1900. Маршрут Киев Нежин

Неизвестно, сколько дней провёл архиерей Ириней в Киеве, но точно известно, что он днём 9/22 мая 1900 года был в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии на престольном празднике святого Николая Чудотворца в Никольской церкви и встретился там с 13-летним алтарником-пономарём Василием Никитовичем Максимовым. Каким вероятным маршрутом по российским железным дорогам 1900 года следовал салон-вагон архиерея Иринея из Киева в Воронеж? Ответ на этот вопрос дадут карты-схемы железных дорог Российской империи конца XIX – начала XX веков.

Из Киева салон-вагон архиерея Иринея и его спутников, среди которых, несомненно, были проводник и повар, служащие Юго-Западной железной дороги, предоставившей архиерею Иринею этот салон-вагон, следовал по наиболее рациональному и удобному пути – по частной Московско-Киево-Воронежской железной дороге (до 1893 года – Курско-Киевской железной дороге). Эта дорога от Москвы проходила по территориям Московской, Калужской, Орловской, Курской, Воронежской, Черниговской, Полтавской, Харьковской, Киевской губерний. Эта железная дорога была специально построена для экспорта российского зерна (хлеба, как тогда говорили) в Одессу, в порт. Московско-Киево-Воронежская железная дорога соединяла Центр России и Донецкий каменноугольный бассейн с Юго-Западными районами страны.

Концессия на строительство Курско-Киевской железной дороги была утверждена в декабре 1866 года, а строилась она в 1866-1868 годах. Строительством дороги с 1867 года руководил архитектор В.А. Гамбурцев. Одним из участников строительства был инженер Карл Федорович фон Мекк, принимавший участие с П.Г. фон Дервизом в строительстве Рязанско-Козловской железной дороги. Движение по железной дороге открывалось участками: Курск — Ворожба (165 вёрст) открыт 14 ноября 1868 года, Ворожба — Бровары (250 вёрст) — 17 декабря 1868 года. 14 февраля 1870 года было открыто движение на шестивёрстном конечном участке Бровары — Киев с мостом через Днепр. В 1893 году, с окончанием строительства дороги Курск — Воронеж, возникло наименование частного акционерного общества «Общество Киево-Воронежской железной дороги».

7 июня 1895 года было утверждено третье дополнение к уставу акционерного общества, согласно которому дано наименование «Общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги». Обществу передавалась с 1 января 1897 года в аренду казённая Ливенская дорога (которая до этого была в аренде у Общества Юго-Восточных железных дорог) и предписывалось построить линии: Брянск — Сухиничи — Малоярославец — Москва, Мармыжи — Ливны. В этот период были построены основные линии железной дороги: Терещенская — Пироговка (движение открыто в 1893 году), Киев — Воронеж (1890—1894), Ичня — Золотоноша (1897), Москва — Брянск — Льгов (1897—1899), Киев — Дарница — Полтава (1901), Навля — Конотоп (1904), Круты — Ичня и Бахмач — Одесса (1912), а также узкоколейная ветка от станции Пирятин к пристани Красное, на левом берегу Днепра. Общая протяженность железнодорожного полотна Московско-Киево-Воронежской железной дороги на 1913 год составляла 2698 километров.

В 1913 году на средства предприятия началось строительство Брянского вокзала в Москве (в 1934 переименован в Киевский), который был завершен в 1917 году. Новые линии Новобелицы—Чернигов, Чернигов—Дарница, Новобелицы — Прилуки были проложены в 1914-1917 годах. В январе 1918 предприятие было национализировано и передано в подчинение НКПС. В настоящее время линии исторической Московоско-Киево-Воронежской железной дороги входят в состав Московской и Юго-Западной железных дорог (данные из Википедии).

По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (на 1895 год) из чистого дохода Московско-Киево-Воронежской железной дороги (Киево-Воронежская железная дорога) отчислено (к 1 янв. 1895 г.): на уплату %%: а) по облигациям – 2 328 970,45 руб.; б) по акциям – 677 569,80 руб.; на погашение: а) облигаций – 232 197,80 руб.; б) акций – 37 349,28 руб. Чистой прибыли осталось в распоряжении Общества – 1 557 748,43 руб.

Данные о движении по железной дороге и выручке (на 1895 год): Пассажиров (чел.) – 1 332 000 человек. Средний пробег, вёрст – 158,48. Средняя стоимость в копейках за 1 версту проезда – 0,866. Сумма выручки – 1 827 000 руб. Багаж, в пудах – 285 000. Сумма выручки за багаж – 93 000 руб. Перевезено грузов большой скоростью, пудов – 900 000. Сумма выручки за провоз грузов большой скоростью – 147 000 руб. Перевезено грузов малой скоростью, пудов – 122 570 000. Средний пробег малой скоростью, вёрст – 194,88. Средняя стоимость провоза грузов малой скоростью в копейках за 1 версту – 0,028. Сумма выручки за провоз грузов малой скоростью – 6 770 000 руб.

Из Киева салон-вагон архиерея Иринея отправился в Воронеж по следующему маршруту (указаны расстояния и станции по карте-схеме железных дорог 1900-1943 гг.): Киев-пассажирская – Блок пост 20 км; ст. Бровары (29 км); Блок пост Дымерка (42 км); ст. Бобрик (51 км); ст. Заворичи (60 км); ст. Бобровица (76 км); ст. Кобыжчи (93 км); ст. Носовка (103 км); Блок пост 117 км; ст. Нежин (188 км от Киева).

На картинке: 1900. Юго-Западная железная дорога (фрагмент карты-схемы). Маршрут Киев – Нежин со всеми остановками.


Рецензии