Софокл Царь Эдип - этимология

Введение

Бессмертная трагедия Софокла является жемчужиной античной литературы. Анализ трагедии «Царь Эдип» проведён многими учёными и исследователями. И все, казалось бы, сходятся на том, что смысл трагедии заключается в противостоянии воли богов (неотвратимое всесилие судьбы) и свободной воли царя Эдипа (бессилие человека в поиске истины). Часто с годами человек понимает, что самокопание (поиск истины) приводит к нахождению новых грехов, возникновению новых проблем, с которыми бессмысленно бороться и лучше эти грехи не видеть, не замечать (как бы «ослепнуть», что случилось с Эдипом в конце трагедии). «Быть или не быть ? Вот в чём вопрос.» вопрошает средневековый драматург В. Шекспир словами Гамлета. Эдип уходит от борьбы, Гамлет доводит свою борьбу до конца, но каков результат этих деяний ? Восстановлена ли справедливость или все жизненные копания идут прахом ? В одной из версий о загадке сфинкса [4] говорится, что Эдип в  ответе «Человек» предполагает самого себя. Возможно это и так, но тогда какой смысл вкладывается в Эдипа-Человека ?  Жителей Фив, которые не отгадывали  загадку сфинкса, сбрасывались со скалы. Можно предположить, что само Провидение устраняло их из жизни. В тоже время, тщетность поиска жизненных идеалов, справедливости, личная трагедия, предательство близких, друзей, это ли ожидает Человека в конце жизни ?  Человек, убивающий словом, далеко ли отстоит от физического убийства ? 
В Евангелии от Иоанна (гл. 8, ст. 7) приводятся слова Иисуса, обращенные к книжникам и фарисеям, приведшим к нему блудницу: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

Этимология Эдипа

Эдип
«Эдип, в др.-греч. мифологии царь Фив. Согласно трагедии Софокла «Царь Эдип» (ок. 425 до н. э.), Лай (отец Э.), которому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел жене Иокасте бросить новорождённого на горе Кифероне. Спасённый пастухами ребёнок попал к коринфскому царю Полибу, который вырастил Э. как родного сына. Достигнув зрелого возраста, Э. узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, который он считал своей родиной, Э. отправился в путь. В дорожной ссоре он убил незнакомого знатного мужчину (это был Лай); разгадав загадку Сфинкса, освободил Фивы и был за это провозглашен царём Фив и стал супругом овдовевшей Иокасты. Около 20 лет прожил Э. в счастье, не подозревая, что пророчество дельфийского оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасёт город, Э. узнал о своих преступлениях. В отчаянии он выколол себе глаза застёжкой с платья повесившейся Иокасты и ушёл в изгнание (сопровождать его вызвалась преданная ему дочь Антигона). Умер в Колоне, пригороде Афин. Варианты этого мифа нашли отражение у античных авторов (Еврипид, Сенека и др.), а также в литературе и музыке, начиная с эпохи Ренессанса (П. Корнель, Ж. Кокто, Т. Элиот, И. Ф. Стравинский и др.).» [БСЭ]
«От ар. ;;; 'аддаба "наказывать". По содержанию мифа отец Эдипа проколол сыну ноги и бросил его в пустыне, т.к. было предсказание, что младенец, став взрослым, убьёт своего отца. Однако Эдипа подобрали пастухи, и он выжил. Случилось так, как предсказали оракулы. Однажды в стычке Эдип убивает царя Лая, не ведая, что тот его отец. Жениться на овдовевшей царице Иокасте мог только тот, кто избавит город от Сфинкса, поедавшего горожан. Это удалось только Эдипу. Так он вступил в кровосмесительный брак. Когда тайна раскрылась Иокаста (ср. инцест) совершила суицид, а Эдип, горько рыдая над трупом своей жены-матери, в отчаянии проколол себе глаза золотыми застежками, исполнив смысл записанного в своем имени наказания.» [ЭСВ]
Не совсем верная трактовка слова Эдип Вашкевичем, связанная с наказанием, хотя есть разумные предположения.понимания имени Иокасты.
Судьба Эдипа в загадке сфинкса и имени героя трагедии:
Эдип  edip > putij/pjatij/slepoj – путый/пятый/слепой (слав.)(инв. edip, редукция t/d; редукция s/d, замена l/i), иначе, опутанный- младенец, двуногий – человек, слепой – старец c палкой

Ключевые слова трагедии Софокла «Царь Эдип»

Большинство античных произведений, легенд, мифов строятся на основе ключевых слов. Это имена героев, топонимы, которые раскрывают суть произведения.
Лай – laj > loj/jal – Ложь/Жаль (слав.), иначе, Жля – смерть, срав. «и Жля поскочи…» [СПИ]
Эдип – Пухлоногий (греч.) > edip > pjatij – пятый (слав.), иначе, двуногий, человек
Иокаста – Iocasta > incest > ne-chistij – не чистый (слав.)
Инцест
«Происходит от лат. incestum «преступная связь, кровосмешение», далее из incestus «нечистый, преступный, греховный», далее из in- «не-, без-» + castus «чистый, непорочный», далее из праиндоевр. *kas-to- «резать»» [ВП]
incestus > nechistij – нечистый (слав.)(редукция ch/c)
Иокаста совершила самоубийство – суицид, слово близкое фонетически инцесту.
Суицид – suicid > svoj-sud – свой суд (слав.)
Киферон – Kipheron > gibelnaj – гибельная (слав.)(редукция g/k, b/ph, l/r)
Эдип – с опухшими ногамит (греч.) > Edip > pjatij – Пятый (слав.), иначе, ходящий на двух ногах – человек
«Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греч. ;;;;;, род. п. ;;;;;;; "удушающий дух смерти": ;;;;;; "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346).» [СФ]
Сфинкс > Sphinx > so Fivnij – со Фивный (слав.), иначе, из Фив
Сфинкс > Sphinx > so Pixanij – со Пиханный (слав.), иначе, сбрасывал людей со скалы за неверный ответ в загадке
Сфинкс > Sphinx > so griivnij – со гривный (слав.), иначе, лев
Коринф – Korinf > korenije – коренные (слав.), т.е. Эдип предполагал, что Коринф его родина, а Полиб его отец
Полиб – Polib > Полюбий (слав.), т.е. полюбивший приёмного сына
Креонт – Kreont > Okolnij – Окольный (слав.)(редукция l/r), иначе, близкий, друг, находящийся около
Тиресий – Tiresij > starec – Старец (слав.)(пропуск s, редукция c/s), иначе, Провидец
Софокл – Sophokl > Svoj sklad – Свой склад (слав.)(редукция v/ph, пропуск s, d), иначе характер
Корневое слово от «Эдип» – путый/пятый/слепой (слав.)

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП – Википедия
ЭБЕ - Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
БСЭ - большая советская энциклопедия
ЭСС - этимологический словарь Семёнова

Ссылки


1. Софокл «Царь Эдип» анализ, 2. В. Абдулвоитов  «Царь Эдип», https://studfile.net/preview/3048481/page:2/
3. Б.А. Гиленсон «Царь Эдип», 4. В. И. Пимонов «Разгадал ли Эдип загадку сфинги», Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медикобиологические науки, т. 21, № 66, 2019
5. В. Н. Тимофеев «Этимологический словарь Тимофеева -Э-», http://www.tezan.ru/slov_etym.htm
6. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm


Рецензии