1900. Маршрут Фастов - Киев

В мае 1900 года всего этого ещё не было. Поезд с архиереем Иринеем из Фастова (64 км от Киева) проследовал далее, часто останавливаясь на станциях: Блок пост 31 км, ст. Сорочий Брод (55 км), ст. Мотовиловка (48 км), Блок пост Глеваха (29 км), ст. Боярка (22 км), ст. Жуляны (12 км), ст. Волынский Пост (6 км) и прибыл на железнодорожный вокзал «Киев пассажирская».

Пытаться в краткой новелле описать город Киев 1900 года и его достопримечательности – это то же самое, что объять необъятное, поэтому автор ограничится только перечнем духовных достопримечательностей Киева, которые, несомненно, были близки, понятны и знакомы архиерею Иринею. Для этого автор использует «Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева» автора – протоиерея Фёдора Титова.
(Источник: Сайт: Азбука веры. Православная библиотека).

Протоиерей Фёдор Иванович Титов (1864– 20.12.1935) – русский православный церковный писатель и историк, профессор Киевской духовной академии. Автор духовно-исторических и философских произведений:
Жизнеописания: Заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии Василий Феодорович Певницкий.
История Русской Православной Церкви:
Император Александр III и Русская Православная Церковь в его время. 1901.
К истории Киевской Духовной Академии в XVII-XVIII вв. 1913.
Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории Русской Церкви. Выпуски I-XII.
Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк.
Отечественная история церковная и гражданская. 1914.
Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком. 1902.
Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. 1910.
Проповеди и слова:
Слово в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Слово в день Богоявления Господня, 6 января 1901 года.
Слово в день Сретения Господня, произнесенное в Киево-Андреевской церкви 2 февраля 1904 года. О любви к отечеству.
Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы. Об истинной Премудрости Божией – св. Софии и о заблуждениях современной теософии.
Слово в Великий четверток, при освящении мира.
Слово в день памяти св. ап. Андрея Первозванного.
Слово, в день памяти св. священномученика Макария, митрополита Киевского и всея России чудотворца, 1 мая 1894 года (Заветы святого священномученика Макария русскому православному народу)..
Слово в день рождения Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, 6 мая 1897 года. Об основаниях и побуждениях благоговейно чтить самодержавную царскую власть.
Слово в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны и в неделю св. жен мироносиц, 23 апреля 1900 года. О призвании и общественном служении женщины-христианки.
Слово в день священного венчания на царство их Императорских Величеств, 14 мая 1902 года. (О значении православия, самодержавия и любви народа к Царю в истории России).
Слово в день погребения заслуженного ординарного профессора Киевской духовной Академии В.Ф. Певницкого.

Содержание Путеводителя протоиерея Фёдора Ивановича Титова:

