1900. Маршрут Златоуст Челябинск

Из Златоуста через 9 километров пути поезд с салоном-вагоном архиерея Иринея проехал станцию Уржумка, через 21 км – станцию Сыростан, через 20 км – прибыл на станцию Миасский завод. Затем ещё 23 км и станция Чебаркуль, ещё 19 км – ст. Медведево, ещё 24 км – ст. Полетаево, потом через 34 км – полустанок, а затем всего 3 км и вот он – железнодорожный вокзал и город Челябинск. Здесь салон-вагон архиерея Иринея был присоединён к Челябинскому поезду железной дороги, следующему по маршруту «Челябинск – Екатеринбург».

Станция Уржумка Южно-Уральской железной дороги была построена в 1890-1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги. В полукилометре восточнее станции Уржумка находится гранитный обелиск «Европа — Азия» (автор проекта — Н. Г. Гарин-Михайловский), созданный в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году. Примерно в этом же районе во второй половине XIX — начале XX в. проходила административная граница между Златоустовским уездом Уфимской губернии и Троицким уездом Оренбургской губернии. В трёх километрах к северо-востоку от станции Уржумка располагается Александровская сопка, в 1 километре к северу — Семибратка.

Среди всех станций Златоустовского региона Южно-Уральской железной дороги Уржумка находится на самой большой высоте, отсюда начинается долгий спуск железной дороги по восточному склону Урала в сторону Сибири. В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. от станции Уржумка была построена железнодорожная ветка ко вновь строящемуся машиностроительному заводу, на станции происходила разгрузка оборудования эвакуированных из Тулы и Подольска заводов, а чуть позднее грузилась продукция для фронта. Во время электрификации участка Златоуст — Челябинск на Уржумке была построена тяговая подстанция, здесь же находится производственная база путевой машинной станции N 173 (ПМС-173). На станции Уржумка до сих пор не останавливается ни один поезд дальнего следования. В направлении Златоуста следуют 2 пары пригородных поездов в день, в направлении Челябинска — 2.

Название станции и посёлка Уржумка происходит от названия речки Уржумка. Таких рек известно две: Уржумка - правый приток Вятки в Республике Марий Эл и Кировской области и Уржумка - правый приток Волги (в источнике XIX века отмечен как правый приток Волги в Чебоксарском уезде Казанской губернии). Название «Уржумка» появилось в XVII-XVIII веках, когда эту территорию активно заселяли выходцы с Поволжья. «Ур» в переводе с марийского значит «белка», «ужаш» — «видеть». Приблизительный перевод — «вижу белку» (здесь и далее данные из Википедии).

Станция Сыростан четвёртого класса Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги открыта в 1892 году в ходе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. На станции 5 путей и 3 тупика. Станция имеет грузовое и пассажирское значение: Сыростан связан пригородными поездами не только с близлежащими Миассом и Златоустом, но также с Челябинском и Кропачёво. В северной части станции Сыростан находится здание вокзала, построенное в 2005 на месте снесённого в середине 90-х гг. деревянного вокзала. Старое здание было деревянным на каменном фундаменте с залом ожидания, комнатой телеграфиста и кабинетом начальника общей площадью 22,88 квадратных саженей. Восточнее станции на перегоне Сыростан — Тургояк находится «Сыростанская петля» — место, где железная дорога меняет направление более, чем на 270°, почти замыкаясь в кольцо и дважды пересекая реку Малый Сыростан. В километре к юго-западу от станции находится село Сыростан.

В селе Сыростан в 1886 по образцовому проекту К.А. Тона была построена кирпичная церковь Воздвижения Креста Господня. Четверик, увенчанный луковичным куполом, с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Закрыта не позже 1930-х, возвращена верующим в 1991 году, отреставрирована на средства Н.Н. Самодурова. Село Сыростан основано в 1756 году как почтовая станция на проходившем через село старом Сибирском тракте, по которому через Сыростан проезжали императоры Александр I и Александр II, В.А. Жуковский и другие путешественники. Позже в Сыростане возник пересыльный пункт. В отдалении, примерно в ста метрах от церкви Воздвижения Креста Господня, - киот с иконой святого Николая Чудотворца. Название села произошло от тюркского «сары» — «жёлтый» и «стан» — «лагерь».

