Сказать НЕТ. Консультация в формате переписки

Консультирование по переписке эффективный способ помощи клиенту.

Несколько статей будет о таком формате взаимодействия.

Имя клиента изменено. Конфиденциальность не нарушена.

Артём, здравствуйте!
Как звучит Ваш запрос: с чем хотите поработать?

Здравствуйте, Софья!
Меня мучает одна проблема: я не могу отказывать людям, даже если это в ущерб мне и моей семье, лишь бы быть хорошим для других.

Какой результат ожидаете от нашей работы?

Я хочу научиться отказывать другим.

То есть хотите научиться говорить слово нет.
Правильно понимаю Вас?

Да. Верно.

Опишите, что происходит, когда не можете отказать.

Знаете, когда люди о чём-то просят меня, такое чувство, что слова нет не существует. Понимаю, что это будет во вред мне и всё равно не могу отказать.
Становится не по себе от того, что люди будут плохо относиться ко мне.

Артём, кто из родителей не допускал возражений?

Отец этого терпеть не мог.

Какие у Вас с ним отношения сейчас?

У него другая семья, мы общаемся, но он до сих пор авторитарный.

Артём, давайте попробуем проявить слово НЕТ и посмотрим на него со стороны.
Проговаривайте вслух НЕТ, НЕТ...
Как выглядит образ НЕТ?
Это что-то расплывчатое, неясное. Или чёткий образ? Есть цвет?

Слово нет в моих глазах чёрного цвета и при произнесении его появляется волнение, учащается сердцебиение.

Хорошо, мы выяснили, что оно чёрного цвета, вызывает сердцебиение и чувство волнения.
Можно ли сказать, что есть ощущение тревоги при рассмотрении этого образа?

Да, действительно, больше похоже на тревогу.

Поставьте напротив себя стул и скажите, глядя на него: "Я, Артём, отсоединяю от себя чувство тревоги и присаживаю его на стул.
Теперь я это я, а тревога отдельно".
Наблюдайте за образом, что на стуле.
Какой он: чёткий или расплывчатый?

Расплывчатый.

Пересядьте на место тревоги, ощутите её.
...
Вы сейчас на стуле, где слово НЕТ в виде тревоги.
Опишите своё состояние.

Как только пересел на стул, такое чувство, что тревога с головой окунает. Просто захлёстывает: не поймут, не одобрят.
Почему-то чувство мандража, как будто там всё скачет.

Наблюдайте за этим ощущением.

Мне кажется что сердце сейчас успокаивается.

Хорошо.
Пересядьте на прежнее место.
Теперь скажите: "Я вижу тебя тревога, ты вызываешь волнение в груди, ты чёрного цвета.
Как она реагирует на это?

Теперь опасается меня.

Чего она боится?

Моего взгляда и голоса, которым я ей говорю.

Что чувствуете, когда этот образ тревоги боится Вас?

Я чувствую себя сильным перед ней.

Хорошо
В чём Ваша сила?

Я не могу понять, но как будто это что-то изнутри. Меня слушают!

Когда и с кем я так разговариваю?
Именно таким тоном и голосом?

Знаете, такое впечатление, что сейчас я как отец в детстве, это он так разговаривал со мной и мамой, боялся его. Очень.

Артём, да, это страх.
Я мог тогда возразить отцу?

Нет и до сих пор не могу.

Представьте, что отец напротив.
Скажите ему таким же голосом и интонацией то, что хотели произнести очень давно.
О том, что устали бояться его гнева, что можете разговаривать таким же тоном как он.
Как реагирует на Ваши слова отец?

Он просто смотрит на меня и молчит.

Что чувствуете Вы?

У меня мурашки по телу и почему-то глаза наливаются слезами, обида на отца сильная.

Не сдерживайте себя, позвольте слезам течь.
Скажите ему: "Мне очень, очень обидно, что ты всегда настаивал на своём, не позволял возражать.
Что...
Продолжайте.
....
Что сейчас происходит?

Он как будто опустил голову.
А мне легче!
Что я наконец-то смог ему всё высказать.

Отлично!

Я смог перебороть себя!!!

Говорите до тех пор, пока не почувствуете радость, что я могу высказывать своё мнение.

Знаете, честно легче, прям слово нет само идёт.

Я радуюсь с Вами!
Теперь представьте маленького Артёма, сидящего напротив и произнесите: "Я очень люблю тебя, ты самый лучший. И говорите ему то, что хотели бы слышать в детстве от родителей.
Не сдерживайте себя.
Могут быть слёзы.

Да, действительно так и есть.

Продолжайте.

Передо мной сидит маленький мальчишка, он так обижен на отца.

Теперь сядьте на его стул. Напротив представьте образ отца, произнесите: "Папа, я знаю, что ты любишь меня. Ты запрещал мне возражать, считал, что подчинение это и есть уважение к старшим.
Прощаю тебя.
Я хочу жить в радости и без напряжения, пока ещё обижаюсь на тебя, пока мне ещё печально."

Как он реагирует?

Он как будто плачет вместе со мной.

Теперь сядьте на место папы и от его имени скажите: "Я очень люблю тебя, сынок, очень!!!
Прости меня!!!"
Не сдерживайте свои чувства.
Что сейчас происходит?

Мне легче, как будто камень с души упал.

Замечательно!!!
Теперь скажите громко: НЕТ!!!
Я МОГУ ГОВОРИТЬ НЕТ И ЧУВСТВУЮ УВЕРЕННОСТЬ!!!
Я есть УВЕРЕННОСТЬ!!!

Чувствую полную грудь чистого воздуха и очень сильное чувство уверенности!!!

Вы молодец!!! Похвалите себя за проделанную работу!!!
Запомните это ощущение!!!
Каждый день говорите себе: "Я есть Уверенность!!!" Как сейчас выглядит слово НЕТ?
Вы теперь видите его?

Какое то белое и пушистое.
Лёгкое как облако.

Что это значит для Вас?

У меня нет чувства страха и волнения перед словом нет.

Практикуете слово НЕТ. Через неделю спишемся.

Отслеживайте своё состояние.

Продолжение следует.
http://proza.ru/2020/06/15/966


Рецензии
когда читала, тоже попыталась представить слово "НЕТ", и оно у меня тоже оказалось чёрным и страшным, совпало

Любовь Коваленко   20.07.2020 07:54     Заявить о нарушении
Любовь, признательна Вам за интерес к публикации и отклик.
С благодарностью, Софья.

Софья Алдухова   20.07.2020 09:34   Заявить о нарушении