У. Шекспир. Монолог Гамлета. Акт IV, сцена IV

Всё, что вокруг я вижу, мне велит
Скорее мстить. Но человек ли тот,
Кто только есть и спать имеет целью?
Животное, не более того.
Наверно, тот кто в нас вложил способность
О прошлом помнить и смотреть вперёд,
Не зря нам дал богам присущий разум,
Который оставлять нельзя без дела.
Животная беспечность иль напротив
Излишние исканья и сомненья —
Вредны для наших замыслов и планов.
В раздумьях тех содержится лишь четверть
Полезных мыслей, остальное — трусость.
Зачем твердить: «Я это должен сделать»,
Хотя на то есть воля и возможность?
Вот мощную, огромную армаду
Ведёт юнец, честолюбивый принц.
Беспечно насмехаясь над судьбой,
В заложники взяв смертные творенья,
Он сгубит войско ради пустяка.
Велик лишь тот, кто без большой причины
Не шелохнётся даже, но когда
Задета честь, — пусть повод просто мелочь, —
Он будет биться. Ну а как же я?
Бездействую, когда отец убит,
Мать опозорена, а разум мой
И кровь бурлят от гнева: просто сплю.
К тому же горько видеть двадцать тысяч
Приговорённых к смерти, что идут
В могилу, как в постель, чтоб умерев,
Добыть пустую славу гордецу,
Потешить прихоть... А на том клочке
Для битвы места нет и для могил…
Жестоким буду в помыслах своих,
Иначе, вижу, пользы нет от них!


Рецензии