Спасутся ли все? Споры вокруг апокатастасиса

Христианство. Попытка обобщения (часть 1) - перейти http://proza.ru/2019/02/24/2108
Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166

Оглавление

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С БОГОМ
АПОКАТАСТАСИС КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ
АРГУМЕНТЫ «ЗА»
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АПОКАТАСТАСИСА
АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ ПО «ОФИЦИАЛЬНОЙ» ВЕРСИИ
МНЕНИЕ ОТЦОВ ЦЕРКВИ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ
ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ
Литература

ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ

Христианство говорит, что человек создан Богом по образу и подобию Своему. Но дальше оно утверждают, что с незапамятных времен и по настоящее время природа человека глубоко повреждена.

Отвечая на вопрос, что же привело к повреждению человеческой природы, христианство утверждает, что повреждение произошло в результате грехопадения первого человека.

В этом мифе о первородном грехе до нас аллегорически донесено о том, что Адам поддался искушению, в результате произошел разрыв живой духовной связи человека с Богом.

Виноваты ли мы в том, что Адам разорвал живую связь с Богом? Очевидно, что нет. Ведь не мы сделали этот выбор. Как же мы можем быть виноваты в том, чего не делали?

Дело в том, что мы в результате грехопадения произошло искажение человеческой природы: человек стал гордым, духовно слепым и слабым – не он собой управляет, а им управляют страсти. И мы, как его потомки, несем в себе эту испорченную, больную природу. Грехом называют не только какие-то нелицеприятные поступки, но и текущее состояние человечества. «Мама, мы все тяжело больны», - поет Виктор Цой. Грех - это прежде всего наследственная болезнь.

ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ С БОГОМ

Но сам человек только своими силами излечиться не может. Поэтому задача Христа состояла в том, чтобы дать человечеству возможность излечиться. Врачевание трещины, которая отделяет человека от Бога, вот в чем состояла Его миссия.

Через Свои страдания Христос исцелил природу человеческую. Человек создан бессмертным по душе и он мог остаться бессмертным и по телу, если бы не разорвал живую связь с Богом. Но вследствие грехопадения Он стал смертным. Победив смерть, то есть воскреснув, Христос победил первородный грех, восстановив связь Своей человеческой природы и Бога.

«В мире, в котором стала законом борьба за выживание ценою других, Он явил как высшее проявление любви смерть за других. И когда это высшее проявление любви было совершено Самим Богом, поистине новая жизнь вошла в мир» (митрополит Иларион (Алфеев), Православие, Том 1, глава IV).

Где же произошло исцеление? Ту природу, которую будучи человеком Он воспринял от Адама (слабую и смертную) Христос исцелил в Себе Самом. «В себе Он возвратил (исцелил) извращенное естество к естеству первобытному». (святой Исайя). И воскрес в новой человеческой природе бесстрастной, нетленной, бессмертной.

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», - сказано в Пасхальном тропаре.

Не даром Христа называются новым Адамом. Как от Адама мы произошли естественным образом, от Христа мы можем заново родится духовно в новой природе через веру, праведную жизнь и принятие крещения.

Иногда акт крещения воспринимают, как некую магию. Но это ошибочный взгляд. По сути невидимая брань (борьба), как это называют, только начинается. Путь христианина - это борьба со своими страстями и искушениями. В крещении человек получает только семечко новой природы, восстановленной Христом. Это семечко человек может взращивать в себе, а может не взращивать и остаться прежним.

Христос - это лекарство, но решение принимать его или нет, каждый решает сам.

Сначала человек признает глубочайшую поврежденность своего существа. А дальше верой и праведной жизнью он может взрастить в себе это семечко, чтобы излечить свою природу. И воскреснуть, как Христос.

Предназначение религии - восстановить когда-то разорванную связь между человеком и Богом. Это видно из происхождения слова «религия» - «ре»(восстановление) и «лига» (связь, союз).

АПОКАТАСТАСИС КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ СПАСЕНИИ

После смерти дальнейшая судьба человека определяется в соответствие с тем, как он жил, - в ад или рай. Возникает вопрос – что будет с теми, кто попал в ад? Неужели они будут мучиться вечно? По этом поводу в христианстве имеется два мнения.
Первое – да, будут. Второе – нет, мучения будут не вечными.

Учение, которое обосновывает второе мнение, называется апокатастасис. Это греческое слово, которое обозначает всеобщее спасение.

