1900. Маршрут Тамбов Кирсанов

Из Тамбова по железной дороге 14 км до станции Ляда, 10 км – до ст. Расказово, 13 км – до ст. Платоновка, 12 км – ст. Ломовис, 17 км – ст. Краснослободская, 23 км – город Кирсанов. От Кирсанова 19 км до станции Уметь, 19 км – ст. Тамала, 25 км – почтовая станция Сосновка, 24 км – узловая станция Ртищево. От станции Ртищево поезда расходились в три стороны: на юг в сторону города Балашов, на восток – в Саратов и на север – в Пензу. Архиерею Иринею и его салону-вагону нужно было на север, в сторону Урала, в Екатеринбург, поэтому от станции Ртищево был совершён поворот на северо-восток на Пензу. Через 24 км была станция Байка, ещё через 20 км – уездный город-станция Сердобск. Затем длинный перегон вдоль реки Хопер до почтовой станции Борисовка и через 19 км поезд вместе с салоном-вагоном архиерея Иринея прибыл в город Пенза.

Большинство городских улиц в центре города Кирсанов появились почти одновременно в начале XIX века, когда стал осуществляться первый генеральный план застройки города, утвержденный в 1804 году. До этого времени новоиспеченный город имел хаотичную застройку со стихийным расположением улиц и переулков. В «Экономическом описании города Кирсанова» 1815 года упоминается о двух длинных улицах (Первая и Вторая Голынская) и 13 поперечных - безымянных. Первая и Вторая Голынская улицы шли параллельно друг другу от южной болотистой окраины города вверх, на север в пригородное село Голынщину, названное так по заселяющей его голытьбе. На востоке и западе с городом соседствовали слободы Уваровщина и Шиновка.

Строительство железных дорог во второй половине XIX века перенаправило старые важнейшие торговые пути. Местные кирсановские купцы сумели понять всю выгоду железнодорожного сообщения с крупнейшими торговыми центрами страны и приложили максимум усилий, чтобы вновь прокладываемая ветка ж/д Рязань-Саратов прошла именно через Кирсанов. В июле месяце 1868 года было разрешено построить железную дорогу от Тамбова до Саратова, а в августе уездное земское собрание вынесло решение отпустить на это строительство 50 000 рублей. Была организована концессия, которая отпускала кредит на строительство 30 000 рублей. 9 августа 1870 году из Козлова в Умет проследовал первый поезд. В 1871 году 4-го июля первый поезд проследовал уже до Саратова.

Железнодорожное сообщение между Тамбовом и Саратовом через Кирсанов было открыто, а город, в свою очередь, получил новый импульс к развитию. По исследованиям экономики Тамбовского края В. Ченслером из торгового села Кирсанова до строительства железной дороги вывозилось 600 тысяч пудов зерна и других грузов в год. По его же сведениям в 1887 году со станций Кирсанов, Умет и Иноковка (тогда село Краснослободское) за год было вывезено более четырех миллионов пудов различных грузов. Хлеб повезли в Москву, в Петербург и за границу.

В конце XIX века Кирсановский женский монастырь приобрел ткацкие станки, а некоторых сестер послали обучаться более высокому мастерству и художеству в С-Петербург. Обитель жила на полном самообеспечении, вступала в торговые отношения. В монастыре делались вещи на заказ. Специально для этого освоили шитье по канве (салфетки), открыли башмачную мастерскую. Мастерская кройки и шитья принимала заказы на светские платья по журналам мод того времени. О качестве производимой продукции говорит тот факт, что в 1900 году на Всемирной выставке кустарных изделий в Париже несколько шитых золотом шелковых вещей, сделанных в Кирсановском монастыре, получили главный приз.

В 1861 году численность населения Кирсанова составила 6700 человек. В 1895 году в Кирсанове насчитывалось уже 8389 жителей, в том числе дворян - 285, духовного сословия - 76, почетных граждан и купцов - 1382, мещан - 4280, крестьян - 1217, военного сословия - 821, прочих - 328. В 1897 году по всеобщей переписи с пригородными слободами - 10700 человек жителей. А по данным на 1910 год в самом городе было «душ мужского пола 4888, женского пола 5643». В 1913 году общая численность городских жителей составляла уже 11185 человек. Увеличение населения вело и к расширению застройки города. К 1913 году в городе было 15 улиц, имелось 1151 жилое здание, из которых 18 - каменные.

