1900. Губернская Самара

С 1719 года Самара принадлежит Астраханской губернии. С 1728 года Самара вновь принадлежит Казанской губернии. С 1780 года Самара принадлежит Симбирскому наместничеству. С 1796 года Самара принадлежит Симбирской губернии. В 1851 году Самара — губернский город и столица самостоятельной Самарской губернии и в городе проживает 15 000 человек. С этих пор город Самара начал бурно развиваться благодаря гигантским мельницам, многочисленным заводикам, амбарам. В городе насчитывалось 375 торговых лавок, а Самарская губерния была лидером по количеству собираемой пшеницы в Российской империи.

С 1928 года в Советской России Самара становится центром Средневолжской области. С 1929 года Самара является центром Средневолжского края. В 1935 году Самара переименована в Куйбышев, входит в состав Куйбышевского края. С 1936 года Куйбышев является центром Куйбышевской области. В 1991 году Самаре возвращено историческое название, город является центром Самарской области.

Несомненно, архиерей Ириней во время остановки в Самаре посещал управление Самарской и Ставропольской епархии, учреждённой Святейшим Синодом РПЦ 1 января 1851 года. Эта епархия образовалась из Волгского викарианства, входящего в состав Саратовской и Царицынской епархии по решению Святейшего Синода 5 декабря 1849 года. 31 декабря 1850 года Волгское викарианство было упразднено в связи с созданием новой Самарской губернии, в которой по тогдашнему положению должны была быть своя архиерейская кафедра. Самарская и Ставропольская епархия охватывала территорию Самарской губернии, площадью 140 370 квадратных вёрст, на которых проживало 1 304 224 человека. Всего в Самарской епархии насчитывалось 10 204 человека духовенства различных конфессий (здесь и далее данный Википедии).

На территории Самарской епархии находилось 478 православных храмов (145 каменных и 333 деревянных), из которых 20 находилось в 7 городах губернии, действовало 50 молитвенных домов и часовен. Также имелось 3 единоверческих монастыря, 7 единоверческих храмов в Николаевском уезде и 1 молитвенный дом в Новоузенском уезде. В этих же уездах располагалось 17 церквей и 4 молитвенных дома католиков и 40 церквей и 3 молитвенных дома лютеран. Также на территории Самарской губернии находилось 217 мусульманских мечети (из них одна каменная), большинство из которых (111) действовало в Бугульминском уезде. Иудейские богослужения проводились лишь в Самаре, в арендованном помещении. В Ставропольском уезде имелся языческий храм — кереметь. Такое разнообразие конфессий не могло не заинтересовать архиерея Иринея.

Первым архиереем епархии был назначен епископ Евсевий (Орлинский). 31 марта 1851 года в Самаре состоялось торжественное открытие Самарского епархиального управления. Кафедральным собором стал самарский храм Вознесения Господня. На следующий день состоялось открытие архиерейского дома — особого монастыря, заведовавшего имуществом и денежными средствами архиерейской кафедры. В 1914 году церквям Самарской губернии принадлежало 43 830 десятин земли, а монастырям — 17 513 десятин. Церковная и монастырская земля сдавалась в аренду или обрабатывалась наёмными работниками. Например, от сдачи земли в аренду в 1914 году монастыри губернии и архиерейский дом Самарской епархии в 1914 году имели в доход 109 975 рублей.

Несомненно, архиерей Ириней приобрёл в епархиальном управлении множество информации, последние номера Самарских епархиальных ведомостей (например, №10 от 15 мая 1900 года), в которых он мог узнать «об отношении приходских священников к школам грамоты, открываемым раскольниками», «о пожертвованиях на стипендию имени Преосвященного Владимира, епископа Нижегородского, при Самарской духовной семинарии», «о выражении благодарности прихожанами своему пастырю», «об организации контроля за работой епархиального свечного завода».

Вероятно, юному 13-летнему алтарнику-пономарю Василию Никитовичу Максимову было полезно и интересно прочитать в этом номере Самарских епархиальных ведомостей большую статью «о Вере спасающей», в которой протоиерей С-н растолковал значение и смысл 10-ти Моисеевых заповедей. Также вероятно архиерей Ириней и алтарник-пономарь Василий Максимов обратили внимание на продолжение большой статьи в ведомостях о церковном пении, потому что, несомненно, будущее Василия Максимова должно было быть связано с церковным пением. Возможно, архиерей Ириней провёл с Васей Максимовым соответствующий разбор-занятие или занятия по церковному пению, церковной музыке.

