1900. Начальное образование в России

Итак, 13-летний Василий Никитович Максимов и 11 летний Иван Егорович Суворов в 1900 году, один точно, а другой, вероятно, учились в церковно-приходских школах. Несомненно, Вася Максимов учился, как говорится, профессионально, потому что поступил в Оренбургскую регентскую двухклассную четырёхгодичную церковно-приходскую школу, возможно, без вступительных экзаменов, как «протеже» епископа Иринея, а Ваня Суворов посещал одноклассную двухгодичную церковно-приходскую школу, возможно, в селе Никольское Лихвинского уезда Калужской губернии, эпизодически, по случаю, нерегулярно. При этом, как показала дальнейшая история рода Суворовых, Ваня Суворов, став взрослым, сделал всё от него зависящее, чтобы его старший сын, Сергей Иванович Суворов, получил не только начальное, но среднее и профессионально-техническое образование, то есть «вышел в люди» образованным человеком. «Выйти в люди» – так в конце XIX – начале XX века называлась самостоятельная жизнь и работа молодого человека без вспомоществования родителей.

О том, как учился или мог учиться юный Ваня Суворов в церковно-приходской школе или школе грамотности, автор поведает цитатным изложением работы Александра Сергеевича Воловского «Организация учебно- воспитательного процесса в церковно-приходских школах конца XIX – начала XX века по материалам Тульской и Калужской губерний» (УДК 371.2 Тула. Тульский государственный университет).

Первым параграфом «Правил о церковно-приходских школах» установлено, что «Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания». Вот почему эти школы для вольнолюбивых, остроумных, насмешливых, своенравных крестьянских детей были скорее местом продолжения их уличных игр и забав, нежели местом получения каких-либо глубоких знаний.

Объём преподаваемых знаний был определён ещё в Положении о начальных народных училищах от 25 мая 1874 года, но в 1886 году Священный Синод утвердил новые «Программы учебных предметов для церковно-приходских школ», они действовали с 1887-го по 1903 учебный год. В 1903 году будут изданы новые Программы сроком на 6 лет (1903/1904 – 1909/1910 гг.). Начальное образование издревле считалось основой, определяющей последующее развитие, образование и воспитания человека, его дальнейшее духовное развитие как личности. Те знания, умения и навыки, которые преподаются в начальной школе, остаются у ребёнка на всю жизнь, потому что только в систематических учебных занятиях у ребёнка формируется и развивается наблюдательность, мышление и речь, любознательность и учебный жизненный опыт.

В период учёбы в начальной школе у ребёнка закладывались основы социально-нравственного развития – усидчивость, терпимость, дисциплинированность, уважение к старшим, честность, правдивость, гуманность, привычка к труду, сознательное отношение к учебе и т. д. От того, как была заложена основа умственного развития в начальной школе, во многом зависела судьба личности человека. Это понимали и принимали жители сёл, посёлков и городов, но в глухих и мелких деревнях господствовала стародавняя система домашнего образования и воспитания, основанная на традициях «Домостроя». Вот почему программы домашнего и светско-духовного обучения детей, мягко говоря, разнились.

В соответствии с Программой для церковно-приходских школ 1874 года основными учебными предметами были: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение (грамота), русский язык, счисление (арифметика) и чистописание. Так как в этих школах, как правило, иногда занятия вёл приходской священник местной церкви, то преподавателями часто были псаломщики, пономари (помощники священника) или различные грамотные люди (приглашённые или нанятые светские учителя), а также дети священника, окончившие духовные училища. Из 650 церковно-приходских, светских начальных школ и школ грамотности в Калужской губернии только несколько церковно-приходских школ можно было назвать образцово-показательными. Остальные работали и учили так, как сказано А.С. Пушкиным в гл.1, строфа 5 (1825) «Евгения Онегина»: «...люди, которые... хвалятся своею ученостью... оказываются на деле очень плохими учениками... Мнимые великие ученые могут сказать о себе, если будут откровенны: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь».

Естественно основным изучаемым предметом в церковно-приходских школах был Закон Божий. В Инструкции для церковно-приходских школ, утверждённой архиепископом Тульским и Белевским Никандром 14 июня 1885 года определялось содержание курса всех учебных предметов. Так, после прохождения курса Закона Божьего ученики должны были знать наизусть и уметь объяснять содержание и отдельные слова (понятия) важнейших православных молитв, последовательно излагать основным события Священной истории Церкви, Ветхого и Нового Заветов, понимать смысл и значение главных православных праздников.

