1900. Древняя история Самары

Уже много повидавшие на своём пути из Каменец-Подольского в Екатеринбург архиерей Ириней и его спутники, в том числе и 13-летний алтарник-пономарь Василий Никитович Максимов, примкнувший к архиерею в его салон-вагон в Воронеже, несомненно, обрадовались и взбодрились, очутившись в большом и красивом губернском городе Самара. Возможно, архиерей Ириней знал или слышал об истории этого города, но, скорее всего, видел его впервые, поэтому его салон-вагон задержался в Самаре на день-два. Для юного алтарника Василия Максимова этот город, как и все станции, полустанки, города и городки по пути на Урал, был первым открытием так называемого «Большого Мира, огромной страны России, государства, людей, народов, их обликов, видов природа, архитектуры строений, нравов и обычаев, языков и говоров. Самара была уже совсем другим городом, нежели города европейской части России, это уже был свой, особый мир, мир Поволжья, мир на стыке Европы и Азии, мир, сохранивший дух стародавней Золотой Орды…

Для западноевропейских средневековых географов, историков и путешественников Поволжье, Приуралье и далее Сибирь были легендарной страной Тартарией или Средней Азией. До третьей четверти XII века информация об этих регионах почти отсутствует. Только в «письме» пресвитера Иоанна (около 1165, но до 1177 года) появляются некоторые достоверные сведения о Средней и Центральной Азии. Топоним, близкий к наименованию Самара, упоминается в «Хронике» (лат. Chronicon) от 1130/1131 - 1135 гг. Гуго Сен-Викторского, одного из основателей Сен-Викторской теологической школы богословия XII столетия. В его трактате по истории и географии («Описание карты мира») в лапидарной форме даётся перечень топонимов Скифии: Ортогорра (лат. Ortogorra), Самарха (лат. Samarchan), Аттиппи (лат. Attipi), Александрия (лат. Alexandria), Скифополь (лат. Scitopolis), Самарканд («Паранда»).
 
В «Книге извлечений» Ришара Сен-Викторского (1153-1162 гг.) также даётся перечень городов: Ортогория (лат. Hortogoria), Самарка (лат. Samarcam), Аритпи (лат. Aritpi), Александрия (лат. Alexandria), Скифополь (лат. Scitopolis), поселение Сафир (лат. vicus Saphiri). Самара среди прочих городов Скифии, обозначенных как «Сарматана» (лат. c(ivitas) Sarmathana), находится за Кавказскими горами на северо-востоке в левом верхнем углу копии Сен-Викторской карты XII века из Мюнхена («Карта мира» эбсторфско-херефордского блока Т-О типа из главы 14.2 «О земном круге» Мюнхенского списка «Этимологий» Исидора Севильского). Близ легенды «Сарматана» присутствует миниатюра города, окруженного стенами и башнями и расположенного на берегу сине-зелёной реки, несущей свои воды в сторону Кавказского хребта. Исследователь средневековой картографии Готье-Дальше (фр. Patrick Gautier Dalch;) полагает, что данная карта может считаться редуцированной копией Сен-Викторской карты, которая не дошла до наших дней (здесь и далее данные из Википедии).

На Эбсторфской карте мира XIII века на реке Эдил помещён подписанный город Самарха (Самара): миниатюра города, опоясанного крепостной стеной, из-за которой виднеется дворец правителя в окружении построек меньшего размера. Севернее происходит сражение аримаспа с грифоном, что подтверждает легендарный характер информации об этих местах. Изображение города сопровождает следующая легенда (описание): «Самарха — это город, который расположен в Хазарии, области находящейся в Скифии; город этот по своим размерам превосходит Вавилон, ибо имеет в своей окружности 100 миль; находится же он под совместным управлением (двух) царей: один из них является язычником, а другой – христианин».

В октябре 1254 года в своём сочинении-отчёте «Путешествие в восточные страны» (лат. Itinerarium fratris Willielmi de Rubruquis de ordine fratrum Minorum, Galli, Anno gratiae 1253 ad partes Orientales) францисканский монах, фламандец Гильом де Рубрук, который отправился по поручению французского короля Людовика IX Святого ко двору великого хана Мункэ в Каракорум (в 1253-1255 гг.), косвенно упоминает о «Самаре-острове» следующее: «Затем я пустился в путь к Сараю ровно за две недели до праздника Всех Святых (16 октября 1254 г. — прим. ред.), направляясь прямо на Юг и спускаясь по берегу Этилии (Волга – автор), которая там ниже разделяется на три больших рукава; каждый из них почти вдвое больше реки (Нила) у Дамиетты. Кроме того, Этилия (Волга) образует ещё четыре меньших рукава, так что мы переправлялись через эту реку на судах в 7 местах. При среднем рукаве находится город по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше, чем взять его, татары стояли под ним 8 лет. А жили в нем аланы и сарацины». Топоним «Город Суммеркент» означает по-тюркски «город Суммер», то есть «Самара-городок».

