Английские рассказы 1. Корни

Корнуолл – одна из самых милых провинций Англии. Древняя Думнония-Корнубия-Корнуаллия, страна волшебника Мерлина, короля Артура и святого Пирана, в честь которого назван флаг Корнуолла, простой белый крест на чёрном фоне. Географически Корнуолл расположен на самом юго-западе Англии. Синь Английского Канала, белый песочек, солнце и тёплый ветер – это его южный берег. Другой берег, что тянется от Атлантики вверх, обрамляя Кельтское море, более суров, скалист и дождлив. Именно на этом берегу и находятся развалины столицы короля Артура, крепости Тинтагель.

Это, безусловно, Англия, но со своим особенным диалектом, именами, традициями. Даже обычные английские имена в Корнуолле звучат странно Никку –Николас, Китто –Кристофер, Хикк –Ричард. А уж исконные местные кельтские имена – вообще песня Эндельон, Керенза, Лоуэн, Гортелик. В списке здешних христианских святых имеется, например, святой Ситни – покровитель бешеных собак. По легенде, Бог предложил Ситни стать покровителем девушек, но тот заупрямился, заявив, что лучше уж бешеные собаки, чем женщины.

В Корнуолле всё небольшое и уютное – старинные городки, холмы, расчерченные границами полей, озёра, окружённые многовековыми рощами и перелесками, да зелёные луга, с наступлением весны превращающиеся в сплошное жёлтое море нарциссов. Несомненно, в мире нет места, более подходящего для счастливого детства, чем корнуолльская деревня.

Гленна выросла в деревне. Отец работал в столичном городе Труро в страховой компании, мать была фармацевтом в деревенской аптеке. Как принято в этих краях, детям дали местные имена –сына назвали Джаго, старшую дочь - Тэган, а Гленна была младшая. Дети выросли, закончили университет, Джаго и Тэган остались в Корнуолле, а Гленна уехала в центральную Англию, в Бристоль, на работу в большую компанию.
Работа была интересная, хорошо оплачиваемая и, как все подобные работы, очень быстро заполнила всю жизнь Гленны. Там же, на работе, она познакомилась с Томом. Он был старше на восемь лет. Они встречались года три, потом несколько лет жили вместе. Потом, когда Гленне исполнилось тридцать четыре, поженились, потому что ей всегда хотелось к тридцати пяти годам выйти замуж. Первая свадьба должна быть как положено, с венчанием в церкви, чтобы отец невесты вел её к алтарю, и чтобы невеста была в белом платье и в фате, а женщина старше тридцати пяти в белом платье с фатой выглядит всё-таки несколько нелепо.

Как принято, к свадьбе готовились загодя. Приглашения гостям были разосланы за год вместе со списком желаемых подарков. И вот, Гленна с Томом благополучно поженились в Корнуолле, в той же деревенской церкви, где когда-то женились родители Гленны, а затем её сестра и брат. И Гленна, и Том, и их родные и близкие – все они были современные люди, совершенно не религиозные. Церковь для них была просто местом, где по традиции проводят свадьбы, крещения и похороны.
По всем критериям жизнь Гленны складывалась успешно - профессиональная карьера, приличный доход, хороший муж, красивый дом. Вне работы она, как положено успешной женщине, занималась своим здоровьем, была вегетарианкой, посещала спортзал и занятия йогой, водила Мерседес с открывающимся верхом и персональным номером и дважды в год ездила в Лондон на шоппинг. Единственное, чего теперь не доставало для полного счастья, – это дети.

Конечно, Гленна всегда собиралась завести детей, но сначала надо было сделать карьеру. Восхождение по служебной лестнице завершилось к тридцати восьми годам, когда Гленна заняла позицию, её устраивающую, и подниматься выше уже не имело смысла. Теперь можно было подумать и о детях. Очень быстро обнаружилось, что когда женщине под сорок, а мужчине под пятьдесят, то дети сами собой как-то не заводятся. Многолетний малоподвижный образ жизни и нервная изматывающая работа оказались весьма неблагоприятны для фертильности, как женской, так и мужской. Это, конечно, было неприятно, но к счастью, в современном мире за деньги можно приобрести почти всё, включая беременность. И Гленна с Томом пошли на IVF, искусственное оплодотворение.

