Испорченный юбилейный
ней работе – дорогого стоит. А если начальство осенит зака-
зать по этому поводу панегирик в пароходской многотираж-
ке, изумительней не бывает. Вот меня и попросили. Ты, мол, с
ним работал. Не отнекивайся, напиши.
Не покривив душой, с полным уважением к герою, сел за
сочинение. Выходило трудно, потому что надо писать гладко,
никого не обижая и в то же время придерживаясь правды, как
есть. Поёрзав в мыслях и на стуле, начал.
Непросто решиться рассказать о человеке большого жиз-
ненного масштаба. Сразу извиняюсь за сбивчивость изложе-
ния всего, что составило яркую судьбу.
Итак, непременно в именительном: Альберт Степанович
Куликов. Дальше – АС. Не для удобства. Он по жизни боец.
Год рождения 1928-й. Где повезло родиться, цвёл узаконенный
террор против собственного народа и обреталась бедность.
Нам, не из тех поколений, даже не представить.
Отец семейства Степан Калинович был начальником отде-
ления Вологодского банка. Сие не предвещало ничего хоро-
шего. Так и случилось. Арест, следствие с побоями и всякими
гнусностями в течение двух лет. Степан не сломался, не огово-
рил ни других, ни себя. Держался благодаря отменному при-
родному здоровью, удручая следователей.
Дело о вредительстве развалилось. В наказание гэпэушни-
ки сделали любимый винтаж: выдержали в тёмной камере и
вывели на залитый ярким солнцем тюремный двор. Свет, ка-
леча, резанул по глазам, словно бритвой.
Семья перебралась в Архангельск. В маймаксанском бараке
прошло лишённое радостей детство. Поторопила взрослость
до срока война. На второй, и без того голодный её год, у матери
Евдокии Ивановны украли хлебные карточки. За этим стояла
неминучая смерть. Продали всё. Иногда удавалось собрать не-
много муки, вперемешку со снегом и опилками, от союзников
на разъезде 25-го лесозавода.
То отчаянные подростки, спасая от голодухи младшеньких
и мамок, чиркали на бегу ножичками мешки снизу открытых
платформ. Вохровцы матерились, но не стреляли.
Маленький боец трудового фронта, придя с уроков, скола-
чивал снарядные ящики. В школе - истопник без послаблений
на возраст. За это давали дополнительно порцию хлеба. Той
существенной ценностью и пытался сохранить близких.
Всё же папа умер.
Слёг Калинович за пару месяцев до смертного часа. Горь-
кие, совестливые думушки приходили на ум. От них, покаян-
ных, невмочь оказалось отбиться. Тревога и страх потерять
двух сыновей на фронтах возвращали его к германской. Тогда,
поддавшись приманчивым призывам красных горлопанов,
отбыли солдатики дезертирскими поездами по домам.
Чего стоил один только лозунг «Грабь награбленное!». Ещё
были «Бога нет!» и «Смерть буржуям!». Так недовоёванная
война пришла сейчас забирать его детушек. Часть непосиль-
ного греха русского народа, не замечая, значит, таскал.
«Эх, Степан, Степан – теперь жалкий, слепой, хилый. Поде-
лом тебе, поделом. И за то, что прытил дальше за безумными
вождями. В Гражданскую настрелялся – тоже ведь грех смерт-
ный. Пряник свободы чёртовой выпечки отравил пожизнен-
но всех его возжелавших.
Не с голода умираю, а от Иудиного мякиша, в крови мочён-
ного. Господи! Даже молиться не могу. До того, чувствую, стал
в окаянстве Тебе противен».
По бесплатным случаям смотрел Алька в киношке бравые
полулживые фильмы, с неразгаданной загадкой трогать сердца.
От старшего брата пришёл «треугольник». В нём обжигала
одна строчка: «Иду в бой, наверное, последний». Следом похо-
ронка: «…сгорел в танке».
Вернулся искалеченным другой брат в орденах и планках за
тяжёлые ранения.
Это не казалось обидным. Не от своих же, а Родину за-
щищая. Сколько фашистов братья положили, и другие тоже
с ними бьются. В Алькиной голове прижилась горькая уте-
шительная арифметика. Позже споёт Окуджава, попадая в
точку "яблочка" тех лет:
... Нас немного, и врагов немного.
