18 мая 1900. Уездная станция Челябинск

Железнодорожная станция Челябинск в 1900 году находилась в 4-х верстах от уездного города Челябинска, поэтому на станции был открыт только буфет. До С.-Петербурга было 2451 верста, а до Владивостока от Челябинска – 7112 вёрст. Сам уездный город Челябинск Оренбургской губернии расположился по обоим берегам реки Миаса.
(Здесь и далее изложение данных Путеводителя по Великой Сибирской железной дороге; Под редакцией А.И. Дмитриева-Мамонова и инженера А.Ф. Здзярского. - Санкт-Петербург : Издание Министерства Путей Сообщения, 1900 Товарищество Художественной Печати. - 606 с., иллюстрации, 7 л. карт, портреты ; 23 см…. Источник: "Век просвещения". Материалы по истории татар и башкир на Урале. Рустам Бикбов. Оцифровки РНБ: 1900).

Челябинск – старейший уездный город Оренбургской губернии, основан в 1658 году. Первоначально на месте Челябинска возникла деревянная крепость - опорный пункт русского государства в северо-восточной части Башкирии для охраны слобод и заводов, основанных русскими предпринимателями. Крепость была построена в виду живописных и богатых берегов рек Исеть и Миаса. Конкретно земли башкира по имени Челяба, на которых была построена крепость, дала ей и будущему городу его наименование.

Местные башкиры и мещеряки постоянно бунтовали и восставали, поэтому русская крепость Челяба приобрела важное административное значение и в 1743 году стала известна историку В.Н. Татищеву, бывшему тогда главным начальником горных заводов в Сибири и Перми с местопребыванием в Исетском воеводстве вновь образованной Исетской провинции Российской империи (вся территория левой стороны реки Яик).

В 1773-1774 годах, с начала Пугачёвского бунта, распространившегося по всему Башкирскому краю, Челябинская крепость, выдерживая неоднократные нападения бунтовщиков, была местом сосредоточения сибирских войск, под командованием генерал-поручика Де-Колонга. Эти войска подавили бунт и защитили Исетскую провинцию, Екатеринбургские заводы и всю Сибирь от нашествия «Самозванца» (Пугачёва).

В эпоху Пугачёвщины в Челябинской крепости и остроге проживало 736 душ мужского пола, в том числе 243 человека военной команды, 189 городовых казаков, вмещая провинциальную канцелярию, духовное правление и ратушу. В 1781 году крепостной городок Челябинск низведён в уездный город Уфимского наместничества, а после его упразднения в 1796 году «отграничен в состав Оренбургской губернии».

В 1824 году уездный город Челябинск посетил Российский Император Александр I. Украшением Челябинска являются: каменный Христорождественский собор; часовня, сооружённая в память Царя Освободителя Императора Александра II и женский Одигидриев монастырь. В Челябинске в разных местах расположены 6 каменных православных церквей, старообрядческая молельня, мечеть и еврейский молитвенный дом.

Учебные заведения Челябинска: мужское духовное училище, женская прогимназия, мужское 4-х классное училище, приходское училище и 3 городских училища. Приют для бедных сирот. Три больницы – городская, земская и тюремная. Библиотека и бесплатная городская читальня, основанная «в память о событии 14 ноября 1894 года, бракосочетания Их Императорских Величеств, ныне благополучно царствующих Государя Императора и Государыни Императрицы» (без имён и фамилий – автор).

Несмотря на обилие местного каменного сырья для строительства, Челябинск в основном деревянный, плохо обстроенный, не имеющий мостовых: из 1308 жилых домов, каменных только 80, из числа торговых лавок каменных не более 40, остальные дома и сооружения деревянные.

Челябинск по торговле хлебом и пшеницей занимает видное место в Зауралье и по всему северу Оренбургской губернии. На ярмарке «Никольская» в мае и «Ивановская» в октябре, сосредоточенной в самом городе, производится торговля лошадьми, крупным и мелким рогатым скотом, продуктами скотоводства и прочим на несколько сот тысяч рублей. Местные базары в городе ежедневные, кроме воскресных и праздничных дней.

Для ссыпки и хранения хлеба в Челябинске имеется частных амбаров более чем на 1 200 000 пудов. Значительное количество зерна перерабатывается на мукомольных мельницах и крупчатках, расположенных в окрестностях Челябинска. В особенности выдаются размерами производительности паровая мукомольня и крупчатка гг. Степановых, в 10 верстах от города, вырабатывающая до 2400 пудов муки в сутки.

Также по производительности выделяются: винокуренный завод гг. Покровских (500 000 вёдер спирта в год); скотобойни (д0 80 000 голов скота в год); кожевенные заводы (до 50 000 кож в год); салотопенные заводы (до 100 000 пудов в год). Городские доходы простираются до 50 000 руб. в год. С 1893 года в Челябинске открыто отделение Государственного банка, а с 1896 года – городской ломбард. Также в Челябинске открыты отделения С.-Петербургского коммерческого банка и Ярославско-Костромского банка.

