Питерские чтения

Как обычно съездил на пару недель в Питер. Раньше друзья, меня принимающие, в эти дни развлекали меня,  дни были насыщены ресторанами, выставками, театрами и  пригородами, впечатлений хватало. Но время не дремлет, активность наша с годами снижается и теперь мы больше проводим время дома в кругу близких. Ну а выставки, музеи и тому подобное по наводке знатоков, я посещаю конечно уже сам, в одиночестве в основном. И еще главное, что готовят к моему приезду друзья, это книги и толстые журналы, которые в наших краях уже не водятся, и я кроме бесед с близкими мне людьми все время эти богатства осваиваю с интересом и часто с удовольствием.

Вот и в этот раз перечитал кучу свежих журналов. Кое-что из привлекшего внимание отмечал, выписывая для того, чтобы потом, дома эти записки могли послужить возбудителем к написанию заметок. К сожалению, вернувшись я не сразу вспомнил об этих записках, а когда наконец обнаружил их, оказалось, что они уже не очень-то возбуждают память и эмоции, чтобы передать свои впечатления другим. Но все же решил попытаться, хотя бы кое-что из этих записок опубликовать, может быть они и без моих комментариев кого-нибудь заинтересуют и подвигнут найти, что в России вполне возможно, и прочитать..

Привлекло внимание в этих журналах новое - приписка вслед за справкой об авторе: «Редакция благодарит автора за любезное разрешение безвозмездно опубликовать его произведение». Новые времена. И то, тиражи литературных журналов сегодня 2-3 тысячи экземпляров, и бывают проблемы с «реализацией». Заглянул в старый Новый мир, тираж — 957 тысяч экз.

Итак. Начну не  с самого интересного, но самого шокировавшего меня. 
Георгий Давыдов «Лоция в море чернил» Новый мир, №6, 2018. Привлекло название, оказалось эссе, набор случайных историй, фактов, высказываний разных, имеющих отношение к литературе и не очень. Но набор фактов необычных,  парадоксальных, скандальных...,в общем показалось интересных, так что этот набор историй и фактов я пролетел, удивляясь только, зачем автор отвлекает мое внимание на  упоминание жеванных пережеванных сказок и проклятий в адрес давно ушедших героев и вождей, такие регулярные плевки в прошлое.  Прочитал залпом, отвлекаясь только, чтобы скопировать понравившиеся  отрывки, вроде:

Похоже, ум писателя в способности удержаться от повторения «общеизвестных» мнений.

Нестор-летописец писал: « Книги — суть реки, наполняющие вселенную». Спустя 10 веков не будет преувеличением: «Книги — суть реки, отравляющие вселенную».

Когда слышу сетования на бесстыдство современной литературы, закрадывается предположение, что борцы с бесстыдством вполне девственны не в моральном, а в литературном смысле.»

Наталья Солженицина как-то заметила об  А.И. «Он мечтал быть эстетом».

Набоков : «писатель тот, кто умеет измышлять факты.»

М.Горький начинал работу с разминки: сочинял стихотворение, которое кидал в корзину — разминка.

«Гусиным пером писали вечные вещи, а вечным — гусиные.»

«С чего начинается вкус к литературе? Когда дочитывая книгу, вы с печалью видите убегающие строчки. Книга исчезает и и ничего тут не поделаешь. «Неужели все?» Но, испытав эту грусть, вы можете вернуть часы счастья в любой момент, открыв сначала.   «НЕ ЧИТАТЬ — ФОРМУЛА ЦЕНИТЕЛЯ КНИЖНЫХ СОКРОВИЩ, А ПЕРЕЧИТЫВАТЬ».

И закончив чтение, в соответствии с последним, сразу взялся перечитывать. И тут произошло неожиданное: вместо только что прочитанного набора оригинальных интересных историй, я с удивлением читал набор  надоевших глупейших сказок и проклятий  «проклятого прошлого» и его героев, слегка разбавленное литературными анекдотами, очередного холуйского свидетельства лояльности и преданности, вроде:

«Чтение произведений Ленина не по необходимости, а для себя чревато ослепительными человеческими открытиями» -  ХА-ХА-ХА .

Сталин приказал считать Низами азербайджанцем

Державин написал: «За Библией, зевая, сплю...» А разве можно представить такое «За Марксом или Лениным- Сталиным...?»

«Заигрывать с общественным мнением умел самый кровавый из них: - Ви, евреи, создали замечательную легенду пра придателя учитэля, пра Июду» (из разговора с Л.Фейхтвангером, отвечая на вопрос о Троцком). Там же, в книге «Москва 1937» Джугашвили разъяснил обилие своих памятников простотой и искренностью рабочих и крестьян...» Гениально! Плакаты со Сталиным — работа вредителей... Странно только, что вредили только до 53 года.»