Живы мы покуда – фронтовая голь,
А помрём, так райская дорога ...
1944 год. Мореходка. Особая глава, потому что и мальчиш-
ки тех лет особые. Впервые в престижном заведении выдали
форму. А так все, по большей части, ходили в довоенных от-
рёпках. Иные занимали первые места по количеству заплат.
Кормили шикарно: 200 грамм хлеба. Наливали миску супа, где
всплывала, сколь ни баламуть, одна капуста. Иногда баловали
кашей.
Столовка мореходки располагалась за две улицы, в бывшей
немецкой кирхе. Голоднющий строй целой роты молча рубил строе-
вым не всегда. Запевалы выкрикивались в отмеску и попробуй
не затяни маршевую. Был такой шибко комсомолистый Кучепатов,
к тому же почти безголосый. Вот его-то и "назначали".
- Пучепатов!, - выкрикивал Алька, - Про цепи давай!
Перевранный фамильно, давясь, начинал выводить:
Все вымпелы вьются и цепи гремят
Тут у парня включался полный ступор. "Если цепи, то проле-
тариев, кроме которых им терять нечего" - суматошно шурупил он.
Почти вживую возникал Маркс, Ленин со Сталиным. Ты что, мол,
несёшь?! Подтянись в определениях! И запевщик безнадёжно смолкал.
По шеренгам катился вольный хохот. (Ни моряком, - большой обкомов-
ской шишкой станет "Пучепатов").
На крик: «Наших в городе бьют», – выбегали ротами, как
по тревоге. Каждый из них научился в секунду наматывать на
руку ремень. Отдраенная бляха с адмиралтейским якорем до-
ходчиво внушала шпане уважение.
Учёба давалась легко. Память благодарно хранит фамилии
преподавателей: Красковский, Берген, Бурсин, учивших и по-
ниманию жизни.
Вот уже своё, настоящее. Под скрипучими чернильными
перьями кадровиков пополнялся список в трудовой книжке.
Послевоенный первый год.
"Земснаряд «Чернышевский» – кочегар". Другие файермэны*
почти сплошь женщины. Одних Марий (Машек) было шесть.
Страна держалась на бабьем и подростковом труде. Живые,
некалеченые мужики возвращались, как заплутавшая радость
для всех.
До конца навигации отвечал Алька за правый котел. За левый
его напарница - молоденькая девчонка. Потные, грязные, сущими
чертенятами, сдав вахту, неслись в душ. Та примитивная "помывочная"
не имела разделительных кабинок. Спор, кто моется первым, окончился
ничейным счетом, или как Машка здраво рассудила. "Давай, друг от друга
отвернёмся и не подсматривать!"
"Пароход «Елец» – машинист второго класса".
"Паровой буксир «Прибой», пароход «Хосе Диас» – третий
механик". (О памятном пережитом шторме на трофейном нем-
це требуется отдельный рассказ. Хотелось бы когда нибудь
прочесть эту мужественно красивую историю, написанную
самим АСом.)
"Пароход «Лахта» – второй механик".
"Пароход «Молотов» – старший механик" В двадцать пять-то лет!
Затем приёмка парохода «Западная Двина». Запомнился
кошмарный сквозной путь из Арктики югом в Архангельск. Паровик
в южных широтах превратился в дьявольскую сковородку. Кочегары
у топок падали в обморок, из носа и ушей выступала кровь. Молодой
дед, не обязанный ничуть, становился за «павших» и держался до
новой вахты.
Приключился на том пароходе забавный случай, выруливший
прямо в КГБ. Идут как-то Кильским каналом. С высокого
моста скинули «доброхоты» листовки. (От недавней войны ни
у нас, ни у них ещё никто не отошёл).
Вначале шло задушевное:
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины ...
Затем предлагали свергать, понятно кого. Наскипидаренный
помполит забегает к АСу в каюту.
– Помогай собрать. Никого привлекать нельзя. Крамолу
прочтут.
– Да ты что? Старшему механику есть чем заняться. Иди к
капитану.
Тот его, естественно, к «матери» послал. Собрал не нашедший
понимания по-шустрому все листики сам. С тугим перевязанным
мешочком снова является.
– Степаныч, надо срочно уничтожить, помоги.
– Ступай в кочегарку. Попроси открыть топку и швыряй
туда сам.
