Блок. Распутья. Краткое содержание

                «Распутья» – конспект

     1. Я их хранил в приделе Иоанна – Она дала царственный ответ
     2. Стою у власти, душой одинок – сомнения о сути владычества над земной красотой
     3. Еще бледные зори на небе – горькие воспоминания о сладости мистического лета
     4. Я надел разноцветные перья – недоверие внешних к тому, что он готов к свершению
     5. Песня Офелии – Офелия опять переживает предательство Гамлета
     6. Я, изнуренный и премудрый –  отринув гордыню, герой склоняется перед Тобой
     7. Жарки зимние туманы –  Златокудрая предупреждает, что он обманут “телесным”
     8. Я буду факел мой блюсти –  западня соловьиного сада
     9. Мы всюду. Мы нигде. Идем…  – они, вдвоём идут сквозь сумрак Всего   
     10. Я смотрел на слепое людское строение…  – опять пришедший летний кошмар 
     11. Царица смотрела заставки …  – взгляд на мир «Северной симфонии» Андрея Белого
     12. Вот она — в налетевшей волне …  – мир камышовой заводи
     13. Все кричали у круглых столов… – кошмар, напоминающий сон Татьяны Лариной
     14. Покраснели и гаснут ступени … – видение храма любви
     15. Я искал голубую дорогу … – каменные дороги, приведшие к Тебе
     16. Мы отошли — и тяжко поднимали… – Твой сон «обо мне».
     17. Она ждала и билась в смертной муке … – два голоса – умирающий и      весенний
     18. Запевающий сон, зацветающий цвет … – сон из мистического лета
     19. Целый год не дрожало окно … – видение осенних похорон
     20. Здесь ночь мертва. Слова мои дики … – мертвая ночь
     21. Я к людям не выйду навстречу … – намек на усталость от ноши миссии
     22. В послании земным владыкам … – отказ от пути Моисея – говорить с фараоном
     23. Здесь память волны святой… – прежнее названо ложью
     24. Потемнели, поблекли залы … – мир «Северной симфонии», предчувствие ухода Тебя
     25. Старуха гадала у входа… – проявление истинного лица гадалки
     26. Погружался я в море клевера … – цветущий луг среди зимы
     27. Зимний ветер играет терновником … – жестокий романс
     28. Снова иду я над этой пустынной равниной … – приступ тоски
     29. Всё ли спокойно в народе… – предчувствие катастрофичного будущего
     30. Дела свершились … – мир у разлива рек, противоречивое ожидание тебя
     31. Мне снились веселые думы … –  счастливое пробуждение в мире у разлива рек
     32. Отворяются двери — там мерцанья… –  весенняя эйфория
     33. Я вырезал посох из дуба – ворота терема открылись
     34. У забытых могил пробивалась трава – «пророчество» на грани свершения
     35. А.М. Добролюбов (Из городского тумана) – намёк на осознание провала миссии
     36. У берега зеленого на малой могиле – похороны девочки в платье голубом
     37. Я был весь в пестрых лоскутьях – приступ иронии
     38. По городу бегал черный человек – меланхоличная заря
     39. Просыпаюсь я — и в поле туманно – герой застревает в башне “розовой девушки”
