Люди бумаги

  Роман А.Макушинского «Город в долине» - одна из редких в наше время «читабельных» книг. Несомненно, это  «несвоевременная», без особой натяжки можно даже сказать «несовременная» книга — начиная с необычно (неприлично даже ) малого количества опечаток в столь же неприлично большом количестве французских и немецких  цитат, которые автор далеко не всегда заботится снабдить переводом,    и продолжая безукоризно выстроенными  древовидными предложениями-параграфами,  того сорта, который  современная литература, кажется, давно разучилась производить – как теперешняя промышленность  разучились производить  калоши и трости.  Автор впускает   в текст   любое, появившееся после 1960 года  –  если уж этого совсем нельзя избежать –   слово с аристократическим оттенком пренебрежения к нуворишу;  глагол «устаканиться» представляется ему гнуснейшим образчиком новояза.      Это книга  неторопливая, с повторами и паузами, заполненная городскими пейзажами, историческими ссылками и  выписками из Брокгауза, в которой  не упоминается, похоже,  никто, живший после Рильке и Юрсенар, в которой    протагонист, наш современник,  пишет рукопись своей повести о гражданской войне  авторучкой с золотым пером в общих тетрадях  – и копит вырезки из газет в  папках   – глубоко интеллигентская и вряд ли кому-либо,  кроме интеллигентов,  интересная.

           Герои  — дети культурных столичных  родителей, родившиеся в  60-х, из тех, кто в 20  лет  были диссидентами, а после 35 — эмигрантами. Протагонисты  (их двое — автор повествования, сам  Макушинский,   и его давний  товарищ,  Двигубский  ) преподают во второстепенных европейских университетах – они низший слой среднего класса,  планктон  современных научных фабрик; их уже мало что связывает с Россией, они чужие и в своих   Мюнстере или Дижоне, и глубоко по сути одиноки ( «в квартирах эмигрантов телефоны  почти никогда не звонят»). 

           Макушинский описывает — трудно, вероятно,  назвать это трагедией –  тупик  прослойки, не нашедшей себя ни в брежневской, ни в путинской России; людей,    оставшихся  (в отличие от нынешнего поколения смартфона ) поколением бумаги. Бумага и сопутствуюшие канцтовары – книги, рукописи, записки, тетради, архивные документы, скрепки, карандаши, закладки, цитаты, сноски    – занимают в жизни персонажей преобладающее, царское    место – они ходят по Москве или Парижу и непрерывно  говорят о  тех (сама фамилия Двигубский напоминает о непрерывном двигании   губами), кто здесь или об этом что-либо  написал,   либо сказал... Все их существование  вращается вокруг печатных и рукописных  страниц, они воспринимают пейзажи как иллюстрации к тексту (на Лазурном берегу жил Бунин, а в Париже Шестов... ), а обычных, повседневных людей — как помеху, поставленную  обществом на их дороге в библитеку или архив.

        Двигубский в книге  долго и безуспешно пишет повесть о расстрелянном большевиками белогвардейском офицере и в  конце концов   умирает от рака, так и оставив работу  незавершенной... Он, человек  бумаги, просто не способен написать о тех — carne y hueso  –   из мяса и костей –  которые нюхали кокаин, пили водку,  расстреливали белых или красных (в зависимости от политической ориентации) и брюхатили сельских учительниц. У него  получается лишь «литература», о чем  он непременно  вставляет заезженную как патефонная пластинка  фразу   Верлена «Et tout le reste est litt;rature »  (а все остальное — литература ).      Его как историка притягивают  героические и кровавые эпохи, странные личности куда-то кого- то  ведущие,  к чему-то рвущиеся, снедаемые страстями — но сам он не способен ни на что больше, нежели заглатывать одну бумагу и производить другую из обрезков первой; его герой оказывается  лишь alter ego  историка Двигубского, и у этого alter ego грубая пассионарная матросня отбирает в итоге  имущество, любовь и жизнь. 

         У самого Двигубского ни брутальные большевики, ни  грубые пассионарии перестройки (автор с ненавистью рисует портретец полукриминального сынка стукача, промышляющего  чем-то вроде наркотрафика  ) жизни не отбирали — он просто уехал с нелюбимой женой и читающей «Гарри Поттера»  дочкой  (он в ее возрасте читал Солженицына и Ницше ) в HLM парижского пригорода, откуда в хорошую погоду заметна  на горизонте Эйфелева башня... Сам перевод аббревиатуры в словаре крайне занимателен:
( Жилплощадь с умеренной квартплатой  –   жилье, предназначенное для обладателей скромного дохода...    )
               
      Неудивительно, что расстрельные страсти как метафора его маргинального существования в «парижской хрущобе»  - (это уже авторская расшифровка термина) — c est trop (чересчур...). Все  попытки  Двигубского  пробиться к живой сути произошедшего и происходящего в России кончаются ничем — он просто громоздит между собой и жизнью все новые бумажные горы.