Топочный жар обдал помполита ужасом своих градусов. Но
честь партии превыше. Стал он, сколько захватывали пальцы,
вытаскивать листовки из мешка и кидать в пламя. Сразу уди-
вительное для себя выяснил. Листики не ложились погибать
в огне, а, подхваченные неведомой силой, уносились куда-то.
И так все до единого.
Озадаченный, к деду припёрся. Так и так. Почему?
– Эх, надо тебе было сильней бросать. Они залетели на бо-
ровок и там сейчас преспокойно лежат. В ремонт скоро вста-
нем. Полезут кочегары котёл чистить и про Алёшу с удоволь-
ствием почитают. Ай-яй!
С приходом вызывают АСа в «серый дом».
«Расскажите нам, почему вы не должным образом оказали
партийному работнику содействие. В результате чего враже-
ские листовки не были уничтожены».
Молодой стармех позволил себе роскошь там рассмеяться.
– А позовите-ка того из вас, кто имеет хотя бы представле-
ние об котле пароходном.
Дошлые плечами передёрнули, словно сказали: таких нет.
– Ладно. Ликбез устрою. На боровке, куда листовки от воз-
духодувки устремились, температура 800 градусов. Секунда –
и от них пепла не осталось.
Не захотевший предстать дураком, расписался в пропуске.
– Свободен.
Другие суда в списке не менее отбирали здоровье. Что сто-
ил один газотурбоход «Умбалес» со знаменитыми своими «са-
погами?» Где глохли, зарабатывали язвы желудков и уходили
с дошедшим сердцем. Французы, придумавшие этот техниче-
ский кошмар, на своих людях даже испытывать не стали. По
непреходящей любви ко всему французскому подсуетились наши
министерские. (Сдаётся, той же обувкой обернулись бы заказанные
там вертолётоносцы. Жали бы, а не сбросишь. Куплены!)
Слава Богу, сделка по козням сплочённых натовцев сорвалась.
Как они – вражья сила, не ведая того, нас выручили!
По неписаному закону о впрыске свежей крови в стоящее
болотное дело избрали председателем профсоюзного комите-
та плавсостава.
«Море снилось, не давая себя забыть» (его фраза. – В. К.).
Вернулся к привычной синей качающейся стезе. Однако
был отозван в управление СМП на должность механика-на-
ставника. И вскоре возглавил группу ответственных за техни-
ческое состояние флота.
Импозантный, высокий блондин, умеющий носить дорогие
галстуки, легко входивший в разговор, являл удачное сочета-
ние классного технаря и морского денди.
Такое даёт дорогу во всех приличных конторах, одновре-
менно рождая тайных завистников. Оценённый достойным
образом, принимал суда из новостроя, помогая экипажам
осваивать их. Был откомандирован наблюдателем за пост-
ройкой теплоходов за границей. Знаменитая серия трёхты-
сячников «финнов» имела к АСу непосредственное отно-
шение.
Истинная правда: всё удачное крадут. Несколько лет
оные у нас покрасовались и были беспардонно отняты балтий-
цами и мелкими прибалтами. Взамен СМП всучили ужасных
"фантомасов" с драматическим по внезапным отказам гл. дви-
гателем Шкода. Ас, в виде молчаливого упрёка министерским
хорькам, на десятом этаже "пентагона" потом целый стенд
выставил с поломанными деталями от братьев-чехов.
1973 год словно подмигнул звёздами с коньячной бутыл-
ки. Назначается замначальника по технической эксплуатации
флота. Надо припомнить: СМП тех лет владело настоящей ар-
мадой из 160 судов различных типов и серий. И ещё раскрыть
надо, что вся черновая, дотошная работа делается замами. Она
накрывала его настоящим девятым валом отчётов, проверок,
расследований аварий и т. п. Была чрезвычайно, захватываю-
ще интересной и в чём-то жертвенной. Другой, без выпавшей
на долю АСа закалки, получил бы инфаркт, инсульт и рыдаю-
щую медь оркестра на пятом месяце.
Новая глава жизни началась через 14 лет. Называлась крат-
ко и ёмко: Ледоколы.
Для столь нерутинного поприща перешёл в ЭО АСПТР. Та
ещё водяная контора! Отвечала за водолазное, ледокольное и
спасательное дело на морях. Был и председателем комиссии по
приёмке первого в мире ледокола с ВРШ* – «Мудьюг».
