Из рода Родосских

Когда пишущий эти строки вступил в Союз писателей России, то при знакомстве со мною многие восклицали: «Какой у вас изысканный псевдоним!» Нет, господа! Это не псевдоним, хотя некоторые пользователи Интернета пользуются нашей фамилией как псевдонимом (nickname). Я потомок священнослужительского рода Родосских, и фамилия моя настоящая, хотя и искусственного происхождения.
О том, какие фамилии давались священнослужителям Русской Православной Церкви в XVIII — начале XIX в., я подробно поведал в статье «Фамилии русского духовенства», опубликованной в «Известиях Русского генеалогического общества» (СПб., 2005). Здесь же ограничусь замечанием, что зачастую они образовывались от античных реалий (в данном случае от греческого острова Родос, что в Эгейском море), ибо именно духовные школы служили в ту пору рассадником классической образованности. «Среди россыпи греческих островов, — читаем в газете «Аргументы и факты», — один из самых крупных — остров Родос. Море и мягкий климат всегда привлекали на Родос множество туристов. И не случайно. Над лазурным морем и ровными песчаными пляжами более 300 дней в году светит солнце. Солнце с незапамятных времен считалось покровителем острова. В его честь жители Родоса в 305 году до н.э. воздвигли исполинскую статую. Колосс Родосский, шедевр скульптора Харета из Линда, был причислен к семи чудесам света. В высоту статуя достигала 31 метра. Опираясь ногами на оба берега бухты, она высилась прямо над входящими в гавань кораблями. В руке бог Солнца держал факел, свет которого был виден за много километров от острова и служил маяком. К великому сожалению, статуя простояла недолго. В 226 году до н. э. она была разрушена землетрясением. Родос находится неподалеку от берегов Малой Азии. Всего 10 миль — и вы уже на турецком берегу. Это соседство в разные времена приносило Родосу и процветание, и разорение. С древности остров служил своеобразным мостом между Востоком и Западом, то богатея в этой торговле, то подвергаясь разграблению. Островом владели финикийцы, эллины, персы, сарацины, генуэзцы, рыцари ордена Иоаннитов, турки. В 1948 году Родос вновь вошел в состав Греции».
Автор этих строк — Елена Родосская. Не из нашего ли рода? Или как раз это и есть псевдоним?..
В своей замечательной монографии «Русские фамилии» филолог русского зарубежья Б. O. Унбегаун — петербургский немец, участник Первой мировой войны и белого движения, окончивший жизненный путь в Нью-Йорке в 1973 г. — отмечает: «С морфологической точки зрения для искусственных фамилий духовенства характерен высокий процент образований на –ский/-цкий. Это объясняется влиянием украинского языка, которое было очень велико в Русской Церкви еще со времени воссоединения Восточной Украины с Россией в 1654 году». Этот суффикс может свидетельствовать и о стремлении «облагородить» фамилию: ведь он аналогичен предлогу de или von — как правило, перед топонимом — в фамилиях западноевропейских аристократов.
От имен наиболее прославленных святых произошли следующие фамилии: Ареопагитский, Богословский (от праздника св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова), Борисоглебский, Дамаскинский, Зарайский, Златоустовский, Знаменский (от иконы Божией Матери Знамение), Казанский, Смоленский, Владимирский (соответственно от праздников Казанской, Смоленской и Владимирской иконы Божией Матери), Космодемьянский или Космодамианский (от праздника свв. бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших), Красногорский (от Красной Горки—народное название праздника Антипасхи), Невский, Никольский (от праздника Святителя и Чудотворца Николая — одного из наиболее почитаемых в нашей стране святых, поэтому фамилия эта столь часто встречается), Первозванский, Петропавловский, Покровский, Предтеченский, Радонежский, и пр. По словам генеалога В. В. Шереметевского, автора опубликованной в начале ХХ в. статьи «Фамильные прозвища великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях», «не только святые, но и исторические деятели и писатели давали свои прозвища и фамилии соименным им ученикам». Весьма вероятно, что родоначальники однофамильных родов Родосских получили фамилию в честь Аполлония Родосского (III в. до Р. Х.), древнегреческого поэта эпохи эллинизма, возглавлявшего Александрийскую библиотеку и сочинившего эпическую поэму «Аргонавтика». Однако никто из родоначальников родов Родосских, носивших имя Аполлоний, не выявлен. Может быть, фамилия была дана в честь Андроника Родосского — жившего в середине I в. до Р. Х. философа-перипатетика, издателя аристотелевских сочинений, или одного из учеников Аристотеля Евдокима (Евдема) Родосского (IV в. до Р. Х.), или философа-стоика Панетия Родосского (ок. 180 — 110 до Р. Х.), или полководца Мемнона Родосского (ум. 333 до Р. Х.), находившегося на персидской службе, или карфагенского флотоводца времен Первой пунической войны Ганнибала Родосского, или ритора Кастора Родосского (I в. до Р. Х.). Не исключено и то, они были названы так в честь каких-либо церковных деятелей прошлого — например, греческого богослова Андрея Родосского (ум. 1440). Не менее правдоподобной представляется гипотеза, что фамилия образована от Колосса Родосского, о котором говорилось выше. В этом случае можно предположить, что первые носители нашей фамилии получили ее за высокий рост и могучее сложение.
Известно несколько родов, носящих нашу редчайшую фамилию. Представители одного из них удостоились дворянского достоинства. Их предки со времен царя Алексея Михайловича носили наследственную фамилию Быховец — как троюродная сестра Лермонтова, адресат его стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Первым из известных по имени представителей этого рода был живший во второй половине XVIII — начале XIX в. протоиерей Андрей Быховец. Сын его Егор служил пономарем в Успенской церкви села Радогожица (или Радогощь) Севской округи Орловской губернии. Известны двое сыновей Егора Андреевича — Степан, или Стефан (1797 — 1882) и Алексей (1800 — 1865). Младший сын окончил Орловскую духовную семинарию со степенью студента и в 1821 г. был определен учителем русского языка и чистописания в Орловское, а спустя два года — в Сапожковское духовное училище. В 1825 г. А. Е. Родосский решил уволиться из духовного звания и получил должность инспектора и учителя Рязанского приказнослужительского училища. В 1837 г. он переехал в Москву, где женился и был причислен к московскому дворянству через производство в чин коллежского асессора. В 1842 г. он начал службу канцелярию санкт-петербургского военного генерал-губернатора, а позднее перевелся в Ведомство учреждений Императрицы Марии, занимавшееся в основном благотворительной деятельностью, и завершил карьеру в чине коллежского советника и в должности письмоводителя и бухгалтера Демидовского дома призрения трудящихся, располагавшегося по адресу: набережная р. Мойки, 108 (напротив Новой Голландии).
