1900. Церковно-приходские школы

Согласно Большой российской энциклопедии «Церковно-приходские школы – это система начальных школ при приходах Русской церкви, действовавшая в 1804-1917 годах. Создание начальных приходских училищ было предусмотрено реформой 1804 г., направленной на формирование 4-ступенчатой образовательной системы (также включала уездные училища, губернские гимназии и университеты в губернских городах). Эти школы-училища должны были давать детям из всех сословий (преим. крестьянским) начальное образование и готовить к поступлению в уездные училища. Однако реализация реформы шла медленно. В 1836 году Св. Синод издал «Правила о первоначальном обучении поселянских детей» о создании церковно-приходских школ (церковных школ, священнических школ или школ для поселянских детей). В 1839 году действовало около 2000 школ, в 1851 г. – 4713 школ (93350 уч-ся). В ходе реформ начала 1860-х гг. число церковно-приходских школ значительно возросло (в 1865 г.  около 20 000 церковно-приходских школ, в которых учились около 400 000 детей), но после церковной реформы 1867–1869 гг. число таких школ резко снизилось.

Согласно «Правилам о церковноприходских школах» (1884 г.), школы делились на одноклассные с 2-летним сроком обучения (с нач. XX века – 3-х годичные) и двухклассные 4-летние (позднее – 5-летние). В первых преподавали Закон Божий, чтение (на русском и церковнославянском языках), письмо, арифметику, церковное пение; во вторых – те же дисциплины в расширенном объёме, а также историю.

Учителями в церковно-приходских школах в основном становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Многие преподаватели церковно-приходских школ следовали педагогической системе С.А. Рачинского. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в основном купцов).

Благодаря деятельности обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева число церквоно-приходских школ возросло до 42 696 в 1905 году (46,5% от всех начальных школ Российской империи). В начале XX века эти школы вместе с земскими школами давали начальное образование значительному числу крестьянских детей. Главным их недостатком считался слабый уровень образования, недостаточный для поступления в средние учебные заведения. В связи с русско-японской войной и последующими политическими событиями в России государственное финансирование церковно-приходских школ сократилось, что привело к их уменьшению количества до 40 530 в 1915 г. (32,8% всех начальных учебных заведений). Постановлением Временного правительства от 20.6. (3.7). 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения; под управлением Св. Синода осталось менее 1000 школ. Окончательно церковно-приходские школы были ликвидированы постановлением Совета народных комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» от 11(24).12.1917 г. Далее началась успешная советская эпоха в системе народного образования.

Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)

§ 1. Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.
§ 2. Церковно-приходские школы открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны.
§ 3. Об открытии церковно-приходской школы приходские священники доносят через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения.
Примечание. О вновь открываемых церковно-приходских школах священники сообщают чрез благочинных для сведения уездным училищным советам, а где их нет — должностным лицам учебного ведомства, заведывающим народными школами.
§ 4. Закрытие церковно-приходских школ, а равно и передача их в другое ведомство происходят не иначе, как с разрешения епархиального архиерея.
§ 5. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории церкви и отечества.
Примечание. Объем преподавания сих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливаются особыми программами с утверждения святейшего синода. При сем наблюдается, что в одно-классных школах состав учебных предметов был не менее определенного в положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 г.
§ 6. Ведению и наблюдению духовного начальства подлежат и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.
§ 7. По мере надобности и средств дозволяется открывать, с разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах: а) дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; б) ежедневные уроки для взрослых; в) особые ремесленные отделения и рукодельные классы и г) воскресные школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежедневно.
Примечание. Уроки для взрослых и воскресные школы могут быть открываемы священниками и там, где нет церковно-приходской школы.
§ 8. Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производится по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки.
§ 9. Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыкам и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.
§ 10. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника.
§ 11. Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относится к прямой обязанности священника. Если в составе причта есть дьякон, то преподавание закона божия может быть предоставлено и ему. В особливых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия может быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.
§ 12. Учительские должности в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства.
§ 13. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющие звание учителя начального народного училища, пользуются всеми правами, сему званию предоставленными.
§ 14. Испытания оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производятся на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.
§ 15. Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, может быть утверждено епархиальным архиереем в звании попечителя сей школы.
§ 16. Лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, утверждаются святейшим синодом в звании почетных попечителей церковно-приходских школ одного или нескольких благочиннических округов.
§ 17. Почетные попечители церковно-приходских школ оказывают всеми возможными для них способами поддержку благим начинаниям местного духовенства в деле церковно-православного просвещения народа. По званию своему они состоят членами епархиального совета церковно-приходских школ и, кроме того, имеют право непосредственна ходатайствовать о нуждах вверенных их попечению церковно-приходских школ как пред местным епархиальным начальством, так и в высшем духовном управлении.
§ 18. Почетные попечители, представители учреждений, от коих церковно-приходские школы пользуются пособиями, и частные благотворители, жертвующие на их содержание, а также предводители дворянства и члены учебной инспекции могут посещать сии школы, не делая, однако, от себя никаких распоряжений или внушений во время, их осмотра. О своих наблюдениях они сообщают руководящему школою лицу, а в случае надобности представляют епархиальному архиерею.
§ 19. Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами (см. § 7) возлагается на приходских священников или же на те лица, кои, в исключительных случаях, будут назначены для сего епархиальным архиереем, коему принадлежит общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве.
§ 20. К обязанностям епархиального архиерея относится:
а) утверждение в должности и увольнение законоучителей, учителей и учительниц церковно-приходских школ;
б) поощрение наиболее ревностных священников и учителей;
в) посещение школ при обозрении епархий и
г) представление святейшему синоду ежегодно отчета о состоянии церковно-приходских школ епархии.
§ 21. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами епархиальные архиереи назначают, по личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников-наблюдателей, обязанных ежегодно представлять преосвященным отчет о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа. Сведения из сих отчетов печатаются в местных епархиальных ведомостях.
§ 22. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждается епархиальный училищный совет. Председатель и члены совета избираются епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям сего совета приглашается на правах члена местный директор народных училищ. Училищный совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет епархиальному архиерею свои соображения о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
Примечание. В тех епархиях, где существует епархиальное церковное братство, заведывающее церковно-приходскими школами, совету такового братства могут быть, по усмотрению местного архиерея, предоставлены права епархиального училищного совета.
§ 23. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежит святейшему синоду, который, в развитие настоящих правил, имеет издавать особые постановления. (Источник: Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. "Хрестоматия по истории педагогики". Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г. Публикуется с небольшими сокращениями).

Вот в такую церковно-приходскую школу города Оренбурга был принят в июне 1900 года на казённый счёт, содержание и по направлению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея 13-летний алтарник Василий Никитович Максимов.

На картинке: 1900. Оренбург. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. Составитель Н. Ильминский. Обучение церковно-славянской грамоте в церковно-приходских школах и начальных училищах с примерами для чтения из св. писания и молитв и с объяснениями для учителей. Книжка вторая. Для учеников. Издание 11-ок Училищного при Святейшем Синоде. Санкт-Петербург. 1904. Чья-то надпись на титульной обложке: «Подорить»…


Рецензии
Моя бабушка училась в ц-п школе города Гурьева. Окончила 4 класса. Думаю до 1917 года они действовали? В 1917 ей было 13 лет, значит она пошла учиться в 9 лет? Спасибо за публикацию, очень познавательная и нужная. Безуспешно ищу информацию о гурьевском высшем начальном училище - там учился дед. Закончил 3 класса до 1917 года. ему тогда было 18.

Людмила Хайбулаева Шматко   23.08.2023 14:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.