Сей крушитель льдов литерный. Многие техразработки для
этого класса судов проверены на нём. Представьте, удаление
в немецком доке всего бака, чуть не по надстройку, с заменой
на совершенно новые носовые обводы. Это позволило приме-
нить иные принципы, чем колоть лёд от удара. Сразу стали
очевидны преимущества от сделанного. Главное – увеличение
проходимости. Раньше при толщине льда 0,9 метра скорость
составляла 2 узла, а после модернизации, при 1,4-метровом
«Мудьюг» двигался со скоростью 9 узлов. Пропала вибрация.
За кормой ледокола оставался чистый канал.
Фокус объяснялся просто. Битый лёд уходил под кромки
проложенной дороги для транспортных судов. Надо ли гово-
рить, как комфортно они шли за ним. Но такую переделку ещё
надо было пробить! Точнее, с русским оттенком, выстрадать!
От кого это зависело, пытались до последнего играть в не-
понимание: «Зачем пилить ледокол?»
Кумекали с обидой: «Сиди вот тут, а энтот отоварится там
на два чемодана. Кулибин, мать его, сыскался». В эпоху соц-
жёсткости и дефицита в сознании начальства убогие мысли
сидели запечными тараканами.
– Теперь моё детище, – вздыхает АС, – к великому сожале-
нию, передано на Балтику, порт приписки Санкт-Петербург.
Конечно, на то не наша воля. А только архангельским мужи-
кам обязаны питерцы, заполучив столь прекрасный подарок.
Ледоколы «Диксон», «Капитан Косолапов», «Василий Прон-
чищев», спасательные суда «Тритон» и «Протей» – все были
под чутким, сравнимым с докторским патронажем. Особо бо-
лел он за машинное здоровье ледокола «Капитан Мелехов».
Бился за него пылко, как юный мореходчик с бляхой, до
последнего. Построенный по репарации в стиле классической
инженерной мысли в 56-м году в Финляндии, арктический
флагман обладал корпусом из английской военной стали. Че-
тыре винта обеспечивали ему проходимость в самых наворо-
ченных льдах. Роскошь отделки кают-компании и офицерских
кают не представить нынешним морякам.
Последний его намеренно незамеченный подвиг – весен-
нее спасение Соломбалы и Маймаксы. Вообразите: ночь. До-
нельзя забитое льдом и брёвнами узкое маймаксанское русло.
Целый плот, поднятый с лёжки в уже раздербаненном состо-
янии, уподобился плотине. Час – и полая двинская вода, ко-
торой некуда деться, затопит, к чертячьей радости, низкую
округу, населённую бедным людом.
Проснувшаяся власть схватилась за трубки. Звонок в дис-
петчерскую АСПТР был как прямое попадание в кружку чая,
что встала на пути исполнения бодрствующего долга. Зато ра-
диограмма по дежурному каналу связи передалась «топ-пур-
геном».
Томящийся в постоянной готовности ледокол ожил за ми-
нуты и пошёл на сотворённую природой и лесниками мамаев-
щину. С серебряным копьём прожектора врубился богатырь
с полного хода, круша всем корпусом и винтами. Злосчастьем
сотворённая баррикада стояла насмерть.
Летели из-под лопастей перерубленные цепи с брёвен и
сами они, превращённые в щепки. Ледовое крошево четырьмя
фонтанами поднималось и оседало за кормой. Стальная мощь
по-настоящему сошлась в поединке с мощью природы. Нако-
нец затор не выдержал жуткого вмешательства и тронулся на
выход.
Явились мы утром на работу. Выслушали во всех подроб-
ностях про ЧП. Очень живописно подал случившееся «ноч-
ной начальник». У АСа глаза увлажнились, при отличавшей
его сдержанности.
– То-то же! Такое выправить лишь «Мелехову» по силам.
Вышел шеф сияющим и снова появился в диспетчерской
с заграничной своей кружкой, из которой торчала неначатая
пачка «Трёх слонов».
– Вот действительно всё, что могу.
Конвульсии советской власти превратились в дикую раста-
щиловку. В 93-м настал конец былого флагманского ледокола.
