1900. Церковный мир И. Е. Суворова

Итак, в 1900 году дедушкам автора: Василию Никитовичу Максимову было 13 лет от рождения в 1887 году, а Ивану Егоровичу Суворову – 11 лет от рождения в 1889 году. Василий Максимов в этом возрасте уже был алтарником-пономарём Никольской церкви села Бабка Павловского уезда Воронежской губернии, а Иван Суворов ещё доигрывал своё крестьянское детство в деревне Кошелёвка Лихвинского уезда Калужской губернии. Правда и тот, и другой уже побывали в сельских церковно-приходских школах, знали грамоту, умели читать и писать, а Василий Максимов, к тому же, хорошо знал и умел исполнять молитвенные и церковные напевы, прислуживать священнику при алтаре и на службе в церкви.

Юный Ваня Суворов этого не знал и не умел, потому что в их деревне Кошелёвке церкви не было, он вместе с отцом, матерью и всей семьёй Суворовых ходил на богомолье и на церковные праздники в церкви соседних сёл. Их деревня Кошелёвка была настолько неприметна и располагалась так незаметно между двумя громадными лесными массивами на проезжей почтовой дороге, что даже не входила в приход ни одной из ближайших сельских церквей. (Источник: «Список населенных мест Калужской губернии», 1912-1914 гг. и «Список приходов Лихвинского уезда Калужской губернии» 1900-1912 гг.). Согласно Карте Калужской губернии 1910 года в ближайшем районе вокруг деревни Кошелёвка (в радиусе 12-16 км) находились следующие сёла с церквями: на северо-северо-западе – Никольское, на северо-востоке – Ильино; на западе – Грязново, на юго-юго-востоке – Русаново, на юге – Погост, на юго-юго-западе – Ханино, на юго-западе – Князь-Михайлово.

Согласно Списку населенных мест Калужской губернии, изданному Калужским губернским статистическим комитетом в 1914 году по данным на конец 1912 г (стр.53) село Никольское находилось по обе стороны речки Жерди и безымянного оврага с прудом. Церковь Николая Чудотворца и дом господский деревянные. Земля иловая, крестьяне на пашне. В 1782 г. земля принадлежала Семену Семеновичу Сулиманову, в 24 дворах села проживало 82 мужского и 40 женского населения. В конце 1912 года в Никольском проживало: мужчин - 120; женщин – 129. В Никольском при Никольской церкви была церковно-приходская школа.

В 1859 году Никольское значилось селом «горного ведомства при речке Жерди в 40 верстах от уездного города Лихвина по правую сторону большой дороги из Калуги в Тулу». Тогда в 31 дворе проживало 111 мужского и 125 женского населения. Николаевская церковь была построена в 1804 году на средства генерал-майора Александра Борисовича Палицына. Здание церкви каменное, колокольня деревянная на столбах. Престолов первоначально было два: святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Никиты. В клировых ведомостях за 1893 г. отмечено, что церковное здание, колокольня и ограда выполнены из камня. Верх церкви покрыт железом. По иным сведениям дата построения церковного здания чуть пораньше 1793 г., подновлена в 1845 г. (М. Попроцкий). В 1900-1912 гг. престолов у Николаевской церкви три. В холодной части престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. В правом приделе престол освящен во имя великомученика Никиты, память 15/28 сентября. В левом приделе во имя Сретения Господня, память 2/15 февраля. Это один из двунадесятых праздников. Земли при церкви в 1893 г. состояло 72 десятины. Под церковным зданием 400 кв. саженей, под кладбищем упраздненной Никитской церкви 400 кв. саженей, под усадьбами, огородами и выгоном около 5 десятин, под кустарником 15 десятин, пашенной и сенокосной 50 десятин. Плана и межевой книги на землю не имелось. Расстояние от духовной консистории 35 верст, от местного благочинного 20 верст. Ближайшие церкви: на востоке Успенская в селе Макарово в 4 верстах, на севере Покровская в селе Подкорье в 7 верстах.