Станция Миасс находится в непосредственной близи от города Миасс, расположенного на реке Миасс, у подножия Ильменских гор, в 96 км к западу от Челябинска и 41 км к востоку от Златоуста. В окрестностях города расположена главная усадьба и большая часть Ильменского государственного минералогического заповедника имени В.И. Ленина. Ойконим Миасс (рус. Дореформенное - Міа;ссъ) происходит от названия реки Миасс (башк. Мей;с), которое, в свою очередь, попало в русский язык из древнеугорского или имеет иранское происхождение, как и некоторые другие топонимы Южного Урала: Аргаяш, Мисяш другие с общим формантом «-аш»/«-ас», предположительно со значением «вода», «друг».

Первое поселение в окрестностях будущего города Миасс возникло в 1773 году, когда купец Ларион Лугинин начал строительство медеплавильного завода. Из-за Пугачёвского восстания строительство завода приостанавливалось. Указ Берг-коллегии о разрешении строительства был издан 18 ноября 1773 года, завод был пущен 12 августа 1777 года. В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объёмы производства: за 1777-1780 гг. выпущено 12,9 тысяч пудов меди, 1781-1790 гг. — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешёл к племянникам основателя Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И.М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799-1800 годах выплавка меди не производилась. К середине XIX века производство меди сократилось, содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.

По принятым в те времена обычаям, первоначально селение вокруг завода называлось Миасским заводом (Миасский завод) и административно входило в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии. Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приезжал император Александр I. В честь этого визита прииск получил своё название – «Царёво-Александровский».

Миасский Царёво-Александровский (Ленинский) прииск занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков. Только за один год здесь было найдено 52 самородка, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным был найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмма.

В середине XIX века появилось Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Пайщиками были представители петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казённых приисков общей площадью 23 394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции. С началом деятельности товарищества связано внедрение в золотодобычу новых технических достижений, что, наряду с продолжающейся разработкой богатых россыпей, позволило достичь расцвета золотого промысла вблизи Миасса. История города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который, пройдя путь от простого старателя до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе.

Золотодобыча оставалась градообразующим производством вплоть до начала XX века. После национализации крупные объединения развалились и стали вести незначительные старательские промыслы. В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирно известным Транссибом является именно этот участок от Миасса до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы.

Длина участка около 7000 километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути. От Москвы до Миасса по железной дороге ровно 2000 километров (до станции Миасс I 2004 км.).

В годы первой Мировой войны 1914-1918 гг., в 1915 году царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и мире. В настоящее время это Миасский инструментальный завод.

Вопрос о присвоении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской губернии, состоявшемся в Миассе. Неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода. С того времени Миасс стал заштатным городом, то есть не имеющим уезда, а затем уездным. В 1926 году официально Миассу был присвоен статус города. В 1923 году Миасский горсовет предлагал переименовать город в Тухачевск в честь М.Н. Тухачевского, бравшего город в годы Гражданской войны, однако заседание президиума Челябинского губисполкома, состоявшееся 30 октября 1923 года, постановило, что это экономически нецелесообразно и ходатайство было отклонено.

Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году, на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооружённость золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу. В 1933 году вступили в строй шахты ряда рудников. В первой половине XX века получила развитие лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов, в окрестностях озера Тургояк для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись брёвна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепёжный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.

Весной 1939 года началось строительство центральной части города. 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Сначала выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши». В послевоенные годы Уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпуск новых моделей «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей.

