1900. Архиерей Ириней в Воронеже

Несомненно, в начале мая 1900 года архиерей Ириней на пути следования его салона-вагона из Киева в Екатеринбург посетил в Воронеже епархиальное управление. Там он приобрёл свежий первомайский номер Воронежского епархиального вестника №9, из которого мы можем узнать о новостях и фактах действительной жизни воронежского духовенства, церквей, монастырей и духовных училищ в мае 1900 года. Так распоряжениями Епархиального начальства были определены на места служения священники, дьяконы, псаломщики и другие церковные служители, учителя церковно-приходских школ и духовных училищ. Вероятно, архиерей Ириней встретился в Воронеже с Преосвященным Анастасием, епископом Воронежским и Задонским, имел с ним беседу, обмен мнениями и новостями. Особо отметили они радостное событие – освящение новой Никольской церкви (церкви Николая Чудотворца) в Александровском детском приюте.

В 1900 году начало Великого поста было 5 марта, Пасха – 22 апреля и в день приезда архиерея Иринея в Воронеж шла Неделя 3-я по Пасхе (святых жен-мироносиц; началась 06.05.1900 г.). Праздник Троицы в 1900 году был 10 июня. Великий пост (05.03.1900 - 21.04.1900) закончился, Петров пост (18.06.1900 - 11.07.1900) ещё был впереди, поэтому архиерею Иринею и его спутникам не надо было вкушать пищу без мяса; горячую пищу без растительного масла и неподогретое питьё, а можно было полноценно кушать и радоваться жизни, воскресению Христа. Например, 2-го, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25 и 30 мая 1900 года они могли кушать только рыбу и горячую пищу с растительным маслом. Источник данных: Православный календарь на 1900 год. Вот почему (одна из причин), что архиерей Ириней согласился поехать 9/22 мая 1900 года в село Бабка, где в реке Дон и в ближних озёрах «водилась богатая и разнообразная, но дешёвая рыба».

Одной из тем, которая интересовала архиерея Иринея и он, вероятно, исследовал её в Воронеже и затронул в общении с воронежским духовенством, была тема народного образования. В епархиальном вестнике №9 этой теме было уделено особое внимание, статья, обсуждение.

«Въ посл;дней четверти истекающаго стол;тія наблюдается необычайное оживленіе вопроса о народной грамотности. Два главныхъ фактора народной жизни — духовенство и земство,— въ благородномъ соревнованіи одинъ предъ другимъ, неустанно работаютъ надъ образованіемъ темныхъ массъ народа Теперь уже н;тъ открытыхъ противниковъ народнаго просв;щенія, н;тъ недостатка и въ энергіи народопросв;тителей и весь вопросъ сводится къ разр;шенію лишь финансовой стороны д;ла, представляющей пока преграду на пути къ осуществленію всеобщности образованія. Нельзя, конечно, не радоваться такому симпатичному движенію русскаго общества, проникнутаго, повидимому, искреннимъ желаніемъ придти на помощь народу, дать ему умственное зр;ніе, по вм;ст; съ т;мъ нельзя не сознавать и того, что съ момента означеннаго движенія мы переживаемъ самое серьезное критическое время, которое будетъ им;ть важныя посл;дствія въ будущемъ…» (Священник Павел Попов, ВЕВ №9 от 01.05.1900 г.). Вот это самое «критическое время» (будущие революции) волновало иерархов и учёных Русской Православной Церкви.

Несомненно, архиерей Ириней «от корки до корки» внимательно прочитал все статьи и материалы ВЕВ №9 от 01.05.1900 г., в том числе статьи «неофициальной части» этих ведомостей следующего содержания:
1. Р;чь къ д;тямъ Александровскаго д;тскаго пріюта, сказанная предъ молебствіемъ Преосвященнымъ Анастасіемъ, Епископомъ Воронежскомъ и Задонскомъ, по случаю освященія устроенной при ономъ Николаевской церкви.
2. Слово въ день Св. Пасхи — Протоіерея А. Спасскаго.
3. Чего желаетъ народъ отъ школы и что даетъ ему современная школа.— Священника Павла Попова.
4. Изв;стія и зам;тки.
5. Объявленія.
В приложении: Отчет о деятельности Воронежского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества.— Священника Георгия Алферова, а также прилагаемую Справочную книгу для духовенства Воронежской епархии на 1900 г.
Редактор Воронежских Епархиальных Ведомостей, Ректор Семинарии Протоиерей А. Спасский. Дозвол. Цензурою. Воронеж. Мая 1 дня 1900 г. Цензор Прот. П. Палицын. Отпечатано: Воронеж, в типографии В.И. Исаева.