Приход Николаевской церкви в 1862 г. состоял: В селе Никольское временно-обязанных дворовых людей (11 дворов, 37 мужчин, 50 женщин), временно-обязанных крестьян (15 дворов, 80 мужчин, 72 женщин) при церкви. В д. Истомино временно-обязанных крестьян (34 дворов, 152 мужчин, 150 женщин) в 2 верстах. В д. Никитское временно-обязанных крестьян (17 дворов, 54 мужчин, 51 женщин) в 1 версте. В д. Новосёлки временно-обязанных крестьян (16 дворов, 95 мужчин, 96 женщин) в 4 верстах. В Кулешовской волости государственных крестьян (8 дворов, 32 мужчин, 30 женщин). В сельце Алексеевка Николаевской волости временно-обязанных дворовых людей (1 дворов, 9 мужчин, 6 женщин), временно-обязанных крестьян (6 дворов, 30 мужчин, 22 женщин) в 7 верстах. В д. Волково Тихоновской волости вольных хлебопашцев (3 дворов, 13 мужчин, 15 женщин), дворян (0 дворов, 3 мужчин, 0 женщин) в 4 верстах. В приходе мещан (0 дворов, 4 мужчин, 5 женщин), солдат и солдаток (1 дворов, 17 мужчин, 26 женщин). Итого за 1862 г. в 111 дворах проживало 526 мужского и 524 женского населения.

Приход Николаевской церкви в 1893 г. состоял: В селе Никольское дворян (1-6-5), мещан (2-2-8), военных (3-10-13), крестьян (38-128-130). В д. Никитское крестьян (24-64-74) в 1 версте. В д. Истомино крестьян (57-180-208) в 2 верстах. В д. Новоселки крестьян (45-153-203) в 4 верстах. В д. Толстиково крестьян (10-30-26) в 2 верстах. В д. Волки крестьян (9-36-35) в 4 верстах. В сельце Алексеевка крестьян (16-40-32) в 7 верстах. В Никитских выселках крестьян (3-9-15) в 7 верстах. Итого за 1893 г. в 208 дворах проживало 663 мужского и 749 женского населения.

В Николаевской церкви находилась особо чтимая икона святителя Николая Мир Ликийского Чудотворца. В 1915 г. прихожане получили признательность епархиального начальства за пожертвование в приходской храм 302 руб. (Здесь и далее используются данные из книги «Храмы Лихвинского уезда», автор В.В. Легостаев, Издательский дом «Пересвет», г. Тула, 2008 г.).

Казанская церковь находилась в селе Грязново (Грязное) расположенном по обе стороны речки Сухая Дугна и большой дороге из Калуги в Тулу. При описании Калужского наместничества в 1782 г. упоминается две церкви села Грязное. Одна каменная – Николая Чудотворца, другая деревянная – Успения Пресвятой Богородицы. Дом господский деревянный с плодовитым садом. Сельцо Плюсково располагалось по обе стороны Плюсковского оврага и двух безымянных овражков с четырьмя прудами. Дом господский здесь также с плодовитым садом. Деревня Болобаново разместилось на правой стороне речки Левохинка. Земли принадлежали Николаю Парамоновичу Плещееву и Аполлону Ивановичу Наумову. В 112 дворах проживало 373 мужского и 278 женского населения. Один раз в год в селе Грязново (Грязное) проходила торговая ярмарка. В 1859 г. село Грязново (Грязное) значилось владельческим при речке Дугна в 45 верстах от уездного города Лихвина на большой дороге из Калуги в Тулу. В 50 дворах в 1859 г. проживало 290 мужского и 283 женского населения.

Казанская церковь построена в 1825 г. на месте старой деревянной церкви сенатором Иоанном Максимовичем Миловановым на его владельческой земле. Церковное здание и колокольня каменные, покрыты железом. Вокруг церкви простиралась каменная ограда. В 1845 г. церковь поновлена. Престолов три. В настоящей престол освящён во имя Казанской иконы Божией Матери, память 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. В правом тёплом приделе престол освящён во имя пророка Иоанна Крестителя, память 7/20 января, 24 февраля/9 марта, 25 мая/7 июня, 24 июня/7 июля, 29 августа/11 сентября. В левом тёплом приделе престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря.