       Типаж, без сомнения, выписан автором тщательно, с превосходным знанием натуры. Стоит ли такой тип  четырехсотстраничного романа, на две трети составленного из со вкусом подобранных цитат –  кто  знает... Однако,  на нынешнем скудном литературном фоне произведение,  как мне кажется, смотрится более чем достойно.    


Рецензии
А вот и с другой стороны открылись. :)
Нет, я не в пику где, мол: нравится или не нравится. Подход к делу. Произведение вы раскидали по полкам, указав точно свою позицию. Гора ненужной бумаги - большая роскошь для времяпровождения. Всего должно быть ровно столько, чтобы можно было понять суть письма. И слёзы уместны, и сопли - но в меру. Говорят "Война и мир" сильнейшее произведение. Особенно хвалят роман те, кто не читал его. Из той мыльной оперы можно было бы создать класночитающийся роман листов в 300, не больше. События растянуты до изжоги, а информации мало. Чувства, мысли, погода, описания которой может лечь на целый лист. Тема сильная, образы тоже, но к чему это обличено в резину, не понимаю. Всё равно, что читать историю партсъездов. Где на каждом разбирались максимум три-два вопроса, а тома выступающих с рассказами как поднялось в колхозе поголовье, на каждом съезде один в один взятые из прошлых. Когда сдавал экзамен "История партии", я почти наизусть выучил речь директора колхоза, и мне было пофиг за какой съезд попадёт билет. Сдал на пятёрку. Сидели пять преподавателей и ни у кого даже вопроса не возникло: А был-ли мальчик?

Автор эссе прав сто раз. Надо беречь время и своё и читателя. Автор должен давать только ту информацию, которая фундаментом держит мысль всего письма. Даже описание одежды, настроения героя, мысли героя, должны быть в тонусе романа. И конечная цель - учить читателя правильно ходить по жизни, не наступая на грабли, по которым ходил герой. А тут герой, ходил где попало и делал тоже самое. Что дал писатель - читателю?
Жму руку.

В рейт. - понравилось

Александр Краснослободский   09.01.2021 23:31     Заявить о нарушении
"Войну и мир" я перечитывал раза 3, правда это было давно, и не знаю, стану ли перечтывать в четвертый... Однако, "Поиски утраченного времени" для меня так и остались на "Стороне Сванна" - это, конечно, хорошо, но лучше, мне кажется, в меру. Некоторым писателям идет писать длинно - Мураками, например, или "Бесконечная шутка" Уоллеса, или Диккер, или Диккенс, или Томас Манн - что-то такое появляется от затянутости. Тот же Манн писал: "лишь подробное занимательно".

Насчет "учить жизни" - мне кажется, интереснее когда никто никого не учит - когда скорее задают вопросы, чем дают ответы.

Ritase   10.01.2021 00:34   Заявить о нарушении
Пелевин красиво пишет. Образно. Втягивает в романы так, что не отойти. Одна проблема: нет ни одного законченного прои. Прочитал и думаешь: к чему всё было?

За подробности:
В наш век это не просто не модно, это никому не нужно. Читать не будут. Уж поверьте. Сейчас важен вес пакета инфо и мысли автора, которыми можно воспользоваться. Если инфо слабовато, читать не будут. Если из текста нечего взять, читать не будут. Дайте молодому читателю Диккенса, Твена, Верна. Он бросит чтение после третьей страницы. Не то пальто. Удержать современного читателя может только та информация, которая ему понятна и ложится в мозг без смазывающих материалов. Современный автор, прежде чем сесть писать, должен изучить работы Дж. О"Коннора о нейро-лингвистическом программировании. Если современный читатель не увидит картинку (из рапорта НЛП) - читать не будет.

Александр Краснослободский   10.01.2021 01:16   Заявить о нарушении
Мне кажется, читатель сереьезных книг еще остался, хотя это и вид из "Красной книги". Но заработать на серьезных книгах, это, разумеется, несерьезно...

Ritase   10.01.2021 01:21   Заявить о нарушении
:) У каждого автора свой читатель. Когда работал в НИПИ один из инженеров упивался Пелевиным. Я спросил его, что ты оттуда берешь, ведь это же ведро без дна? Он ответил просто: я тону в чтении Пелевина как наркоман. Мне ничего от него не надо. Достаточно картинки рапорта НЛП. Я вижу всё, о чем он пишет.

Александр Краснослободский   10.01.2021 01:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.