Следующим основным предметом был русский язык (ему и Закону Божьему уделялось 7 часов в неделю). По русскому языку ученик должен был на экзамене уметь бегло читать светские и церковные книги, понимать и устно излагать своими словами смысл и содержание прочитанного текста. Особенно сложным для детей было чтение на церковно-славянском языке какого-либо отрывка из евангелия или иной богослужебной книги. Экзамен по письменному русскому языку должен был выявить умение ученика «чётко, скорописью (средней скорости) и притом без пропусков и искажения слов (без ошибок)» воспроизвести в письменном виде диктуемый экзаменатором текст. При этом особо отмечалось умение ученика правильно отделять члены предложения и сами предложения знаками препинания.

По счислению (арифметике) от ученика требовалось знать и уметь применять четыре действия над целыми числами (сложение, вычитание, умножение и деление) и умение применять эти действия в жизненной практике, то есть при решении несложных математических задач. Также ученики должны были чётко знать и применять системные меры: длины, веса, времени, сыпучих и жидких веществ, монет. Счислению (арифметике) по программе курса обучения уделялось 6 часов в неделю.

Практическое большинство церковно-приходских школ и школ грамотности в Калужской губернии были одноклассные с двухгодичным или трёхгодичным курсом обучения. Главным для крестьянского и городского населения тогдашней губернии было умение читать, писать и считать, а умение «петь по-церковному» относилось в народном мнении к некоему сакральному знанию или искусству, которое, конечно, благостно пленяло во время церковных служб, но совсем не нужно было в простой обыденной жизни. В жизни крестьяне пели либо стародавние обрядовые народные песни, либо частушки. Также до глубин народного сознания доходили русские народные песни, как правило, бунтарские или каторжные и романсы (любовные песни).

Предмет «церковное пение» включал в себя изучение певческого искусства и разучивание «исключительно церковных, религиозных и патриотических» песнопений. Каждый день не менее получаса ученики должны были петь гимн Российской империи и какие-либо псалмы-песнопения. В первый год обучения все песнопения разучивались с голоса священника или псаломщика. В конце учебного года после хорового исполнения несколько простых молитвенных песнопений, преподавались простейшие гаммы церковного лада. Во второй год обучения ученики уже пели в хоре церкви, знакомились с пением по нотным книгам. Вместе с учениками в церковных спевках принимали участие и взрослые прихожане, таким образом, вспоминая своё учение и умение петь церковным пением.

В двухклассных церковно-приходских школах в программу обучения добавлялись предметы: начальные сведения из истории Церкви и Отечества. Кроме этого в двухклассных школах преподавали географию, давали сведения о климате и природе Российской империи, рассказывали о расположении и достопримечательностях наиболее значительных городов России.

Учебный год в большинстве церковно-приходских школ России начинался в середине сентября или даже в октябре, потому что все крестьяне, от мала до велика, участвовали в уборке  урожая и заготовке всего необходимого к зиме. Учебный год заканчивался в апреле-мае, обычно до Пасхи, потому что в это время уже надо было пахать и сеять. Выпускные классы в образцово-показательных школах занимались вплоть до лета.

Учебный день в любой начальной школе, особенно в церковно-приходской, начинался с обязательной утренней молитвы в присутствии всех учеников. Утренние молитвы читались при зажжённой лампаде или свече дежурным учеником или ученицей, либо произносились речитативом всем классом, при этом обязательно пелись молитвы за русского царя. Вечерние молитвы читались лишь в тех школах, в которых были ночлежные приюты или общежития учеников, в иных – после уроков, но чаще всего на прощание ученикам только внушалась обязанность чтения молитв перед сном.

В воскресные, праздничные и религиозно-праздничные дни всем ученикам школ нужно было присутствовать в церквях на богослужении, кроме учеников из отдалённых деревень и поселений. Во время Великого поста все учащиеся должны были «неопустительно исполнять христианский долг исповеди и Святого Причастия». Увы, как показывает статистика и отчёты о деятельности церковно-приходских школ, уровень христианской нравственности у крестьянских детей был недостаточно высоким и своеобразным, - практическим и прагматическим: в начальных школах имело место хулиганство, сквернословие и воровство. «Очень трудно было отучить крестьянских детей от сквернословия и приучить их к вежливости и чистоплотности, особенно на первых порах поступления их в школу» (из отчёта учителя начальной школы).