Почти одновременно с автозаводом из Москвы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо». 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию — заводу «Миассэлектроаппарат». Центральная улица города Миасс — проспект Автозаводцев (первоначально носил имя И.В. Сталина). С проспекта начинался современный Миасс. В 1940-е годы от проходной завода была проложена узкоколейка до станции Миасс, по которой возили стройматериалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. На строительстве работали пленные немцы. Проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру сталинского ампира: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Проспект активно застраивался в 1960-е годы.

В 1961 году, после XXI съезда КПСС парткомитет автозавода созывал партийно-профсоюзный актив, на котором было принято решение переименовать Миасский завод имени Сталина в Уральский автомобильный завод (УралАЗ), а проспект имени Сталина — в проспект Автозаводцев. Выше дороги у подножия Ильменского хребта постепенно сформировался посёлок Строителей. Добровольцы с юга России, названия улиц: Керченская, Донская, Азовская, Севастопольская, приехали строить новые районы города, в том числе Машгородок, самый молодой район Миасса.

История Машгородка началась в 1955 году, когда правительством было принято решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться Миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города, Машгородок, именно так называли место базирования предприятия.

Для благоустройства и совершенствования быта работников и жителей Машгородка, приглашённых высококвалифицированных специалистов, строились жилые здания, магазины, школы, детские сады. Каждый раз со сдачей ракет на вооружение Виктор Петрович Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. В.П. Макеева) добивался финансирования создания крупных объектов социального назначения. Постепенно в Машгородке были построены поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, дворец культуры «Прометей», дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, детский дворец культуры «Юность», стадион и другие объекты соцкультбыта.

С конца 1950-х годов в Машгородке были ухоженные дороги и тротуары, аллеи и скверы, клумбы с цветами, оригинальные и выполненные на высоком эстетическом уровне элементы отделки гостиницы, плавательного бассейна, оформление кафе и магазинов, особый облик придают серебристые ели и липовые аллеи. Машгородок рос как новый район Миасса, существенно расширил границы города и обновил облик. За строительство жилого массива с сохранением природного ландшафта группа архитекторов получила Государственную премию. В 1959 году была принята в эксплуатацию железнодорожная линия от станции Миасс до города Учалы.

В 1970-1980 годах в Миассе был сооружён завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус новой городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус. В 1973 году приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском государственном заповеднике имени В.И. Ленина построен комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории. В 1976 году вошли в строй поликлиника в посёлке Динамо, торговый центр в северной части города и многие другие объекты. 6 ноября 1981 года был открыт новый железнодорожный вокзал, рассчитанный на одновременное пребывание до 800 пассажиров. В этом же здании разместился новый автовокзал. Одновременно была изменена маршрутная сеть городских автобусов, которые вместо старой станции пошли к новому вокзалу. Двумя годами позже началась прокладка троллейбусной линии, связавшей северную и центральную части города. В 1980-е годы увеличился поток транспорта, были пущены троллейбусы, на проспекте Автозаводцев было вырублено много деревьев.

С 1994 года в Миассе успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-АМТ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей по итальянским чертежам. По состоянию на 2010-е годы город занимает территорию в 111,9 км;, общая протяжённость дорог 454 км. Площадь жилого фонда 3 488 тыс. м;. В городе работают 34 школы, 68 детских дошкольных учреждений, действуют 6 профессиональных училищ, 6 техникумов, открыто 3 филиала вузов, 2 музея, 3 дворца культуры, 11 домов культуры и клубов, 38 библиотек. По причине преобладания производств машиностроительного комплекса город относится к категории моногородов. Развивается курортно-санаторная и туристическая зона (курорты на озере Тургояк, горнолыжные трассы, туры по вершинам Южного Урала на снегоходах), самостоятельный туризм. Ежегодно, в середине июня проводится Ильменский фестиваль авторской песни.