Старший брат А. Е. Родосского Степан Егорович, или Стефан Георгиевич, по сведениям, сообщенным его сыном Алексеем Степановичем, «до школы обучался <…> дома под руководством дяди своего, студента Севской семинарии, Якова Егоровича Архангельского, и деда своего, протоиерея Андрея Быховца <…>, у которого “маленький Стеша” с 7-летнего возраста пел и читал в церкви за каждой службой. В 1807 году, на 10-м от рождения, Ст. Ег. отдан был в тогдашнюю Севскую семинарию. В 1817 г. по семейным обстоятельствам Ст. Ег. перешел в Рязанскую семинарию, где кончил курс со степенью студента. В Рязанской епархии протекло и все служение Ст. Ег. Родосского». В 1825 г. Стефан Егорович был рукоположен во священника и в 1839 г. определен в рязанскую Симеоновскую церковь (на Старом Базаре), настоятелем которой он оставался до конца жизни. Незадолго до кончины протоиерей Стефан Родосский был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, через пожалование которым приобрел право потомственного дворянства.
Двое сыновей прот. Стефана Родосского — Андрей (7. VIII. 1831 — 4.I.1897), и Николай (9.I.1843 — 23.I.1878) — окончили Медико-хирургическую академию и стали военными врачами, а упомянутый Алексей (7. VIII. 1838 — 8. VI. 1908), с 1879 до конца жизни служил библиотекарем Императорской Санкт-Петербургской духовной академии, занимал видное место среди русских библиографов и составил «Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов С.-Петербургской духовной академии (1814 — 1869)», не утративший актуальности поныне. В Духовной академии служил, кстати, и муж его старшей дочери Лидии Николай Александрович Шеханин . Вдова Алексея Степановича Татьяна Андреевна, урожденная Минина (1859 — 1940) и шестеро его детей после трагических событий 1917 года разделили печальную участь большинства представителей русского дворянства — ссылку. Сын А. С. Родосского Андрей (7. VIII. 1886 — 21.XI.1937), выпускник историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета, в советское время после второго ареста был расстрелян в саратовской тюрьме. Его внучка, врач-иммунолог Нонна Кирилловна Родосская (р. 31.Х.1949) живет в Воронеже, а ее единственная дочь Наталия Николаевна (р. 24.I.1975) носит фамилию Данильченко. Так что дворянский род Родосских, как ни прискорбно, угасает.
Но вернемся в XIX век. Долгие годы, до конца жизни в Соборобогородицкой церкви села Богородицкие Рябинки Болховского уезда Орловской губернии служил диаконом пономарский сын Яков Георгиевич Родосский (1808 — 1893). Его старший сын Федор в 1855 г. окончил Орловскую духовную семинарию, а младший Дмитрий (1837 — 30.I.1918) учительствовал в г. Плесе Костромской губернии. После смерти жены Татьяны Алексеевны, урожденной Разумовской (ум. в Плесе 22 или 25.VII.1905) Д. Я. Родосский переехал в Иваново-Вознесенск и служил дворовым приказчиком на заводе Кокушкина. В Иванове живут и его потомки, в том числе Нина Александровна Родосская (р. 7.XII.1922), которая в декабре 1941 г. по окончании курсов медсестер была призвана в Красную Армию в качестве медсестры эвакогоспиталя Калининского фронта и была ранена в бедро. Ее дочь Татьяна Андреевна (р. 9.IV.1945) окончила Ивановский химико-технологический техникум, где учился знаменитый модельер Вячеслав Зайцев, и стала одним из ведущих модельеров родного города. Ее сын Григорий Николаевич Родосский (р. 21.XI.1975) окончил Ивановский филиал Архангельского института управления и работает юристконсультом.
Много Родосских живет на Южном Урале. Все они происходят от диакона Феоктиста Дементьевича (1800 — 1854), служившего в церкви Аманацкой слободы Бугурусланского уезда Самарской епархии. Сан диакона имел и его сын Иван (Иоанн), который в 1880 — 1882 гг. был в должности псаломщика Михайловской церкви села Шарана 2-го благочиннического округа Белебеевского уезда Уфимской губернии. Другой его сын Никандр Феоктистович (1821 — после 1882) по окончании Оренбургской духовной семинарии был рукоположен во священника и служил в разных храмах Оренбургской и Уфимской епархий. Сын Никандра Феоктистовича Николай Никандрович (1846 — после 1917) окончил курс в Уфимской духовной семинарии и с 1868 по 1908 г. был учителем русского и церковнославянского языка, с 1884 г. также чистописания в Челябинском духовном училище Оренбургской губернии. 30 июля 1874 Николай Никандрович был рукоположен во священника к Покровской училищной церкви и долгое время исполнял обязанности духовника учеников. Он отличался снисходительным отношением к воспитанникам, безвозмездно занимался с отстающими у себя на квартире и брал некоторых на хлеба, что епархиальное начальство признало непедагогичным. Оставив по каким-то причинам службу в духовном училище, которому отдал много лет жизни, прот. Николай Родосский в 1908 г. получил место в законоучителя в 1-м женском приходском училище. В 1911 г. он был пожалован орденом св. Анны 2-й степени.
Среди ныне здравствующих Родосских, проживающих в Уфе — Вячеслав Владимирович с женой Татьяной Андреевной и дочерью Ксенией. Он выпускник Ленинградского кораблестроительного института, как и его брат Александр, осевший после получения высшего образования в Ленинграде — Санкт-Петербурге. Сын Александра Владимировича, тоже Александр (р. 31. VII.1985), уроженец Стерлитамака, окончил институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта и тоже живет в Санкт-Петербурге вместе с женой Мариной. В Уфе проживает также Наталья Игоревна Родосская, которая работает картографом в Центре недвижимости МУП «Уфаземкадастр». В уфимской фирме «КламаС» работает Игорь Владимирович Родосский. Вот далеко не полный перечень потомков диакона Феоктиста Родосского.
Есть Родосские и на Украине. Логично было бы предположить, что первый известный представитель их рода Афанасий Семенович, конторщик, затем телеграфист при Киево-Брестской железной дороге, получил образование в Волынской духовной семинарии (в Почаеве, где находится знаменитая лавра). Однако среди ее выпускников его имя не значится, зато есть другой Родосский — Александр, окончивший семинарию в 1901 г. Сын Афанасия Семеновича и Каролины Осиповны (римско-католического исповедания) Николай (1877 — после 1917), отслужив в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, устроился по вольному найму преподавателем специальных предметов в Ледуховскую низшую сельскохозяйственную школу. Впоследствии Н. А. Родосский переехал в Москву и служил в контроле Николаевской железной дороги. Окончив полный курс межевого института, он приобрел специальность инженера-агронома. В «Кавказском календаре» на 1917 г. упоминается Иван Афанасьевич Родосский — явно брат Николая Афанасьевича, — секретарь общества потребителей по сооружению Черноморской железной дороги.
Неясно, сродни ли им уроженец Киева Александр Иванович Воробьев-Родосский (7. XII.1940, Киев — 20.III.2013, Москва), политолог-конфликтолог, дипломат, журналист, специалист по геополитике и мировой экономике, вице-президент Международной академии содействия культуре (МАСК) и директор института международного сотрудничества. А. И. Воробьев-Родосский был профессором, академиком, одним из учредителей фонда «Институт международного сотрудничества», кавалером ордена «Знак почета», автором многочисленных статей, проникнутых духом пламенного патриотизма. Его супруга Наталья Анатольевна, урожденная Федотова — изайнер, кандидат наук, арт-директор Международной академии содействия культуре.