Некоторые образцово-показательные и наиболее обеспеченные церковно-приходские школы в летнее время организовывали для учащихся паломнические поездки по святым местам: в Троице Сергиеву Лавру, Тихонову Пустынь, на Куликово поле для служения панихиды по павшим воинам. Однако большинство крестьянских семей из отдалённых и глухих деревень были слишком бедны, чтобы обеспечить своих чад необходимыми для этих поездок средствами жизнеобеспечения, поэтому в некоторых школах принимались меры (попытки) обеспечения детей из таких семей одеждой и пропитанием.

Для детей из отдалённых деревень устраивались ночлежные приюты и общежития, причём их деятельность и содержание целиком зависело от частных благотворителей, например, родители более обеспеченных учащихся, чтобы их чад не обижали в школах. В неурожайные 1891 и 1892 годы на пожертвования частных благотворителей и Красного Креста при начальных школах были организованы столовые для крестьянских детей. Кстати, по словам моего отца, Сергея Ивановича Суворова, в школу ученикам тогда родители давали на весь учебный день две-три сладких репы, два варёных яйца, одну луковицу и краюху хлеба, которую натирали солью и поливали чуть-чуть подсолнечным маслом. Всё это запивали водой из колодца.

В церковно-приходских школах также велась внеклассная учебно-воспитательная работа: чтения, хоровое пение, показ «световых картин», игра на музыкальных инструментах, детские игры и познавательные прогулки, работа на пришкольных огородных и садовых участках. Иногда на школьных чтениях-представлениях участвовали родители учеников и «местная духовная и светская интеллигенция». В некоторых школах Тульской губернии, например, устраивались рождественские ёлки с раздачей подарков ученикам. С 1895 по 1904 годы в Туле устраивались большие школьные праздники по окончании учебного года: литургия в Кафедральном соборе, чтения в зале Дворянского собрания и раздача наград особо отличившимся ученикам-выпускникам.

И всё же, несмотря на то, что церковно-приходские и воскресные школы «есть простое орудие Церкви, подготовительное вероисповедное учреждение, сущность, цели и задачи которого – миссионерские» (мнение известного российского педагога и психолога конца XIX – начала XX века П.Ф. Каптерев), церковно-приходские и земские школы оказали существенное влияние на просвещение крестьянского населения Российской Империи, на повышение базовой грамотности населения, а многие выпускники этих школ впоследствии стали известными людьми, например, знаменитый русский художник В.И. Суриков, учёный-физик Л.В. Киренский, великая русская певица Л.А. Русланова, советские маршалы Красной Армии В.К. Блюхер и А.М. Василевский.

Начальное образование обоих дедушек автора в силу жизненных обстоятельств было разным: Иван Егорович Суворов, как говорится, «с грехом пополам» окончил (может быть, даже не окончил) одноклассную двухгодичную церковно-приходскую школу, вероятно, в селе Никольское Лихвинского уезда Калужской губернии, и продолжил свою крестьянскую жизнь и судьбу в деревне Кошелёвка и ближайшей округе мастером-шорником, скорняком и кожевенником, сапожником и краснодеревщиком. Василий Никитович Максимов продолжил своё начальное образование почти профессионально, то есть целеустремлённо, наполнено и качественно в Оренбургской регентской двухклассной четырёхгодичной церковно-приходской школе, по окончании которой в 1904 году вышел настоящим и талантливым псаломщиком и продолжил свою светско- духовную жизнь, образование и возвышение до сана священника, протоиерея и священномученика. Именно такое начальное образование и воспитание определило дальнейшую судьбу и жизнь этих юных родоначальников рода Суворовых-Максимовых.

На картинке: 1900. Церковно-приходская школа Свято-Вознесенского храма села Авдотьино Ковровского уезда Владимирской губернии (с 1920 г. Камешково) во время паломничества в Суздаль (фотоснимок 12 июня 1911 года). Типичный состав учеников и учителей школы. Если приглядеться, то видны различия в их облике, приметы их социального положения и благополучия, а также обычного традиционного народного домашнего воспитания (облик, одежда, обувь, позы, выражение лиц).


Рецензии