     40. На Вас было черное закрытое платье – приступ ревности к «Сильному и Знающему»
     41. Когда я стал дряхлеть и стынуть – старческие стихи в Bad Nauheim
     42. Скрипка стонет под горой – двоящийся девичий образ в Bad Nauheim
     43. Ей было пятнадцать лет. Но по стуку – пересказ романа с Любочкой в Bad Nauheim
     44. День был нежно-серый – двоящийся, полный неги женский образ в Bad Nauheim
     45. Пристань безмолвна. Земля близка – старческий кошмар в с. Шахматово накануне свадьбы
     46. Я — меч, заостренный с обеих сторон… – видение истинности,
     47. Вот моя песня — тебе, Коломбина… –  видение шутовского театра
     48. Над этой осенью — во всем…  – рыцарство
     49. Вечерние люди уходят в дома…  – вербное суббота, явление вохвов
     50. Мой месяц в царственном зените …  – ночная эйфория
     51. Возвратилась в полночь. До утра …  – провидение их будущей “семейной” жизни
     52. Я бежал и спотыкался – видение сподвижника
     53. Иммануил Кант.   –  видение себя уродцем
     54. И снова подхожу к окну …  – артель инвалидов
     55. Когда я уйду на покой от времен…  – он понимает, что для Неё он никто
     56. Так. Я знал. И ты задул…  – мечта о друге-сподвижнике
     57. Ты у камина, склонив седины …  – сценка из мира Северной симфонии
     58. Крыльцо Ее словно паперть – свидание с Ней как чаша с ядом
     59. Облака небывалой услады   – предательское наслаждение простой жизнью
     60. Темная, бледно-зеленая…  – няня поёт ребенку о том, что бывает с непослушными детьми
     61. Фабрика – сарказм о “фабрике”
     62. Что с тобой — не знаю и не скрою …  – пробуждение Твое не состоялось
     63. Мы шли на Лидо в час рассвета…  – кошмар, где под тебя маскируется дева-птица
     64. Мне гадалка с морщинистым ликом … – старый кошмар, в котором надо бежать
     65. Плачет ребенок. Под лунным серпом …  – старый кошмар, ночь за полчаса до Апокалипсиса
     66. Среди гостей ходил я в черном фраке …  – старый кошмар о Пьеро 
     67. Из газет …  – достоевская история 
     68. Статуя…  – сценка из бесноватого блоковского Питера 
     69. По берегу плелся больной человек…  – кошмар об одиночестве, о невыполненности 
     70. Ветер хрипит на мосту меж столбами…  – безнадежность сдавшегося 
     71. Светлый сон, ты не обманешь…  – грустная ирония о стариках революционного Парижа
     72. Мой любимый, мой князь, мой жених …  – горечь Невесты с того берега: «и вечно жена»
     73. Молитвы – братство
      – Сторожим у входа в терем…  – радостное бдение сподвижников
      – Утренняя – выход на пост очередного дозорного
      – Вечерняя – на посту
      – Ночная – молитва Тебе изгнанного
      – Ночная – “я" у Твоей усыпальницы, у него пробудить Тебя не получилось
     74. Дали слепы, дни безгневны – царевна оказывается русалкой
     75. В час, когда пьянеют нарциссы – очередное появление Арлекина
     76. Вот он — ряд гробовых ступеней – в чертоге непробудным сном спит царица.