Корыстники, ныне живущие за бугром, и другие с честными
лицами состряпали акты. Липовый аукцион с индусами про-
вернули, не допустив прослышавших о нём приличных без-
откатных шведов. Ну и сдали богатыря, прошедшего перед
этим серьёзный заводской ремонт с заменой коленвалов на
главных дизелях. Сотни тысяч потраченных на это долларов,
оторванные у нищавшей на глазах страны, унеслись за «боровок».
А в процветающей Финляндии айс-брейки этого проекта
ещё служат. Один летом даже хельсинкскую набережную ук-
рашает.
Так-то.
Чтобы выйти из печального – фирменная байка от ветера-
на. Между прочим, показывает она, сколь простодушны и ис-
полнительны были моряки того поколения.
«Стояли мы на различных судах в «Кузне». Я на пароходе
«Николай Бауман», а однокашник Миша Кадочигов на старой
«Вытегре». С чего-то решил он подшутить. Посылает кочегара
ко мне.
Здоровяк русский парень говорит: - Вот, третий механик
послал к вам. Компрессии просит.
– А что ты один-то пришёл и без тары? Иди и скажи об этом
своему механику.
Полагал, что на этом всё кончится. Через некоторое вре-
мя простак заявляется с помощником и двумя пустыми меш-
ками.
Что делать?! Взял мешки, распорядился наполнить их шла-
ком, крепко завязать и поднять из кочегарки на палубу. Отда-
вая посланцам выпрошенное, наказал передать механику, что
от всей души собрали всю компрессию, какая была, хоть и са-
мим надо. Едва подняв нашу щедрость, отбыли ребята к себе.
Видя олухов с грузом за плечами, замутивший нанохрень
спрашивает:
– Что это?
Тут же любопытствующие обступили.
– Компрессия. Последнюю на Бамуне отдали.
– Развяжите.
Хохотали до упаду».
Для меня знакомство с АСом началось, когда волею судьбы
попал в ЭО АСПТР. Выглядел Альберт Степанович прекрас-
но, без скидок на возраст. Должно быть, по предкам. В крат-
кой обрисовке: портретный, статный, располагающий к ува-
жению, в сдержанно модных костюмах и постоянно занятый
делом. Лицо имел запоминающееся, обладать которым тоже
жизненная удача. Каков типаж пропадал от увековечения!
Он то занимался бумагами, то срывался на стоящие в пор-
ту суда. Не забывал подтянуть в своём отделе нас, вызвать на
проверку знаний какого-нибудь механика.
Дотошничал, чтоб необходимые СЗЧ были закуплены.
Весьма непросто приходилось выбивать под них валюту.
«Я цены уторговал» – означало, что финны подвинулись до
последней барышной марки. Само собой – иногда раздолбает.
Без этого в таком хозяйстве никак нельзя. За всё цеплялось
столько тонкостей и всяких заморочек! Кто в жизни был занят
настоящим делом, способен представить такую ношу.
Только мир не без добрых людей. Начало казаться началь-
ству, что пора АСа отправлять на пенсию подчистую. Возраст
за семьдесят портил отчётную картину кадровиков. Тут при-
помнили всё и принялись топить. Сначала мелкими придир-
ками. Не помогло. Старый моряк не нервная институтка. Ви-
дят, делать нечего. Сказали, отводя глаза, открытым текстом.
Он принял это внешне спокойно и ушёл красиво, то есть с
банкетом.
На 11-м этаже «пентагона», где в то время располагалась
контора АСПТР, организовал свои же проводы.
В тёплый вечер в душном большом кабинете водка пилась
грустно и плохо. Виновник был растроган, выглядя многих
казистей. Не верилось ему, что с завтрашнего дня не придётся
привычно потянуть лямку службы, точнее Служения...
Жизнь резко сузила циркульное поприще, по которому все
мы кружим, обманчиво воображая дорогу – стрелу. Осталась
лишь дачка, рыбалка и непроходящее удивление, как быстро в
сумму сложились годы.
Желающим проверить на себе надо запастись благоволени-
ем Божьим на многостраничный роман с судьбой.
К рассказанному об АСе непременно нужно приобщить
его редкую расположенность к людям. Заметней это
проявление под старость. Стоит лишь осознать, что ты
уже не начальник. Вот и он попал под хорошее правило.
Всегдашне выйдет из дома и пошествует, сутулясь, к Двине.
Взгляд без очков чистый, детский. Умилится какому-нибудь
ребетёнку в коляске, мамочке скажет в приятность.
