Сокровища гробницы Тутанхамона

В этот год  в Ленинграде  как всегда были белые ночи. В гробнице Тутанхамона  много электрического света, а мне всего  лишь  14.

Это было в Долине Царей…

В этот год памятники гробницы Тутанхамона были  выставлены в Москве, в государственном  музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Летом следующего  года  эту выставку "Сокровища гробницы Тутанхамона" (1)  из Москвы  должны были перевезти  в Ленинград, в Государственный Эрмитаж. Мои родители день и ночь трудились. Они готовили необходимые документы для этой выставки.

В Москву эти документы отвезти не смогли. Все допустимые сроки уже давно были пропущены. Это случилось из-за того, что некоторые советские лидеры утверждали,  что памятники из гробницы Тутанхамона, могут содержать вредные для граждан СССР  микробы и это может  привести к эпидемии.(2) Но большая часть советских граждан отнеслась  с большим энтузиазмом, поэтому  ее удалось организовать.  Демонстрация выставки "Сокровища гробницы Тутанхамона" в Москве прошла с огромным успехом.

Вторая причина, по которой документы были  задержаны, это - Четвертая арабо-израильская война («война Судного дня», Октябрьская война) (3). Военный конфликт был между Израилем с одной стороны, а  Египтом и Сирией -  с другой.

В Каире, по законам военного времени, был объявлен комендантский час и весь Египет был  на военном положении. Выехать и привезти документы в СССР было невозможно.

Я должна была прочитать, перевести на русский язык несколько настенных фресок, на которых древнеегипетские иероглифы рассказывали о жизни юного Тутанхамона. Мои родители очень любили этого фараона. Он умер  мальчиком, и они всегда ласково называли его просто - Тутти и любили так, словно он был родной сын. Всегда, когда  в гробнице Тутанхамона я читала маме настенные иероглифы. Она тяжело вздыхала и говорила:

-Мой милый, Тутти!

Поэтому целыми днями, на протяжении двух недель, без выходных, я проводила в подземелье Долины Царей. Для удобства и безопасности гробница внутри была освещена электрическими лампами. Это позволяло глубоко под землей легко видеть и читать древнеегипетские иероглифы. Змеи и другие обитатели подземелья боятся яркого света, поэтому они не могли помешать заниматься работой криптолога, требующей  большого внимания и терпения. 

Однажды, это было в полдень, я услышала странный шорох и какое-то еле уловимое движение со стороны стены гробницы, где был большой разлом. Затем из этого разлома вышел парень.  На вид ему было не более 14 лет. В тот день я сильно устала от своей работы. Фреска, которую мне пришлось изучать, была сильно  повреждена. Некоторые иероглифы невозможно было прочесть. Поэтому я сначала  решила, что от усталости и сильного переутомления мне мерещится призрак Тутти. Но, к моему удивлению, призрак подошел ко мне почти вплотную и глухим прерывистым голосом сказал на ломаном английском языке:

- Ты должна пойти со мной туда!

Он показал в сторону разлома в стене, из которой только что появился. И тогда я сразу поняла, что это никакой не призрак! Это - нахальный незнакомец! Он влез каким- то таинственным образом в гробницу и теперь желает взять меня в заложницы, или убить!
Увидев на моем лице негодование, незнакомец продолжил на корявом английском языке:

-Если не пойдешь, я вскрою твой живот. Из него вываляться твои почки и кровь заполнит это подземелье. Тебе никто не сможет помочь. Ты здесь одна.

Его лицо было напротив моего. Он был одет в летнюю куртку цвета хаки, застегнутую наглухо до самой горловины. Черная бейсболка с большим козырьком оттеняла его лицо, которое было бледным и безжизненным. Особенно страшными были его серые глаза. Они были холодные, колючие. Парень был очень худой. У него был заостренный нос и  впалые щеки. Прямые светло - пепельные волосы ниже плеч были зачёсаны назад и связаны на затылке в конский хвост. Его тело дрожало мелкой дрожью.

Тогда я мгновенно поняла, что это наркоман, и он не шутит.  Правую руку незнакомец согнул под прямым углом и на уровне своей груди держал за  деревянную ручку охотничий нож. Металлическое лезвие ножа на его груди хищно сверкало от лучей электрического света. Оно казалось еще более холодным и страшным, чем его глаза.

