Малесенький

Мы не можем предвидеть будущее в подробностях и деталях, но всмотреться в прошлое можем. Хотя и оно уходит и тает в дымке забвения.

У меня всегда было какое-то странное любопытство к тому, что было давно. Даже ребенком я все время расспрашивала дедушку, а как они раньше жили, когда меня НА СВЕТЕ НЕ БЫЛО?

Дедушка мне терпеливо рассказывал, как на земле работали, как торговали, как воевали, как от волков отбивались, как в ночном, услышав тревожное ржание коней, пошел он взглянуть, что с ними, и столкнулся с медведем, и так испугался, что просто взлетел на высокий стог сена без всякой помощи, а потом слезть не мог. Старший брат снял его, а друзья смеялись.

- Плохие у тебя были друзья, - сочувствовала я дедушке.

Приставала я и к своему отцу с похожими вопросами. И вот однажды на сенокосе во время вечернего отдыха у костра мне папа стал рассказывать про своего дедушку. С удивлением я узнала, что у моего рослого и красивого отца был маленький дедушка. Меньше полутора метров ростом. Метр сорок пять - это почти карлик. И кличка у него была - Малесенький.

Жизнь моего прадеда была трудной. Он родился без отца, а к таким деткам относились тогда презрительно. Мать у него умерла очень рано, а присмотрел его дядя - мамин брат. Он очень любил и жалел этого одинокого ребенка. А тот крошечный - а сила в нем была необычная. Любая крестьянская работа была ему по плечу. Одна беда - бедный был, мал росточком, и сватался к девушкам в деревне, да никто за него не шел.

Когда Максим - так его звали - услышал о переселении в дальние края - он решился на переезд. Но брали только женатых, а еще нужно было иметь корову. Корову ему дядя дал, а вот где взять жену?

Папа говорил, что поехал Максим на рынок в Полтаву и стал ходить и спрашивать, а нет ли совсем бедной девушки, которая бы могла стать ему женой. И ему указали на такую. Полную сироту, которая кормилась тем, что скупала турецкие товары и носила по деревням. А чтобы её не обижали, ходила грязная, неухоженная. Жила впроголодь.

Подошел к ней мой прадед и посватался. А она почти в два раза выше его была.Но Максима природа наградила русым и кудрявым чубом и прекрасными голубыми глазами.

- Вылитый Херувим - ангел по виду.

И дала свое согласие эта Мария и пошла под венец. И повенчались они. Пошли сюда - на Дальний Восток. Преодолели  этот страшный путь, получили землю и стали так работать, что через два года дом построили, хозяйство завели. Родилось у них семеро ребятишек. Пятеро выросли, а двоих они потеряли. Тогда плохое было медицинское обслуживание. Дети все были рослыми.

- Он был готов к насмешкам, а если его донимали - он дрался. Не только руками, но и головой. Налетал на обидчика и так дрался, что даже огромный детина отступал перед его напором. Однажды в драке с него сорвали всю одежду. И как ему до дому добраться? Он нашел выход. Обмазался грязью и пошел прямо по улице домой.

- Ты кто? - спросил его маленький мальчик.

- Я- боров. Хрю-хрю!

Максим любил своих детей, но когда у него появились внуки, он просто границ не знал, проявляя о них заботу. Он и игрушки выпиливал, и качели им ставил, и горки зимние устраивал, и санки деревянные легонькие делал для них. А сколько он знал историй про рыб, птиц, коней и про все на свете. С ним было всем тепло.

Папа всегда смахивал скупую слезу мужскую, всегда глубоко вздыхал, когда говорил о страшном испытании - голодоморе в амурских краях. Когда отняли все у крестьянства и оставили им пустые амбары, когда согнали с подворий и обобществили и коровок, и курочек, и коз, и овец, а крестьянам оставили одну дорогу - смерть от голода.

Малесенький дедушка стал спасать своих внуков. Он раскапывал норки сусликов и их запасы делил между внучатами. Он по снегу ходил в дальний орешник и находил орехи и нес внукам своим. Он вьюнов ловил в болотах и нес внукам. Он ставил силки на птиц. Он кору снимал с березы и липы и варил отвары и поил ими внуков. Он долбил землю и копал корни трав горьковатые на вкус и заставлял внуков есть их. Никому не дал умереть голодной смертью. Все внуки уцелели. Не уцелел только он сам. Он тихо умер во сне от истощения. Фактически от голода.

Мой предок. Тот, который пронес свечу жизни сквозь время. А значит, этот огонек и мне достался. Ведь именно он сберег жизнь моего отца в такое страшное время.

Земля приняла его и упокоила. А вот память о нем осталась светлая. И я думаю о нем с любовью. Маленький человек с большим сердцем. Прадед мой Максим, царство тебе небесное. Живет твой род. А я ТАКЖЕ ПАДАЮ ПРОСТО ЗА СВОИМИ ВНУКАМИ И ГОТОВА РАДИ НИХ НА ВСЕ.


Рецензии
Умничка вы, Валентина! Умничка потому, что пишете о корнях своих и дети-внуки-правнуки прочитают и знать будут. А у меня так сложилось - ни какой памяти. Пока молодой был - ума не хватало поинтересоваться, когда вырос - уже не у кого было спрашивать. А немецкие фашисты и местные бандеровцы извели всю родню одномоментно расстреляли у противотанкового рва под Мариуполем. Всё что удалось узнать мне - это из архива Мариупольского и рассказов единственной, ещё живой тогда, тёти Нади. Замечательный рассказ. Успехов вам!

Ади Гамольский   08.07.2020 21:16     Заявить о нарушении
А мне повезло с дедушкой за руку вырасти. Не с этим, Захаром, а этот был его отцом, а папа - внуком. Но наслышана я. И храню его фотографию и память о нем. Рассказываю. Потомкам.
Спасибо за отзыв.

Валентина Телухова   09.07.2020 05:33   Заявить о нарушении
А сама часто думаю о том, что аккуратные немцы выпилили бомбочку, сделали самолет и бомбочку бросили на мою маму в блиндаже и заживо её похоронили. Чудом выжила. И аккуратные такие прострелили ножки моему отцу. Болели раны всю жизнь. Сколько греха наделали. А уж евреям прямо сердце выжгли. Жалею. Но наши предки всегда с нами. И в наших лицах и в повороте головы и в нашей позиции в нашей одаренности. Спасибо им. Мы - продолжение нашего рода. И наши дети и внуки все в кого-то.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   09.07.2020 05:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.