1900. Маршрут Пенза Кузнецк Сызрань Самара

Пенза – губернский город, крупный железнодорожный узел, объединяющий Сызрано-Вяземскую железную дорогу, Пензенскую ветвь Московско-Казанской железной дороги и Пензо-Таволжанскую линию Рязанско-Уральской железной дороги. «К началу XX-го столетия Общество Рязанско-Уральской железной дороги удалось создать самую разветвлённую путевую сеть в России. Общество построило на собственные и привлечённые деньги семь железнодорожных линий с десятью примыкающими ветвями. Эта дорожная сеть связала: Астраханскую, Московскую, Калужскую, Орловскую, Пензенскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тульскую губернии, Область Уральского казачьего войска. Кроме того, Общество Рязанско-Уральской железной дороги явилось единственным из отечественных железнодорожных предприятий, которое владело и собственной речной флотилией. Кому-то это покажется неожиданным, но оно успешно эксплуатировало на Волге множество собственных нефтеналивных барж, два самоходных железнодорожных парома и пароход-ледокол. Ремонт плавсостава осуществлялся в одном плавучем и одном капитальном доках. На многих из своих станций или пристаней Общество возвело собственные хлебные элеваторы и резервуары для нефтепродуктов. Как утверждает издание «Рязанско-Уральская жел;зная дорога и ея районъ» (стр. 16): площадь, входящая в район Р.—У. ж. д. на 1913 год составила около 195 000 квадратных вёрст с населением около 8 600 000 человек» (Источник данных: «Рязанско-Уральская жел;зная дорога и ея районъ» глава «Линiя Пенза-Таволжанка»; Изданiе Правленiя Общества Рязанско-Уральской ж.д.; печатано: Типо-Литографiя Н.I. Евстиф;ева, Невскiй 15 и М;щанская 20, С.П.б. 1913 г.; стр. 125—127, 270, 292—308).

В Пензе салон-вагон архиерея Иринея прицепили к поезду, уходившему строго на восток в сторону Самары. От Пензы через 21 км поезд дошёл до ст. Леонидовка, ещё через 24 км – до ст. Канаевка, через 22 км – почтовая станция Чаадаевка, 20 км – ст. Сюзюм, 25 км – город Кузнецк. От Кузнецка поезд и салон-вагон архиерея Иринея ехал ещё 16 км до ст. Евлашево, 14 км – до почтовой станции Никулино, 25 км – ст. Просковьино, 22 км – ст. Новоспасское, 25 км – ст. Репьевка и через 22 ум прибыл в город Сызрань. От Сызрани через 12 км – ст. Батраки, ещё через 17 км – ст. Обшаровка, 15 км – ст. Мыльная, 16 км – ст. Мойтуга, 8 км – ст. Безенчуг, 23 км – постовая ст. Томылово (Титовка), 21 км – ст. Липяги, 9 км – ст. Кряж, 6 км – полустанок и через 2 км – губернский город Самара.

Сызрано-Вяземская казённая (государственная) железная дорога Российской империи образована в 1890 году при слиянии Моршанско-Сызранской, Ряжско-Моршанской и Ряжско-Вяземской ж.д. Протяженность — 1307 вёрст. Дорога проходила от Сызрани до Вязьмы по территории Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской и Саратовской губерний. Дорога находилась в ведении МПС, управление дороги было расположено в Калуге. Протяжённость дороги на 1913 год - 1393,9 км, в том числе 101,7 км двухпутных участков. В 1874 году заработала одна из основных линий дороги: Павелец - Узловая – Тула - Вяземская - Алексин - Калуга - Вязьма. От Калуги до ст. Калуга-Ока-пристань шла ветка длиной 9 км и от Калуги до соединения с МКВ ж.д. на ст. Тихонова Пустынь в 18 км (две последние ветви перешли от МКВ ж.д. в ведение Сызранско-Вяземской ж.д. в 1919 году). К дороге примыкали ещё так называемые «ветви частного пользования»: от ст. Говардово до писчебумажных фабрик в селе Кондрове и Троицком – длиною 5 км, от ст. Средняя к Петровскому заводу сельскохозяйственных машин – длиною 4 км и от ст. Алексин – Ока к Мышегскому чугунолитейному заводу – длиною 4 км. Кроме этого в ведении Сызранско-Вяземской ж.д. были ветви хозяйственного значения: Синеевская узкоколейная ветвь от ст. Износки до дер. Мочальники Медынского уезда длиною 21 км и Угорская - от ст. Полотняный завод до с. Товаркова, длиною 7 км.

Первый 122-вёрстный участок будущей Сызрано-Вяземской ж.д. – от Ряжска до Моршанска – был построен в 1867 году Обществом Ряжско-Моршанской железной дороги. Ряжско-Вяземская железная дорога была открыта в 1874 году. Строилась она двумя участками: Ряжско-Скопинским (концессия выдана ком. сов. Варшавскому; открыта в 1870 году) и Скопинско-Вяземским (концессия выдана обществу Ряжско-Скопинской жел. дор.; построена до Павельца в 1872 году). Концессия на строительство Моршанско-Сызранскую железную дорогу была выдана на имя одного из учредителей общества Ряжско-Моршанской железной дороги, С.Д. Башмакова. Движение по дороге Моршанск – Сызрань открылось в 1874 году. Первым был выкуплен в государственную казну участок Ряжско-Моршанский (1 января 1888 года). Участки Моршанско-Сызранский и Ряжско-Вяземский выкуплены в казну 1 октября 1889 года. В январе 1890 года три казённые дороги объединены в Сызрано-Вяземскую железную дорогу.

Сызрано-Вяземская железная дорога имела в своём распоряжении 504 паровоза, 669 пассажирских и 11 086 товарных вагонов. Для обслуживания и ремонта подвижного состава были построены железнодорожные мастерские в Пензе, Калуге (Главные железнодорожные мастерские, Калужский машиностроительный завод «Калугапутьмаш»), Моршанске. Железнодорожное начальное училище в Калуге было открыто в 1893 г. В мае 1918 года дорога была передана в ведение НКПС и впоследствии расформирована. Ныне основные линии дороги входят в состав Куйбышевской и Московской железных дорог (данные из Википедии).

На картинке. 1900. Карта пароходных сообщений, железных и почтовых дорог Российской Империи 1897 года (фрагмент). СПб.: Издание Картографического заведения А. Ильина, 1888. Цветная печать. 123;82,5 см. Масштаб 100 верст в англ. дюйме. Карта дублирована на ткань. В большую карту врезаны планы меньшего формата: Карта Закаспийской железной дороги, План Варшавы, План побережья Рижского залива, Губернии Царства Польского, Окрестности Москвы, Окрестности С.-Петербурга, Узел железных дорог Москва, Станция Ростов на Дону, Азиатская Россия. Сибирь и Туркестанский край.


Рецензии