Прошли один цикл. Неудачно. Второй, третий. А возраст уже подступает к сорока и биологические часы тикают, и от постоянного принудительного гормонального стимулирования в женском организме включается сильнейшее желание материнства, такое, что при виде чужих младенцев хочется не рыдать - выть.
Перед началом очередного цикла IVF Гленна взяла на работе два дня в счёт отпуска и поехала в Корнуолл, как она сказала Тому – отдохнуть и набраться сил. До этого она звонила маме, потом ещё кому-то в деревне, какой-то из подружек. Том не вдавался в такие подробности. У него были свои друзья-приятели, у жены – свои. Это нормально.

Приехав с утра в деревню, Гленна зашла к родителям, посидела с мамой (отец, как обычно, с раннего утра уехал по своим рабочим делам), а затем отправилась на край деревни, где стояло несколько небольших и очень древних на вид домов. В каждой деревне есть такие дома – с маленькими окнами, низкой, вросшей в землю входной дверью и почти чёрными от времени потолочными балками. Как принято в этих краях, звонка на двери не было, только латунная рука-колотушка. На двери висела эмалированная табличка «Рябиновый Коттедж» с нарисованной на ней веткой рябины. На верху деревянной дверной рамы можно было разглядеть что-то вроде нацарапанной паутины - старинный надёжный способ защиты дома от злых духов.

В «Рябиновом Коттедже» жили две сестры, пожилые старые девы – Трегайрет и Моруэнна, местные колдуньи. Как ни удивительно, но даже в наше время в каждой корнуолльской деревне есть колдунья, хотя бы одна, называемая на местном наречии pellar. Так принято испокон веков, ещё с языческих дохристианских времён. Конечно, с посторонними людьми об этом не говорят, тем более что в Англии закон, запрещающий колдовство, отменили только в 1951 году. Колдуны или ведьмы здесь бывают чёрные, зелёные и белые. Чёрные – нехорошие, они связаны с дьяволом и приносят только несчастье. Этим видом колдовства занимаются совсем тайно, потому что такого колдуна никто в деревне не потерпит. Зелёные колдуны – это, так сказать, натуропаты, они изготавливают целебные настойки и порошки из местных трав. Белые же ведьмы (как правило, женщины) занимаются только хорошим колдовством – разрушают злые чары, возвращают любимого, изгоняют злых духов и помогают бесплодным женщинам.

Профессия ведьмы - это призвание. Одно из главных профессиональных ограничений – выбравшей этот путь девушке придётся остаться старой девой, так как личная и тем более семейная жизнь противопоказана ведьме. Естественно, нельзя просто захотеть и враз стать ведьмой, сначала надо найти наставницу, поселиться в её доме, пройти испытания, и затем много лет учиться и учиться.
Трегайрет была белая ведьма, а Моруэнна - зеленая. Именно с Трегайрет говорила по телефону Гленна несколько дней назад, и та назначила ей приехать в этот день, потому что ночью будет новолуние.

И вот теперь, совершенно не религиозная современная женщина Гленна садится в свой дорогой Мерседес и едет на южный берег, где за городом Фэлмэт (корнуолльцы называют его между собой Аберфол) есть пляж Суэнпул, на котором она набирает десяток камушков гальки и складывает их в холщовый мешочек, который ей дала Трегайрет. Пляжи с такой галькой есть, конечно же, везде, по всему корнуолльскому побережью, но по какой-то причине для колдовства в их деревне подходит только галька с Суэнпулского пляжа. Затем дома у мамы Гленна снимает свою модную лондонскую одежду, передевается в простое холщовое длинное платье, которое хранится в чулане, заворачивается в старую шаль из того же чулана и с мешочком гальки отправляется в «Рябиновый Коттедж».

Там в небольшой светлой гостиной, обставленной старомодной мебелью в цветочек, её сначала поят каким-то густым и пряным травяным отваром. Затем, в тёмной задней комнате, где по стенам висят пучки сушёных трав, пентаграммы, надписи на непонятном языке и замысловатые кельтские узоры, её сажают напротив старинного зеркала в причудливой резной деревянной раме. Возле зеркала стоят две свечи. В углу комнаты на столике дымятся травы. Трегайрет читает заклинания, вызывает дух одной из ведьм, когда-то живших в деревне, и Гленна видит, как за её спиной появляется страшное тёмное лицо. Она знает, что оборачиваться нельзя. Ни за что. Обернёшься – умрёшь. Ей страшно так, что она вся трясётся и лоб её покрывается росинками холодного пота. Трегайрет громким резким голосом спрашивает у духа, кто мешает Гленне забеременеть. Говорит она на наречии, которое Гленна понимает только отчасти. Тёмное лицо хрипло недовольно шипит, но всё-таки называет имя, и исчезает.