Земли усадебной при Казанской церкви было 2 десятины, пахотной и сенокосной 36 десятин. Копия с плана имелась. Дом священника и часовня находились против волостного правления. Часовня устроена в память избавления императора Александра II от опасности (покушения – автор). Опись церковного имущества сделана в 1882 г. В приходе Казанской церкви было две школы – земская и школа грамоты. Земская школа была в селе Грязново. В 1893 г. в ней обучалось 83 мальчика и 14 девочек. Школа грамоты находилась в д. Плюсково, в ней обучалось 10 мальчиков. Законоучителем состоял приходской священник Александр Щеглов. Расстояние от духовной консистории 45 верст. Ближайшие церкви: на юге Успенская в селе Кутьково в 3 верстах, на северо-западе Спасская в селе Ильино в 5 верстах.

Приход Казанской церкви в 1862 г. состоял: В селе Грязново помещицы, действительной статской советнице Присельской временно-обязанных крестьян (55-225-231) при церкви. В д. Стайна той же госпожи временно-обязанных крестьян (15-85-74) в 2 верстах. В д. Стайна экономической Кулешовской волости крестьян (10-35-35). В д. Столбово той же госпожи временно-обязанных крестьян (26-107-87) в 2 верстах. В сельце Дурасово временно-обязанных крестьян (15-75-83) в 1 версте. В сельце Плюсково проживало семейство помещика, подполковника Алексея Ивановича фон-Вернер (1-2-3), его дворовых людей (0-21-13), временно-обязанных крестьян (14-54-67). В д. Балабаново (Балабановка) временно-обязанных крестьян (22-69-69) в 3 верстах. В сельце Плюсково проживал помещик Ярошевский с семейством (1-1-4), его дворовых людей (0-2-2), временно-обязанных крестьян (10-34-34) в 2 верстах. В д. Шейкино помещика, коллежского советника Евдокимова временно-обязанных крестьян (13-44-51). В той же деревне экономической Кулешовской волости крестьян (2-7-6) в 5 верстах. Итого за 1962 г. в 184 дворах проживало 761 мужского и 759 женского населения.

Приход в 1893 г. состоял: В селе Грязново крестьян (69-218-219). В д. Стайна крестьян (41-140-151) в 2 верстах. В д. Столбово крестьян (29-86-113) в 2 верстах. В д. Шейкино крестьян (16-57-65) в 5 верстах. В д. Балабаново крестьян (27-83-89) в 3 верстах. В сельце Дураково крестьян (35-97-99) в 1,5 верстах. В сельце Плюсково крестьян (30-99-101) в 2 верстах. Кроме того, в приходе проживало мещан (2-6-7), военных (38-11-106). Итого за 1893 г. в 287 дворах проживало 898 мужского и 950 женского населения.

В 1881 г. в Казанскую церковь был пожертвован колокол весом 105 пудов от неизвестного лица. После закрытия церкви все иконы были преданы огню. До недавнего времени на куполе сохранялся крест, обитый медью. На сегодня остался один каркас купола и крест. Церковное здание на 2/3 разрушено. На местной пасеке сохранялся деревянный шкаф, в котором хранились церковные книги (Источник: Красное знамя, 1993, № 85). Рядом находится погост. Старинных захоронений не сохранилось.

Спасская церковь в селе Ильино. При описании Калужского наместничества в 1782 г. упоминается село Ильино по обе стороны речки Дугна, Хлыновка, Ильинка и безымянного оврага с четырьмя прудами. На речке Дугна находилась мучная мельница. Церковь каменная Казанской Пресвятой Богородицы. Дом господский деревянный с плодовитым садом. Село с деревнями Гулёво и Спасское принадлежали Ирине Федоровне Хитрово. В 132 дворах проживало 427 мужского и 430 женского населения. По списку населенных мест Калужской губернии за 1859 г. село Ильино значилось владельческим при речке Колосовка по правую сторону старой дороги из Калуги в Тулу. В 51 дворе проживало 236 мужского и 244 женского населения. В 1914 г. в селе Ильино проживало 264 мужского и 296 женского населения.

