1900. Город Сызрань

Археологические изыскания свидетельствуют о том, что 3,5 тысячи лет до н.э. на месте расположения города Сызрань и в округе жили первобытные люди. Издревле Средняя Волга была пересечением транспортных и торговых путей, кочующих племён и народов. В XVI веке в этих местах располагались мордовские пчельники, а невдалеке пролегала грунтовая дорога миграций на Урал и обратно. В 1683 году воевода Григорий Афанасьевич Козловский, по одному из самых ранних указов царя Петра I, основал город-крепость Сызрань для обеспечения безопасности этого торгового пути. Воеводе царь поручил
лично набрать полк служилых людей, двинуться с ним к Самарской луке и заложить крепость на реке Сызранке. Г.А. Козловский выбрал самое возвышенное место в междуречье Сызранки и Крымзы и выстроил здесь деревянный Сызранский кремль с 7-ю башнями по углам, окружённый валом и рвом.

В XVIII веке город-крепость Сызрань превращается в крупный торговый центр, здесь быстро развивается посредническая торговля и формируется местное зажиточное купечество. В 1780 году императрица Екатерина II учреждает герб города — «Чёрный бык в золотом поле, означающий изобилие сего рода скота» — за успехи в торговле скотом и хлебом. В 1781 году Сызрань становится уездным городом Симбирского наместничества. В 1782 году для Сызрани был составлен регулярный план застройки города. На тот момент город состоял из трёх анклавов, разделённых реками Сызрань и Крымза. Здесь развивается торговля хлебом, земледелие, кожевенное, сапожное, портняжное, деревообделочное ремёсла. В 1796 году Сызрань становится уездным городом Симбирской губернии.

В последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги город Сызрань получает мощный толчок в экономическом развитии. Главная отрасль промышленности в Сызрани — мукомольная. Город занимал 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь Нижнему Новгороду, Саратову и Самаре. В 1900 году промышленность в России представляла собой самую передовую и быстро развивающуюся отрасль отечественной экономики. За период с 1885 по 1913 г. объём промышленной продукции в стране увеличился в 5 раз. С 1861 года, на протяжении 50 лет подряд, был непрерывный подъём экономики – в среднем рост составлял 5,72 процента в год. Конкретный вклад в эти позитивные процессы вносили своим трудом и сызранские предприниматели.

Особую динамику местной экономике придает строительство железной дороги, которая приходит в Сызрань в 1874 году. Вскоре (1880) запускается в эксплуатацию Александровский мост через Волгу в районе Батраков, соединивший Европу и Азию. В то время он занимал по длине 1-е место в Европе и 6-е в мире и составлял 1 версту 195 сажен (1439,1 м).К концу XIX столетия через город уже проходило три линии железной дороги: Сызрано-Вяземская, Самаро-Златоустовская, Московско-Казанская.

Строительство и прокладка железных дорог («чугунки») способствовало росту экономики города Сызрани . Так, в 1874 году на берегу Волги, в нескольких километрах от Сызрани, дворяне Воейковы поставили первый русский асфальтовый завод. Его продукцию возили в Симбирск на заливку пешеходных дорожек вокруг Карамзинского сквера, в Петербург, Москву, в том числе – на устройство тротуаров у храма Христа Спасителя. В 80-х годах XIX века в Сызрани открываются предприятия металлообрабатывающей промышленности: заводы гвоздильный Гусева и чугунолитейный, ремонтно-механическая мастерская сельскохозяйственного склада уездного земства. В 1897 году на берегу Волги купец А.Н. Ашанин открывает лесопилку. На ее базе позднее вырос завод «Сызраньсельмаш».

Людвиг Нобель - брат Альфреда Нобеля, создателя премии своего имени, построил близ Сызрани резервуары для хранения нефти. Гениальный ученый и финансист предвидел, что в будущем нефть станет самым прибыльным делом и придумал, как использовать нефть для обогрева и освещения помещений; он также проводил химические эксперименты для производства предметов из нефтепродуктов. В 1879 году Нобель наладил выпуск колес с резиновыми шинами. Близость нефтяного производства сделали цены на топливо в здешних местах относительно низкими, что приносило несомненную выгоду местным купцам и предпринимателям.

«Хозяевами жизни» в Сызрани были в конце XIX века купцы-мукомолы. В 1893 году правительством России вводится новый хлебный тариф, отчего переработка зерна на месте сделалась очень выгодной. Лучше всех из сызранских купцов благоприятной ситуацией воспользовался Иван Иванович Пережогин. В 1895 году на берегу Воложки он построил первую в городе вальцовую мельницу, которая значительно превосходила по мощности водяную. Она стала самой производительной не только в Сызрани, но и во всей Симбирской губернии. К сожалению, это здание не сохранилось.

К началу XX века Сызрань занимала 4-е место в России по переработке зерна, уступая лишь губернским центрам - Нижнему Новгороду, Самаре, Саратову. На рубеже веков в городе было около двух десятков промышленных предприятий. Их годовая выработка доходила до 720 000 рублей в год, а в отдельные годы она оказывалась гораздо больше, чем в губернском Симбирске. Вот почему в Сызрани живо открывались торговые дома, банковские, кредитные учреждения, товарная биржа, страховые общества. В 1897 году Сызрань была самым крупным уездным городом России с населением более 32 000 человек.