* * *

Мои предки до того, как стали Родосскими, носили фамилию Соколовы. В своих незавершенных мемуарах упоминавшийся протоиерей Стефан Родосский сообщает о ректоре Севской духовной семинарии: «Ректор — архимандрит Амвросий (Соколов), я же ему был племянник двоюродный — также из воспитанников и учителей Севской семинарии. В 1817 г. он уволен от должности ректора и учителя богословия и переведен в Рязанский Троицкий монастырь, потом назначен настоятелем Троицкого Чебоксарского монастыря Казанской епархии. Скончался на покое в Богородицком Свияжском монастыре».
Имели ли мои предки родственное отношение к о. Амвросию или приходились ему однофамильцами — сказать трудно, ибо фамилия Соколовы относится к числу наиболее распространенных в России. Один из Соколовых, Пимен Алексеевич, родился в 1795 г. на Ярославщине в семье дьячка, учился в Ярославской духовной семинарии и, по увольнении из русского класса, в 1813 г. был посвящен в стихарь и произведен в дьячки к церкви с. Рыжиково Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Скончался он от простуды 31 января 1863 г. О жене его Ефимии Ефимовне архивные документы говорят лишь то, что родилась она тоже в 1795, а умерла, как гласит соответствующая ведомость, от старости 24 октября 1874 г.
Супруги Соколовы имели троих сыновей, которые, поступив в Ярославскую духовную семинарию, получили фамилию Родосские. Наиболее полно известна биография старшего сына Иоанна (1826 — ок. 1910), который окончил семинарию с аттестатом 2-го разряда в 1848 г. и 1 июня 1853 г. был рукоположен во священника Христорождественской церкви с. Носково Любимского уезда Ярославской губернии, на реке Обноре, и долгое время был ее настоятелем. Ежегодно о. Иоанн Родосский произносил проповеди в Любимском соборе. 4 мая 1860 г. в память Крымской войны 1853 — 1856 гг. он был пожалован бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте. Еще через год о. Иоанн Родосский был утвержден в звании наставника при домашних школах. В 1880 г. за усердную и полезную службу ему была объявлена благодарность епархиального начальства с преподанием архипастырского благословения.
Женат о. Иоанн Родосский был на Анастасии Ивановне Итинской (1832 — ок. 1900), дочери священника с. Носково Иоанна Потаповича Итинского, за которой получил в приданое приход. Их фамилия образована от названия небольшой речки Ить, впадающей в Волгу севернее Ярославля у села Устье. О. Иоанн Родосский изъявлял желание удочерить свою племянницу, которую тоже звали Анастасия Ивановна Итинская (1881 — 1969), когда она осталась без отца, и выдать ее замуж за студента семинарии, поскольку дети его к тому времени разъехались и приход было оставить некому. Однако удочерение не состоялось из-за смерти жены, после чего о. Иоанн переехал на Дон, поближе к своим детям. В 1902 — 1905 гг. он был законоучителем одноклассного сельского училища на руднике подъесаула Александра Васильевича Маркова в Таганрогском округе Области Войска Донского, где до этого служил его сын, священник Дмитрий Родосский. Через некоторое время о. Иоанн вернулся в родные места и окончил свой долгой жизненный путь в должности заведующего Носковской церковно-приходской школой.
Средний сын П. А. Соколова Стефан Пименович Родосский (1828 — ?) тоже учился в Ярославской семинарии, но в 1847 или 1848 г. был исключен из среднего отделения по окончании философского курса. Некоторое время он находился при отце, затем получил должность пономаря. О жене его Надежде Андреевне (1831 г. — декабрь 1896) известно лишь то, что умерла она от паралича. Сын их Федор Степанович (8.IX.1861 — 28.X.1891) окончил Ярославское духовное училище и с 1 января 1881 г. поступил на службу почтальоном Ярославской губернской почтовой конторы. 1 февраля 1884 г. его назначили младшим сортировщиком в Даниловскую почтовую контору, а 29 октября 1886 — почтово-телеграфным чиновником VI разряда Любимской почтово-телеграфной конторы. С 1 января 1891 г. Ф. С. Родосского, как выходца из духовного звания, причислили к почетному гражданству. С 15 сентября того же года он был назначен на высший оклад в Костромскую почтово-телеграфную контору. О его жене Анне Михайловне и сыновьях Сергее (р. 14. IX. 1886) и Николае (р. 27. IV. 1889) никаких сведений отыскать не удалось, равно как об окончившем в 1879 г. Ярославское духовное училище Константине Родосском — брата Федора Степановича. Дочь Стефана Родосского Анна (1868 — ?) 16 февраля 1886 г. вышла замуж за потомственного почетного гражданина, явно выходца из духовного звания Александра Дмитриевича Преображенского (1864 — ?)
Младший сын П. А. Соколова Николай Пименович Родосский (1833 — после 1902) по окончании курса философских наук в Ярославской духовной семинарии 1 августа 1853 г. был определен дьячком к церкви села Вольского Погоста Рыбинского уезда, а 19 апреля 1863 — диаконом к церкви Смоленской Божией Матери села Никольского-на-Тропе того же уезда. Сведений о его жене Александре Федоровне (1834 — после 1902) и незамужних дочерях Наталии и Анне (соответственно 1857 и 1868 гг. рожд.) нет, зато хорошо известна биография его сына Константина (24. IX. 1869 — 16. III. 1902). В 1884 г. он окончил Пошехонское духовное училище и был переведен в Ярославскую духовную семинарию, по окончании которой в 1890 г. поступил на медицинский факультет Томского университета, который блестяще окончил пять лет спустя. Короткую, но многотрудную жизнь К. Н. Родосского красочно и выразительно изложил в некрологе его коллега В. И. Ивановский:
«Для семьи своей К. Н. был единственной опорой. По окончании курса в Ярославской духовной семинарии в 1890 г. он поступил на медицинский факультет Томского университета, единственного доступного тогда для семинаристов. Суровую школу пришлось пройти ему здесь. Усиленные занятия, тяжелый личный заработок, заброшенность за тысячи верст — без средств, без знакомых, — суровый климат. В 1895 г. К. Н. блестяще окончил курс в Университете. С ноября того же года он начал свою тяжелую службу, взяв место участкового врача в родном Рыбинском земстве. С марта 1897 г. он перешел земским же врачом в г. Петровск, Ростовского у., Ярославской губ. С мая 1900 г. К.Н. занял место врача при только что открытой больнице в с. Вощажникове того же уезда, где, между прочим, основал благотворительное общество для помощи бедным больным, выходящим из больницы, и их семьям; в ноябре 1900 г. К.Н. оставил службу в Ростовском земстве и перешел в Любимскую больницу, при которой также основал подобное же благотворительное общество. “Общественное служение взяло у безвестного труженика и труд его, и личную жизнь и самую “жизнь”. Напряженная, по 365 дней в году и с утра до ночи, тяжелая, опасная работа — и только “работа”... Невознагражденная и невознаградимая... И смерть!..” (“Северный край”, 19 марта). Прекрасная личность погибла. Как товарищ по семинарии, по университету, по службе я хорошо знаю, какая действительно чудная, чистая личность был Константин Николаевич... Да будет земля тебе легка!» Другой некролог называет причину смерти К. Н. Родосского: он умер, заразившись от больного сыпным тифом. Не такие ли, как Константин Николаевич, стали прототипами врачей-подвижников, образы которых столь часто встречаются русской классической литературе?
Умственные и духовные запросы К. Н. Родосского не ограничивались медицинской службой и общественной деятельностью. В свободные часы еще семинаристом он увлекался собиранием народного творчества и в газете «Ярославские губернские ведомости» опубликовал «Народные великопостные “стихи”, записанные в приходе села Никольского Рыбинского уезда», записанные со слов старожилки этого села Дарьи Семеновны Дозоровой. Поскольку эти «стихи» могут представить интерес для фольклористов, приведем текст одного из них полностью:

Вы рабы-ли, рабы Христовы,
Вы не весело ходите,
И не бодро поступайте:
Народился дух нечистый,
Дух нечистый, да сам Антихрист.
Наварил он пива много,
Напоил весь мир допьяна,
Что не может мир проспаться,
До Христова до причастья.

