1900. Маршрут Воронеж Козлов

Следующим городом и крупной узловой станцией в путешествии салона-вагона архиерея Иринея был город Козлов (Мичуринск). До него поезд, в составе которого был салон-вагон архиерея Иринея, двигался по маршруту: от Воронежа 7 км до ст. Раздольная, 15 км до ст. Сомово, 25 км – Графская, 20 км – Усмань, 23 км – Дрязги, 13 км – Прибычково, 12 км – город Грязи (узловая станция). Затем поворот на север и 24 км до ст. Муравьево, 23 км – Никольское и 13 км до города Козлов. Здесь предстояло опять поменять поезд и отправиться далее на восток, на Тамбов.

Город Козлов был основан по указу русского царя Михаила Фёдоровича от 22 августа (5 сентября по н. с.) 1635 года как укреплённый пункт для обороны Рязани, а также «шацких, ряжских и данковских мест» от набегов крымских и ногайских татар. Возведение крепости царь поручил воеводам Ивану Биркину и Михаилу Спешневу. Вначале они искали место для строительства крепости и расспрашивали служилых людей. Вот как повествует об этом летописец: «Лета 7143 года (1635) августа 18 расспрашивали в Розраде про Урляпово городище Григорий Федоровский сын Кириевский, Михайло Иванов сын Спешнев да Воронежец сын боярский Иван Нос. Сказали: городище Урляпово меж Воронежа и Шацкова выдалося в степь на реке на Лесном Воронеже, на Красной стороне, а против городища с ногайской стороны впал Польной Воронеж. Стоит городище в лесных и крепких местах и уезду быть можно и места по всему пригожи». Места Урляпова городища действительно были пригожими не только по природной красоте, но и по удобству расположения крепости.

«В нынешнем в 7143 году августа в 22 день государь, царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси указал от приходу воинских людей на рязанские места, на Лесном Воронеже, на Урляповом городище ставить город. Для городового строения указал государь ехать Ивану Биркину, да Михаилу Спешневу». В начале октября оба воеводы и служилые люди из Ряжска, Шацка, Лебедяни, Ельца и других городов прибыли на место. В районе старинного Урляпова городища собралось свыше шестисот служилых людей. Однако строители предложили строить город не на Урляповом городище, а в другом месте, на реке Лесной Воронеж, в Козловом урочище. Козлово урочище считалось личным владением крестьян из соседнего села Горетова – Семёна Козлова с товарищами. Мощный высокий берег, близость леса и реки создавали идеальные условия для строительства крепостных укреплений

В отписке Государю Михаилу Фёдоровичу воевод Биркина и Спешнева читаем: «И Урляпово городища и иных мест мы... досматривали и окромя, Государь, Козлова урочища угодьям, водою и полями и лесом, где городу быть угоже тово не изыскали места: высоко над Воронежем рекою на горе и тайник из города устроить мочно, и в горе многие родники водою от города близко будут. Вверх по Воронежу, по обе стороны лес, болота и озерки, а поперек лесу по версте подле татарского перелазу, что в нынешнем в 7143 году перелазили татаровя Воронеж реку от города версты с две вверх по Воронежу. И мне... тот перелаз велели закрепить надолбами тотчас».

В воскресный день 11 октября 1635 года на Козловом урочище состоялась закладка нового города. Город был основан на правом высоком берегу реки Лесной Воронеж, за которой на юг простираются необозримые леса... Таким образом, в названии Козлова соединились и прозвище крестьянина и название самой местности. «... и на Козлове урочище по твоему государеву указу, у Бога милости прося... острог, которому быть вместо города, обложили октября в 11 день. А помере, государь, около его триста семьдесят сажень... секут лес на острог от города, близко, а иные и по версте, и по две, а дальних в трёх верстах секут. А мост будет на остроге по городовому с обламами, а башни будет две проезжих, да восемь башен глухих, да башня у тайника, да около острогу будет ров... а тайник будет приведен — из башни к реке Воронежу у острожные стены до реки Воронежа двадцать одна сажень... А церковь обложили во имя Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Покрова октября в 18 день».

Строители торопились: приближалась зима. С приходом морозов основные строительные работы были прекращены и возобновились ранней весной следующего года. На берегу Лесного Воронежа взметнулись ввысь 15 деревянных башен и крепостные стены с сухим рвом. Город в плане имел вид прямоугольника с общей длиной стен почти 1,5 километра. Академик Фальк, посетивший Козлов в 1769 году, нашёл, что он был обширнее и многолюднее, нежели Тамбов, но выстроен хуже и его жители занимались более сельскими промыслами, хотя в нём и насчитывалось 1064 купца. В 1779 году Козлов получил статус уездного города Тамбовского наместничества, а позже, с 1796 года, и Тамбовской губернии. В 1781 году город Козлов по указу российской императрицы Екатерины II обрёл свой герб.

Обычно в верхней части герба уездного города помещался символ города губернского (для Тамбова это улей и три золотые пчелы). Для Козлова было сделано исключение: всё геральдическое пространство отводилось лишь ему одному: объяснялось это тем, что и Козловский и Тамбовский гербы – ровесники (1730). С XVIII века Козлов развивался как крупный торговый центр сельскохозяйственного района. В XIX веке в городе процветала торговля хлебом, скотом, шёлком, сукном, рыбой, солью, имелись и кустарные промыслы. Во второй половине XIX века возникает переработка сельскохозяйственного сырья (мельницы, винокуренный и салотопенные заводы, табачные фабрики, элеватор). К концу века в Козлове было два чугунолитейных завода, колокольный завод, крупные железнодорожные мастерские. Архитектурный облик Козлова XIX века сохранился до настоящего времени. В 1932 году в честь учёного-селекционера Ивана Владимировича Мичурина (ещё при его жизни) город Козлов был переименован в Мичуринск. (Данные из сети Интернет от 19 мая 2017 года).

На картинке: 1900. Козлов. Московская улица. Неведомо, останавливался ли салон-вагон архиерея Иринея в городе Козлов, но, несомненно, его спутники и юный Василий Максимов видели этот и другие города и станции по пути следования их салона-вагона в составе поезда (поездов) из Воронежа в Екатеринбург. Первый поезд на станцию Козлов (вокзал тогда ещё был деревянным) прибыл 4 сентября 1866 года, что знаменовало собой начало регулярного движения поездов по Рязанско-Козловской железной дороге. Это одна из первых железных дорог в России, построенная в 1865-1866 годах на средства частного капитала. Технические принадлежности приобретались на средства, полученные от продажи Аляски. Дорога названа так по своим крайним пунктам: Рязани на севере и Козлове на юге (данные из Интернета).


Рецензии