19 мая 1900. Линия Челябинск Екатеринбург

Современный поезд №190У «Челябинск-Главный - Екатеринбург-Пасс» РЖД/ФПК отправляется из Челябинска в 16:45 по местному времени (МСК 14:45), находится в пути 10 ч 12 мин и прибывает в Екатеринбург в 02:57 по местному времени (МСК 00:57). Нам официально известно, что Челябинский поезд с архиереем Иринеем прибыл в Екатеринбург в 3 часа 11 минут утра (03 ч 11 мин) 19 мая – 1 июня 1900 года. Вероятно, скорость движения поезда в 1900 году была такой же, как скорость современного поезда №190У, следовательно, за 10 ч 12 мин до прибытия поезд с салоном-вагоном архиерея Иринея отбыл из Челябинска, примерно, в 5 ч 11 мин дня 18 мая (31 мая) 1900 года.

Из Челябинска поезд с салоном-вагоном архиерея Иринея, с его спутниками и сопровождающими лицами пошёл на север к Екатеринбургу по Челябинско-Екатеринбургской железнодорожной ветке и последовательно проехал станции: Есаульская, Аргаяш, Кыштым, Маук, Уфалей, Полдневая, Мраморская, Уктус, а затем прибыл к перрону вокзала в Екатеринбург.

Челябинско-Екатеринбургская ветвь соединяет Великую Сибирскую магистраль с Пермско-Тюменской железной дорогой и отделяется от Западно-Сибирской железной дороги у самой станции Челябинск и следует в северо-западном направлении, имея протяжение 226,5 вёрст. Отойдя от Челябинска в 4-х верстах, ветвь пересекает реку Миас мостом шириной 40 саженей и затем поднимается на водораздел рек Уфа-Миас. Спустившись с водораздела и перебросившись мостом шириной в 10 саженей через реку Зюзельку, линия подходит к первой станции.

Станция Есаульская (24 версты от Челябинска). Отсюда линия проходит степными предгорьями Урала, покрытыми целою сетью больших и малых озёр, часто живописно расположенных.

Станция Аргаяш (53 версты от Челябинска) расположена близ озера того же имени. За озером линия выходит из Оренбургской губернии и вступает в пределы Пермской губернии (Екатеринбургский уезд), где начинается лесное предгорье Урала.

На следующей станции Кыштым (84 версты от Челябинска) есть буфет. Станция располагается на высоте 200 саженей над уровнем моря и является одной из пяти живописнейших местечек Екатеринбургской ветви железной дороги. В версте от станции Нижне-Кыштымский завод, в двух верстах – Верхне-Кыштымский завод, основанные Никитою Демидовым в 1757 году. Заводы принадлежат наследникам баронессы Клавдии Александровны Меллер-Закомельской, вдове генерал-майора Ольги Петровны Дружининой и наследникам потомственного почётного гражданина Александра Александровича Зотова.

Верхне-Кыштымский завод – один из самых больших на Урале, число жителей в заводском посёлке до 18 000 душ обоих полов. В Нижне-Кыштымском заводе до 2000 душ обоих полов. В центре главного заводского поселения на возвышенном месте мраморный памятник, сооружённый в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. В заводе имеется музей произведений, вырабатываемых Каслинским чугунно-литейным заводом, славящиеся художественностью работы, здесь же значительная минералогическая и почвенная коллекция из заводских дач.

Кыштымские заводы производят работы: доменные, мартеновские, сварочные и различные механические. Заводы ежегодно выплавляют от 500 000 до 600 000 пудов чугуна и до 1 000 000 пудов железа. Весь прилегающий к заводам Кыштымский округ необыкновенно богат рудными залежами и минералами. Кроме месторождений золота, руд медных, железных, хромистого железняка, добываются здесь многие минералы: корунд, пшинель, рутил, перовскит, кеммерит и др.

Отсюда линия поднимается к станции Маук, пересекая многочисленные лога, овраги и ручьи, и по крутому изрезанному косогору взбирается на водораздел рек Маука и Уфалейки, находящиеся на высоте 286,9 саженей над уровнем моря. Станция Маук (106 вёрст от Челябинска) находится на высоте 240 саженей над уровнем моря. В 18 верстах от станции – Каслинский чугуно-литейный завод (15 000 душ обоего пола), основанный в 1747 году. Завод ежегодно выплавляет более 400 000 пудов чугуна и приобрёл известность тонким художественным литьём. Пройдя обширное болото, называемое «Константиновский лог», линия вступает в пересечённую местность.

Станция Уфалей (133 версты от Челябинска) находится на высоте 250 саженей над уровнем моря. В полуверсте от станции – Уфалейский завод (6000 жителей), основанный в 1761 году г. Мосоловым. Теперь (1900 год – автор) завод принадлежит Высочайше утверждённому товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов. Здесь выплавляется ежегодно более 400 000 пудов чугуна и выделывается железа полупродукта до 220 000 пудов и железа до 150 000 пудов.

