Пять конных памятников царей в СПб

Пять конных памятников правителям России, установленных в Санкт-Петербурге
(Поскольку сервис не предусматривает публикацию фотографий, оригинал статьи с иллюстрациями можно посмотреть тут: http://dugward.ru/publ/s272.html)

Конные статуи царей и князей символичны. Если скульптор не знает особенностей, присущих созданию таких памятников - он никогда не изваяет по-настоящему хорошей скульптуры, которая будет означать нечто большее, чем просто человек на коне. Это под Чапаевым или Богданом Хмельницким лошадь - просто лошадь. А под царём лошадь - символ подвластного ему народа. Если знать историю и внимательно присмотреться к животному, на котором восседает царь - можно дополнить портрет его эпохи.

Конных статую в Питере не так много. Я предлагаю рассмотреть 4 из них. Говорить буду преимущественно про лошадей, с точки зрения человека, который многие годы своей жизни посвятил общению с этими животными. Итак!

№1
Статуя благоверного князя Александра Невского на одноимённой площади, напротив Лавры. Открыт 9 мая 2002 года. Скульпторы родились и создавали свои шедевры в XX веке, но наверное, задумывались над тем, что именно должен отображать памятник.

Лошадь энергично шагает вперёд. Всадник не тратит силы на управление: она сама соглашается его нести и готова разделить его ратные подвиги. Можно сказать, что это идеальное сочетание воина и его верного коня, который понимает важность миссии и готов сражаться наравне с человеком, служить ему опорой и поддержкой. Прост, энергичен, готов служить.

№2
Медный всадник. Открыт в 1782 году. Честно - я не очень люблю этот памятник, поэтому фотография не моя. Взяла в интернете наиболее подходящую. Мощная, грубоватая лошадь под Петром, уже не такая готовая к свершениям. Она в лёгкой панике. Всаднику до неё, грубо говоря, дела нет. Он сидит, как на кресле, свесив ноги, вздёрнул её на дыбы и совершенно не волнуется из-за того, что она готова шарахнуться при первой же возможности. Нет, она не сопротивляется, она просто не до конца понимает, зачем всё это нужно. Но всадник уверен, что он - большой и тяжёлый и в любом случае, ей его не скинуть. А какие чувства одолевают коня - он вообще не интересуется. Не до того ему, боле важный дела ждут.

№3
Памятник Николаю I. Открыт 25 июня 1859 года. Конь изящен, породист, слушается всадника легко. Если бы выступал на выездке - получил бы высший балл: задние ноги подведены под центр тяжести, рот расслаблен - лошадь свободно даёт собой управлять, ушки заинтересованно устремлены вперёд. Всадник без напряжения, свободно контролирует коня. Это - общая работа ко взаимному удовольствию друг другом. (И не напоминайте мне о декабристах! То отдельная история, которая не имеет никакого отношения к факту, что уровень жизни и обстановка в России во время царствования Николая I могли бы послужить примером, как надо управлять страной).

№4
Памятник Александру III. Открыт 23 мая 1909 года. Тут совсем иная картина. Мощный, грубый, упрямый и злой конь, стоит упершись всеми четырьмя ногами, с таким выражением, которое ясно даёт понят: "Что хочешь делай - не сдвинусь с места!" Конь "подставил челюсть" - так держит удила во рту, что управлять им практически невозможно. Всё, что можно добиться с такого коня - держать его на месте и не пытаться изменить положение.

№5
Конная статуя Петра I, напротив Инженерного замка, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Её эскиз создавался при жизни царя и утверждался самим Петром. Первая модель была готова уже в 1716 году, но лишь в 1800 году памятник обрёл постоянное место жительства перед Инженерным замком.

Главный смысл статуи - прославление воинских подвигов Петра I. Лошадь под ним (подобно лошади Александра Невского) уверенно шагает вперёд, всем своим видом символизируя дисциплинированность и готовность помогать всаднику в его ратных подвигах.

Скульпторы первых четырёх памятников показали не только высокий профессионализм, но и хорошее знание исторической обстановки. Они поймали именно то, что лучше всего отражает взаимоотношения российского правителя и его народа, в разные временные периоды. Последний прославляет ратные подвиги Петра I.


Рецензии
Рита, очень интересно! Насколько я понял, это Ваши личные впечатления. Хочется немного дополнить. Обратите внимание, на лошади под Петром (Медный всадник) вместо седла звериная шкура. Лошадь, символизирующая Россию, уже взлетела на утёс. Но врагов ещё много. Об этом и говорит эта шкура. Ну а про памятник Николаю I хочется заметить, что это единственная конная скульптура, стоящая на двух опорах. Во всяком случае больше нигде такого я не встречал, хотя по миру походил достаточно. А за статью от меня заслуженная зелёная кнопочка. Правда, прочитал с интересом.

Сергей Маслобоев   16.06.2023 13:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! По-моему, действительно больше нигде нет конной статуи такого типа, на двух опорах. Я искала, но не нашла.
С уважением,

Маргарита Гуминенко   16.06.2023 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.