C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Архаический социализм

Люди заселили долину Нила с древнейших времён.
На протяжении последних сорока тысяч лет население древнего Египта занималось охотой и собирательством и проживало в условиях первобытно-общинного строя, который сохранялся ещё и три-четыре тысячи лет до нашей эры.

Не следует думать, что это было общество свободных людей; нет, это было общество тотального повиновения рядовых общинников вождю племени, который исполнял также функции духовного жреца (шамана) и обладал, по убеждению остальных общинников, безграничными знаниями и возможности; его считали равным богам, чуть ли не богом, и авторитет его был непререкаем.

Шаман  мог сказать рядовому члену племени: "Ты умрёшь сегодня", и тот, действительно, немедленно ложился умирать и умирал в жестоких мучениях этой же ночью.

Уже в наши дни в одном из отсталых племён общинник при встрече с шаманом принимал униженную, преклонённую позу и произносил слова приветствия, означающие: "Съешь меня!"

В Древнем Египте, вследствие перехода населения к сельскому хозяйству и появления достаточного количества пищи для выживания, прекратился каннибализм. Это произошло исторически недавно (относительно последнего тысячелетия до н. э.), и, возможно, отголоски каннибализма ещё некоторое время сохранялись в обрядовой форме.

Поэтому в то время никого не могла шокировать такое обращения к вождю племени, как "Съешь меня!" Мы, конечно, за давностью лет не можем сказать с уверенностью, какими в точности были отношения людей внутри племени в то далёкое время.

Нравы людей были ещё чрезвычайно грубы, и древние человеческие сообщества отличались крайней жестокостью самых изощрённых казней и пыток людей.

В древних государствах Южной Америки широко практиковались человеческие жертвоприношения, и люди того времени покорно позволяли приносить себя в жертву; они слепо и безоговорочно подчинялись постановлениям, идущим свыше.

Человек ещё не осознавал себя личностью, но лишь только частичкой племени; он не мог прожить вне племени, всецело от него зависел и беспрекословно подчинялся его обычаям и неписаным законам.

Три-четыре тысячелетия назад древнейшие обитатели Египта обладали примитивным земледелием и скотоводством. Вожди племён, объединив усилия, воздвигали протяжённые плотины и рыли каналы, объединённые в единую гигантскую ирригационную систему.

На постройке этих сооружений трудились свободные общинники, подчинённые воле вождей племён. Уже было довольно развито производящее хозяйство, но менталитет людей сохранялся неизменным на протяжении многих десятков тысяч лет.

В обществе ещё не существовало имущественного расслоения, основанного на частной собственности, но по-прежнему господствовало коллективное сакральное преклонение простых общинников перед вождём и их беспрекословное подчинение ему.

Рядовые общинники, чей труд напоминал труд муравьев в густонаселённом муравейнике, коллективными усилиями вручную возводили плотины и рыли каналы, обрабатывали землю, выращивая злаковые и овощные культуры, занимались скотоводством, позже — трудились на рудниках, в каменоломнях и на сооружении пирамид — и всё это выполнялось людьми без экономического принуждения, на основе лишь развитого чувства долга и преклонения перед вождём племени.

Люди получали за свой тяжёлый труд небольшое количество пищи, которое со временем начало градироваться в зависимости от положения человека в общине и его отношения к труду; непрерывно увеличивалось число чиновников, ведущих скрупулёзный учёт произведённых и используемых материальных ресурсов. Это говорит о том, что в стране уже имелись государство со всеми его институтами и письменность, которой владели огромные массы чиновников.

Следует отметить, что в Древнем Египте для хозяйственных документов использовалось не иероглифическое, а скорописное иератическое письмо, которое позже, в VII веке до н.э., развилось в демотическое.

Плоды труда сельскохозяйственных работников и ремесленников скапливались на складах и в хранилищах; одна их часть шла на поддержание минимального уровня жизни жизни рядовых общинников, другая направлялась на содержание государственного аппарата, многочисленного чиновничества и регулярной армии, защищавшей древнейшее государство от набегов соседей. На эти же средства содержались рабочие, занятые на рудниках и в каменоломнях.

Видимо, люди того времени внутренне не ощущали никакого гнёта, за исключением слепого поклонения перед вождём (позже — фараоном), и чувствовали себя вполне счастливыми: создавали семьи, плодились и самозабвенно трудились на благо общества и государства.
               
Описанные выше сообщества возникали повсюду, где зарождалась человеческая цивилизация. Позже историки дадут им название: "архаический социализм".

Такие сообщества, скорее всего, существовали и у ближайших предков русского народа. Недаром на территории России люди жили привычными им общинами на протяжении всей своей истории, вплоть до середины 20 века, в то время, как в Европе эти общины давно уже прекратили своё существование. Не случайно, по-видимому, коллективизм присущ именно русскому народу, в то время как на Западе коллективизм давно уже уступил место индивидуализму.

Также, видимо, не случайно и то, что идеи социализма оказались так близки русскому народу, и люди до сих пор с тоской вспоминают о блаженной памяти времени советского социализма, когда люди были счастливы, делили на всех беды и радости, все жили коллективным трудом, не было разделения на богатых и бедных, не было и проявлений индивидуализма.

В ещё более давние времена, при царе, люди  были вежливы друг с другом, незнакомые здоровались между собой, старших по возрасту почитали, странникам подавали милостыню, дома не запирались, крестьяне впускали к себе ночевать прохожих.

Люди совместно трудились, совместно и отдыхали; очень распространено было коллективное песнопение. Пели по дороге на работу и с работы, пели на отдыхе и во время застолий. Не зря в советское время пелось: "Нам песня строить и жить помогает!"

Такое сообщество и соответствующие ему взаимоотношения людей и сегодня представляются идеальными для русского народа, который не может смириться с отношениями, построенными на частной собственности и эксплуатации человека человеком. Такие отношения русские люди считают несправедливыми, нечестными, и не готовы принять их — в отличии от многих народов, ушедших вперёд в своём историческом развитии.


Продолжение см. "Архаический социализм-2"
http://proza.ru/2020/06/19/599


Рецензии
Люди стали хамами, многие так говорят с сожалением. Мол, и не жаль такую страну, чего её жалеть?..

Карагачин   07.09.2020 19:38     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение!
Не думаю что за последнее время люди вдруг стали хамами, тем более, что нравы непрерывно смягчаются. Нуждается ли Россия в жалости? Вряд ли, она всё и вся переживёт.

Лев Ольшанский   07.09.2020 21:07   Заявить о нарушении
Произведение состоит из трёх частей. Дана ссылка на следующую часть.

Лев Ольшанский   28.10.2021 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.