Они были напротив. Его колючий, полный ненависти и презрения  взгляд, сверлил мое лицо. И тогда я почувствовала очень сильный страх. Идти в разлом стены было  страшно, потому что это было змеиное гнездо. Там вполне могла жить египетская кобра, размерами не менее двух метров.

Обычно все посетители гробницы со страхом обходили подобные места и всегда пользовались проходами к гробницам, которые были проверены  и безопасны. А я должна была сейчас пойти, под страхом смерти, в темноту и неизвестность!
 
В нерешительности я сделала несколько шагов  в сторону зияющей дыры в стене, понимая, что у меня нет другого выбора. И вдруг,  из глубины подземелья, я услышала  голос папы. Он  шел в сторону гробницы! Он громко   разговаривал! Я услышала собачий лай. Тогда поняла, что женщина - египтянка со своей немецкой овчаркой и мой папа идут в мою сторону.

Женщина-египтянка сторож, вместе со своей собакой, постоянно патрулировала подземелья  Долины Царей в целях безопасности.

Я побежала к выходу из гробницы. В  этот момент появился папа. Он вошел в гробницу, как всегда быстрым и уверенным шагом. Наркоман, увидев  папу, бросился бежать в сторону разлома в стене. Он, сильно толкнув папу, уронил его на пол.  Затем, быстро и ловко сгруппировавшись, исчез в разломе стены.

В гробнице был очень грязный  пол.  Тысячелетняя пыль покрывала не только  пол, но и всё, что находилось внутри, в том числе фрески на стенах.
 
Папа так сильно испачкался, что его лицо стало черным от пыли. Словно он был  трубочист. Он умудрился упасть на пол лицом вниз.  Ему сильно повезло, что не разбил  нос.

В этот момент  в гробницу вошла мама.  Затем женщина - египтянка с овчаркой. Увидев папу грязным и лежащим на полу, мама с удивлением  спросила:

- Что произошло?

Папа быстро поднялся и, отряхиваясь, гневно произнес:

- Представляешь! Эта стерва,- он показал пальцем на меня,- привела в гробницу бездомного бродягу - наркомана. Когда  я сюда вошел, они целовались!

-Где же он? - с ужасом на лице спросила мама.

-Как только увидел меня, он  исчез в этой дыре,- папа показал  пальцем на разлом в стене.

-Нет!- закричала  я  с негодованием.- Это неправда! У него был нож! Он угрожал мне…

Папа, не слушая мои слова, подбежал ко мне и с силой ударил по щеке.

-Молчи, дрянь! - в свою очередь прокричала мама.- Ты, проклятая недоносок, уже давно надоела  так, что  невозможно терпеть! Этот бездомный не мог пройти в гробницу без твоей помощи!  Если ты будешь заводить друзей среди наркоманов и бездомных, то я упеку тебя в психушку! Ты  всю   жизнь проведешь  в одиночной камере!

-Нет!!!- еще громче  закричал папа.  - Я живьем замурую тебя в этой гробнице! Ты будешь долго и мучительно умирать без еды, воды, света! Среди змей, тараканов, жуков и крыс!

Я в ужасе отпрянула от своих родителей и больше не решилась сказать ни одного слова в свою защиту.
 
С этого дня женщина – египтянка со своей овчаркой постоянно находилась вместе со мной  в гробнице. Поэтому мне не было страшно.  Теперь я могла спокойно  сделать всю работу, которую требовали от меня родители.



(1)Заворотная Л. А. Выставка «Сокровища гробницы Тутанхамона» в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 1973—1974 гг.:

(2)ОР ГМИИ. Ф.5. Оп. III. Ед. хр. 476в. Л. 31;32.

(3)Валерий Сердюк Война Судного дня на Ближнем Востоке // ВО ВРЕМЯ ;НО (1954—1991). ГОД 1973-й

Изображение www. pixabay. com


Рецензии
Я египтолог любитель. Это Вы можете судить по моему произведению "Древний Египет. Философия Смерти". Боги Египта не хотели Вашей смерти - это было предупреждение. Но, удивляет позиция Ваших родителей, египтологов, пустить Вас одну в гробницу без охраны - явный перебор, даже мне, любителю, их действия не понятны и вызывают осуждение.

Сергей Цура   13.06.2020 13:20     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо большое за ваше сочувствие. Если учесть что в гробницах множество неизвестных современной науке микробов, то это бесчеловечно.

Джема Гордон   13.06.2020 16:34   Заявить о нарушении