В каменном исполнении Спасская церковь построена в 1763 г. местной помещицею Ириной Федоровной Хитрово на месте деревянного храма. Церковь и колокольня каменные, покрыты железом. Вокруг церкви простиралась ограда. Престолов два: в настоящей во имя Нерукотворного Образа Спасителя, память 6/19 августа. В тёплом приделе престол освящён во имя Знамения Божией Матери, память 27 ноября/10 декабря. Земли при церкви в 1893 г. состояло: под церковным зданием и кладбищем 2 десятины, усадебной 3 десятины, пашенной и сенокосной 33 десятины. Плана на землю не имелось. Расстояние от духовной консистории 38 верст, от местного благочинного 25 верст. Ближайшие церкви: на юго-востоке Казанская в селе Грязново в 5 верстах, на северо-западе Успенская в селе Макарово в 5 верстах. В селе Ильино находилась земская школа грамоты. В 1893 г. в ней обучалось 53 мальчика и 13 девочек. Школа сгорела в 1908 г. Вновь построенная отделана красным деревом. В настоящее время используется под дачный домик. В сельце Гулево в школе грамоты обучалось 7 человек.

Приход Спасской церкви в 1862 г. состоял: В селе Ильино князя Урусова временно-обязанных крестьян (19-68-93), госпожи Кругликовой временно-обязанных крестьян (40-149-159) при церкви. В д. Спас помещика Толстого временно-обязанных крестьян (25-91-95) в 2 верстах. В сельце Гулёво господина Засецкого дворовых людей (1-8-1), временно-обязанных крестьян (43-158-181) в 4 верстах. В д. Поздняково госпожи Новиковой временно-обязанных крестьян (51-202-208) в 1 версте. В приходе солдат, солдаток и их детей (0-17-22), мещан (0-5-5), раскольников (0-3-0). Итого за 1862 г. в 179 дворах села Ильино проживало 701 мужского и 774 женского населения.

Приход Спасской церкви в 1893 г. состоял: В селе Ильино крестьян (63-180-221) при церкви. В д. Спас крестьян (31-93-108) в 2 верстах. В д. Поздняково крестьян (61-142-177) в 1 версте. В сельце Гулёво крестьян (65-183-188) в 3 верстах. В приходе солдат и солдаток (21-104-109); раскольников (0-3-2). Итого за 1893 г. в 241 дворе проживало 705 мужского и 805 женского населения.

В 1885 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование 170 руб. на устройство иконостаса. Церковь была взорвана 8 августа 1942 г. Часть кирпича пошла на сооружение взлётной полосы Макаровского аэродрома. Фундамент сохранился. Рядом находилась церковная сторожка. Кладбище было огорожено каменной оградой. Входные ворота кладбища и церковные были кованные. После закрытия Спасской церкви иконостас разобрали, иконы взяли жители близ лежащих деревень. Часть икон использовалась в агитбригадах для сцен на антирелигиозные темы. В 1955 г. на Пасху жители села, Матвей Егорович Кузнецов 80-ти лет, Семён Мосин 60-ти лет и две старушки Жукова и Зайцева организовали на развалинах церкви молебствие и освещение куличей.

Николаевская церковь в селе Русаново (Русимово, Дальнерусаново, Дальнее Русаново). Село располагалось по обе стороны безымянного оврага на котором было три пруда, в которых водились караси и на правой стороне речки Черепеть. Церковь каменная Николая Чудотворца с приделом Димитрия Солунского и Иоанна Милостивого. Дом господский деревянный с плодовитым садом. Село Русаново и деревни Аргуново, Богданино, Исаково, Беляево и Левохино (Леохино) в 1782 г. принадлежали Евдокиму Никитовичу Демидову. В этих селениях в 124 дворах проживало 503 мужского и 506 женского населения. В 1859 г. село значилось горного ведомства при ручье Кузанка в 36 верстах от уездного города Лихвина. В 72 дворах проживало 304 мужского и 294 женского населения.

Николаевская церковь в селе Русаново (Русимово, Дальнерусаново, Дальнее Русаново) построена в 1723 г. стольником Иваном Васильевичем Золотарёвым. Здание каменное с колокольнею и оградою вокруг храма. Обновлена в 1845 г. Престолов три. В настоящей холодной части престол освящен во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. В теплом приделе во имя великомученика Димитрия Солунского, память 26 октября/8 ноября. Во втором холодном приделе во имя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, память 12/25 ноября. Земли при церкви состояло: усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 33 десятины под лесной порослью 3 десятины. Плана и межевой книги не имелось. Расстояние от духовной консистории 50 верст, от местного благочинного 18 верст. Ближайшие церкви: на востоке Казанская в селе Грязново в 8 верстах, на юго-западе Дмитриевская в селе Погост в 5 верстах.