Петр Малков пишет [1]: «Вероятно, одним из самых горячо обсуждаемых догматических вопросов сегодня остается вопрос о всеобщем восстановлении, об апокатастасисе. Как известно, в соответствии с этим учением, все те разумные твари, что отступили от Бога и обратились ко злу, в конце времен будут очищены попаляющим их грехи огнем и через временные мучения вновь возвратятся в первоначальное святое состояние. Причем подобному исправлению подвергнутся не только грешные люди, но и демоны, и даже сам сатана».

АРГУМЕНТЫ «ЗА»

Впервые в христианстве некоторые положения исследуемого нами учения были выдвинуты знаменитым учителем и богословом Климентом Александрийским.

Теоретическое обоснование идей Климента Александрийского было сделано его знаменитым учеником Оригеном [2].

Рассмотрим основные аргументы «за».

Аргумент «за» №1
Зло не имеет самостоятельного бытия

Зло не имеет собственной субстанции и несет в себе начало самоуничтожения. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо «сущностью», потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не обладают самостоятельным бытием, но есть только отсутствие света, так и зло есть лишь отсутствие добра.

«Зло, – пишет святитель Василий Великий, – не живая одушевленная сущность, но состояние души, противное добродетели и происходящее… через отпадение от добра. Поэтому не ищи зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый пусть признает самого себя виновником собственного злонравия”.

Ориген пишет:

«Тогда уже не будет различия добра и зла, Бог будет составлять все, а при Нем уже не может существовать зло. […] Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой [разумной] природы, один только Бог, единый благой, будет составлять для неё всё, и Он будет составлять всё не в некоторых только немногих или не в очень многих, но – во всех существах». [4]

По словам Григория Нисского, зло как порок не существует самостоятельно, но «характеризуется, как недостаток добра». [6]

Иными словами, «добро некогда достигнет полного торжества над злом и охватит собой все существующее, так что злу нигде и ни в чем не останется места». [6]

Аргумент «за» №2
Возвращение к исходному состоянию

Ориген был убеждён, что мир движется к всеобщему восстановлению. Эта идея имеет дохристианское происхождение.

По представлениям древнегреческих философов время не линейно. Для них время и историчность представились циклическими, замкнутыми в идеальную, как они считали, систему, круг. Заключенный в нее поток времени не имеет ни начала ни конца, рано или поздно возвращаясь в уже некогда пройденную точку.

Человек же виделся полностью подчинённым этого космическому закону. Отсюда и идея о его неизбежном возвращении в некоторое первоначальное (с точки зрения христианства – безгреховное) состояние.

Ориген пишет: «Конец, приведенный к начальному состоянию, и исход вещей, уравненный с началами их, восстановят то состояние, какое разумная природа имела тогда, когда еще не хотела есть от дерева познания добра и зла. Тогда, после уничтожения всякого греховного чувства и после совершенного и полного очищения этой природы, один только Бог, единый, благой, будет составлять для нее все; и Он будет составлять все не в некоторых только немногих или не в очень многих, но — во всех существах».

Человек уже был совершенным. К состоянию, в которым мы пребывали при творении, и призван возвратиться христианин, «соделавшись опять таковым, каковым был сотворен в начале» [5].

Стоит отметить, что Ориген неоднократно уточнял, что у него имеется его частное мнение относительно этого учения. Это просто мнение, которое он не пытается никому навязать, поскольку сам может только предполагать: «Впрочем, и мы говорим об этих предметах с большим страхом и осторожностью, и более исследуем и рассуждаем, чем утверждаем что-нибудь наверное и определенно». [4]

Аргумент «за» №3
Бог милостив

Если Бог есть Любовь (1Ин. 4:8), если Он милосерд и хочет спасения грешников (Иез. 33:11), то как такой Бог не может допустить вечных мучений и все будут прощены. Всё должно стать таким же благим, каким оно было когда-то [6].

Об этом говорят некоторые цитаты из послания Апостола Павла к римлянам допустим такая: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим.11, 32), пишет Апостол Павел. Или ещё: «Всем человекам оправдание к жизни»

Аргумент «за» №4
Жертва Христа

Для сторонников апокатастасиса особое значение имеет искупительный подвиг Иисуса Христа, который по представлению Оригена почти механически в перспективе искупает всякое зло своей неизмеримой силой. Крестной силе не может противостоять никакая злая воля, какая бы упорная она ни была, считает Ориген. По представления Оригена, адские мучения является инструментом, посредством которого Бог врачует душу грешников. Они могут быть как продолжительными, так и краткими в зависимости от состояния души человека, попавшего в ад. Согласно этой идеи рано или поздно все души, прибывающие в аду, будут очищены от скверны этим инструментом и допущены в обитель славы Божией.

