C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

1900. Маршрут Нежин Ворожба

От станции Нежин салон-вагон архиерея Иринея вместе с поездом проследовал далее уже по путям, принадлежавшим Московско-Киевской железной дороги. Проследовав мимо станций Круты, Плиски и Логачево, поезд и салон-вагон архиерея Иринея, проехав от Нежина 67 км пути, прибыл на станцию Бахмач. Через 24 км, миновав станцию Калиновка, поезд прибыл на станцию Конотоп. Далее поезд повернул строго на восток, а затем, проехав полустанки Дубовязовка, Грузское, Путейская, Путивль и Кошары, преодолев ещё 75 км пути, прибыл на станцию Ворожба. Отсюда поезд свернул на северо-восток и встал на пути, ведущие в Курск.

(Из очерка о городе Ворожба. Источник: Сайт ворожбянского городского совета: http://vorozhba-mr.in.ua).

Железная дорога играет в жизни Ворожбы, города в Белопольском районе Сумской области, такую же роль, как и море для портового города. Этот факт даже отражен в гербе населенного пункта, где в нижней части изображен паровоз и знак железнодорожников. Ворожба была основана переселенцами с Правобережной Украины около 1672 г. на землях, находившейся в 2 верстах от Белополья русской слободы, жителей которой по приказу путивльского воеводы выселили на р. Снагость. Своим названием Ворожба обязана, скорее всего, одноименной реке. В архивном документе, датированном XVIII веком, есть такая запись: "Ворожба с левой сторони Вира и по обе стороны речек Дубравки и Ворожбы и близ большой Путивлевой дороги…"

В 1681 г. Ворожбу приписали к Белополью, которое на тот момент входило в Путивльский уезд. Ворожба быстро росла. В 1685 г. здесь проживали 472 человека. Украинские переселенцы обратились к русскому правительству с просьбой отмежевать Белополье с окрестными селами (в т. ч. и Ворожбой) от Путивльского уезда. Просьба была удовлетворена, и Ворожба стала сотенным селом Сумского казацкого полка. Основным занятием жителей села являлось земледелие, но были развиты животноводство, пчеловодство, мукомольное производство, винокурение. В Ворожбе действовали мельницы и винокурни.

Наряду с несением сторожевой службы казаки сооружали плотины, чинили мосты, строили укрепления. К 1732 г. количество жителей в Ворожбе возросло. С учетом включенных в состав ворожбянской сотни сел Климовки и Проруб насчитывалось 896 ревизских душ, в т. ч. 126 выборных казаков, 436 казаков-подпомощников, 76 подсоседков, 153 подданных, 74 слуги и работника. На белопольского сотника работали в Ворожбе 106 подданных, на ворожбянского — 47.

После ликвидации полкового устройства Слободской Украины, с 1765 г. по 1780 г. Ворожба — слобода Белопольского комиссарства Слободско-Украинской губернии. Рядовых казаков и подпомощников перевели в войсковые обыватели и обложили подушной податью. В 1773 г. из 2416 жителей Ворожбы войсковых обывателей насчитывалось 2253 (или 93,2% всего населения слободы), подданных — 60, бывшей казацкой старшины — 15 человек. По-прежнему основным занятием жителей являлось земледелие. Развитым промыслом оставалось винокурение. В 1781 г. в Ворожбе действовали 10 винокурен на 20 котлов.

В 1780 г. Ворожба вошла в Харьковское наместничество, в 1796 г.— в Слободско-Украинскую губернию, восстановленную в рамках наместничества с изменением территории. С 1835 г. слобода стала центром волости Сумского уезда Харьковской губернии. По сведениям 1850 г., в Ворожбе проживали 3553 человека. В слободе были почтовая станция, постоялый двор. Торговлю вели в трех лавках. После отмены крепостного права в Российской империи (1861) началось бурное развитие промышленного капитализма. Связанное с этим интенсивное железнодорожное строительство коснулось и Ворожбы. В 1869 г. через село пролёг путь Курско-Киевской железной дороги, а в 1877 г. была проложена железная дорога к Люботину.

До прокладки железной дороги Белополье служило местом сбора муки, ржи, овса. Отсюда ржаная мука расходилась частично по Сумском и Лебединском уездах, на местные винокуренные заводы и отправлялась в город Глухов Черниговской губернии. Пшеничную муку и овёс направляли в Черниговскую и Витебскую губернии. Часть овса сбывалась в Кременчуге, а рожь - на Дону. После проведения Курско-Киевской железной дороги характер и объём торговли города Белополье изменился, продукция вывозилась по стальной магистрали, причем основная масса зерна экспортировалась за границу - в Пруссию.

Вокруг станции Ворожба рос железнодорожный посёлок. В 1887 в нем уже насчитывалось 557 человек. Акционерное общество Московско-Киево-Воронежской железной дороги в начале 90-х годов XIX в. построило в Ворожбянском узле мастерские по ремонту паровозов и вагонов. В 1895 г. введена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога Ворожба — Середина-Буда, перестроенная в 1915 г. на широкий путь. Экономическое значение узла возрастало, увеличивались пассажирские перевозки. Настоятельно встал вопрос о строительстве помещения нового вокзала. Его освятили и торжественно открыли летом 1898 г. Вокзал был построен по проекту немецкого архитектора Юргенца. Здание имело два фасада: восточный и западный. В одном крыле вокзала был зал ожидания, в другом - ресторан.