Предисловие
Описание св. Киево-Печерской Лавры
Значение Киево-Печерской Лавры в истории русской церкви и русского народа
Основание и первоначальное устройство Киево-Печерской Лавры
Краткий очерк истории Киево-Печерской Лавры
Описание современного вида и состояние Киево-Печерской Лавры
Троицкая церковь над св. воротами
Великая соборная церковь Лавры и ее святыни
Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
Благовещенская церковь
Митрополичий дом
Библиотека митрополита Флавиана и братская читальня
Келии наместничьи
Лаврская колокольня
Лаврская библиотека
Лаврский архив
Келии соборных старцев
Больничный монастырь
Церковь во имя Всех Святых над экономическими воротами
Братские келии
Лаврская типография
Иконописная мастерская
Лаврская фотография
Пещеры Киево-Печерской Лавры
Ближние пещеры
Дальние пещеры
Лаврская странноприимница
Монашеские пустыни, находящиеся в ведении Киево–Печерской Лавры
Китаевская пустынь
Преображенская пустынь
Голосеевская пустынь
Храмы, находящиеся в ведении Киево–Печерской Лавры
Управление Киево-Печерской Лавры
Порядок богослужения и благочестивые обычаи Киево–Печерсной Лавры
Некоторые практические указания для богомольцев, останавливающихся в Лавре
II. Краткое описание Киева, его святынь и достопамятных мест
Николаевский военный собор
Пустынно–Николаевский монастырь
Аскольдова могила
Введенский женский монастырь
Воскресенская церковь на Печерске
Феодосиевская церковь на Печерске
Ольгинская церковь на Печерске
Александро–Невская церковь в Липках
Императорский дворец в Липках
Городской музей древностей и искусства
Старый город
Св. София
Нерушимая стена
Св. мощи
Чудотворные иконы
Достопримечательности Софийского собора
Христо–Рождественская церковь
Киево–Софийский митрополитанский дом
Софийское духовное училище
Златоверхий Михайловский монастырь
Скит Феофания
Васильевская (Трехсвятительская) церковь
Андреевсная церковь
Десятинная церковь
Георгиевская церковь
Достопамятности Старого Киева
Памятник св. кн. Владимира
Ирининский памятник
Золотые ворота
Памятник Богдану Хмельницкому
Сретенская, или Скорбященская церковь
Покровский женский монастырь
Межигорский монастырь
Вознесенская Старо–Киевская церковь
Св. Феодоровская церковь
Киево–Владимирский собор
Златоустовская железная церковь
Благовещенская церковь
Троицкая церковь
Владимирская церковь на Лыбеди
Киево–Подол
Киево–братский Богоявленский монастырь на Подоле
Киевская духовная Академия
Киево–Выдубицкий Михайловский монастырь
Троицкий или Ионин монастырь
 
Несомненно, архиерей Ириней посетил Киевское епархиальное управление, Киево-Печерскую лавру; возможно, встретился с Митрополитом Киевской и Галицкой епархии, с 31.01.1892 года – почётным членом Московской духовной академии; с 25.12.1898 года – первенствующим членом Святейшего Синода, архиепископом, высокопреосвященнейшим Ионникием (Иваном Максимовичем Рудневым, 20.02.1826 – 07.06.1900); посетил интересные ему объекты, церкви и духовные училища Киева; приобрёл Киевские епархиальные ведомости №9 от 1 мая 1900 года и, несомненно, порешал свои дела в управлении Юго-Западных железных дорог, прежде чем занять своё место в салоне-вагоне и продолжить путь через всю Россию на Урал, в Екатеринбург.

На картинке: 1900. Киев. Киево-Печерская лавра. Киев справедливо называется Иерусалимом Свято–Русской земли. Он так именуется потому, что при св. Владимире Киев послужил купелию для крещения русского народа в православную веру и с того времени сделался самым дорогим и священным для русских православных христиан городом. Это имя приличествует ему также и потому, что в нем, по милости Божией, сосредоточено множество драгоценнейших святынь православного русского народа. Главнейшую святыню Киева, истинную жемчужину в славном историческом венце матери городов русских, составляет св. Киево-Печерская Лавра. Киево-Печерская Лавра, по справедливости, занимает первое место в ряду всех иноческих обителей православной России. Она была действительно первым истинно русским и истинно народным монастырем в России по времени своего происхождения. Она в течение многовековой славной своей истории и особенно в первое время своего существования принесла великую духовную пользу русскому народу. В этом отношении заслуги ее неизмеримо превосходят заслуги решительно всех других русских обителей. В течение многовекового, более чем восьмисотлетнего своего существования Киево-Печерская Лавра пережила много важных перемен. Жизнь ее протекала в тесной связи с историей русской церкви и русского народа. В истории ее можно подмечать следующие пять периодов: 1) 1089–1240 г.г.; 2) 1240–1340–1386 г.г.; 3) 1340–1386–1686 г.г.; 4) 1686–1786 г.г.; 5) 1786 до настоящего времени (1910). (Источник: «Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева» автора – протоиерея Фёдора Титова. 1910).


Рецензии