Жизнь мамы. Глава 5

Глава 5. Учеба в Москве в техникуме.
Когда я закончила семь классов, у нас в школе был выпускной и учитель истории Иван Васильевич Шибаев, уроки которого мне очень нравились, спросил меня и одноклассницу Шурку Ершову, куда мы собираемся идти дальше учиться. Я сказала, что пойду в техникум, а Шурка (она училась на тройки) сказала, что пойдет в восьмой класс. Он сказал:
-Вам надо поменяться, Рае пойти в восьмой класс, а тебе, Шура, в техникум.
Но мне надо было получать специальность, потому что рассчитывать я могла только на себя, больной маме надо было поднимать еще двоих детей.
  Училась я хорошо, особенно мне нравились математика и история. Я сказала маме: хочу поступать только в Москву в механический техникум. Мама ответила, что механический техникум есть в Волгограде, а если хочешь в Москву, иди в пищевой. Так мы наголодались за годы войны, что хотелось, чтобы дочка наелась. И я послушалась – поступила в техникум мясной и молочной промышленности в Москве, потому что мне очень хотелось поехать именно в столицу.
Учились и жили весело. Много бегали по театрам,особенно любили Большой театр. Входной билет в Большой стоил 20 рублей- столько же, сколько батон. Мы становились на самом верхнем пятом левом  ярусе, смотрели 1 акт и заодно высматривали, где есть свободные места – напротив, в правой ложе бельетажа. Потом, обойдя зазевавшихся смотрительниц, попадали в ложу бельетажа и дальше смотрели оперу или балет, уже стоя над самой сценой.  А оперные певцы, как правило, стояли у левого края сцены и было так хорошо все видно, что у поющего Лемешева на шее был виден шрам. Группа делилась на две части – лемешистки и козловитянки. У них иногда даже случались драки между собой, но я в них участия не принимала, все-таки представление меня занимало больше. Это было так красиво в те трудные послевоенные годы, после страшной войны, где мы конечно не видели такой красоты. А здесь – опера, балет, костюмы, ты словно попадал в сказку.
После спектакля ехали на метро до Сокольников, потом 20 минут на трамвае, потом еще 20 минут пешком. Жили в селе Богородском в двухэтажном бараке. Рядом был лес, там играли в волейбол, гуляли.  Девчонок в комнате было четверо, питались вместе по двое. Я подружилась с Галкой Парфеновой,вместе с ней питалась, бегала по театрам. В это время продукты выдавали еще по карточкам. И вот в ноябре 1947 года у нас случилась беда – украли продуктовые карточки и сумку с продуктами, которая стояла под кроватью. Это была настоящая катастрофа, т.к. в магазинах ничего нельзя было купить, все было по карточкам. И есть было нечего.
  Я поехала к дяде Коле и он дал мне мешок картошки, который помог нам продержаться месяц. Я переночевала у них, а утром, когда заправляла кровать, дядя Коля пришел, сдернул одеяло и сказал:
-Не так, остались складки, заправляй лучше.
И когда они с тетей Олей предложили мне «Останься, поживи у нас», я поблагодарила их и поехала в общагу, я была слишком свободолюбива.
Жили в основном на жареной картошке. А 14 декабря 1947 года отменили карточки. Мама прислала денег и мы с Галкой сбежали с уроков и пошли гулять. Гуляли по  Москве, радовались жизни, можно было зайти в магазин, купить свежайший батон, тут же съесть его. Это было такое счастье. Мы сразу купили два стакана манки, подсолнечного масла, сварили целый котелок каши и съели его с маслом целиком. Как долго я не могла потом смотреть на манную кашу, так объелась ее.
А на следующий день учительница математики спросила меня:
- Кальянова, а где же вы были вчера?
- Гуляли.
-Где?
-На площади Маяковского.
-Вот видите, ребята, мы с вами изучали площади, а они гуляли по площадям. Ну, иди к доске и решай задачу, вычисляй площадь фигуры.
Я справилась с заданием, потому что любила математику.
И все посмеялись, потому что никто не был прогульщиком, учились хорошо.
В 1947 году мы с девчонками - однокурсницами участвовали в параде физкультурников, посвященном 7 ноября. Нам дали одинаковые белые водолазки и мы прошли строем по Красной площади. На трибуне стоял Сталин в окружении правительственных чиновников, улыбался и махал нам рукой.  В письме к маме я описала свое воодушевление и восторг от того, что увидела вождя.
Насколько велика была власть этого человека, можно понять из воспоминаний сына Константина Симонова. Начало парада на Красной площади, посвященного Дню Победы. И вот войска стоят в полной боевой готовности, ждут только сигнала от вождя. А вождь повернулся к кому-то из Политбюро и беседует с ним. Стрелка часов уже перескочила назначенное время, все замерли в ожидании начала парада. Казалось, что вместе с войсками замерла вся страна. И вот наконец Сталин поворачивается, машет рукой и начинается парад.   
Два раза в год на каникулы я ездила домой к маме в Сталинград. Поезда были общие и,  лежа на второй полке, в прорезь можно было видеть человека, лежащего в соседнем купе и даже переговариваться с ним.
Вспоминается, как при подъезде к Москве в поезде включали радио и объявляли: «Поезд подъезжает к столице нашей Родины- городу-герою Москве» и сердце переполняла гордость.
Во время учебы в техникуме дважды ездили на практику. На третьем курсе в Иваново, на четвертом – в Нальчик. В Иваново на мясокомбинате нас очень хорошо кормили. Во всех цехах стояли котлы и там всегда варилось мясо, можно было есть досыта, но с собой не давали.