Приход Николаевской церкви в 1862 г. состоял: В селе Русаново помещиц Марии Величковской и Прасковьи Мергасовой временно-обязанных крестьян (84-314-315) при церкви. В д. Аргуново тех же господ крестьян (38-138-159) в 2 верстах. В д. Исаково тех же господ крестьян (18-31-47) в 5 верстах. В д. Беляево тех же господ крестьян (22-107-115) в 5 верстах. В д. Леохино тех же господ крестьян (27-110-111) в 2 верстах. Итого за 1862 г. в 189 дворах проживало 700 мужского и 747 женского населения.

Приход Николаевской церкви в 1893 г. состоял: В селе Русаново мещан (2-2-3), крестьян (121-385-418) при церкви. В д. Аргуново крестьян (53-167-159) в 2 верстах. В д. Исаково крестьян (33-118-119) в 5 верстах. В д. Беляево крестьян (38-115-132) в 5 верстах. В д. Леохино крестьян (36-143-181) в 1 версте. Итого в 283 дворах проживало 928 мужского и 1009 женского пола. В 1865 г. прихожанам было объявлено признательность епархиального начальства за попечение о приходской церкви. В 1891 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование 200 руб. на покупку люстры.

Церковь деревянная Успения Пресвятой Богородицы в древнем селе Ханино, расположенном по обе стороны речки Лошучье, безымянного оврага и на левом берегу речки Черепеть, на которой три пруда, была деревянная. Дом господский деревянный. На речке Лошучье мучная мельница о двух поставах. Лес строевой, берёзовый. В 1782 г. земля принадлежала Дмитрию Михайловичу Рахманову, Прасковье Дмитриевне Насоновой. В 39 дворах проживало 109 мужского и 115 женского населения. В 1859 г. село Ханино значилось горного ведомства при речке Малая Черепетка в 30 верстах от уездного города Лихвина. В 89 дворах проживало 285 мужского и 274 женского населения. В селе находился чугуноплавильный завод, называемый Ханинским.

Первоначальное упоминание об одноглавой Успенской церкви села Ханино относится к 1723 г. Стены были выполнены из дубового леса. Длина здания 28 аршин, ширина 9,5 аршин, настоящая 15 аршин. Алтарь выполнен со скошенными углами. Перестроена Успенская церковь в 1754 г. прихожанами, возобновлена в 1825 г. Здание деревянное с таковой же колокольнею, покрыта железом. Престол освящён во имя Успения Пресвятой Богородицы, память 15/28 августа. В 1838 г. разобрали древнюю галерею и взамен её сделали паперть с трёх сторон. Колокольня построена в 1846 г. Через два года церковь возобновлена с поновлённым иконостасом и усилением стен. Земли при церкви состояло 33 десятины 1765 кв. саженей, неудобной 915 кв. саженей. Всего 34 десятины 210 кв. саженей. Расстояние от духовной консистории 45 верст, от местного благочинного 10 верст. Ближайшие церкви: на востоке Дмитриевская в одноименном селе в 5 верстах, на юго-западе Ильинская в селе Глубокое в 7 верстах. В селе Ханино находилось две школы: земская и школа грамоты. В 1893 г. в них обучалось 92 мальчика и 8 девочек.

Приход Успенской церкви в селе Ханино в 1862 г. состоял: В селе Ханино купцов и мещан (2-4-4), крестьян (88-370-373) при церкви. В д. Колонтаево крестьян (57-241-262) в 2 верстах. В д. Лесова крестьян (15-62-55) в 3 верстах. В приходе военных (0-10-27). Итого за 1862 г. в 162 дворах проживало 687 мужского и 721 женского населения. Приход в 1893 г. состоял: В селе Ханино временно проживающих купцов (1-6-4), мещан (2-3-2), военных (21-91-116), крестьян (146-470-506) при церкви. В д. Колонтаево крестьян (97-301-331) в 2 верстах. В д. Лисова (Лесова) крестьян (17-45-47) в 3 верстах. Итого за 1893 г. в 284 дворах проживало 916 мужского и 1006 женского населения.