В радиусе 30 км от Миасса находятся города Чебаркуль, Златоуст, Карабаш, а также множество посёлков и деревень. Миасс называют «городом в золотой долине». Его прославили золотые самородки, богатые минералами недра Ильменских гор и автомобили «Урал». Это один из самых крупных городов Челябинской области. Здесь есть что посмотреть туристам. Об истории и многочисленных достопримечательностях Миасса читайте в статье на сайте проекта «Ураловед» (кроме того, все достопримечательности отмечены на карте внизу материала).

Станция Чебаркуль пятого класса Златоустовского региона Южно-Уральской железной дороги на линии Златоуст — Челябинск. На станции 4 пути и 1 тупик. Станция имеет пассажирское и грузовое значение, связана пригородными поездами с Челябинском, Миассом, Златоустом, Кропачево. На станции останавливается поезд дальнего следования № 391/392 Москва — Челябинск — Москва. В 2009 году на станции открыт новый двухэтажный вокзал площадью 1500 м2 и вместимостью около 100 человек, вместо снесенного старого вокзала, построенного в 1902 году. С 1 августа 2009 года на станции делает единственную остановку электропоезд-экспресс Челябинск — Миасс — Челябинск.

Станция Медведево (до 1895 года), а ныне Бикшиль, расположена в 2 км от исторического хода Транссибирской железнодорожной магистрали в пределах села, в котором имеется лесное хозяйство, фермы, два святых источника с купальнями и православный храм в честь святителей Московских (построен в 1883 году). Рядом протекает река Бишкиль (Бишки;лька), правый приток реки Миасс.

Село Медведево (Бикшиль) основано в 1784 году казаком Медведевым как хутор на отводных землях Челябинской крепости на реке Бишкиль. Во второй половине XIX века у села открыт ряд месторождений золота. В 1897 году на Мариинском прииске работала подпольная типография под руководством Н. Кудрина. Мариинский прииск и Игрицкий рудник принадлежали Владимиру Корниловичу Покровскому, предпринимателю и меценату, построившему школы, больницы и Народный дом в Челябинске. В. Покровскому принадлежали не только золотые прииски, но и винокуренные заводы, дома и земли площадью свыше 1500 гектаров. Помимо этого он занимал выборные должности: мирового судьи, городского головы и гласного городской Думы. В 1926-35 годах село Бикшиль — центр Медведевского района, который до 1930 года входил в состав Златоустовского округа Уральской области. В состав района входили сельские советы: Архангельский, Запиваловский, Каратановский, Медведевский, Травниковский и Шахматовский. Позднее в состав вошли Камбулатовский и Верхне-Карасинский сельсоветы.

Станция Полетаево – узловая железнодорожная станция Челябинского региона Южно-Уральской железной дороги, расположена в посёлке Полетаево Сосновского района Челябинской области, в 15 км от города Челябинска, на историческом пути Транссиба. Используется для грузовых и пассажирских перевозок. От станции отходит электрифицированная однопутная ветка на стацию Еманжелинск. Станция Полетаево открыта в 1892 году при продлении Самаро-Златоустовской железной дороги на восток до Челябинска. В 1945 году дорога была электрифицирована в составе участка Челябинск — Златоуст. C 1948 года обслуживается пригородными электропоездами — первая электричка из Челябинска была направлена именно в Полетаево.

На картинке: 1900. Станции: Уржумка, Сыростан, Миасский завод, Медведево и Полетаево. Все эти населённые пункты и станции входили в округу Екатеринбургской епархии и архиерей Ириней со спутниками взирали на них уже не как путешественники, а как хозяева смотрят на свои владения. Несомненно, на этом участке пути из Златоуста в Челябинск и далее в Екатеринбург разговоры архиерея Иринея со спутниками и сопровождающими лицами были уже не праздные, а деловые. Впереди был губернский город Челябинск. (Источники данных: сайт «УралоВед», Статья Павла Распопова «Преданья старины глубокой», а также сайт «Вики Миасс». Миасс Энциклопедия).


Рецензии