Включают свет и переходят в гостиную. Гленну всё ещё бьёт дрожь, и Моруэнна приносит ей чаю. Трегайрет объясняет Гленне, что в её несчастьи виноват дух соперницы её прабабушки, что соперница была беременна от прадедушки Гленны, но, когда он женился на прабабушке, вынуждена была сделать выкидыш. И вот теперь она не даёт Гленне зачать ребёнка. Чтобы рассеять её чары, надо пойти на её могилу и попросить у неё прощения, а также принести жертву святой Бриджит, покровительнице беременных женщин и младенцев. Они идут на деревенское кладбище к одной из старых могил. Трегайрет говорит заклинания, а Гленна повторяет за ней. Затем Трегайрет собирает в полиэтиленовый мешочек немного могильной земли.

Следующий этап – очищение. В заднем дворе зажигают небольшой костёр из веток орешника и рябины (всем известно, что орешник и рябина отгоняют злых духов). В огонь бросают могильную землю, и Гленна несколько раз проходит через дым.
И, наконец, последний этап. Трегайрет и Гленна идут приносить жертву святой Бриджит. Приближается полночь. На небе светит полная луна. Трегайрет несёт фонарь Летучая Мышь с зажжённой в нём специальной свечой, костяной нож и самодельную лопатку. У Гленны в одной руке холщовый мешок, в нём лежит тушка цыплёнка и камушки с пляжа. В другой руке   – яйцо, взятое из-под курицы-наседки. Идут они в старинную рощу, прямо за деревней. Гленна знает с детства – это роща святой Бриджит. Местным детям строго-настрого запрещают там играть, разводить костры и лазать по деревьям. Трегайрет и Гленна останавливаются возле молодого деревца на берегу ручья. Гленна берёт лопатку и роет прямоугольную ямку, сантиметров сорок на сорок, и сантиметров двадцать глубиной. Затем она костяным ножом снимает с цыплёнка шкурку и выстилает ею ямку, на шкурку кладёт тушку цыплёнка с помещенным в неё яйцом и, в угол, пирамидкой, камушки. Застилает ямку прутиками и листьями тростника, присыпает землей, втыкает рядом палочку и привязывает к ней красную шерстяную нитку. Трегайрет говорит заклинания. Гленна повторяет. Душа её наполняется покоем и тихой радостью. Если внимательно присмотреться, вдоль берега ручья таких ямок сотни. Женщины из деревни год за годом, век за веком приходят сюда и приносят жертву святой Бриджит. Незамужние просят послать им хорошего мужа, те, кто не может забеременеть, молят о ребёнке, беременные просят о благополучных родах.

На следующий день Гленна едет домой. Она опять современная женщина. Естественно, Тому она ничего не рассказывает. Был бы он местный человек, он бы и так знал, а с неместными людьми про такие вещи не говорят, даже с самыми близкими.

Цикл IVF проходит удачно, и через положенный срок Гленна и Том становятся родителями замечательных здоровых близнецов, мальчика и девочки, как они и планировали. Вскоре после рождения детей Гленна с Томом едут с ними в Корнуолл, показать малышей родным Гленны.

Вечером Гленна оставляет Тома с малышами и уходит на часик навестить своих пожилых родственниц. Она заходит за Трегайрет, идёт с ней в рощу святой Бриджит, находит свою ямку и сжигает возле неё то, что осталось от цыплёнка, чтобы выпустить на волю его дух. После чего высыпает пепел и золу назад в ямку, повторяет за Трегайрет молитву благодарности и присыпает ямку землёй.
И затем возвращается в обычную жизнь.


Рецензии
Все хорошо,за исключением маленького пассажа: "В мире нет более счастливого места, чем корнуэлльская деревня". В мире много мест, не уступающих английской деревне. Это места нашего детства,будь оно в Корнуолле, или в Рязани, или на Аляске, или на ранчо в Техасе,и так далее.

Яцук Иван   05.08.2020 22:20     Заявить о нарушении