На месте разрушенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Ханино был построен магазин, фасад которого выходит на главную площадь посёлка. В 2007 г. за магазином поставлен металлический православный крест в память некогда стоявшей на этом месте Успенской церкви. Сопроводительная надпись гласит: «Этот Крест установлен и освящён на месте разрушенного Свято-Успенского храма в день Покрова Пресвятой Богородицы. 14.10.2007 г.». Чуть поодаль бюст вождя мирового пролетариата В.И. Ленина и две братские могилы советских воинов, погибших при освобождении села Ханино в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Погост находится через парк, на мысу. Старинных захоронений не сохранилось.

Церковь Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленской находится в селе Князь-Михайлово (Никитское. Сицкое, Михайловское). При описании Калужского наместничества в 1782 г. село Никитское и д. Юрово располагались по обе стороны речки Вепринка с двумя прудами. Церковь деревянная Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленской. Дом господский деревянный с плодовитым садом. Деревня Урово (Юрово) на правой стороне Уровского ручья. Земли принадлежали Анне Максимовне Паниной, Федору Александровичу Панину, Егору Александровичу Панину. В 38 дворах проживало 124 мужского и 149 женского населения. По сведениям за 1859 г. село владельческое и находилось при речке Непринка по левую сторону транспортной дороги из Калуги на Одоев в 25 верстах от уездного города Лихвина. В 23 дворах проживало 142 мужского и 160 женского населения.

Одигитриевская церковь построена в 1813 г. помещиком Паниным. Здание крепкое с двумя колокольнями. В 1845 г. церковное здание поновлено. Престолов два. В настоящей холодной престол освящён во имя Богородицы Одигитрии, память 28 июля/10 августа. Над трапезной престол освящён во имя святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, память 9/22 мая и 6/19 декабря. Придел холодный. К церкви принадлежала небольшая каменная церковь на кладбище, построенная в 1836 г. В более поздних клировых ведомостях стоит дата построения 1872 г. Можно предположить, что перестроена или возобновлена крестьянином Соколовым в 1872 г. В ней престол освящён во имя святителя Митрофана Воронежского, память 7/20 августа и 23 ноября/6 декабря. Колокольни не было. В 1884 г. при церкви были открыты богослужебные собеседования с прихожанами о предметах веры и благочестия.

Земли под церковным зданием с площадью было 0,5 десятины, усадебной 2 десятины, пашенной 21 десятина 66 саженей, от упразднённой Троицкой церкви в селе Точна 39 десятин 1700 кв. саженей. Приписную землю причт сдавал в наём по 50 руб. в год. Остальную землю причт села Князь-Михайлово отдавал крестьянам за половину урожая. Расстояние от духовной консистории 40 верст, от местного благочинного 10 верст. Ближайшие церкви: на юго-востоке Успенская в селе Ханино в 5 верстах, на юге Ильинская в селе Глубокое в 7 верстах, на западе Воскресенская в селе Нелюбовское в 9 верстах. В приходе находилась церковно-приходская школа деревянная, на каменном фундаменте. Школа построена в 1891 г. и содержалась на средства священника Крылова. В 1893 г. в ней обучалось 51 мальчик. Другая школа земская, в ней обучалось 40 мальчиков и 1 девочка. В Плешкове находилась школа грамоты. Обучалось 14 мальчиков.

В 1862 г. приход Одигитриевской церкви состоял: В селе Князь-Михайлово проживал гвардии полковник Никита Егорович Панин (1-2-0), при нём дворовых людей (0-23-23), крестьян (26-110-128), мещан (0-2-2) при церкви. В д. Юрово господина Панина крестьян (53-190188) в 1 версте. В д. Плешково того же помещика Панина крестьян (23-93-124). В селе Точна госпожи Засецкой крестьян (21-71-81), госпожи Хлоповой крестьян (18-61-57) в 1 версте. В д. Мосолово господина Муромцева крестьян (18-56-68) в 3 верстах. Итого за 1862 г. в 161 дворе проживало 608 мужского и 671 женского населения.

