18 31 мая 1900. Прибытие Иринея в Златоуст

Через 21 км от города Уфа поезд с салоном-вагоном архиерея Иринея проехал до станции Ураково, через 12 км – до почтовой станции Иглино, 18 км – ст. Гавтиманово, 25 км – ст. Улу Теляк, 21 км – ст. Аша, 19 км – ст. Миньяр, 13 км – ст. Симская, 22 км – ст. Кропачево, 16 км – ст. Усть-Катав, 17 км – ст. Вязовая, 21 км – ст. Мурсалимхина, 25 км – ст. Сулея, 22 км – ст. Бердяуш, 19 км – ст. Тундыш и через 29 км пути прибыл в город Златоуст. Это случилось утром в четверг 18 мая 1900 года по Юлианскому календарю (с.с.) или 31 мая 1900 года по Григорианскому календарю (н.с.).

Согласно сообщению Екатеринбургских епархиальных ведомостей №11 от 1 июня 1900 года: «Архипастырь Преосвяіщеннейший Ириней был встречен Ключарём кафедральнаго собора ещё 18 мая утром на ст. «Златоуст» Самаро-Златоустовской железной дороги».

«Ключарь – должностное лицо при соборных церквах, в особенности при кафедральных соборах, из состоящих при них священников или протоиереев; занимает первое место после настоятеля (заместитель настоятеля собора по хозяйственной части - автор). Обязанность его состоит в наблюдении за целостию всех церковных вещей и распоряжении ими для богослужебного употребления, он ведет им опись и хранит ключи от помещений, в которых находится утварь, священные сосуды. На него же возлагается наблюдение за порядком богослужения в соборе. В греческих уставах нашему ключарю соответствует „екклисиарх“, наблюдающий за точным исполнением устава и заведующий общим порядком службы. Ему же принадлежит надзор за тем, чтобы каждый из назначаемых на службу братии находился на своём месте и исправлял положенное послушание». Автор статьи: Свящ. А. Петровский. Источник: Богословский энциклопедический словарь. Том XI.

Приняв на станции «Златоуст» Ключаря кафедрального собора города Екатеринбурга, салон-вагон архиерея Иринея продолжил свой путь до Челябинска. Вряд ли у архиерея Иринея и его спутников было время и возможность праздно посетить город Златоуст и его достопримечательности. Всё оставшееся время до приезда в Екатеринбург все участники путешествия готовились к приезду, к мероприятиям и церемониям встречи местным духовенством и паствой нового епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии. Однако, несомненно, архиерей постарался максимально возможно узнать историю Златоуста, города его новой епархии.

Златоуст – один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы которого расположены на высоте 400-600 м от уровня моря. К востоку от города проходит граница частей света: Европы и Азии. Первое русское временное поселение на территории современного Златоуста возникло в конце XVII века в связи с поиском золота. В 1664 году старец Лот из Далматовского Успенского монастыря под пытками признался, что совершил поездку на Южный Урал, в ходе которой ему сообщили о том, что на озере Иртяш идет плавка золота и серебра, добываемого на «Сибирской горе», расположенной в верховьях рек Уфа, Яик и Гадай.

В 1668-1674 годах была снаряжена большая военно-геологическая экспедиция, состоявшая из более чем 1000 человек с пушками и снаряжением, которая в 1672 году построила в районе нынешнего национального парка «Таганай» Ново-Уральский острожек. Этот острожек стал первым русским поселением на территории современной Челябинской области. Однако геологические изыскания окончились полной неудачей, о чём в летописи сказано в таких выражениях: «Ничего не найдено, а государевой казне великая тщета и гибель учинилась». (Здесь и далее цитаты-данные из Википедии)

После провала первой военно-геологической экспедиции острожек был заброшен. В 1708 году рассказ о «Сибирской горе» был случайно обнаружен в документах Сибирской губернской канцелярии и доложен секретарю Петра I А. Д. Макарову. В.Н. Татищеву было дано указание проверить сведения о серебряной руде. В 1720-е годы новая экспедиция, работавшая у развалин острожка, не нашла металла в местной породе. В 1741 году к разрушенному острожку прибыла новая экспедиция, которая обнаружила железную руду и выбрала место для постройки Златоустовского завода.

В 1754 году А.П. Мосолов, на выкупленных у башкир вотчинных землях у горы Косотур, основал железоделательный завод, названный впоследствии в честь святого Иоанна Златоуста Златоустовским. Указ Берг-коллегии о строительстве завода был издан 31 августа 1754 года. Завод получил своё название из-за намерений владельцев построить в заводском посёлке церковь во имя святого Иоанна Златоуста, которая была построена в 1865 году. Таким образом, наименование завод получил задолго до начала строительства. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи основателя завода предпринимателя А. П. Мосолова.

В 1782 году Златоустовский завод стал административным центром Златоустовского уезда Уфимской области Уфимского наместничества. После упразднения наместничеств, посёлок и уезд в 1796 году административно вошли в состав Оренбургской губернии. В 1811 году завод был выкуплен государством и стал казённым. Это привело к изменению статуса заводского посёлка, который приобрёл статус горного города и стал хозяйственным центром Златоустовского горного округа. В 1824 году Златоуст посетил император Александр I, а в 1857 году — император Александр II. В 1865 года в связи с созданием Уфимской губернии город вошёл в её состав как административный центр Златоустовского уезда.