«В непродолжительном времени, — анонсировала газета, — на страницах Ярославских Губ. Ведомостей будут помещены народные песни и причеты, записанные г. Родосским на приходе с. Никольского-на-Тропе, Рыбинского уезда». Однако публикация не состоялась — по всей вероятности, в связи с отъездом К. Н. Родосского в Томск.
Остается добавить, что редактором газеты «Ярославские губернские ведомости» был в то время замечательный поэт, бюст которого ныне украшает одну из площадей Ярославля — Л. Н. Трефолев. Переведенное им стихотворения польского (или белорусского?) поэта Владислава Сырокомли «Почтальон» стало популярнейшей народной песней «Когда я на почте служил ямщиком…», которая по сей день входит в репертуар многих певцов. К. Н. Родосский был наверняка знаком с ним и, возможно, их связывали хорошие отношения. Может быть, дальнейшие поиски подтвердят это.
Живут ли ныне в Ярославской области представители рода Родосских, установить не удалось. Зато недавно в Интернете автору попался датированный 30 декабря 2001 г. Указ президента Кыргызской Республики А. Акаева «О выходе из гражданства Кыргызской Республики», где упомянута Родосская (Новикова) Ирина Сергеевна, 1941 года рождения, русская, уроженка села Переборы Рыбинского района Ярославской области РСФСР. Видимо, она тоже представительница нашего рода.