Около Успенской церкви постоит. То на небо, то на белую
невестину стройность колокольни обратит внимание.
В разводьях облаков почудится голова медведя, бегущая собака.
Чуть воображения – шлем богатыря. Помолится своими словами.
Простится до завтра с красавицей рекой и всем порадовавшим
нынче. Ещё более неспешно тронется назад. Нет ни долгов,
ни обид. Одна приветливая любовь ко всему.
Доброта и понимание других – часто имеют огорчения.
По городу пройтись и не встретить знакомого номерного
механика или стармеха из тех лет – нереальный случай.
Приходится ему всякий раз на прощание слышать пример-
но такое:
– Альберт Степанович, рад был вас увидеть.
Редкий скажет:
– Спасибо за науку-практику.
Все выкажут крайнюю занятость и пойдут. Так уж устрое-
на человеческая натура. Мы стесняемся старых авторитетов
не при делах. Даже себе признаться трудно, что кому-то чем-
то обязан...
О личной жизни АСа распространяться не буду. Скажу
только, что в ней всё непросто. Надо бы ввести правило: честь
не должна ложиться под пересуды.
Велели передавать ветерану-юбиляру привет испытанные
по былой совместной работе. Один из них, капитан Валентин
Кошуняев, что водил много лет ледокол «Мудьюг». Другой
авторитетный спец с «Красной кузницы» Анатолий Ворыпин.
Последний вспоминает, как горячо спорили в поисках ре-
шения возникших проблем. Расставались чуть ли не врагами.
В сердцах телефонными трубками по рычагам били. А подой-
дёт суббота – в одном автобусе на рыбалку со льда. Дольше
пяти минут, нахмурившись, не выдерживали. Всё приходило
в лад.
На следующей неделе трудности одолевались совместной
мозговой атакой.
Сотоварищи нашли удивительно простые и трогательные
слова о Степановиче и просили его держаться молодцом.
Хотелось нам пожелать мощному старику здоровья и покоя
души. Счастья же нет по определению. О том ещё Пушкин
поведал.
На различные обиды от детства и по сию пору он не в пре-
тензии.
Знает по себе, что с Родиной различные верховоды тво-
рили. Каждому нашему человеку с того досталось.
Представляемый по-офицерски долг Служения исполнил
до конца. Не за страх, не за барыш упирался стойко. Вы-
шел- таки из жизненных боёв седым победителем. Если что-
то и подправил бы, так лишь в сокровенном, в котором один
Бог судья.
Ну, кажется, всё. Перевёл дыхание. Поставил красивую
точку. Перечёл исписанные листы. Чуть погодя дошло: с текстом
не сладил. Увлёкшись, загубил на корню. Определённо, юби-
лейные словеса талантливыми людьми пишутся. Вздохнул и
отложил в долгий русский ящик.
Временами доставал. Чего-то зачеркнёшь, чего-то впишешь.
Всё равно и с великим опозданием юбилейный рассказ не получился.
* файермэны (анг.) - кочегары.
* ВРШ — винт регулируемого шага.
Свидетельство о публикации №220061601252
Ну, это Вы зря.
Ещё как получился юбилейный рассказ.
Прочитала на одном дыхании, слава, что есть такие Люди, как Альберт Степанович Куликов, проживший такую долгую жизнь и служивший своей Отчизне.
Вот это Человечище.
И голод познал, и тяжёлое детство, когда приходилось работать наравне со взрослыми, а эхо Гражданской войны многих предателей достало.
Грехов сколько сотворили, что и в рай не попадёшь.
Да прошлое это дело.
У меня мамин дядька был танкистом, на Курской битве, сгорел в танке.
Так и не узнали, да, видно и хоронить было нечего.
Ну, а на таких, как АС держится наша Рассея,только об этом не хотят помнить вышестоящие товаришчи.
Жаль ледокол "Мудьюг", такой мощный на фото.
Всё растренькали, по кирпичику разворовали то, чем следовало гордиться потомках.
Вот такие у нас пироги с капустой.
Очень мощный рассказ, Витюша.
Умеете душеньку растревожить.
Спасибо за созвучие...
С теплом души и искренним уважением.
Варвара Сотникова 18.05.2024 23:33 Заявить о нарушении
С лучшими сбывающимися пожеланиями.
Виктор Красильников 1 19.05.2024 00:06 Заявить о нарушении