В 1913 г. станция приняла 357,7 тыс. пудов грузов и отправила 1,7 млн. пудов. Вывозили главным образом хлеб, а завозили уголь, строительные материалы, соль и т. п. После окончательного установления советской власти в Ворожбе началось восстановление узла. Уже к концу восстановительного периода узел работал на полную мощность. Здесь принималось и отсюда отправлялось грузов больше, чем в 1913 г. За 1925-1926 гг. на станцию прибыло 18,4 тыс. тонн грузов, а отправлено — 41,4 тыс. тонн. Интенсивно разрастался поселок железнодорожников. В 1923 г. его отнесли к категории поселков городского типа. В 1926 г. в Ворожбе проживало 1416 человек.

В 1929 году Управление дирекции Западных дорог переводится из Курска в Калугу, станция Ворожба получает статус общесоюзного значения. Здесь начинается строительство двух железнодорожных парков, увеличивается протяженность путей. В 1930 году реконструируется и сдается в эксплуатацию паровозное депо, сооружается вагоноремонтный пункт, который в 1933 году переименовывается в вагонное депо, внедряется централизация стрелок и сигналов, механизированы погрузочно-разгрузочные работы, увеличивается мощность электростанции. Вступает в действие железнодорожная линия Ворожба - Хутор Михайловский. В 1931 году станция Ворожба становится центром Ворожбянского эксплуатационного отделения Московско-Киевской железной дороги.

В 1936 году строятся одно- и двухэтажные дома для железнодорожников, узловая больница. Управление отделения железной дороги размещалось на втором этаже железнодорожного вокзала, рядом с вокзалом находился дом телеграфа, работали отделения милиции и госбезопасности, прокуратура. Строятся новые магазины, 2 общественные столовые, работает электростанция, проводится электрификация и радиофикация, работают поликлиника и 2 больницы, аптека, санитарный участок, медицинскую помощь оказывают 4 врача и 20 человек среднего медперсонала, работают два детских сада, в двух средних и двух семилетних школах обучалось около двух тысяч учеников, построен клуб железнодорожников, клуб колхоза Петровского, летний кинотеатр на 500 мест, клуб в с.Климовка, при клубах работали библиотеки.

В 1938 году, учитывая, что хлебная база, птицекомбинат, улица Комсомольская фактически соединили село со станцией, было принято решение об объединении этих населенных пунктов в один с предоставлением статуса поселка городского типа. В то время в Ворожбе проживало около 8 тыс. человек. Война, навязанная Советскому Союзу фашистской Германией, прервала мирное строительство. Мужественно сражались 1346 ворожбянцев на фронтах Великой Отечественной войны, 598 из них отдали жизнь в боях за Родину, 756 — за мужество и отвагу награждены орденами и медалями СССР. Долгожданный день освобождения наступил 6 сентября 1943 г., когда части Красной Армии выбили гитлеровских захватчиков из поселка. Оккупанты превратили в руины железнодорожный узел, хлебные склады, поликлинику, школы, разграбили колхозы. В первые дни после освобождения специальные воинские части и жители Ворожбы были привлечены на возобновление движения по железной дороге и несмотря на частые бомбардировки уже 10 сентября первые военные эшелоны пошли через Ворожбу.

В 1946 году закончено восстановительные работы на участке Ворожба - Хутор Михайловский, вступает в действие построенная водонапорная башня железной дороги. В 1951 году паровозное депо ст. Ворожба становится победителем социалистического соревнования среди железных дорог СССР. В 1959 году Ворожба получает статус города районного подчинения. Одноименная станция в результате реорганизации железнодорожного транспорта переходит в подчинение Конотопского участка Юго-Западной железной дороги. С 1969 по 1972 год проводится реконструкция вагонного депо. Начинает работать новый колесный цех. Приказом от 29 февраля 1972 локомотивное депо Ворожба заканчивает более 100-летнюю свою деятельность как самостоятельное подразделение и переводится в ранг филиала локомотивного депо Конотоп.

В конце 2009 года начались активные работы по электрификации участка Конотоп - Ворожба. 17 июня 2010 г. электрофицированный путь был торжественно открыт вместе с реконструированным вокзалом станции Ворожба. Был запущен электропоезд повышенной комфортности "Ворожба - Киев" (№ 817). Благодаря электротяге движение поездов из Ворожбы в Киев сократилось примерно на полчаса. Вокзал станции Ворожба по объёму выполняемой работы отнесен к III-му классу и по условиям процесса образования пассажиропотока является транзитным. Отсюда железнодорожные ветки идут по четырем направлениям: на Киев, Харьков, Воронеж и Оршу. В среднем за сутки с вокзала отправляется 450 пассажиров. Станция Ворожба - участковая, по объему выполняемой работы отнесена к 1-го класса, и является межгосударственной стыковой, передаточной станцией на Московскую железную дорогу.
(Сайт ворожбянского городского совета: http://vorozhba-mr.in.ua).

На картинке: 1900. Железнодорожный вокзал станции Ворожба.


Рецензии