* * *

Вернемся теперь к семье священника Иоанна Родосского. У него было пятеро детей: Ольга (1856 — ?), Константин (3. III. 1859 — июнь 1919), Мария (1863 — ?), Дмитрий (19.I.1868 — ок. 1920) и Елизавета (1872— после 1917). О жизни двух старших его дочерей какая-либо информация отсутствует, зато о сыновьях мы располагаем довольно подробными сведениями. Начнем со старшего, Константина.
Успешно окончив Ярославское духовное училище и Ярославскую духовную семинарию, Константин Иванович был направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1885 г. по первому разряду с ученой степенью кандидата богословия и с правом на получение магистра без новых устных испытаний. В том же году приказом обер-прокурора Святейшего Синода К. И. Родосский был определен учителем русского и церковнославянского языков в Симферопольское духовное училище, где преподавал немногим более года. 26 ноября 1886 г. он был перемещен на должность преподавателя Донской духовной семинарии (в Новочеркасске) по кафедре гомилектики, литургики и практического пастырского руководства. В семинарии он проявил себя неутомимым тружеником. В его послужном списке читаем:
«Резолюцией Преосвященнейшего Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского назначен членом Новочеркасского Епархиального Ревизионного Комитета для проверки отчетов за 1888 год — 1889, марта 19. Резолюцией его же за № 479, назначен в состав Строительного Комитета для наблюдения за работами по возведению пристроя к Семинарской больнице — 1891, фев. 4. По избранию педагогического собрания Правления Семинарии и с утверждения Высокопреосвященнейшего Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского назначен в состав Новочеркасского Епархиального Комитета на 1892 год — 1892, фев. 1. Резолюцией Высокопреосвященнейшего Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского за № 2005, назначен в состав строительного Комитета для наблюдения за работами по замене асфальтового пола и деревянных балок в ватер-клозетах и умывальной комнате главного здания Донской Духовной Семинарии на асфальтовый пол на железных балках — 1892, мая 28. Резолюцией его же за № 2478, назначен в состав Строительного Комитета для наблюдений за работами по устройству выгребов и канализации при Донской Духовной Семинарии — 1892, июня 25. По избранию педагогического собрания Правления Семинарии и с утверждения Высокопреосвященнейшего Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского назначен в состав Новочеркасского Ревизионного Комитета на 1893 год — 1893, янв. 27».
Вот какую большую работу по благоустройству Донской духовной семинарии за неполных семь лет преподавания в ней успел проделать К. И. Родосский. За неустанную деятельность на пользу духовного просвещения Константин Иванович, уже утвержденный к тому времени в чине надворного советника, по представлению семинарского начальства в 1892 г. был Всемилостивейше награжден орденом св. Станислава 3-й степени.
В 1894 г. Константина Ивановича ожидало новое назначение: он был определен инспектором классов и законоучителем (позднее также учителем русского языка) в Донское епархиальное женское училище. В том же году он был рукоположен во священника к Введенской училищной церкви и, за отлично-усердную службу по духовно-учебному ведомству, награжден набедренником и фиолетовой скуфьей. Ревизор, проводивший в 1901 г. ревизию этого училища, писал в отчете:
«Инспектор классов и законоучитель, священник Родосский, на духовно-училищной службу с 1885 г., в предыдущую ревизию состоял наставником семинарии и занимал в сем училище уроки русского языка; в настоящей должности с 1894; преподает во всех классах за исключением 2-го парал., при 20 уроках в неделю. Он старательно разъясняет учебник, делая некоторые необходимые дополнения к нему; воспитанницы твердо усвояют уроки и отвечали вообще удовлетворительно. О. Родосский не блестящий наставник, но усердный, требовательный, и познания учениц его отчетливы и прочны. В следующем учебном году, ввиду состоявшегося определения о правах инспектора классов на пенсию, о. Родосский займет меньшее чисто уроков, чтобы иметь возможность посещать уроки прочих наставников».
Помимо преподавания, о. Константин Родосский заведовал образцовой школой при училище, а также занимался наблюдениями за строительными работами, как и в бытность преподавателем духовной семинарии. Под его руководством, в частности, был построен дом во дворе училища — двухэтажный особняк. Второй этаж этого дома занял сам о. Константин с семьей (на первом этаже поселился диакон, он же эконом И. Сухоручкин).
Когда-то пишущий эти строки получил интересное и доброе письмо от жительницы Новочеркасска Нины Константиновны Степановой, урожденной Самборской, которая обучалась в Донском епархиальном женском училище, но не окончила его в связи с революционными событиями (письмо датировано 9. VII. 1990 г.) «Очень хорошо, что сохранилось благородное поколение о. Константина и мне довелось узнать о нем, — пишет Нина Константиновна. — Сожалею, что мало могу сообщить о нем, т. к. настоящая жизнь епархиального училища прервалась до 1918 г. Началось мрачное время: тяжелая гражданская война на Дону, здание училища было занято под госпиталь, занятия прекратились, все исковеркалось и все разъехались в разные стороны. <...> О. Константин был в должности инспектора классов. Хорошо помню его присутствие вместе с преподавателем по истории на уроке в нашем классе, когда старшеклассницы давали практический урок по древней истории (я еще отвечала на нем). В нашем училище была домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы. В храмовый праздник на торжественной службе, которую совершал О. Константин, присутствовал архиерей со всем причтом. О. Константин был энергичным, с быстрой походкой, добродушное лицо его озарялось улыбкой».
Если даже о. Константин Родосский не был блестящим наставником (хотя отчет о ревизии — это еще не истина в последней инстанции), то несомненно был хорошим проповедником. Он часто проповедовал в Новочеркасском кафедральном соборе, не говоря об училищной церкви. Немало сделал о. Константин и для духовного просвещения Донского края. Он принимал деятельное участие в устройстве религиозно-нравственных чтений, начавшихся в зале Донской духовной семинарии в 1889 г., и сам часто выступал на них. Например, в 1892 г. он сделал доклад, разъясняющий «смысл и значение анафемы».
О красноречии и богословских познаниях о. Константина Родосского можно судить, например, по его речи к окончившим курс женского епархиального училища в 1912 г. Напутствуя выпускниц, обретающих свободу, о. Константин напоминает им слова св. Апостола Петра о том, что нельзя употреблять «свободу для прикрытия зла» (I Петр. II, 16) и что свободой следует пользоваться, не злоупотребляя ею. «Не смотрите на свободу, как на произвол, своеволие, каприз воли, — такую свободу имеют и животные, — поучает о. Константин. — Истинная свобода человека проявляется в согласии с его характером, с основными его убеждениями, с теми принципами и началами, в которых он воспитан и в которых утвердился всею предшествующею жизнью: все действия и желания человека, противоречащие складу души его, будут не произвольными, не свободными, а вынужденными, допущенными им под чрезмерным действием чего-нибудь стороннего».
Труды о. Константина Родосского неизменно удостаивались высокой оценки и наград. В 1908 г. он был возведен в сан протоиерея. Святейший Синод наградил его камилавкой (1899), наперсным крестом (1902) и палицей (1916). Кроме того, он был пожалован орденами: св. Анны 3-й степени (1905), св. Анны 2-й степени (1911) и св. Владимира 4-й степени (1915), а также медалью в память в Бозе почившего Императора Александра III.
Не покладая рук, трудился прот. Константин Родосский и в грозные годы первой мировой войны, и в тяжкое безвременье междоусобной брани, особенно жестокой и кровопролитной на территории Донского края (вспомним о политике расказачиванья). В сентябре 1918 г. управляющий отделом народного просвещения Всевеликого Войска Донского назначил прот. Константина Родосского председателем педагогического совета училища, но уже 16 июня следующего года его матушка Анна Ивановна получила на руки копию его последнего послужного списка с припиской чернилами: «Настоящая копия послужного списка выдается вдове умершего протоиерея Родосского для представления в Отдел народного просвещения Всевеликого Войска Донского». О. Константин Родосский скончался от сыпного тифа, повсеместно свирепствовавшего в годы гражданской войны.
Об Анне Ивановне Родосской (3.VIII.1869 — 1946) известно, что родилась она в семье священника Воронежской епархии и до замужества служила классной дамой в Донском епархиальном женском училище, где и познакомилась с Константином Ивановичем. Умерла А. И. Родосская в Таганроге.
Как и большинство священнослужителей того времени, прот. Константин Родосский имел многодетную, по нынешним меркам, семью. Три его дочери, как и многочисленные племянницы, получили образование в том самом училище, где служил о. Константин. Старшая дочь Вера (5. VIII. 1894 — ок. 1919) окончила в 1913 г. с золотой медалью физико-математическое отделение училища, вышла замуж, затем окончила медицинский факультет Харьковского университета. Там ей предлагали работу на двух кафедрах, но на выпускном вечере она отравилась колбасой и умерла. Средняя дочь Любовь (12. IX. 1897 — ок. 1925) окончила, кроме епархиального, еще и музыкальное училище. Скончалась она от холеры, оставив двух малолетних дочерей. Имела музыкальное образование и их младшая сестра Ольга (26. VI. 1900 — 1928 или 1929).
Сын прот. Константина Родосского Николай Константинович (25. III. 1896 — 5. VII. 1984) учился в Новочеркасской мужской гимназии, по окончании которой поступил на медицинский факультет Харьковского университета. В 1919 г. как зауряд-врач он был направлен на борьбу с сыпным в возвратным тифом, а несколько позже стал врачом 250-го полка 28-й Азинской дивизии, затем был откомандирован из рядов Красной Армии для завершения образования в Ростовском университете. В дальнейшем Н. К. Родосский работал хирургом в районных больницах Ростовской области, а в 1936 г. стал ординатором-хирургом 3-й Таганрогской больницы. Во время Великой Отечественной войны Николай Константинович снова стал военным врачом, спас множество жизней, был удостоен правительственных наград.
В послевоенные годы Н. К. Родосский долгое время работал в участковой больнице с. Цыпья Балтасинского района Татарской АССР, в 1959 г. стал главным врачом этой больницы, позднее получил звание заслуженного врача РСФСР. Его перу, между прочим, принадлежит статья «Роль участковой больницы и фельдшерских пунктов в борьбе с сельскохозяйственным травматизмом». «Этот беспокойный, ищущий человек, — писал о Н. К. Родосском журнал “Здоровье”, — обязательно доводит до конца любое начатое им дело... Доктор Родосский сам успешно делает сложные хирургические операции. За последние годы на участке резко снизилась детская смертность, инфекционная заболеваемость. В далеком татарском селе несет свою бессменную вахту доктор Родосский — скромный труженик, которого тысячи жителей района называют своим другом и советчиком».
В 1963 г. Николай Константинович вышел на пенсию и поселился в Казани, где провел последние два десятилетия своей долгой жизни Его дочь Нина Николаевна Никулина — тоже по профессии врач — Н. Н. Никулина сообщила мне в письме много интересных, ценных и полезных сведений о своих ближайших родственниках.