В 15 верстах от станции Уфалей расположен Нижне-Уфалейский завод (4500 душ обоих полов), принадлежащий тому же акционерному товариществу. Завод ежегодно выплавляет до 400 000 пудов чугуна и выделывает до 350 000 пудов железа полупродукта и до 300 000 пудов железа. Отсюда линия идёт к северу, дважды пересекает реку Коркадин и поднимается на водораздел рек Уфа и Чусовая. Опустившись с водораздела, линия направляется вдоль реки Полдневной.

Станция Полдневная (162 версты от Челябинска) расположена в глухой лесистой местности на высоте 244 сажени над уровнем моря. Вблизи находится село Полдневское (200 душ обоего пола). На правом берегу реки Чусовой, в даче Полевского завода, находятся известные хризолитовые прииски – почти единственные на Урале. Направляясь отсюда по ровной местности, линия пересекает два раза реку Чусовая мостами в 10 и 15 саженей ширины, а затем вступает в дачи Сысерстких горных заводов.

Станция Мрамоская (191 верста от Челябинска) располагается в лесистой местности на высоте 262 сажени над уровнем моря. Вблизи станции Мраморский завод (1000 душ обоего пола). Этот завод известен своими мраморными изделиями, производством которых занято почти всё население. Здесь изготовляются преимущественно крупные вещи из мрамора: памятники, ванны, умывальники, подоконники, столы и т.п. Кроме этого выделываются мелкие вещи из селенита, змеевика, серпентина. Лучший мрамор считается Полевской, глубокого и белого цвета. Несмотря на благоприятные климатические условия, большая часть населения страдает чахоткою, по неустройству надлежащих мастерских. На площади посреди поселения памятник Александру II в память об освобождения крестьян от крепостной зависимости. На станции Мраморская склад изделий, вырабатываемых заводами Сысерсткого округа.

В 20-ти верстах от станции находится завод Сысерсткий, а делее Верхне-Сысерсткий и Ильинский, которые с двумя другими заводами, Северским и Полевским, составляют владения Дмитрия Павловича Соломийского и наследников Алексея Александровича и Петра Марковича Турчаниновых. В Сысерстком заводе (10 000 д ш обоих полов) более 50 заведений, обрабатывающих различные металлы – чугун, железо, медь и изготавливающих: топоры, подковы, таганы, петли, крюки, дверные замки, вёдра, заслонки, подсвечники, самовары, кастрюли и другие изделия их меди. На заводе 2 доменные печи, пудлинговое и сварочное производство. Ежегодно завод выплавляет свыше 700 000 пудов чугуна и свыше 350 000 пудов железа. Цеховыми работами занято до 600 человек, вспомогательными – 1500. Завод имеет телефонное сообщение с Екатеринбургом и заводами своего округа. Заводские территории освещены электричеством.

В 6-ти верстах от Сысерсткого завода на реке Сысерти находится Ильинский завод, с производством исключительно листового железа. В заводе до 500 душ обоего пола, цеховых рабочих 150, вспомогательных – 100 человек. В 12-ти верстах от Мраморского завода, к юго-западу от линии железной дороги, находится Северский завод (4000 душ обоего пола). Рабочих на заводе до 500 человек, на вспомогательных работах – до 1000 человек. На Северском заводе 2 доменные печи, пудлинговая печь, две мартеновские печи, сварочное производство и механическая мастерская. Завод ежегодно выплавляет более 900 000 пудов чугуна и выделывает до 100 000 пудов железа.

В 6-ти верстах от Северского завода находится Полевской завод (до 7000 душ обоего пола). Цеховых рабочих 700 человек, вспомогательных – до 600. Производство на заводе: пудлинговое, сварочное, прокатное; чугун подаётся с соседнего Северского завода. Близ завода, в Чумашевском руднике найдены были ещё в конце XVIII века многие археологические предметы (артефакты – автор), относящиеся к доисторическому времени и принадлежащие народности, занимавшейся здесь в давно прошедшую эпоху разработкой руд.

Станция Уктус (221 верста от Челябинска) расположена на безлесной равнине высотой 182 сажени над уровнем моря. В двух вестах от станции село Уктус, жители которого занимаются хлебопашеством и кустарными промыслами, в особенности гончарным (до 30 заведения). Посуда здесь изготавливается хорошего качества и пользуется широким спросом. В 5-ти верстах от станции находится казённый Нижне-Исетский завод, основанный в 1797 году (3500 душ обоего пола). Здесь выделываются до 200 000 пудов железа, чугунного литья до 12 000 пудов и листового железа до 15 000 пудов в год. На заводе работают до 350 человек и имеется до 30 кустарных металлических заведений. На заводской площади воздвигнут чугунный памятник Императору Александру II. Завод соединён телефоном с Екатеринбургом.

Отсюда линия идёт равниною, покрытою мелким кустарником, пересекаемой рекой Исеть мостом в 15 саженей шириной и примыкает к Пермь-Тюменской железной дороге. Далее пригород и город Екатеринбург (226,5 верст от Челябинска).

На картинке: 18 мая (по с.с.) или 31 мая (по н.с.) 1900 года. Станция Ясиноватая. Так выглядел Челябинский поезд с салоном-вагоном архиерей Иринея на станциях линии Челябинск – Екатеринбург: Есаульская, Аргаяш, Кыштым, Маук, Уфалей, Полдневая, Мраморская и Уктус.


Рецензии