущностное причастие к разуму, а как
осознание информации о Нём. Что конечно не наделяет
сознание трансцендентным свойством или святостью, в рели-
гиозном понимании.
Более глубокий анализ этого вопроса можно посмотреть в
статье на моей странице портала Проза. ру «Мысли на
встречу деизму».
Далее необходимо показать, как с позиции опровергающей
теизм, но одновременно не отрицающей причастность Творца
к динамике развития природы, можно объяснить присутствие
Его воли в нашем земном мире. Собственно, это являет со-
бой главную тему противостояния двух философских пара-
дигм в отношении их к религиозному мировоззрению.
Попробуем разобраться в этом на примере христианства.
Произнося слова основной молитвы «Отче наш», мы утвер-
ждаем своё желание, чтобы воля Отца Небесного была, как
на небе так и на земле. Однако если вникнуть в сущнос-
тный смысл этого желания, то оно является бессмысленным
уже потому, что без какой либо просьбы и нашего желания
воля Бога всегда присутствует в нашем мире с момента
нулевого времени при сотворении бытия. Токая позиция
утверждает и объясняет, что импульс волевой силы Творца
вложен в каждую микрочастицу материального мира, от
атома и электронов с его ядром до полной молекулы ве-
щества, а физические законы существования и движения
материи соответствуют Его желанию.
Отсюда природа мира и земли имеет вечную динамику раз-
вития по причине единожды вложенного в неё силового
импульса Божественной воли. В тоже время ни одна части-
ца материи не обладает сущностным присутствием Абсолют-
ного Ничто так, как это присутствие определяло бы мир
Вселенной, как Бога. Тогда философия такой логики относи-
лась бы уже не к теизму, но являло бы собой пантеизм, в
сторону которого существует своя критика; где выдвигается
главный постулат о трансцендентности и о том, что Бог это
другое в отношении к существующему бытию.
Творцу нет нужды занимать своё внимание на бесконечное
дробление и череду природных событий, то поднимая бури
в океанах или производя землетрясения и извержения вул-
канов или отнимать воду и давать земле засуху или наобо-
рот посылать потоп и наводнения. И в этом калейдоскопе
самостоятельного движения природных сил, обитает и жи-
вёт человек, как часть её самой. А его жизнь физическое
состояние и судьба, по причинно-следственной связи, собст-
венно и зависит от вложенной в природу воли Творца.
Поэтому Бог не раздаёт и не определяет индивидуальных
сроков жизни каждого человека. Акт рождения жизни или
её конечности в смерти любого живого существа на земле,
как и человека, встроен волевым желанием Творца в сво-
бодное движение сил природы. Однако Бог, по логике от-
ношения к своему творению, не проявляет прямой актив-
ности, но и не находится в полном покое так, как причин-
ностью активности является Он Сам в Себе. Творец
не встраивает Себя в процесс жизни и смерти, чем ведает
слепая природа, но сознание ушедшего, принимает в
Свои пределы, как душу человека. Вот примерно так
можно объяснить соотношение Божественной воли с развитием
земной жизни.
И последнее.
В одной из лекций, известного сегодня профессора богосло-
вия Алексея Осипова, по теме философия деизма и пан-
теизма, он делал основное ударение на то, что деизм
не является религией. Лекция строилась на том, что деизм
не несёт в себе духовной нагрузки и смысла, являясь
как бы некоей бессмыслицей и продуктом интеллектуального
мусора. Позволю себе, не согласится с его выводом
так, как деизм, прежде всего не отрицает Бога, как
Творца бытия.
Во-вторых, в философии этой парадигмы не утверждается
отсутствие блага и любви в Творце.
В третьих, в своей системе координат деизм приходит к
идее об ограниченности познавательных возможностей ра-
зума и необходимости – при постижении Бога подкрепления
рациональных усилий интуитивным «одобрением сердца».
О чём пишет в своих трудах Жан-Жак Руссо.
Деизм категорически не отрицает нравственных и этических
законов и определяется, как религия знаний.
Необходимо сказать ещё о том, что доктринальный смысл
философии деизма содержит в себе позицию, определяю-
щую перспективы вечности бытия.
Но даже если постулаты деизма не считать религией, в
чем можно с определённой позиции согласиться, тогда воз-
никает вопрос, может ли Бог существовать без религии?
Безусловно – да. Но ведь и религия, как показывает
наша современная жизнь, может существовать без Бога.
Итог подводится тем, что придёт время и теизм в религиоз-
ном мировоззрении, безусловно, закончит своё существова-
ние. Разум и совесть человеческая проснётся от религиозно-
го мракобесия и страха Божией кары, от глупостей извра-
щённых и уродливых понятий. С этим восторжествует ду-
ховно чистый разум с чистым отношением к Богу и людей
друг к другу.
Если меня спросят, какова будет основа и причина такого
пробуждения? Отвечу довольно просто.
Человечество создано по образу и подобию Бога и как бы
оно ни падало в своей истории, у большинства людей
стремление к любви, благу и красоте, к истине и знаниям,
жертвенности и справедливости, заложенное в них Творцом
– неуничтожимо!
Но произойдёт это не завтра с утра.
_______________________________
2020 год
Свидетельство о публикации №220060401033
Современного уровня наука и техника достигла за пятьсот лет. Следовательно у просвещенных язычников, к достижениям которых пришлось Возрождаться, чтобы окончательно не захлебнуться в испражнениях средневековья было целых три срока по пятьсот лет для равномерного развития, и еще один такой отрезок до современности. Трудно представить каких научных, моральных и нравственных высот достигли бы потомки европейских язычников воспитанных на эволюционировавшей философии своих предков.
Радиомир Уткин 04.06.2020 16:14 Заявить о нарушении
Однако хотелось бы внести некоторую ясность. В своём эссе, я писал не
об истории философии, этики и науки, а коснулся психологии верующих
людей. Которая хотят они этого или нет, но связана с философской пара-
дигмой теизма подошедшего, в моём понимании, к черте собственного само-
уничтожения.
В своём мировоззрении, я давно пришёл к основе деизма где ничего не
выдумывается, не "притягивается за уши" и не сочиняется какой-либо кон-
кретной чепухи, а главное выстраивается в ясную и понятную логику
объясняющую отсутствие прямого отношения Бога и человека.
Успехов Вам Во всём.
Владимир Ращин.
Владимир Рощин 06.06.2020 22:33 Заявить о нарушении
философия, но как системное мышление проявлял себя ни чуть не менее
чем в книжных религиях. Только в более раздробленном, состоянии много-
божия.
Владимир Рощин 06.06.2020 22:45 Заявить о нарушении