* * *

После того как К. И. Родосский обосновался на Дону, за ним потянулись его родственники. Так поступила его сестра Елизавета Ивановна, выпускница Ярославского женского епархиального училища. Переехав в Область Войска Донского, она в 1895 г. была исправляющей должность учительницы Александровского женского училища 3-го разряда Черкасского округа, в 1896 — 1899 была учительницей этого училища, а с 18 сентября 1899 г. по 1900 г. — воспитательницей Донского епархиального женского училища, где ее брат Константин Иванович был инспектором классов.
По сообщению упомигнавшейся Н. К. Степановой, у прот. Константина Родосского было три племянницы, носившие фамилию Предтеченские и обучавшиеся в Донском епархиальном женском училище. Напрашивается вывод, что около 1900 г. Е. И. Родосская вышла замуж за некоего Предтеченского (очевидно, тоже клирика) и имела трех дочерей; Мария и Анастасия Предтеченские, по сообщению той же Н. К. Степановой, работали учительницами в с. Макеевке около Юзовки (ныне Донецка).
Младший брат К. И. Родосского Дмитрий по окончании Ярославского духовного училища поступил в Ярославскую духовную семинарию, но спустя три года перевелся в Донскую, где тогда преподавал Константин Иванович. Учился Д. И. Родосский без особых успехов, в 1892 г. окончил семинарию по 2-му разряду и вскоре женился на Евдокии Неофитовне Макаровской (1875 — 1944), дочери священника Неофита Григорьевича Макаровского, по национальности украинца. Сохранилось несколько фотографий Евдокии Неофитовны, на одной из которых она изображена в детском возрасте в украинском национальном костюме. Ее брат Григорий Неофитович Макаровский, тоже священник, отличался высоким ростом и веселым нравом. Его отец Неофит Григорьевич, также священник, скончался от заворота кишок. Брат Неофита Григорьевича, Лев Григорьевич, имел дочь Викторию.
21 февраля 1893 г. Д. И. Родосский был рукоположен во диакона в Христорождественской церкви станицы Каменской (ныне — г. Каменск-Шахтинский). «Христорождественский храм, — читаем в Интернете, — построенный в 1885 году, находился в самом центре станицы Каменской, на месте нынешней школы №11. Белоснежное строгое здание с двумя приделами. Прилежащая к храму площадь (ныне площадь Труда) называлась Христорождественской. Из хранящихся в городском краеведческом музее листов церковных книг известно, что в 1890 — 1983 годах в храме служили священниками Михаил Иванов, Василий Александров, Василий Попов, псаломщиками — Виктор Ефимов и Кирилл Левченко, дьяконом — Дмитрий Родосский. Храм разрушен в 1960 году».
12 декабря того же 1893 г. диакон Дмитрий Родосский был рукоположен во священника к Ильинской церкви хутора Кузнецовского станицы Семикаракорской 1-го Донского округа Области Войска Донского. Эта станица (с 1972 г. — город Семикаракорск) — одно из самых ранних поселений казаков на Дону, впервые упоминается в 1672 г., названо по имени атамана Семена Каракоры.
Отправление богослужений о. Дмитрий Родосский сочетал с педагогической деятельностью. Еще будучи в сане диакона, он состоял учителем в Каменской церковно-приходской школе, затем был назначен законоучителем в Страховское приходское министерское училище (хутор Страхов находился в пяти верстах от хутора Кузнецовского), а потом законоучителем и заведующим школы грамотности при Кузнецовской Ильинской церкви. Наконец, в 1901 г. он получил место законоучителя одноклассного сельского училища на руднике подъесаула Александра Васильевича Маркова в Таганрогском округе, но вскоре уступил это место своему престарелому отцу, священнику Иоанну Родосскому.
О. Дмитрий Родосский состоял членом-соревнователем Иоанно-Богословского общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской духовной семинарии (а брат его Константин Иванович был действительным членом этого общества). И это — при весьма стесненном положении собственной семьи. Вспомним общее место в отечественной литературе, где духовенство, особенно сельское, жалуется на бесправие и бедность!
Хотя проживавшие на Дону Родосские были иногороднего (неказачьего) происхождения, они породнились и с казаками. Старшая дочь свящ. Дмитрия Родосского Павла Дмитриевна (28. II. 1894 — 13. XI. 1983), после окончания Донского епархиального женского училища в 1913 г. служившая некоторое время пепиньерой (помощницей классной дамы) этого училища, в 1916 г. вышла замуж за Александра Ивановича Мокротоварова (31. VIII. 1891 — 14. VIII. 1972), выпущенного из Петроградского Политехнического института с чином губернского секретаря и работавшего в советское время учителем математики в г. Шахты Ростовской области (историческое название — Александровск-Грушевский). Среди его однокурсников был, между прочим, Вячеслав Скрябин, позднее прославившийся на весь мир под фамилией Молотов. А. И. Мокротоваров был сыном владельца лавки в славившейся когда-то пчеловодством и виноградарством станице Митякинской Ивана Никаноровича Мокротоварова (1840 — начало 1917) и казачки хутора Говейного станицы Каменской Елизаветы Васильевны, урожденной Дорошевой (по другим данным, Вяземцевой; ум. ок. 1930). Сестра А. И. Мокротоварова Неонилла Ивановна была замужем за Григорием Иовлевичем Ав;диковым, священником казачьего происхождения. Его отец Иов Иванович Аведиков служил в одном из донских казачьих полков, имел чин вахмистра. В нашем семейном альбоме сохранилась его фотография. Со старинного снимка смотрит глубоким взглядом умудренного жизнью человека худощавый старик с окладистой седой бородой, в форменной фуражке и чекмене, с Георгиевским крестом и медалью, полученными, вероятно, в годы русско-турецкой войны 1877 — 1879 гг.
Брат А. И. Мокротоварова Иван Иванович, участник первой мировой войны и белого движения, погиб в 1919 г. в станице Каменской от рук красноармейцев, оставив вдову и единственного сына Александра, принявшего фамилию Моторов и умершего ок. 1950 г. в Москве. В одном из номеров «Донских епархиальных ведомостей» удалось найти написанную им заметку «Исцеление у св. мощей Святителя Иоасафа». Приведем ее полностью.
«Не могу пройти молчанием о той благодатной помощи, которую даровал моей родственнице Господь по молитвам новоявленного угодника Св. Иоасафа.
Еще в сентябре месяце прошлого года родственница моя, девица Вера Яс…, учительница приходской школы, начала чувствовать глухоту в ушах, которая быстро увеличивалась до того, что наконец уши были совсем парализованы. Естественно, что при таком недостатке она уже не могла оставаться на месте учительницы и принуждена была оставить его, к великому огорчению своей бедной матери.
Собравшись кое-как с деньгами, я с родственницей поехал в Харьков к известному специалисту по ушным болезням, доктору медицины Б — ку в надежде, что слух можно будет возвратить. Когда д<окто>р осмотрел больную, заявил мне категорически, что возвратить слух к нормальному состоянию невозможно, потому что барабанные перепонки совсем повреждены. Этот окончательный приговор специалиста ошеломил нас и привел в отчаяние.
Вдруг, когда мы были готовы уже отбыть домой, мне невольно пришла мысль поехать в Белгород к св. Иоасафу; когда я поделился этим желанием с своей родственницей, она выразила согласие и радость, и мы с Божиею помощью поехали.
Через 3; часа мы были уже в соборе и молились за бож<ественной> литургией, а по окончании последней, отслужили с акафистом молебен у гробницы Святителя. Затем, приложившись к нетленным мощам Угодника и осмотревши собор и другие достопримечательности, мы пошли отдохнуть к себе на квартиру. Дорогой я, по обыкновению, очень громко предложил родственнице какой-то вопрос, но она тихо заявила мне, что кричать так громко не надо, а говорить можно обыкновенно, потому что она слышит хорошо…
Тут я понял и почувствовал, что Господь услышал нашу малую молитву и послал нам, грешным, Свою милость чрез угодника Святит<еля> Иоасафа.
С великою радостию возвратились мы в собор благодарить «Дивнаго во святых Своих»…
Родственница моя теперь вновь учительствует в станице Л — ой и нормально слышит».