В самом Воронеже архиерею Иринею было на что посмотреть, что посетить и на что полюбопытствовать и полюбоваться. В этом ему помогла только что изданная «Справочная книга для воронежского духовенства», которую составил Никольский под редакцией А.М. Спасского в Особом приложении к Воронежским Епархиальным Ведомостям за 1900 год. 31.01.1900 г. Воронеж. Типография В.И. Исаева. В этой книге представлена история Воронежской епархии, церкви Воронежской губернии и приходное духовенство Воронежской епархии, а также благочинные округа за 1896 год. Список церквей и наличного состава приходского духовенства дан по уездам с названиями церквей, года их постройки и материалов из которых они строились, другие сведения.

Из этого справочника для воронежского духовенства 1900 года автор узнал фамилии служителей Никольской церкви села Бабка, в которой 9/22 мая 1900 года проводил службу престольного праздника архиерей Ириней. В 1900 году священником церкви Николая Чудотворца в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии был Алексей Протопопов, а псаломщиком – Александр Попов. Источник данных: Распознанный «Справочник для духовенства Воронежской епархии». Воронеж. 1900. Сайт иерея Павла Андреевича Овчинникова:
В Воронежский епархиальных ведомостях № 11 от 1 июня 1900 года опубликован Список лиц духовного звания Воронежской епархии, «кои Свят;йшимъ Синодомъ удостоены награжденія за заслуги по духовному в;домству ко дню 6 Мая 1900 года». В этом списке значится: «… б) наперснымъ крестомъ, отъ Свят;йшаго Синода выдаваемымъ — … церкви слоб. Александровки, Павловскаго у;зда, священникъ Іоаниъ Сергіевъ; церкви слободы Гнилуши, того же у;зда, священникъ Илія Поярковъ; церкви села Бабки, того же у;зда, священникъ Алексій Протопопов».

Таким образом, священник Алексей Протопопов и псаломщик Александр Попов церкви Николая Чудотворца (Никольской церкви) села Бабка Воронежской епархии были теми людьми, которые увидели и распознали в юном Василии Максимове, сыне бедного слепого местного крестьянина Никиты Максимова, божественный дар высокой духовности, красоту и силу ангельского голоса, чистоту его сосредоточенной личности, предрасположенной к истинной вере и строгому служению Богу. Это открытие автор сделал 6 июня 2020 года в 21 час 15 минут, работая над данной новеллой и собирая по крупицам информационный материал о Воронеже и Воронежской епархии 1900 года.

Недаром говорится: «Кто ищет, тот всегда найдёт». Слова из песни «Веселый ветер», написанной композитором Исааком Дунаевским на стихи поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (1898—1949) для кинофильма «Дети капитана Гранта» (1936):
Кто привык за победу бороться,
С нами вместе пускай запоет:
«Кто весел — тот смеется,
Кто хочет — тот добьется.
Кто ищет — тот всегда найдет».
Первоисточник — латинская поговорка: Qui quaerit, reperit (кви квэ-рит, рэпэрит) — «Кто ищет, находит». Это изречение цитируется: как шутливое поощрение чьих-либо поисков, усилий и пр.
(Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003).

На картинке: 1900. Воронеж. Таким увидел 9/22 мая 1900 года железнодорожный вокзал «Воронеж» архиерей Ириней и его юный 13-летний спутник Василий Никитович Максимов – алтарник-пономарь Никольской церкви села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии. Напутствуемый отцовскими руками, родными и близкими, благословением священника Алексея Протопопова и псаломщика Александра Попова, он в такой же, как на картинке карете, вместе с архиереем Иринеем приехал на вокзал «Воронеж», вошёл в его салон-вагон и отправился с ним и его спутниками в путешествие, длинною в целую, но короткую, жизнь. Это был дедушка автора по материнской линии, глава нашего рода Максимовых, будущий священник, протоиерей и священномученик Василий Никитович Максимов (1887-1937, 50 лет жизни).


Рецензии