Таким образом, год 1254-й можно с большой долей вероятности считать временем, до которого существовала «Старая Самара» эпохи Хазарского каганата на Самарской луке (излучине реки Волга). На Псалтырной карте слева от миниатюры Рая в верхней части карты присутствует легенда — «Сама(ра)», а рядом (северо-восточнее) находится «город Иазарон» (лат. Iazaron) — искажённое «Хазарский город».

В шестом сегменте Верчелльской карты (1270 г.) присутствует следующая легенда: «Этот народ Аримаспы... (воюют) с грифонами (за драгоценные камни)» (лат. Gens ista Arimaspi vero [...] cum griponibus...). На Севере от этой сцены на карте имеется обозначение города с подписью лат. Sarmaca (Sarmata) (здесь очевидна инверсия литер). Это город Самара и на карте это дает географическую привязку для обозначения места обитания грифонов. Рядом с названием города приводится его характеристика (регион входил тогда в Хазарский каганат): «Этот город... настолько велик, что имеет в своей окружности более чем сто миль..., в нём живут также и христиане».

Действительно, погребальный комплекс вокруг Чир-Юрта (Поволжье) принадлежит трем этническим группам, которые населяли город: аланы (катакомбные захоронения), болгары (ямные погребения), хазары (подкурганные катакомбы). На курганном участке кладбища, где покоились хазары, учёными были обнаружены останки двух небольших церквей VIII в., что является ярким свидетельством христианизации правящей верхушки Хазарского каганата до её иудаизации на рубеже VIII-IX веков. На Средней Волге в степных долинах Самарской Луки в начале XXI века было исследовано несколько могильников с подкурганными погребениями рубежа VII-VIII вв., которые схожи с курганными погребениями Нижней Волги и Дона.

На знаменитой Херефордской карте мира (1285-1290 гг.) на Западе от мыса «Борей» на северо-востоке Азии близ миниатюры пеликана, который кормит своими внутренностями птенцов, присутствует легенда: «Говорят, что от этих мест до самых Меотидских Болот всё считается Скифией. Здесь после снегов (простираются) обширные пустыни… Река Борей. Город Самаркан». Это не средневековый Самарканд Согдийский, так как он расположен совершенно в другом месте на Херефордской карте, а город Самара (Самарха). Об азиатском Самарканде, на большом удалении на карте от Самархи, в легенде (описании) сказано следующее: «Город Каспия. Здесь обитает народ Гирканов. Панда — это город Согдийцев. Народы Согдийцы и Дахи. (Здесь) устье реки Окс». Пандой со времен античных историков, в частности Гая Юлия Солина и Плиния Старшего — основных авторитетов Средневековья в области географических представлений, именовался именно среднеазиатский Самарканд. Например, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего сказано: «За бактрами проживает народ согдианов, а у них города суть следующие: Панда и Александрия, которая была основана Александром Великим на крайних пределах их земли…».

В топониме «Самарха» присутствует звук «х». Это наследие хазарско-арабской традиции, попавшее на графические поля западноевропейских табул: картографы обозначали названия топонимов в основном со слуха, а звук «х» был очень распространён в хазарском языке. К примеру, в слове «хакан», а не в славяно-греческом произношении «каган», или в названии хазарского города на Таманском полуострове «Таматархи» («Тамархи»), пока он не стал ромейской — византийской Матрахой / Матрегой (греч. ;;;;;c;) или русской Тмутараканью. Постепенно звук «х» в написании редуцируется у средневековых картографов. Примером тому может служить топоним «Самар» на карте, изготовленной в 1367 г. братьями Пицигани. Легенда этой карты, которая относится к Самаре гласит (латынь и венецианский диалект XIV века): «Самар(а) — это крепость, которая опоясана со всех сторон водой». Кстати, хазарское слово «хакан» - это «царский титул, появившийся в северо-восточной Азии у народов тюркского племени; впервые встречается в орхонских памятниках. Этот титул усвоили и монгольские императоры. На западе титул хакан сделался известным в Византии в VI в.; он существовал у хазар, вообще пользовался широким распространением. По-видимому, он сократился до титула «хан» и с течением времени утратил свое значение: в Персии титул хан присваивается губернаторам» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907).

На портолан-карте мира венецианцев Франческо и Доменико Пицигани 1367 года в дополнении к легенде, относящейся к «касру» (от араб. «замок») Самара авторы карты окантовали миниатюру города реками. У истоков реки Самары (Самур), впадающей в Волгу, картограф поместил изображение единственного на всей карте дерева. Из нижней части дерева струится на восток ручей. Близ «чудо-дерева» комментарий: «Вот дерево, из которого проистекает вода» (возможно, речь идёт о дереве Betula alba (pendula) — берёзе и берёзовом соке). Источник этой легенды мы находим в отчёте Ибн-Фадлана, который в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.) посетил Волжскую Булгарию в мае 922 года. Можно предположить, что эта информация попала на Запад из арабско-персидского мира или через Византию, или через Сицилию, во время правления императора Фридриха II Гогенштауфена (1194-1250).