* * *

О. Дмитрий Родосский был веселым и жизнерадостным человеком, радушным и хлебосольным хозяином. В молодости он увлекался охотой, во время которой однажды ударился с разбегу о дерево, что расшатало его здоровье и привело к преждевременной смерти. Скончался он от болезни сердца в станице Митякинской Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Тарасовского района Ростовской области), где служил в Христорождественской церкви в последние годы жизни. Эта церковь — ценный архитектурный памятник XVIII столетия — ныне возрождается. К слову сказать, станица Митякинская — родина священномученика Захарии (Лобова), архиепископа Воронежского, расстрелянного 21 сентября 1937 г. и канонизированного 20 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
У Дмитрия Ивановича было четыре дочери: Павла (упоминалась выше), Мария (31. VI. 1895 — 21. XI. 1969), Елена (1897 — 1971) и Ольга (1902 — 1986). Сын Д. И. Родосского Константин Дмитриевич (1908 — 1941) был по профессии техником-электриком. В начале Великой Отечественной войны он был призван в армию, получил трехмесячную отсрочку по состоянию здоровья (болезнь сердца), однако 2 ноября 1941 г. погиб в Ростове во время бомбежки. Его единственная дочь Эмилия Константиновна, в замужестве Панова — выпускница Ростовского педагогического института, преподаватель английского языка. В 1979 — 1980 гг. она преподавала русский язык в одном из учебных заведений Афганистана. Ныне живет она в Ростове.
Мария Дмитриевна Родосская в 1914 г. окончила Донское епархиальное женское училище (словесно-историческое отделение) с золотой медалью, выкупить которую ей не позволили средства. Замуж вышла за Максима Петровича Громова (20.I.1891 — 20.VI.1961), учителя математики, работала учительницей русского языка в школе в г. Шахты. Сын Марии Дмитриевны — Борис Максимович Громов (1921 — 2001), военнослужащий. Старший сын Бориса Максимовича и Раисы Ивановны Громовых Владимир — геолог, живет в Новосибирске; младший, Юрий — преподаватель физкультуры в одном из ставропольских вузов, имеет дочь Евгению и сына Михаила. Дочь Нина училась в торговом институте, но не окончила его; ныне — предприниматель, владелица двух магазинов в Краснодаре; имеет сына Евгения, дочь Елену и внучку Марию.
Дочь Б. М. Громовых Нина Максимовна (9.V.1931 — 5.I.1998) — вокальный педагог, замужем была за Евгением Александровичем Шевченко (29.IV.1931 — 3.IV.2011), в советское время работавшим в различных партийных организациях г. Ростова-на-Дону. Более десяти лет он был президентом Шолоховского фонда, в дальнейшем — полномочным представителем Ростовского авторского общества Южного федерального округа России. Их дочь Ольга Евгеньевна (р. 6.IV.1957), музыкальный педагог по классу фортепьяно, живет в Ростове, была замужем за инженером Владимиром Владимировичем Венченко (8.VIII.1953 — 19.VII.2010), имеет дочь Марию (р. 16.I.1992).
Елена Дмитриевна Родосская окончила Донское епархиальное женское училище годом позже Марии Дмитриевны — в 1915 г. Замужем была за учителем Борисом Александровичем Лепорским, сыном священника станицы Митякинской, тоже работала учительницей русского языка, жила в станице Митякинской, затем в г. Шахты. Умерла она в с. Забуянье под Киевом. Там же окончила жизненный путь ее старшая дочь Людмила Борисовна Лепорская, в замужестве Онащенко (9.I.1927 — 6.IV.2011) до пенсии работавшая учительницей, и замужем была за учителем Алексеем Зосимовичем Онащенко (16.X.1916 — 10.II.2006). Их дети: Татьяна (р. 19.X.1959) — врач-стоматолог, живет в Запорожье, и Борис (р. 27.II.1962) — окончил Киевский политехнический институт, по специальности инженер-дефектоскопист, живет в Киеве. Старшая дочь Елены Дмитриевны Ольга Борисовна Лепорская, в замужестве Жуйван (1930 — 8.Х.2006, Кировоград), инженер-энергетик. Ее супруг Сергей Игнатьевич Жуйван (р. 1924 — ?), до пенсии преподавал в строительном техникуме механику (железобетонные конструкции). Их дочери Ирина (р. 1956) и Лариса (р. 1965) живут в Германии.
Младшая из сестер Ольга Дмитриевна училась в том же училище, что и старшие, но не окончила его. Вышла замуж она за Михаила Тихоновича Постникова (10.XI.1906 — 4.III.1996), рабочего завода имени Октябрьской революции в Луганске. В 1942 г. М. Т. Постников пошел на фронт и до конца войны служил в 59-й стрелковой дивизии. Дед М. Т. Постникова Дмитрий, по прозвищу Митька Цыган — родом из села Богородское Воронежской губернии (о нем известно, что он заблудился и замерз в балке вместе с лошадью); отец, Тихон Дмитриевич (15.VI.1885 — 14.IV.1968) был рабочим Луганского паровозостроительного завода; мать, Мария Петровна (6.VI.1884, Миллерово — 1.I.1972, Луганск), была дочерью казака Петра Чинцова. Дети М. Т. и О. Д. Постниковых — Алевтина, Владимир (умер), Юрий (5.IV.1931 — 1986), Валентин, Нина, Елена (ум. 2006); большинство из ныне здравствующих живет с семьями на Украине.
Юрий Михайлович Постников в 1942 г. пошел на фронт и до конца войны служил в 59-й стрелковой дивизии. Женат был на Валентине Ивановне Малых (13.VII.1933 — 10.IX.2001), чьи родители Иван Фомич (23.IX.1910 — 16.IV.1992) и Екатерина Максимовна, урожденная Лыжина (29.XI.1911 — 24.VII.1995), а также более далекие предки родом из Екатеринбургской губернии. Сын Ю. М. Постникова Александр (р. 27.IV.1957) окончил Щепкинское училище в Москве, по профессии актер, режиссер, продюсер, живет в Москве. Дочь, Ольга Юрьевна, вышла замужем за коренного петербуржца Александра Ивановича Осипова (1955 — 2003). У нее двое сыновей: Иван (р. 14.III.1984), тоже театральный деятель, и Данила (р. 6.V.1990). Вся семья живет в Санкт-Петербурге.