На углу Базарной (Соборной) площади располагалось здание Земской управы (ныне Дом детского творчества), появившееся по проекту выдающегося зодчего Захарова, который в свое время выполнял заказ правительства по возведению административных зданий в губернских и уездных центрах. Напротив, через дорогу, в большом здании (бывшая 2-я школа) расположились: слева вверху начальная школа для девочек, внизу пожарная охрана; справа вверху Городская Дума и управа, внизу - начальная школа для мальчиков. Здесь же, во дворе, находилась деревянная каланча. Рядом - двухэтажное здание полиции и жандармерии. Неподалеку от Земской управы располагались здание Дворянского собрания, особняки богатых помещиков и купцов Митяева, Жутаева, Трушина. С 1877 года в Кирсанове имелась земская больница, построенная из красного кирпича. “Красная больница”, как ее называют и до сих пор, - здание добротное, умелой кладки прекрасно сохранилось.

В центре города по Тамбовско-Саратовской улице располагались каменные магазины, кондитерские и другие лавки, разные увеселительные заведения: трактиры и два кинотеатра. На углу Тамбовско-Саратовской и Большой улиц подрядчик Шинкин взялся за строительство Биржи (нынешний Дом торговли). В этом же здании находились гостиница и ресторан «Эрмитаж», представительство Русского Торгово-промышленного банка, а также гастрономический магазин купцов Свиридова и Тимофеева (в первые годы советской власти это здание заняли отделы уездного исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; также, вплоть до 1931 года здесь располагалась биржа труда и совершались гражданские бракосочетания). В уездном центре не провели еще водопровода. Отсутствовало электричество, зато центральная улица освещалась с помощью 117 керосиновых фонарей. Город ежедневно подметали.

В первое десятилетие XX столетия в Кирсанове расширили производство или вновь появились чугунолитейный, свечной, пивоваренный, сахарный, мыловаренный заводики, спичечная и табачная фабрики, шерстомойки и шерсточесалки, крупорушки, маслобойки, сапожные, портняжные и колбасные мастерские, пекарни и типографии... Купцы Попов, Крылов, Григорьев построили механические мельницы.Первое электроосвещение появилось в 1909 году, когда на частной мельнице И.С. Григорьева был установлен дизель и для освещения города он давал 100 киловатт электроэнергии. На этой энергии стал работать первый кинотеатр «Модерн». Также ток получили женская гимназия и несколько купеческих домов. Частная электростанция вскоре появилась и на мельнице купца В.П. Попова.

В 1914 году в городе был возведен элеватор. А в 1917 году в Кирсанове насчитывалось уже шесть промышленных предприятий (132 рабочих), имелось 41 трактирное заведение. Было много винных складов, действовали арестный дом и тюрьма. С начала XX века в городе действовали уездное училище (семь лет обучения) и несколько церковно-приходских школ. В 1903 году открылось реальное училище. Работала также общедоступная библиотека-читальня имени Кривцова, видного просветителя и общественного деятеля, героя Отечественной войны 1812 года. Библиотека-читальня была открыта предводителем дворянства Сергеем Сергеевичем Башмаковым 2 января 1897 года. Другой учредительницей и попечительницей была Софья Николаевна Батюшкова, пожертвовавшая в библиотеку 729 томов.Помимо реального уездного училища, которое располагалось в здании на Тамбовско-Саратовской улице (ныне здание, принадлежащее интернату), в 1905 году в городе открылась и женская прогимназия. Прогимназия в 1907 году была переименована в Кирсановскую женскую гимназию и расположилась в здании Дворянского собрания. В основном здании размещалось 600 учениц, в дополнительном - 200. Однако в августе 1917 года в одном из зданий случился пожар. Содержатель чайных в Кирсанове Коновалов предложил гимназии арендуемый дом Карвуни. В этой гимназии в свое время училась мать Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских Любовь Тимофеевна Чурикова.В целом, к началу XX века, Кирсанов представлял собой значительный провинциальный город. Это был типичный для России торгово-административный, купеческо-чиновничий и мещанский уездный центр. (Источник данных: сайт «Град Кирсанов». Архив).

На картинке: 1900. Так выглядел город Кирсанов в 1900-х годах конца XIX века – начале XX века.


Рецензии