Гостиницы в Челябинске очень плохи («Сибирские номера», «Коммерческая гостиница» и др.). Извозчики возят по таксе, экипажи нерессорные. От железнодорожного вокзала до города ходят открытые линейки, через известный промежуток времени, с платою по 5 коп. за место.

В Челябинске помещаются: управление по эксплуатации Западно-Сибирской железной дороги, управление железнодорожного контроля и таможня первого класса для пропуска товаров. Станция Челябинск, как место соединения европейских железных дорог с Сибирской магистралью, естественно, приобретает особое, выдающееся значение. Присоединение Пермь-Тюменской железной дороги проявляется усиленным транзитным движением товарных и пассажирских поездов к северным водяным бассейнам Европейской России. Местными торговцами ежегодно скупается от 500 000 до 700 000 пудов товаров из Ревеля, Либавы, Ростова-на-Дону и т.д.

Прибытие населения привело к образованию вдоль железной дороги пригородного посёлка Никольский, в котором проживает 3000 душ обоих полов. Для удовлетворения духовно-нравственных потребностей населения, при станции Челябинская на средства фонда Имени Императора Александра III сооружена деревянная церковь, вместимостью на 750 человек. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы заложена 5 июня 1897 года и 30 января 1898 года начала действовать.

В 1898 году в особом деревянном здании на станции Челябинская открыта двухклассная начальная школа ведомства Министерства Народного Просвещения, содержимая средствами Западно-Сибирской железной дороги и взносами за право учения. Также при храме создана церковно-приходская школа для девочек имени отца Иоанна Сергеева.

Близ станции Челябинская располагается врачебно-питательный переселенческий пункт, к которому сооружена особая железнодорожная ветка для подачи переселенческих поездов непосредственно к баракам пункта и для приёма оттуда партий переселенцев, следующих в Сибирь. Бараки на пункте деревянные, вместимостью на 1500 человек здоровых переселенцев, летом вместимость бараков увеличивается до 2500 человек. Больничные бараки на 70 кроватей, в числе которых 50 кроватей для заразных. Аптека. Столовая, отпускающая зимой 1200 порций и летом с котлами на 2000 порций. Баня с двумя отделениями для мужчин и женщин на 50 человек. Прачечная. Переселенческий пункт «имеет вид целого городка с 25-ю отдельными, чистенькими, санитарно-распланированными домиками». Здесь же местопребывание чиновника, заведующего переселенческой частью. С момента открытия движения по Западно-Сибирской железной дороге в 1893 году через Челябинский переселенческий пункт прошло свыше 600 000 переселенцев в Сибирь.

В 9 верстах от Челябинска имеется «Смолинское» озеро, известное всему Зауралью своими целебными свойствами. В озере обильное содержание хлористого и йодистого калия. Летом здесь принимают целебные ванны-купальни множество дачников и больных людей. Больные помещаются в избах Смолинского казачьего посёлка, расположенного на берегу озера.

Вряд ли архиерей Ириней со спутникам и посещал 18 мая 1900 года Смолинское озеро, да и город, потому что они, вероятнее всего, были заняты хлопотами и сборами к приезду в Екатеринбург. Им надо было привести в порядок и упаковать свои дорожные вещи, оформить соответствующие бумаги по пользованию салоном-вагоном, поблагодарить проводников и машинистов поезда, подготовить тексты о деятельности архиерея Иринея в Подольской епархии для публикации в Екатеринбургских епархиальных ведомостях, привести в порядок свои священнические одеяния, обговорить с Ключарем Кафедрального собора в Екатеринбурге о порядке встречи и знакомства с местным духовенство, приёма дел новым епископом в Екатеринбургской и Ирбитской епархии и т.д. и т.п. 10-дневное путешествие архиерея Иринея по железным дорогам России заканчивалось, начинались трудовые будни епископа Иринея.

На картинке: 1900. Станция Челябинск. Сюда, на этот перрон прибыл 18 мая (по с.с.) или 31 мая (по н.с.) 1900 года поезд с салоном-вагоном архиерея Иринея, его спутниками и 13-летним алтарником-пономарём Василием Никитовичем Максимовым. Именно это здание, этот перрон и эти торговые вывески видел юный Василий Максимов, сын бедного слепого крестьянина Никиты Максимова из села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии. Для Васи Максимова это путешествие в ранге помощника Иринея, архиерея и епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии, было судьбоносным чудом, вынесшим его из провинциального донского села в «большой мир» светской и духовной жизни Российской Империи, в мир Зауралья и Сибири. Всё, детство Васи Максимова кончилось, началась его почти самостоятельная жизнь…


Рецензии