и так далее и тому подобное.Стыдно читать. Зачем, кому и что он доказывал?  Захотелось вымыть руки и забыть.

Интересные вещи обнаружил в журнале «Иностранная литература».
Ханс Магнус Эрценсбергер «Большая смута. Заметки о первой встрече с Россией. (1963)»  ИЛ № 6, 2018
О «бурных шестидесятых», Оттепель и поэтический бум в России, Хиппи, Парижский май, Пражская весна. Дух свободомыслия, Ташкент землетрясение без злорадства...
«Выстроенный железной рукой ”Pax Sovietica”, со всеми его лагерями, до сегодняшнего дня обеспечивает многочисленным народам Средней Азии жизнь без гражданской войны. Ленинская национальная политика строила стране многих жертв, но при этом положила конец вековым междоусобным распрям. Я задаюсь вопросом, оправдывает ли себя экономически существование советской империи? Уже и в царские времена расходы на освоение окраин, повидимому, во много раз превосходили приносимую ими выгоду.»
О Лиле Брик:
«Она очень русская и в то же время большая космополитка. Остра на язык. Прекрасно осведомлена в делах литературы. Любому, кто приходит к ней, сразу задается вопрос: «Что у вас нового? Почему ваши политики выглядят так же отвратительно, как наши? Что с авангардом? А что носят этой зимой?» Социализм она считает ошибкой, капитализм — глупостью. Она поддерживает начинающих русских поэтов пока они молоды. Терпеливо помогает им избавляться от шор. Поэты посещают ее часто и с любовью... Когда молодые поэты превращаются в звезд, она теряет к ним интерес. «Бедные,- говорит она,- у них опять головокружение от успехов».
«С захватывающей дух откровенностью она говорит о Сталине, о тридцатых и сороковых годах, о предательстве. Она называет имена, очередь рано или поздно доходит до каждого, пощады удостаиваются очень немногие... В Москве у нее много врагов. У нее много шарма и она неподкупна. В глазах ее современников — это два непростительных недостатка. Москва не очень привлекательный город. Без Лили Брик он выглядел бы еще серее.»
Об Анне Ахматовой на Сицилии: « Как она в свои 75 восседала на сцене, гордая красавица, чьи стихи после мучительных десятилетий восторжествовали над ее антиподом, Сталиным!»

В. Колязин «Брехт — сталинист или антисталинист» Иностранная литература №5
Хвалить ошибки лучше, чем их оправдывать.
Неизменность — признак старости.
Я  готовлю свое очередное заблуждение.

Шандор Ленард «Один день в невидимом доме» ИЛ № 6, 2018
«Я вообще не верю, что примеры способны кого-нибудь устрашить. Ужасы Тридцатилетней войны (1618 — 1648)  были подробно описаны, проиллюстрированы великолепными, вызывающими дрожь офортами — однако следующие войны не стали от этого более человечными. Не было речи и о том, чтобы люди перестали придумывать все новые и новые истязания. Жуткие вопли сажаемых на кол не отвращвли преступников от совершения преступлений, палачей  -  от подобного способа  заработка... у живописцев изображать посаженных на кол бедолаг.»
« Я могу лишь описать один свой день примерно как художник пишет натюрморт.»

 И, наконец, главное впечатление - Михаил Кураев «Отец и другие плюс электрификация. Исторические свидетельства.» Нева №5, 2018   
Так зацепил этот материал, что не поленился, нашел редакцию журнала по адресу, напечатанному на последней странице, оказалась рядом с домом А.С.Пушкина на Мойке, и в подвале, у женщины, открывшей дверь на мой звонок и проводившей по длинному пустому коридору в комнату вроде небольшой кладовки, купил этот номер.
И вот уже дома перечитал. Первую половину о прошлой жизни прочитал с удовольствием, вспоминая и наслаждаясь историей о нормальной жизни в знакомой понятной стране, не отрываясь; вторую же часть о новой жизни страны читал больше недели небольшими кусочками, понемногу, с перерывами, чтобы успокоиться и набраться сил для дальнейшего чтения. И как-то желание что-то цитировать здесь прошло, лучше автора мне не написать, так что просто прочитавшему мою заметку очень рекомендую почитать этот рассказ, честно и правдиво открывающий, как было на самом деле, как мы в действительности жили, работали, дружили, строили и были счастливы, не зная, не видя никогда того, что придумали в последние тридцать лет, чтобы оправдать свое неумение работать и якобы, чтобы не повторять былых ошибок и преступлений, в результате только ошибки и преступления и реализуются, уже появились в СМИ сравнения сегодняшнего с 37 годом.


Рецензии