Однажды мы с девчонками увидели там теленка с таким грустными глазами, что решили его спасти. Но нам удалось довести его только до ворот проходной.
В Нальчике на мясокомбинате работали ребята-кавказцы. А я была веселая и любила орать песни. И вот мы как-то ехали на машине, орали песни, шумели. И мне потом один из парней сказал: ты смотри, себя так не веди. Кавказским девушкам нельзя так вести себя. Они приняли меня за свою.
Мы работали в убойном цехе, а молодые ребята из колбасного цеха притаскивали нам колбасу, которую  привязывали на талию под халат или прятали за шиворот. Поэтому на четвертом курсе мы уже не так сильно голодали.
Но тогда уже я поняла, что мне не хочется в дальнейшем работать на мясокомбинате и подкармливаться таким образом, таскать колбасу под юбкой.
Девчонок в то время не тянуло так сильно к парням, они не вешались на них. Все дружили, веселились вместе, но не было желания тут же лечь в постель.
В техникуме я не пропускала ни одного вечера. И вот однажды я спрашиваю девчонку-соседку, собираясь на вечер
-А ты почему не идешь?
А мне не в чем, - отвечает она.
-Да у тебя же есть платье.
- А я в нем уже была.
Мне это было удивительно, потому что у меня тоже было одно выходное платье, но мне хотелось не показать себя, а повеселиться, потанцевать.
Однажды был интересный случай. Нас с девчонками пригласили на танцы в институт мясо-молочной промышленности. Дело было зимой, был сильный мороз. У меня была модная шапочка с рожками, но уши она не закрывала. И вот за время дороги я так сильно отморозила уши, что мочки у меня отвисли чуть ли не до плеч. И вид был конечно, смешной. Но мне это не помешало веселиться, танцевать и с вечера я не убежала.
Не было и большого желания выйти замуж, зацепиться за Москву, как многие мечтают сейчас. Хотя было несколько знакомых парней, которые звали меня замуж.
Однажды мы с Галкой Парфеновой в Большом театре познакомились с парнем из Московского института иностранных языков. После спектакля он проводил нас до метро, расспросил, где мы учимся. Мы сказали, что учимся на втором курсе Московского авиационного института. Перед расставанием он спросил, как с нами встретиться. Мы адрес ему, конечно, не дали, сказали, чтобы писал до востребования на почту.  Парень (его звали Манасыпов Сергей) сказал, что фамилию Кальянова ему трудно запомнить, Парфенова легче. Потом мы с Галкой разругались и я решила, что писем больше не увижу. И вдруг неожиданно приходит приглашение на вечер в Московский институт иностранных языков. Сергей сказал, что надо взять с собой паспорт. После вечера мы погуляли по Москве, но провожать себя я не разрешала. Потом он несколько раз присылал мне билеты в театр и мы подружились, часто гуляли по Москве.
И вот однажды весной на 4-ом курсе, когда мы писали диплом, вдруг Галка Парфенова говорит: «Смотри, кто к тебе идет».
Я выглядываю в окно и вижу Сергея Манасыпова. Я выскочила на улицу и очень возмущенно спросила:
- Кто тебе разрешил приходить? Откуда ты взял адрес?
- Это же просто. Ты приходила на вечер с паспортом, я списал паспортные данные и по ним узнал адрес.
-Зачем ты пришел? Я тебе не разрешала.
-Но меня отправляют служить в Германию, и я хочу предложить тебе руку и сердце.
А надо сказать, что в те времена на службу за границей предпочтительно брали женатых,но у меня в те годы и мысли не было о женитьбе.
-Нет, уходи, я не собираюсь замуж.
И я отправила его восвояси.
Зимой самой большой радостью для нас был каток. Чаще мы ездили в Сокольники, где заливались все аллеи парка, это был огромный каток. До сих пор помню, какое это было удовольствие. Небольшой морозец, часто снежок, горят фонари и играет музыка:
«Вьется легкий вечерний снежок,
Голубые мерцают огни,
И звенит под ногами каток,
Словно в давние школьные дни.
Вот ты мчишься туда, где огни.
Я зову, но тебя уже нет!
«Догони! Догони!»-
Ты лукаво кричишь мне в ответ»
И вот в такой веселой обстановке  меня догнал паренек. Мы познакомились, его звали Николай, несколько раз встречались на катке. Как-то мы катаемся  и он вдруг мне говорит:
-Давай поженимся. Я работаю на заводе, живу в общежитии, но скоро мне дадут комнату.
- Нет, я не хочу замуж. Мне надо окончить техникум, получить специальность.
Но он настаивал:
- Ну давай поженимся, ну давай.
-Нет, я не готова.
И тогда он очень трагически произнес:
-Конечно, вы, студентки, плохо относитесь к рабочим.
А мне было немного смешно и я сказала девчонкам: «Все, он мне надоел».
После нашей последней встречи на катке он провожал меня и, пытаясь вскочить на подножку трамвая, все спрашивал:
- Ну когда мы встретимся? Ну когда?
А я его отталкиваю от подножки:
-Приеду на каток и встретимся.
И он трагично сказал:
-Это значит-никогда.
Мне было немного смешно, но так оно и получилось.
Так что несмотря на довольно взрослый возраст (в 1951 году мне было уже 20 лет) не было большой тяги к мужчинам и не хотелось  замуж. Видимо, эта энергия уходила на театры, спорт, катание на коньках и оттуда же приходили эндорфины. К тому же, я четко понимала, для чего я приехала в Москву. Я хотела получить образование и стать самостоятельным, независимым ни от кого человеком.
http://proza.ru/2020/06/23/1639


Рецензии