В 1890 году пущена в строй железнодорожная станция, названная Златоуст по названию города вблизи которого построена, это упростило с одной стороны доставку металлургической продукции завода и других товаров, в частности, пушнины в европейскую часть страны, до этого доставляемой конными повозками и далее сплавляемой водным путём посредством рек бассейна Камы. С другой стороны строительство железнодорожной станции «Златоуст» позволило начать использовать мазут и каменный уголь Донецкого угольного бассейна. Самаро-Уфимская железная дорога была переименована в Самаро-Златоустовскую. В 1891 года с продолжением строительства железной дороги до Челябинска и далее Сибирской железной дороги на заводе начали производить рельсовые скрепления.

К 1900 году в городе Златоуст имелись: 2916 домов, из них 299 каменных, 8 церковных заведений, в том числе одна старообрядческая церковь, римско-католический костёл, протестантская кирха, городские трёхклассное училище, 2 одноклассных училища (мужское и женское), 4 начальных училища, городская и заводские больницы и аптеки, городская библиотека. Действовали заводы: казённый чугуноплавильный и железоделательный (1000 рабочих), 7 полировочных, пиво-медоваренный, мыловаренный, суконная фабрика и ряд мелких предприятий, в том числе артель мастеров кустарного изготовления железных и стальных изделий (3000 рабочих).

В 1903 году произошёл массовый расстрел митинга бастовавших рабочих Златоустовского казённого завода. Погибли 69 человек, более 250 были ранены, более 100 арестованы. К середине 1910-х годов население города насчитывало около 20 000 человек. Дело в том, что Златоуст был оружейным центром Российской империи. В 1910 году златоустовскому оружейнику А.П. Калганову («Царский кафтанщик») с сыном и внучкой был поставлен памятник.

Ещё в 1815 году в Златоусте была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1859 году — сталелитейная фабрика. Были отлиты первые в России стальные пушки. С начала XIX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле, которая зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг. Ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах. Ансамбль заводской площади (XIX век, площадь III Интернационала) является объектом исторического и культурного наследия федерального значения.

4 декабря 1917 года в Златоусте была установлена советская власть. 27 мая 1918 года около железнодорожной станции «Златоуст» произошёл бой между легионерами чехословацкого корпуса и местными красногвардейцами, попытавшимися разоружить прибывший на станцию накануне эшелон численностью около 800 легионеров. 25 июня 1918 года город был оставлен частями Красной гвардии. 13 июля 1919 года в ходе Златоустовской операции город был взят частями 5-й армии Восточного фронта Красной Армии.

В ходе административно-территориальных реформам в 1919-1934 годы Златоуст неоднократно претерпел изменения статуса и территориальной принадлежности. В 1919 и 1922 годах изменились границы и состав уезда. В 1922 году в связи с упразднением Уфимской губернии, Златоуст вошёл в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В августе 1922 года стал уездным центром Челябинской губернии. После её упразднения в 1923 году и создания Уральской области стал административным центром Златоустовского округа. В 1930 году округа Уральской области были ликвидированы, Златоуст стал самостоятельным городом областного подчинения. В 1934 году Уральская область была упразднена с созданием трёх областей, одной из которых стала Челябинская. Дальнейшие административно-территориальные изменения Челябинской области Златоуст не затронули. В 2004 году Златоуст стал административным центром Златоустовского городского округа Челябинской области.

Интересно, что в № 1 журнала «Вокруг света» за 1928 год имеется информация следующего содержания: «В Златоусте, Уральской области, при рытье котлованов, найдены кремневые топоры и наконечники для стрел. Дальнейшие раскопки, предпринятые местными археологами, дали два человеческих скелета. Оба скелета хорошо сохранились. Один из них, по исследованию, принадлежит человеку ростом в 2 метра и 10 сантиметров, и по происхождению его относят ко времени ледникового периода».

В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приняло участие более 30 000 златоустовцев, более 9000 из них не вернулось с полей сражений. За годы войны предприятия города произвели 1,58 млн тонн стали, 1,4 млн тонн проката, 13,8 млн корпусов снарядов и мин, 109,5 тыс. пулеметов различных марок, 41,8 тыс. авиационных пушек, 292,3 тыс. часов для танков, самолётов и ВМФ. В этот период в Златоуст прибыло эвакуированное оборудование и специалисты более 20 предприятий, в том числе: Тульского оружейного, Подольского механического, Первого Московского часового, Первого государственного точных технических камней (ТТК-1), 2-го Лужского абразивного заводов. Также в годы войны в городе находился лагерь № 337 УНКВД Челябинской области для интернированных военнопленных иностранных армии. Златоуст награждён Орденом Октябрьской Революции (1980).

Железнодорожный вокзал «Златоуст» Самаро-Златоустовской железной дороги стал первой станцией, на которой поезд и салон-вагон архиерея Иринея встретили представители Екатеринбургской духовной и светской власти. Долгое 10-дневное путешествие по железным дорогам России заканчивалось. Впереди была встреча епископа Иринея с духовенством и светскими властями его епархии в городе Челябинске и Екатеринбурге. Как бы ни было это путешествие в салоне-вагоне по железным дорогам Российской империи полезным, красочным, разнообразным и приключенческим, но 10 дней тряски на стыках «чугунки», как тогда в народе называли железную дорогу, было всё же утомительным. При этом, несомненно, архиерей Ириней и его спутники воздавали заслуженное уважение машинистами, проводникам, стрелочникам и руководителям железных дорог России, по которым они проехали. В частности, управлению Юго-Западной железной дороги, представившей им салон-вагон и управлению Самаро-Златоустовской железной дороги, по которой их салон-вагон должен был ещё проехать от Златоуста до Челябинска и далее до Екатеринбурга.

На картинке: 18/31 мая 1900 года. Город Златоуст. Железнодорожный вокзал. Примерно вот так же, как российского императора Николая II, встречали архиерея Иринея на вокзале в Златоусте.


Рецензии