Автор не зря обращает особое внимание на информационное поле, ноосферу 1900 года, окружавшую путешествующих архиерея Иринея, его спутников и 13-летнего Василия Максимова, так как, несомненно, это путешествие в салоне-вагоне по железным дорогам Российской империи, виды природы, полустанков, станций, вокзалов, городков и городов, пребывание в них, знакомство с их достопримечательностями, посещение церквей и монастырей, общение с духовенством разного уровня, практические занятия во время движения, беседы, уроки, обмен мнениями, подражание и примерное поведение, отправление и исполнение церковных обрядов и служб, - всё это обязательно откладывалось в эйдетической (образной, фотографически- кинематографической) памяти как 64-летнего архиерея, так и 13-летнего алтарника-пономаря. Они оба, вероятно, одинаково были «заряжены» на любознательное восприятие и осознание окружающей их ноосферы во время путешествия.

Несомненно, архиерей Ириней был человеком энциклопедических знаний, глубоко и обширно интересовался буквально всем, чем «живут и дышат» народы многонационального народа Российской империи и этим интересом ко всему и ко всем он «заразил» своего юного помощника и ученика Василия Никитовича Максимова. Автор утверждает это не голословно, а по свидетельству детей Василия Никитовича Максимова – старшей дочери Марии, средней – Нины и младшего сына Николая. Они в разное время подтвердили автору, что «у них в семье изначально была обширная цивильная, светская и церковная библиотека, в которой самыми ходовыми и читаемыми были: иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни «Нива» и журнал «Вокруг Света».

Были в семье священника Максимова и иные светские журналы, как детские, так и «взрослые», но два указанных журнала, «Нива» и «Вокруг Света», выписывались и переплетались в подшивки, большие альбомные книги по годам. Например, с 1900 года (с 31-го года издания) в семейной библиотеке сохранились отдельные номера популярного еженедельного русского журнала с приложениями, издававшегося со второй половины XIX до начала XX века, а с 1915 по 1918 год этот журнал был уже в подшивках библиотеки семьи Василия и Юлии Максимовых. То же самое было с журналом «Вокруг Света». Автор ещё не раз подробно поведает о составе семейной библиотеки семьи Максимовых.

Так как оба – архиерей Ириней и алтарник Василий Максимов – были служителями в храмах святого Николая Чудотворца, вероятно, они не оставили без внимания книгу А. Вознесенского и Ф. Гусева «Житие и чудеса Св. Николая Чудотворца и слава его в России», издания И.Л. Тузова в С.-Петербурге, 1899 г., с 139 рисунками, стоимостью 3 рубля, – 723 стр. Все события жизни святого Николая Чудотворца были изложены в книге в хронологическом порядке с полагающимися молитвами и песнопениями, обрядами и ритуалами церковного служения. Очень удобная книга для священника, покровителем и талисманом которого является святой Николай Чудотворец. «Издание изящное. Бумага толстая, лучшего качества. Печать чёткая, крупная. Рисунки прекрасные. Внешность вполне соответствует содержанию и делает книгу ещё более ценною».

Также в мае 1900 года в Самаре архиерей Ириней имел возможность приобрести в епархиальном управлении «Общедоступную богословскую библиотеку», в которой были собраны в виде книг и брошюр сочинения известнейших писателей-богословов в русской и иностранной богословской литературе по всем отраслям богословского знания. Главным приобретением в этой библиотеке были сборники готовых проповедей по любому вопросу и событию церковной жизни. «При внешнем искусству издания, крупной и чёткой печати,
книги (библиотеки – автор) могут быть у пастыря-проповедника настольными и при малейшей возможности могут наталкивать и располагать на полезные размышления по поводу предстоящих проповедей».

Несомненно, богатый, красивый и обширный губернский город Самара поразил путешествующего архиерея Иринея и его спутников, в том числе и такими объявлениями-фактами губернской печати:
- 50-летней историей самарского магазина Якова Васильевича Калачева;
- 25 000 000 рублей сполна оплаченным капиталом страхового общества «Якорь» в городе Самара;
- товарами торгового дома «Бр. В. и И. Рысиных», в отделении церковной утвари которого можно было приобрести облачения для священно-церковных служителей летние от 11 до 100 рублей или из парчи, глазета, бархата за 14 – 1000 рублей;
- деятельностью мастерской специально церковной живописи Н.И. Иванова-Баронского, которая реставрирует старые и пишет новые иконы, стенные росписи, живописные работы по иконостасам и убранству церквей;
- наличием готовых чертежей различных проектов церквей, молитвенных и жилых домов архитектора губернского управления З. Клейнермана;
- торговли готовыми колоколами от 150 пудов до 10 фунтов колоколо-литейного завода Олимпиады Ивановны Медведевой и колокольно-литейного завода Николая Васильевича Каменева (бывшего Бр. Гудковых, в Саратове).

Да, путешествие архиерея Ириней, его спутников и юного 13-летнего алтарника Василия Никитовича Максимова из Воронежа в Екатеринбург было максимально интересным, познавательным, насыщенным, чудесным.

На картинке: 1900. Губернская Самара.


Рецензии