То есть, как через одного человека, то есть Адама совершившего всем осуждение, так и через нового Адама, то есть через Христа, всем человекам оправдание жизни.

Аргумент «за» №5
В конечном итоге Бог будет во всём

С точки зрения сторонников апокатастасиса их правоту подтверждают некоторые цитаты из Священного Писания. Например, послание коринфянам Апостол Павел пишет [гл. 15, стих 28], что в конечном итоге Бог будет во всём. И естественно логика нас побуждает спросить - где же тогда будут мучения? Получается, что они упразднятся. Надо сказать, что мест в Священном писание в пользу вечности мучений грешников гораздо больше.

Аргумент «за» №6
Воспитательный характер мучений грешников

Указания Святого Писания на вечность загробных мук Оригеном не отвергались, но их он объяснял как нужные в педагогические целях. Многих людей кроме страха наказания никакие другие средства не могут побудить к оставлению греховной жизни и к добродетели.

Симпатизировал учению апокатастасиса и Святитель Григорий Нисский, частично опираясь на аргументацию Оригена о врачевательном назначении адских страданий. Рано или поздно зло обязано уступить место добру, а о местах Священного писания, в которых говорится о вечности мучений, он говорил, как о педагогических. Он считал, что адские «мучения не кара Божья за грехи, а средство исцеления, которое является величайшим благодеянием со стороны Бога». [6]

ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АПОКАТАСТАСИСА

В представлениях Климента Александрийского и Максима Исповедника христиане, которые находились в церкви, но не были до конца верны Богу, будут удостоены распределению в «обитель низшей славы» и обречены на страдания от созерцания собственных братьев, которые по его мысли за праведную жизнь будут возвеличены высшею славой. Также Климент Алексндрийский допускал возможность покаяние для дьявола и падших ангелов. Он допускал возможность перехода людей, находящихся в низших слоях, в высшую славу Божию.

Максим Исповедник также предполагает два различных восстановления. «Одно восстановление будет доступно лишь тем, кто жил по замыслу, бывшему при их сотворении о них у Бога. Другим восстановление будет для тех, кто отошел от замысла Божиего, а предпочел грех и потакание собственным страстям. Поскольку Бог спасет всю вселенную, т.е. произойдет апокатастасис природы всей вселенной, то восстановление коснется и естества воскрешаемых грешников. Они, также как и праведники, познают Бога, окажутся соединены с Ним, но это единение станет для недостойных невыразимой мукой, ибо они соединятся со своим Творцом вопреки благодати».

АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»

Аргумент «против» №1
В Святом Писании говорится о вечном мучении грешников

Первый аргументом «против» можно считать Святое Писание, где неоднократно говорится о вечности мучений грешников. Например, Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от мене проклятии во огнь вечный…, — и идут сии в муку вечную (Матф. 25, 41. 46)

В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь (14, 11), и что диавол и клевреты его, вместе с которым отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков (20, 10).

Аргумент «против» №2
Свободный выбор

Человек создан по образу и подобию Божию. Но что это значит - "образ и подобие"? Основным качеством, которое нам говорит об этом - свобода воли. Свобода – главное отличие человека от всех других живых существ. Именно наличие свободы и есть самый главных признак того, что человек есть образ и подобие Божье. Что важно - свободную волю у человека никто не может отнять, даже Бог.

Посмертное состояние – есть состояние души, сделавшей выбор, свободный выбор. Как одни сделали выбор в сторону добра, так и другие сделали выбор в сторону зла. И даже Бог не может этот выбор изменить.

Аргумент «против» №3
Ад не от Бога

Ошибочно думать, что ад предписан грешникам Богом.

Антоний Великий говорит: «Мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога по несходству с Ним». [6]

Душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили ее в рай, то ей самой нестерпимо было бы там оставаться и она стремилась бы уйти оттуда» [8]

Симеон Новый Богослов пишет: «Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело бывают освещаемы им, пребывают вне света, будучи удалены от него чувством и зрением, так и Божественный свет Троицы будет во всем, но грешники, заключенные во тьме, и среди него не увидят его» [10].

