Учим историю!

Я по профессии экономист. Мне ближе всего должна быть математика. Если надо, могу подсказать своим. Только о математике никто, кроме математиков, не пишет. Больше пишут о литературе, об истории. И учебник истории интереснее учебника алгебры или геометрии.

С историей нас знакомила первая наша учительница. Мы учились в начальной школе четыре года. После русского с математикой Галина Владимировна, как на десерт, рассказывала о Юрьевом дне, о Разине и Пугачеве, о декабристах, о первой железной дороге. Так было интересно! И почти на каждом уроке о революции, о Ленине.
Четвёртый класс мы кончали в юбилейный 1967 год – пятидесятая годовщина Октября. Поэтому всё равно, какая тема: надо вспомнить. А как же! И мы фантазировали. Был бы Ленин в тринадцатом веке, он бы и монголо-татар победил. А если бы дожил до сорок первого года, немцы сами бы Гитлера свергли.

Нам было простительно. И взрослые говорили: «Был бы Ленин жив, он бы не допустил…» Они имели в виду репрессии. Не знаю. Понимаю, что он не был ни святым, ни добрым дедушкой. Но всё хорошее, что было потом, уже при нём наметили. И плохое никуда не делось после него. Церкви не он разрушил.

Димка наш учился уже по-новому: с четвёртого класса предметное обучение, разные учителя. И учебник истории у него был новый. Я иногда проверяла, как он выучил. Помню интересный параграф: «Таланты в крепостной неволе». У нас его не было. Я Димке их ставила в пример: Тропинина, Батова, Черепановых – отца с сыном. В таких условиях люди жили – и вот, смотри! «Не то, что ты, лодырь!» А он допытывался: Петр Первый хороший или плохой? Если хороший, почему крепостное право не отменил?

«А ты бы отменил на его месте?» И объясняла ему, что тогда у всех было крепостное право. Только у нас негров не было. Один прадедушка Пушкина.

Я завидовала Димке. История древнего мира у них тоже была новая, интересная. Там были царь Кир, царь Дракон и финикийцы. У нас этого не было. Мы думали, что в Карфагене жили негры. А в учебнике портрет Ганнибала. Спросили: почему он не негр? Историчка сразу: «Хватит дурь пороть!»

Как будто за это посадят! В библиотеке были книжки, я потом читала. А у Димки в учебнике хоть и коротко, но есть: как они стекло изобрели, буквы придумали вместо иероглифов и Карфаген построили.

Поэтому я злилась на братишку: как он мог получить по истории трояк? За Месопотамию! На карте её не нашёл. Наша бабушка родом оттуда.

Когда наш Артём пошёл в пятый класс (после третьего), вышли новые учебники. Настоящие рассказы по родной истории. Просто, доступно о каждой эпохе, о каждом веке. В каждом рассказике живые люди. Взять хотя бы лысую барыню, державшую своего «тупейного художника» в клетке, чтобы не выдал её секрета. Как сказка!

«А почему, – спрашиваю Артёма, – царь обманывал эту барыню?» Почему велел сказать ей, что утонул её беглый раб? Если не хочет его выдавать, прикрикнул бы на неё да притопнул. Он же царь.

Виталька сообразил: «Она и его в клетку посадит». Не барыня, а Бастинда с Гингемой! Артём смеялся: «В мышь его превратит! А потом съест». Посмеялись мы, а потом пришли к выводу: царь, хоть и самодержец, а не всесильный. Со многими приходится ему считаться. Иначе всё может быть.

Вывод Артём сделал сам: я немножко ему подсказала, напомнила. Виталик в школу ещё не ходил, сидел, слушал да смотрел картинки. Потом, когда он болел, я ему читала. Сама кое-что из истории рассказывала: о княгине Ольге, как она за мужа отомстила. И о мальчике, который Киев от печенегов спас.

«Он был большой?» – переспрашивал Виталик.

Я отвечала: «Чуть-чуть постарше тебя». Язык не повернулся соврать, что шестилетний ребёнок Днепр переплыл. Мы видели эту реку.

Артём немножко ревновал: «А мне не рассказывала!»

«Не было, – говорю ему, – таких книжек. Я тебе другие читала».

Не повезло Виталику! Начальный курс, рассказы по родной истории, отменили. Опять новая программа! Теперь сразу древний мир. Учебник такой же, как у Артёма: лучше нашего с Димкой. И наши девочки учились потом по такому же. А после пятого класса дурь: в один год два учебника. 

Ничего! Нам наше чтение пригодилось, когда дошли до истории России. Средние века, новое время – для нас не тёмный лес. Есть точка опоры.

А тот, «ненужный» учебник мы сберегли. Ещё пригодится! На карантине нет-нет да посматривали с Анютой.


Рецензии
Правильную политику Вы вели! Надо детям рассказывать понемножку, хотя бы как сказку. Кто, кроме нас, им расскажет? Раньше хорошо ли, плохо ли, а было и по радио, и по телевизору. Не только о Ленине рассказывали. А сейчас, если по телевизору смотреть, шизофрению подхватишь.

Евдокия Мамаева   12.10.2022 18:58     Заявить о нарушении
А Виталику за его версию о царе с барыней, я бы шоколадку дала или другой гостинец вкусненький. Хорошо Ваш сынишка придумал! Как представлю, так самой хочется какой-нибудь Гингемой стать.

Евдокия Мамаева   14.10.2022 14:30   Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо, Евдокия Николаевна! Только не надо становиться ни Гингемой, ни Бабой Ягой. Те, о ком Вы подумали, не стоят этого. В мире и так хватает нечисти, зачем же нам её множить? А чем-нибудь ребёнка порадовать всегда хочется, какие бы ни были его фантазии. Это нетрудно сделать, когда дети маленькие. Взрослые проблемы шоколадкой не устранить.

Алла Каледина   14.10.2022 20:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.