* * *

Род священника Дмитрия Родосского пресекся бы, если бы не одно обстоятельство. Александр Иванович и Павла Дмитриевна Мокротоваровы, то ли находя свою фамилию неблагозвучной (а почему?), то ли стремясь обмануть смерть, дали младшему сыну Владимиру девичью фамилию матери — Родосский (хотя их первые три сына, умершие во младенчестве — Петр, Павел и Валентин — носили фамилию Мокротоваровы). Раннее детство Владимир Александрович (18.IX.1927 — 19.VI.2011) провел в станице Митякинской, потом переехал с родителями в Шахты. Он проявлял большую склонность к языкам — неплохо знал французский, немецкий и английский языки — и к музыке: обладал красивым голосом (лирический тенор), любил петь романсы, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре, учился в музыкальной школе по классу скрипки, участвовал в различных конкурсах, подавал большие надежды как музыкант, о чем писала местная газета. Жизнь, однако, распорядилась иначе. Началась война, и Владимир Александрович в пятнадцатилетнем возрасте пошел добровольцем на фронт. С апреля 1943 по октябрь 1944 г. он находился в действующей армии в составе 22-го гвардейского кавалерийского полка 5-й гвардейской кавалерийской дивизии им. Г. И. Котовского, был награжден орденом Красной Звезды и медалями, в том числе «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Дойдя до Варшавы, В. А. Родосский демобилизовался, но с предписанием поступать в военное училище. Приехав незадолго до окончания войны в Ленинград, он поступил в Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского, с которым оказалась связана вся его дальнейшая жизнь. В 1956 г. В. А. Родосский окончил адъюнктуру и защитил кандидатскую диссертацию, после чего работал преподавателем, а также научным сотрудником проблемной лаборатории. В 1969 г. он защитил докторскую диссертацию в области строительной механики корабля, с 1974 по 1987 г. был начальником кафедры строительной механики корабля, позднее — профессором этой кафедры, имел воинское звание капитан 1 ранга-инженер, считался видным специалистом в области строительной механики корабля.
Женат В. А. Родосский был на Евгении Николаевне Щукиной (р. 19. I.1927), коренной петербурженке. Во время войны она находилась в эвакуации в Горьковской области, а в 1944 г. поступила в Ленинградский кораблестроительный институт, который окончила с отличием в 1950 г. и была направлена на работу в ЦКБ-32 (ныне ЦКБ «Балтсудопроект»). В декабре 1952 г. Е. Н. Щукина поступила в аспирантуру при ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и одновременно на работу туда же, в 1956 г. защитила кандидатскую, в 1991 — докторскую диссертацию. Ныне она старший научный сотрудник ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, доктор технических наук, награждена медалями «В память 250-летия Ленинграда», «В память 300-летия Санкт-Петербурга», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда».
Владимир Александрович Родосский и Евгения Николаевна Щукина — мои родители. По окончании в 1974 г. 525 средней школы с углубленным изучением английского языка я решил пойти по стопам родителей и поступил на кораблестроительный факультет Ленинградского кораблестроительного института. Однако, убедившись, что мое признание — гуманитарные науки, спустя два года я отчислился из ЛКИ и поступил на португальское отделение филологического факультета Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) государственного университета, который успешно окончил в 1982 г. После четвертого курса я, как и большинство моих коллег-португалистов, был направлен в Мозамбик, где с августа 1980 по июль 1981 г. работал переводчиком в группе советских сельхозспециалистов. Это была моя первая поездка за рубеж, очень обогатившая меня как профессиональным, так и житейским опытом.
По окончании университета я был оставлен в нем для преподавания: в 1982 — 1995 гг. преподавал португальский, затем и английский языки на кафедре иностранных языков для преподавателей вузов, командируемых за рубеж, факультета повышения квалификации ЛГУ — СПбГУ. В 1991 г. мною была защищена кандидатская диссертация на тему «Поэзия Алмейды Гаррета». В 1992 — 1994 мне довелось работать по совместительству на радио, редактором в редакции литературно-театральных и детских программ телерадиокомпании «Петербург». В 1996 г. я получил должность доцента кафедры истории западноевропейской и русской культуры исторического факультета СПбГУ, с 2000 г. — доцента кафедры романской филологии филологического факультета СПбГУ, каковую и занимаю поныне.
Со школьных лет я увлекся поэзией и поэтическими переводами. В 2000 г. я вступил в Союз писателей России и вскоре был удостоен премии «Хрустальный стих». Я автор поэтических сборников «Негасимая лампада», «Плоды любимых дум», «Глагол времен», «Лики и лица», «Автопортрет», «На повороте наших лет», «Четверостишия», «На Россию не бросим тени» и более десятка книг переводов. Награды мои — медали «Лучшие люди России» (2004), «90 лет ВЛКСМ» (2008) и «За заслуги в сохранении русской культуры» (2012), а также почетные грамоты. Следуя примеру знаменитого П. А. Флоренского, я, по благословению своего духовника прот. Кирилла Копейкина, решил возобновить фамильную традицию и получить второе высшее образование. В 2013 г. я заочно окончил полный курс церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии.
Супруга моя Ольга Павловна Родосская (р. 6.VI.1954), урожденная Андреева, после окончания школы поступила на отделение заочного обучения факультета теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде, который окончила в 1978 г., одновременно работая в научно-исследовательском музее Академии художеств СССР. До недавнего времени О. П. Родосская занимала должность старшего научного сотрудника филиала этого музея — музея-квартиры И. И. Бродского. С 2006 г. она преподает историю искусств в городской детской художественной школе. Награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Ее отец — Павел Яковлевич Андреев (1914 — 1963), рентгенолог поликлиники ученых Ленинградского государственного университета. В 1937 г. он был репрессирован по печально знаменитой 58-й статье, но спустя два года освобожден и реабилитирован. Мать — Елена Сергеевна Андреева, урожденная Козина (31.X.1929, станция Торбино Ленинградской, ныне Новгородской обл. — 26.IX.2006, С.-Петербург), юность провела в г. Кондопоге Карело-Финской ССР, известной своим целлюлозно-бумажным комбинатом, до выхода на пенсию работала лаборантом кафедры математической лингвистики Санкт-Петербургского государственного университета. Сестра — Ирина Павловна Андреева (р. 31.VII.1955, Кондопога), заведующая отраслевым отделом научной библиотеки им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (факультет журналистики).
Ныне род Родосских продолжается в лице моих сыновей. Оба они окончили 525 среднюю школу с углубленным изучением английского языка, где учился и я. Николай (р. 18.II.1992), кроме того, в 2006 г. окончил детскую школу искусств им. Е. А. Мравинского по классу фортепиано, участвовал в конкурсе «Маленький пианист-композитор» (март 2002) под председательством С. М. Слонимского. Успешно окончив факультет журналистики СПбГУ, ныне он обучается в магистратуре философского факультета того же университета. По бабушкиным стопам решил пройти мой младший сын Павел (р. 1.VI.1994), поступив на кораблестроительный факультет Морского технического университета (бывший Кораблестроительный институт).
Таков наш род.


Рецензии
Здравствуйте Андрей! Я занимаюсь историей ст. Митякинской и немного в курсе кто такие Родосские, Мокротоваровы, Аведиковы, Лепорские. Многие из них упомянуты в моих книгах по истории ст. Митякинской: "Очерки по истории станицы Митякинской", "Церковной истории станицы Митякинской", "Образование в станице Митякинской". Сейчас я готовлю к изданию книгу "Станица Митякинская в документах, очерках и воспоминаниях". Нашёл пару очерков Мокротоварова в донских газетах, некролог на смерть св. Лепорского. Но все эти сведения отрывочные и фрагментарные. Не могли бы вы написать очерк о представителях этих фамилий проживавших в ст. Митякинской для книги? Очерк будет под вашей фамилией и ссылкой на вас в предисловии. Быть может у вас сохранились их фото? Буду признателен если вы мне их сбросите для книги. Фото митякинских Родосских и Мокротоваровых у меня вообще нет. Со своей стороны я готов поделиться своими материалами о ваших родственниках. Или может быть у вас есть информация о людях сохранивших фото своих митякинских предков? Буду признателен за любую информацию. С уважением Коваленко Геннадий Иванович.

Геннадий Коваленко 1   12.02.2022 11:26     Заявить о нарушении