Приспособления

 

    Во времена «Перестройки», затеянной не очень умными членами центрального комитета КПСС, мне пришлось работать слесарем. Потому, что стране как-то вдруг, одним разом, стали не нужны инженеры и особенно конструкторы, а начальники остались на своих местах, как самые нужные люди, для ускорения и гласности. Ускорения они добивались криками: «Давай, давай», а звучало это очень громко, то есть «Гласно». Только некоторым инженерам, удалось через все препоны, продвинуть свои изобретения, но при этом им пришлось стать, в некотором роде, руководителями. Тем же, кому этого не удалось сделать, пополнили ряды рабочего класса.


   Инженеры, ставшие рабочими, делились на две категории, - первыми были те, которые могли что-то делать руками, вторыми, стали те, которые не могли работать ни головой, ни руками. Мне повезло, до того как стать инженером-конструктором, я долгое время работал токарем - универсалом, а это как известно одна из самых толковых профессий. Освоив в совершенстве токарное дело, можно было становится на любое рабочее место, от координатчика -расточника, до слесаря – инструментальщика. Свободной вакансией для меня, оказалась работа обыкновенного слесаря, то есть МСР (монтажно сборочных работ).


   Работа как работа, после работы слесаря – инструментальщика, другая слесарная работа покажется лёгкой, с одной стороны, и тяжёлой, с точки зрения, перетаскивания тяжестей. Сталь имеет удельный вес 7,8 г/см3, лист х/к 1,5 мм. весил 11,8 кг./м2 то есть почти 36,8 кг, при размерах 1,25 м. Х 2,5 м. Даже если я ошибся с длинной листа, его вес оставался 25 кг, меньше 2,0 м. листов не бывает. Вроде бы не много, но закинуть его одному на стол гильотины, на 0,75 м. высотой очень тяжело, из–за его габаритов, а заносить сначала одну сторону, а потом другую невозможно, лист металла соскальзывал со стола гильотины, или, прогибаясь, не входил под прижимную планку ножниц.


   В общем, мороки много, но за короткий промежуток времени, я научился, стряхнув лист волной, закидывать его на стол гильотины один. Таким образом в течении нескольких месяцев я зарекомендовал себя не плохим работником, а самое главное довольно грамотным, это собственно и помогало мне в работе. В конце, концов, начальник цеха, достал из кладовой большой ящик с какими то железками. «Вот тебе, я могу доверить эти приспособления, ты мужик грамотный сам разберёшься, что к чему?», - сказал мне начальник.


   Оказалось до меня, работал один «Очень грамотный» специалист, который, их изобретал вместо того, чтобы работать, но зато потом любую работу мог выполнить любой идиот, с помощью этих приспособлений. Думаю, интересный был человек, у него даже фамилия была не обыкновенная, Николаев – Никольский, я его только один раз видел, он в гости забегал к Наилю.  С Наилем мы часто работали вместе, он хороший парень, всегда мог вставить нужное слово, так и случилось с этими приспособлениями. Через пару месяцев Начальник спросил меня, разобрался ли я с приспособлениями?


    Я честно сознался, что даже не разбирался, прекрасно обходился без них, при этом не затрачивал большего времени в работе.  У меня всегда был свой подход к выполняемым заданиям, и подход этот был универсальным. Установка приспособлений на оборудование требует время и настройки, а по окончанию работы надо его опять снимать и складировать, всё это тоже занимало время. Если работать без установки приспособлений, а использовать скрытые возможности оборудования, время значительно экономится. То есть подход к оборудованию должен быть универсальным, это у меня, наверное, воспиталось на универсальном токарном станке.


    Моё объяснение может показаться путанным, гораздо проще по этому случаю объяснил мой друг и товарищ, Наиль он сказал: «Приспособления потому и называются приспособлениями, потому, что к ним надо ещё приспосабливаться». Он был прав, надо всегда помнить, что в этом приспособлении, и для чего, а если надо срочно что-то сделать другое, оно просто будет мешать. В современной школе название предмета, - «Труд», стали называть, - «Технология», это намного точнее. Технология, это процесс изготовления продукции, причём какой угодно, она учитывает оборудование, инструменты и приёмы работы. Приёмы тоже можно разложить во времени, - С чего начать? Последовательность выполнения операций? Чем закончить, и проконтролировать качество?


   Если работу можно сделать без приспособлений, но быстрее и качественно, то это было сделано с одним приспособлением, это голова, но самое интересное, что она всегда с собой.


Рецензии
Вы малость загнули. Некомпетентность расцвела в то время в основном в партийном аппарате и высших органах государственного управления. Это было вызвано и старением партийной верхушки, и вообще разложением партийного руководства (семейственность, блат, вседозволенность и отсутствие способностей к управлению). За чиновниками подтягивался народ, который тоже хотел жить красиво и устал верить обещаниям. Причин такого разложения много, не буду здесь их касаться. Если хотите, прочитайте небольшой рассказ «Загробная жизнь» http://www.proza.ru/2018/07/13/1102 Общая тенденция не обошла и производство, но в нём всё же было намного больше толковых руководителей, чем в других сферах жизни, причём, чем ниже стоял руководитель, тем больше от него требовали реальной работы. Бестолковых начальников цехов было немного. Это уже позже, когда всё стало валиться, было такое, что не хочется вспоминать. Так что Вам просто "повезло" с начальством. Я сам работал на производстве и даже руководил, так что не просто так "сотрясаю воздух".

Геннадий Ищенко   17.08.2020 06:00     Заявить о нарушении