ЧТО БУДЕТ С ГРЕШНИКАМИ ПО «ОФИЦИАЛЬНОЙ» ВЕРСИИ

Отцы церкви выделяют два этапа посмертной участи человека.

«Первый этап наступает непосредственно после смерти и будет продолжаться до Страшного Суда.

Второй этап – то, что будет после Страшного Суда. Мы называем этот Суд Страшным, а в греческой традиции он назван Последним, потому что это будет последняя попытка Господа вытащить человека из состояния богопротивления. Тогда человеку будет дана последняя возможность окончательно определиться, на чьей он стороне – Бога или дьявола». [7]

МНЕНИЕ ОТЦОВ ЦЕРКВИ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ

Негативное отношение к учению об апокатастасисе высказывали многие Отцы Церкви. Иоанн Лествичник, высказывая свое мнение в отношении Оригена, писал: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым» [6].

Василий Великий считает, что обещание конца мучений есть козни дьявольские, потому что так можно «свободнее отваживаться на грех» [6].

Святой Симеон утверждал, что «Оригенова мудрость не от Бога, а от учения и чтения многих книг».  Святой также сказал, что: «Ориген … зашел в море, не мог из него выйти и потонул в глубине» [6].

ВЕЧНОСТЬ И ВРЕМЯ

В конце нашего небольшого исследования задумаемся над значением слов «вечность» и «время».

Когда говорят о вечных мучениях, то наделяют вечность такой категорией как длительность. Но вечность в богословском понимании есть антоним времени. В вечности нет длительности и нет событийности. Если время есть череда перемен, то в вечности нет событий, нет перемен. В вечности нет сменяющих друг друга дней, лет, столетий.

Феофан Затворник говорит: «Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так». [6]

На том свете нет событийности и поэтому нет изменений. И понять, что такое «вечные мучения» тем, кто их не испытывал, вряд ли возможно. 

Жизнь – это перемены. Пока мы живем, мы может изменяться. В нашем земном воплощении происходят разные события, здесь мы творим свою судьбу, творим свою душу.

Как тут не вспомнить детскую игру «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - морская фигура замри». Пока ведущий говорит, что море волнуется, есть движение, есть процессы, есть изменения. А когда прозвучит «три», то это означает, что участники игры остановились, любое движение прекращается, изменений больше нет. Смерть - это не конец, это «три», которое может застигнуть в самой неудобной позе. И застигнутые, так и останемся вечно.

В этом смысле и следует понимать слова Христа - в чем застану, в том и сужу. 

Литература

1. Малков Петр. Статья «Антропологические предпосылки учения об апокатастасисе у восточных отцов Церкви».
2. М. С. Иванов АПОКАТАСТАСИС https://w.histrf.ru/articles/article/show/apokatastasis
3. Роман Овчинников «Светоч христианства». Ориген Александрийский.
4. Ориген. О Началах.
5. Григорий Нисский. О девстве.
6. О.П. Мартынов, О.В. Просняков Ересь апокатастасиса: от истоков до современности
7. Климент, Митрополит Калужский и Боровский «О вечности адских мук»
https://pravoslavie.ru/114281.html
8. Священник Георгий Максимов «Вечны ли адские муки»
9. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев, Изд.: Оптина Пустынь, 2003
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1890
10. Симеон Новый Богослов, преподобный. Творения. М., 1892.


Рецензии
Автор не понимает разницы между христианством и псевдохристианством. И принял второе за первое.

Денис Фоменко   19.06.2020 02:17     Заявить о нарушении
Денис, это Вы не понимаете. А автор все описал верно. Рекомендую Вам лекции А. И. Осипова профессора московской Духовной академии. Многое для себя проясните.

Роман Барнет   11.07.2020 18:34   Заявить о нарушении
Лукавство. Демагогические приёмы перевод внимания на оппонента, аргумент к личности и клевета.

Спасибо, за "творчеством" язычника-псевдохристианина Осипова слежу долгие годы. Это отличный образец незнания Писаний, неведения и заблуждения.

Денис Фоменко   12.07.2020 18:14   Заявить о нарушении
Роман, Денис мой частый гость. Что то пытается сказать. Я убедился, что понять его бесполезная трата времени.

Павел Кавалеров   12.07.2020 23:44   Заявить о нарушении