Некоторые причины развала СССР

   Я никогда не любил политику, тем более политиков, и считал, что политика и порядочность явления несовместимые. Всегда мало интересовался политической жизнью, как прошлой, так и настоящей. Воспринимал существующие жизненные обстоятельства, с их достоинствами и недостатками, как должные.

   Вся моя профессиональная жизнь состояла из чередующихся учёбы и работы. Интересовали меня, в основном, научно-технические вопросы, остальные были как бы сопутствующие. Существующие идеологию, государственную и политическую системы считал устоявшимися, и никогда не думал об их изменении.

   Поэтому, когда всё это в одночасье рухнуло, был в недоумении, как же это произошло, и почему народ в своей массе не вступился за социалистический строй. Ведь все собрания, праздничные демонстрации, любые массовые мероприятия проходили под социалистическими лозунгами. Даже научные статьи, доклады, конференции и тому подобные мероприятия начинались с ссылки на решения партии и правительства.

   Значительно позже, уже на пенсии, когда было достаточно времени подумать о прожитом, я понял, что нашу тогдашнею жизнь, в какой-то степени, можно сравнить с «финансовой пирамидой» (например, типа «МММ» - была такая), которая в принципе не могла продолжаться долго и в определенный момент должна была рухнуть.
 
   Я не собираюсь делать глобальный анализ происшедшего. Для этого есть люди более профессиональные -  историки, экономисты, политологи и многочисленные любители в этом покопаться. Я просто хочу рассказать о некоторых фактах двуличности жизни в социалистическую эпоху, на словах провозглашавшую равенство и братство, а в действительности имевшую значительные различия, которые в немалой степени могли повлиять на распад существовавшего уклада.
 
   Последние десятилетия своей активной жизни я работал начальником лаборатории в НИИ и одновременно преподавал на выпускном 5-м курсе Ленинградского института авиационного приборостроения. Одни из моих учеников в последующем достигли определённого административного положения в промышленности (один из них даже стал директором моего НИИ), другие стали работниками научно-промышленных отделов райкомов и горкомов партии.

   И вот, от своих бывших студентов я узнал, что в райкомах, горкомах и т.п. партийных органах существовала двойная система зарплаты. Одну зарплату, бывшую на уровне промышленных предприятий, работники получали в кассе, расписываясь в соответствующей ведомости, а другую, часто больше основной, в закрытом конверте. Для разного рода учёта и статистики значилась только первая часть. Кроме того у них были привилегированные дома отдыха, санатории, поликлиники, больницы, более быстрые очереди на жильё и др. привилегии.
 
   Кое-чего из этого я узнал и по собственному опыту. В мою бытность был в нашем НИИ зав каким-то складом, ничем не приметный мужичок, из рабочих. И, когда подошёл срок его ухода на пенсию, он получил персональную пенсию. Сперва «местного», затем переросшую в «республиканского» и «союзного» значения. Причиной этого был его большой стаж, даже не на каких-то ответственных должностях, а просто пребывания в партии.

   Когда этот товарищ чем-то заболел, то попал в привилегированную больницу им. Свердлова, расположенную на Литейном проспекте, недалеко от Невского. Посетившие его товарищи рассказывали о том, какие там уютные палаты всего на несколько человек, как вкусно кормят, и в столовой на каждом столике стоит вазочка с красной икрой.

   Я, в связи со своим отнюдь не богатырским здоровьем, частенько лежал в различных городских больницах: им. 25 Октября, им. Коняшина, им. Мечникова и др. и мог с чем сравнивать. Так вот, палаты в них были на большое количество человек, не ухоженные и не уютные, а кормили так, что в горло не лезло, и больные питались, в основном, тем, что приносили родные. А однажды, когда мне делали операцию по поводу паховой грыжи, под местным наркозом, я слышал, как врачи опасались, чтобы на живот с потолка не свалилась штукатурка.

   О праздничных демонстрациях трудящихся 1-го мая и 7-го ноября, которые были не совсем добровольными. Ответственным был обычно начальник подразделения, который проводил собеседования со своими сотрудниками. Официально освобождались только имеющие объективные причины (женщины с маленькими детьми, живущие за городом и т.п.). Остальные предупреждались о возможных административных последствиях, в случае неявки на демонстрацию.

   Хочу отметить, что для рабочих подразделений (заводских цехов и т.п.) требования были менее жесткими, т.к. многие из них могли и послать куда подальше. Им, за исключением активов, терять было нечего.

   Носители плакатов и их сменщики распределялись заранее. На плакатах были, в основном, члены Политбюро, причём в лицо все знали только Генсека. Как звали остальных, и какова была их государственная роль, подавляющее большинство людей не имело даже представления. После прохождения Дворцовой площади все эти плакаты выкидывались.

   Немного о системе планирования. НИИ, в котором я работал, был «отраслевым», т.е. курировал определённое направление в министерстве, и составлял долгосрочные планы развития определённой группы промышленных предприятий. Планы эти составлялись не из объективных возможностей данных предприятий, а из требуемых свыше конечных результатов, хотя все отлично понимали их несбыточность.

   Да что и говорить об отраслевых планах, когда утверждение Генсека (Хрущева) о том, что через двадцать лет наступит коммунизм, никто в стране не посмел оспорить. И это при наличии в стране огромного количества НИИ, университетов и академий в области экономики. Хотя не только специалисты-экономисты, но и все просто здравомыслящие люди, обладающие элементарными знаниями в области статистики и математики, понимали, что этого не будет.

   Получалось, как в сказке Андерсена про голого короля. Все видели, что он голый, но восхищались его одеждой, пока какой-то мальчик не сказал правду, которая в конечном итоге должна была открыться.

   Я рассказал всё это, отнюдь, не с целью злопыхательства и опорочивания того времени. Ведь это было время моего поколения, в котором было и немало хорошего. Да и как поётся в одной известной песне, что времена не выбирают. Я просто хотел, не обобщая весь комплекс вопросов, приведших к развалу страны, указать на некоторые отрицательные факторы, которые я мог видеть со своего положения, способствующие этому развалу.   
   


Рецензии
Одна из моих статей, в которой я пытался проанализировать причины застоя, приведшему к развалу страны называется "К чему пришел М.С. Горбачев"

Артем Кресин   25.01.2024 12:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.