Во время своего длительного путешествия Ибн-Фадлан переправлялся через множество рек (двигался он на север по левобережью Волги), в частности и через реку «Самур», которая по названию, топографии и маршруту следования посольства, вполне соответствует реке Самаре. В «Записке» путешественника сказано: «Потом мы ехали несколько дней и переправились через реку Джаха, потом через реку Азхан, потом через Баджа, потом через Самур, потом через реку Кабал, потом через реку Сух (Сок), потом через реку Канджалу, и вот мы прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд».

Во времена Золотой Орды в районе Самары археологам известны два городища: одно в 20 км ниже населенного пункта Сингилей; другое напротив Самары близ деревни Переволок. Еще в XIX веке в районе городищ наблюдались видимые над землей руины кирпичных и каменных построек, встречались серебряные и медные монеты, но планомерные археологические исследования там не проводились. На карте-планисфере 1448 года бенедиктинского монаха из монастыря Св. Петра в Зальцбурге (лат. ordinis Sancti Benedicti de Salisburg) Андреаса Валшпергера (родился около 1415 г.) на большой реке в Восточной Европе присутствует топоним «Samarchar».
 
Укреплённый замок, расположенный на левом берегу Эдиля (Волги) на карте мира 1459 года Фра Мауро также именуется Cамар (лат. Samar). Cамар(а), окруженный высокими крепостными башнями с зубцами, между которыми находятся проездные ворота, расположен на месте впадения «голубой реки» (итал. fl[umen] coche su) в Волгу. Название свидетельствует о том, что воды реки Самары в эпоху Средневековья отличались чистотой и прозрачностью. По этой замечательной карте мира, основанной на лучших графических и письменных источниках, имевшихся в распоряжении её создателей, можно сразу расставить акценты по поводу неправомерного отождествления Самары и Самарканда в зарубежной историографии на протяжении длительного времени — легенда, помещенная близ города Самарканда гласит: «Самаркандское Царство. Это Царство Самаркандское находилось под властью Тамерлана… Этот прославленный город (Самарканд) с истинным благородством был украшен прекраснейшими постройками, среди которых особенно выделялся свой величиной и мощью замок. Правитель же этого государства был исключительно из того рода, из которого происходил сам Тамерлан».

Река Самар (англ. Samar fl.) имеется на карте 1562 г. Энтони Дженкинсона «Описание России, Московии и Тартарии...». В путевых записках «Путешествие господина Антония Дженкинсона из города Москвы в России до города Бухары в Бактрии в 1558 г., описанное им самим для лондонских купцов Московской компании», которые могут служить дополнением к карте, сказано: «16 июня мы прошли мимо нескольких рыбачьих хижин называемых Petowse, в 20 лигах от устья Камы. Здесь происходит большой лов осетров. Так, продолжая путь далее, мы прошли 22-го мимо другой большой реки — Самары, которая вытекает из вышеуказанной (Пермской) страны, течет через ногайскую землю и впадает в Волгу». На карте 1566 года Каспара Вопеллия за «Ра, рекой Волгой, или Эдель» на землях «Ногайской орды» изображен уже частично руинированный замок «Крепость Самар» (лат. Sama[r] Castrum). Изображая миниатюру с руинами Самары, автор-составитель карты, несомненно, хотел подчеркнуть древность и запустение данного города. Таким образом, топоним «Самарха» (Самара) присутствует в средневековой западноевропейской картографической традиции на многочисленных картах и в их описаниях конца XI века.

На картинке: Эбсторфская карта мира XIII века. Первое изображение города Самара на реке Волга (Ра, Ру, Итиль, Итель, Атель, Этель, Этиль, Эдель, Эдиль). В VI-II вв. до н.э. великая река (Волга), вероятно, имела наименование – Ра. В «Ригведе» и «Авесте» (конец II – начало I тысячелетия до н.э.) её название – Ранха (Ранга). Древние греки знали о существовании могучей реки (Волги) под именем Ра (Рау) (Клавдий Птолемей, «Руководство по географии» II в. н.э.). Коренные народы Поволжья, например, мордва до сих пор называют Волгу древним именем – Рау (изменённое «Рай»). Древние руссы называли Волгу именем – Ру (рудая, красивая, красная, щедрая). Русские казаки это слово-наименование использовали вплоть до XVI века, особенно в народных преданиях. Арабы и персы в древности называли Волгу (в том числе часть бассейна Камы и Белой) именами: Итил, Исил, Атил, Афил. Византийцы называли Волгу – Атель. Это «величайшая река, стекающая вниз от океана по земле сарматов и называемая Атель» (византийский летописец Феофан Исповедник, около 760–818 гг.). Средневековые западноевропейские картографы и географы называли Волгу именами: Этель, Этиль, Эдель, Эдиль. Несомненно, в каждом и любом наименовании этой великой русской реки был основополагающий смысл и значение.


Рецензии