В 70-е годы XIX века в Сызрани начало функционировать городское самоуправление. Благодаря ему проходили работы по благоустройству территории, возводились новые здания под общественные нужды, принимались решения по организации местной жизни. Так, в 1886 году в городе начинает действовать самотечный водопровод общей протяженностью 12 км. Он был проложен по дну реки Крымзы от раменских источников. В 1887 году в Сызрани появляется 250 керосиновых фонарей, освещавших городские улицы. В 1901 году на Красной Горке учащиеся местных училищ и гимназий высадили Александровский сад (ныне Парк культуры и отдыха им. Горького).

В начале XX века, в связи с прокладкой железной дороги, в городе начали дислоцироваться армейские части. Место для них было отведено к северу от полотна железной дороги. В разгар Русско-японской войны, в 1904 году, также за железнодорожной линией был устроен сборный пункт. Это послужило поводом для визита в Сызрань императора Николая II. Он приехал воодушевить части, отправлявшиеся на непопулярную в народе войну.

В годы Первой русской революции (1905-1907) особую активность проявляли в городе социал-демократы и эсеры. Апофеозом беспорядков стали похороны в мае 1906 года депутата I Государственной Думы от крестьян Сызранского уезда Андрея Павловича Андреянова. И только страшный пожар 5 (18 по н. ст.) июля 1906 года положил конец революционным событиям в городе. Стихийное бедствие подорвало благополучие граждан и экономику Сызрани. Пожирающим пламенем огня было уничтожено 126 кварталов с 5500 зарегистрированными постройками. Сохранились лишь беднейший район города Засызран (река преградила путь разбушевавшейся стихии) и Новая Линия. На ул. Большой уцелели отдельные каменные здания. Убытки составили примерно 18 000 000 рублей. Только по официальным данным, погибло около 900 человек. На ликвидацию последствий пожара правительством было выделено 1 500 000 рублей. Еще более 370 000 рублей поступило в виде пожертвований от граждан России, в том числе от самодержца Николая II, а также от органов местного самоуправления, различных организаций.

С началом Первой мировой войны в 1914 году сызранцы отправлялись на ее фронты, были организованы торжественные проводы Усть-Двинского и Бугульминского полков. Население Сызрани резко увеличилось за счёт эвакуированных и беженцев и достигло 75 000 человек. В развернувшихся лазаретах ежедневно проходили лечение порядка семисот раненых воинов. Горожане направляли на фронт тёплые вещи и значительные денежные пожертвования. Оказывалась помощь семьям призванных на войну. На станции Сызрань I был развёрнут питательный пункт для беженцев. Городское общество взаимного кредита ассигновало в пользу несчастных, пострадавших от боевых действий, 6000 рублей.

Город Сызрань был не только купеческим и промышленным, в нём развивалась культура и искусства. Первая публичная библиотека открылась в Сызрани в 1873 году. В 1877 году в Сызрани работает первый городской театр. Местные типографии осваивают книгопечатание. На рубеже XIX –XX веков по темпам и объёмам полиграфического производства Сызрань занимала 4-е место в Среднем Поволжье, сразу же после губернских центров - Самары, Симбирска, Пензы. В 1900-х годах в городе появляются первые «биоскопы» - так тогда называли кинотеатры. Кроме начальных народных училищ и приходских школ, в городе функционируют учебные заведения со средним курсом: две женские гимназии и одна мужская, а также реальное училище. В августе 1917 года сюда была эвакуирована из Лифляндской губернии Вольмарская учительская семинария. А несколькими месяцами ранее, в апреле 1917 года, начинает выходить газета «Товарищ» - предшественница той, которая ныне именуется «Волжские Вести». К 1917 году Сызрань подошла на пике своего экономического развития.

В годы советской власти на изменение структуры промышленного производства повлияло, прежде всего, открытие крупных месторождений — нефти и горючих сланцев. «Второй Баку» — это Сызрань. Неслучайно город буквально опутан нитями нефте- и газопроводов, магистральных продуктопроводов. В 1919 году началась промышленная разработка горючих сланцев, которые использовались в годы гражданской войны в качестве топлива, а затем было найдено их применение в медицинской промышленности. Сланец являлся исходным сырьём для производства ихтиола, альбихтола, тиокреолина и других препаратов. Продукция Сызранского сланцеперерабатывающего завода была востребована не только в СССР, она поставлялась в Венгрию, Индию, Англию, Турцию и многие другие страны. С 1928 года Сызрань — центр Сызранского округа Средне-Волжского края.

Около 39 000 сызранцев участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 11 300 человек погибли в боях. 26 горожан за мужество и отвагу удостоены звания Героя Советского Союза. В 1942 году на основе рабочих посёлков Батраки, Правая Волга, Первомайск и села Костычи был создан Октябрьский район города. В ночь с 17 на 18 июня 1943 года одиночный немецкий самолёт «Heinkel-111» совершил налёт на Сызрань, сбросив на город десять фугасных и одну тяжёлую зажигательную бомбу.

В годы войны промышленный потенциал Сызрани увеличился в 4-5 раз за счёт эвакуированных предприятий. На территории города в те годы располагались некоторые центральные министерства и ведомства, так как вторая столица — Куйбышев (название Самары в 1935-1991 годах) не смогла вместить все эвакуированные из Москвы учреждения. В послевоенное время в Сызрани развивалась нефтехимическая, химическая, энергетическая, лёгкая, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 742/19 7 августа 1956 года Октябрьский район Сызрани был преобразован в город областного подчинения Октябрьск.
(Изложенный данные из статьи Елены Мочаловой в газете «Волжские вести» от 18 августа 2019 г.).

На картинке: 1900. Сызрань. Железнодорожный вокзал.


Рецензии