    
«Распутья» – краткое содержание

     (1) Свершилось! – получен Царственный ответ.  Вот-вот и забрежжит брачная заря! И тут же (2) сомнения, (3) пронизанные горечью воспоминания, (4) недоверие к себе, подхваченное (5) Её горечью, Её намеками о его предательстве.
     (6) Отринув гордыню, герой склоняется перед Тобой, и (7) получает от царицы звездных ратей предупреждение, что он обманут вещественным эротизмом, что (8) он в западне Соловьиного сада.
     И он (9) в ее походе встает рядом с ней, и «мы – вдвоем»!
     И тут же –  соблазн россыпи миров Тропы: (10) темный мир из кошмаров 902-ого года, (11) замок королевы из мира Северных царств, (12) мир Камышовой заводи, (13) людской кошмар темного мира, (14) храм любви. Но (15) одна из «каменных дорог» - он верит! - приводи к Тебе!
     (16)  Он верит, что Ее сон – о нем, и (17) что Она пересилит «её», и (18) сон из мистического лета подтверждает: Ты «взошла на крыльцо»!
     (19 ) И снова кошмар из прошлой осени – карикатурой на его «пророчество» – похороны его, живого. (20) И в унисон – Её отчаяние.
     (21) Он уже не хочет ни «выйти к людям», ни (22) обратиться к «земным владыкам», он только служит Тебе.
     (23) Отринув «прежнюю ложь» он идет за Нею.
     Блуждания по тропе миров: (24) мир Северных царств в замке умирающей королевы; (25) гадалка являет своё истинный лик; (26) шествие через море клевера; (27) жестокий романс – первое явление Незнакомки? (28) пустынная равнина места свершения; (29) мир после несвершения.
     (30) Выход в мир у разлива рек; (31) отдохновение в нем; (32) весенняя эйфория.
     (33) Он выходит к заветному терему, и ему открывают «потайную дверь».
     (34) Воспоминание о «пророчестве моем»; (35) осознание, что его воплотить сил не хватило, и (36) белые священники у него на глазах, улыбаясь, хоронят «девочку в платье голубом».
     (37) Приступ иронии, в котором даже заря (38) – это полоска бледных фонарей.
     (39) И снова заветный терем – ныне выглядящий как обрыв всех путей, как обиталище прикрывающейся светлым обликом колдуньи; (40) новое явление Незнакомки.
     (41) Поэт в Bad Nauheim; (42) вспоминает К.М.С.;  (43) вспоминает Л.Д.М.;      (44)  путается меж ними.
     (45) Поэт в С. Шахматово – старческий кошмар.
     (46) Истовое видение истинности; (47) жестокий приступ иронии; (48) и снова он с мечом, рядом с Нею!
     (49) Он – в тереме! Он – один из волхвов! Но это любовное свидание, а не мистическая Встреча; (50) страстное безмолвье избытка счастья, (51) горькое предвиденье их будущей семейной жизни.
     (52) Отчаяние, сомнение в соратнике, (53) видение себя немощным «Кантом»,                (54) изнеможденным.
     (55) Вспоминай меня, вспоминай!
     (56) Надежда на брата, на сподвижника; (57) уход в его мир Северных царств.
     (58) Возвращение к терему, в котором ныне всё – «пламя греха», (59) а вокруг – «Облака небывалой услады», и (60) кошмар расплаты за неподобающее.
И присмотревшись, он видит, что (61)“фабрика” – это не место, где случаются чудеса, а обиталище скорбного труда, и (62)“грядущая могила” – это не экстаз воплощения, а тихая смерть толи от чахотки, толи от простуды.
     (63) «Ты отошла», а с ним остается, над ним ворожит “колдунья-птица”.
     Тропа миров. Череда кошмаров разномирья: что (64) надо бежать! что (65) кругом уроды, и вот-вот и зазвучит труба Апокалипсиса, что (66) всё вокруг – это театр масок, что (67) истинная жизнь в реальности – это Питер Достоевского, что (68) наш мир – это мост над Хаосом, что (69) ничего не возможно, что (70) единственно, что можно это свернуться клубком на проезжей телеге и уснуть, что (71 ) он  – один из доживающих жизнь дедов-революционеров.
     (72) Горький голос из-за реки «вечно жены».
     (73) Молитвы: у него не получилось, так может, аргонавты…
     (74) Боярышня-то оказывается – русалка, которая обитает даже не в реке – в пруду.
     (75) И завлекает к себе удивительно красивый мир Балаганчика.
     (76) Внутреннее признание провала Миссии.

     Если совсем кратко, то действительно – распутья.
    
     И очевидно, чтобы подчеркнуть данный факт, Блок стихотворение от 8 ноября 1902 (написанное на следующий день после объяснения с Л.Д.), являющееся естественным финалом «Стихов о Прекрасной Даме»: ему было явление, он долго мучился, но обрёл! – Блок перенес в книгу следующую: никакой это не финал, это всего лишь первый шаг на распутьях.
     Юный теург, как прежде пытается совершить свой подвиг, но из конспекта отчетливо видно, как после каждого его шажка на пути к Ней, его засыпают соблазнами (соблазном уныния в том числе!).
     Но если до 7 ноября 1902, главным действующим лицом в них была Русская Венера, гадалка, то теперь – это Тропа миров. Тропа лиловых миров, призрачных миров, миров обманных. В которых даже Лучезарная в конце концов в своём тереме, оказывается просто охочей до заморских гостей «боярышней».
     И он, смиряясь перекладывает свою ношу, на других, на сподвижников, на «аргонавтов»…
     Тем более, что взамен, свою прелесть являет перед ним антитеза русского символизма – Незнакомка.
     «…Переживающий все это – уже не один; он полон многих демонов (иначе называемых "двойниками")… Благодаря этой сети обманов – тем более ловких, чем волшебнее окружающий лиловый сумрак, – он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности… Все это бросает господин их в горнило своего художественного творчества и, наконец, при помощи заклинаний, добывает искомое – себе самому на диво и на потеху; искомое – красавица кукла.
Итак, свершилось: мой собственный волшебный мир стал ареной моих личных действий, моим "анатомическим театром", или балаганом, где сам я играю роль наряду с моими изумительными куклами… Иначе говоря, я уже сделал собственную жизнь искусством... Жизнь стала искусством, я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой".»
                Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма». Март-апрель 1910.


Рецензии