Приход в 1893 г. состоял: В селе Князь-Михайлово крестьян (49-148-165) при церкви. В д. Юрово крестьян (84-275-283) в 1,5 верстах. В д. Точна крестьян (52-149-162) в 1,5 верстах. В д. Масолово крестьян (32-85-99) в 3 верстах. В д. Ерошевка крестьян (20-51-65) в 3 верстах. В д. Плешково крестьян (39-117-118) в 6 верстах. В приходе духовного звания (4-13-10), мещан (1-1-4). Итого за 1893 г. в 281 дворе проживало 839 мужского и 906 женского населения. При сопоставлении таблиц прихода за разные годы бросается разница расстояния до церкви.

На современных картах посёлок именуется Красное Михайлово вместо Князь-Михайлово. Здание Одигитриевской церкви разобрано в послевоенные годы. Кирпич пошёл в хозяйство. Житель села Николай Васильевич Карасёв разбирал фундамент церкви для строительства местного сырзавода. Место, где стояла Одигитриевская церковь поросло кустарниками и деревьями. Рядом сохранился вековой дуб, а на центральной улице барская усадьба. Здание о двух этажах, стоит без окон и дверей. За усадьбой старинный парк. Через дорогу от парка засохшая ёлка, ветви которой наверху образуют чашу. Среди жителей ходит легенда, что барин села Князь-Михайлово любил пить чай, удобно расположившись в кроне ветвистой ёлки. Рядом со зданием сельского правления сохранился бюст вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. У въезда в село с левой стороны находится погост. Из архивных источников известно, что на погосте была часовня для отпевания умерших. Местные жители помнят про неё. Располагалась в конце погоста на мысу. Место сохранилось и хорошо просматривается по канавам от выбранного фундамента. Рядом находятся несколько надгробий XIX века. Сохранилось около трёхсот могил, в основном за последние 50 лет.

Вот такой церковный мир окружал жителей деревни Кошелёвка. В какие из этих церквей ходили представители рода Суворовых, - неизвестно, но по тем традициям, который автор застал в 50-60-е годы XX века, вероятнее всего, предпочтения отдавались ближайшим церквям, особенно в тех сёлах, в которых одновременно с престольными праздниками проводились ярмарки. Так как деревня Волки, из которой родом Анисья Сергеевна Суворова (Иванова), жена Ивана Егоровича Суворова, мать моего отца Сергея Ивановича Суворова и моя родная бабушка рода Суворовых, входила в 1893 году в приход Николаевской церкви в селе Никольское, то весьма вероятно, что именно в этом селе они встретились.

Вероятно, юный Ваня Суворов посещал церковно-приходскую школу в селе Никольском, но автору неизвестно сколько, когда и как он там учился. Вот почему в роду Суворовых в глубинах наследственной родовой памяти сохранились традиции, обычаи и обряды ветхозаветной старины, древней крестьянской природно-языческой веры и верований, ровное отношение к господствующей религии и святая надежда, вера и любовь на свои собственные силы, умения, жизненный опыт и естественные ведические знания, постигнутые в многообразном труде и жизни. Мой отец, Сергей Иванович Суворов, говорил, что тоже учил «закон Божий, молитвы и церковные песнопения», но они не закрепились в нём в качестве элементов веры, потому что он свято хранил в памяти слова своего отца, моего деда, Ивана Егоровича Суворова: «На Бога надейся, а сам не плошай. Думай, прежде чем что-то сказать и считай, прежде чем что-то сделать».

На картинке: 1900. Калужская губерния. Лихвинский уезд. Деревня Кошелёвка в окружении ближайших сёл, в которых были церкви. Карта Калужской губернии 1910 года. Только в ближайшем селе Никольское при Никольской церкви была церковно-приходская школа. В селе Нелюбовское была церковно-приходская и земская школы. В селе Плешково работала некоторое время школа грамотности. Как правило, инициатива создания церковных начальных школ в сёлах зависела от благосостояния местного населения и личной настойчивости священников прихода. Тем не менее, православная вера и церковь во второй половине XIX – начале XX века продолжала оставаться основой общепринятых традиций народной жизни населения России от центра до самых её глубин и окраин.


Рецензии