Не узкая специальность. Часть 2. Выбор профессии

                Продолжение, начало: http://proza.ru/2020/06/24/108

        Шел 1964 год. В Лаборатории инфракрасной спектроскопии Института физики Академии Наук Белорусской ССР, куда меня приняли, работало много молодежи. Хотя все они были на 5-7 лет старше меня, мне едва исполнилось 18. Сначала меня прикрепили к Н.И. Гарбузу, который представился Колей. Так я и стал его называть. Правда, получив замечание от старших, при свидетелях своего начальника стал звать Николаем Ивановичем. Позже моим непосредственным руководителем стала Нина Викторовна Иванова.
        Коллектив мне понравился. Запомнились беседы с К.М. Грушевским, Н.В. Ивановой, В.П Комаром. Они многое мне подсказывали  и советовали. Руководителем группы был известный ученый в области  ИК-спектроскопии  Р.Г. Жбанков. Лабораторию возглавлял Н.А. Борисевич – будущий Президент Академии наук БССР, а тогда еще кандидат физ.-мат. наук.
        Работа у лаборанта, т.е. у меня, была самая разнообразная. Начиная от мытья химической посуды и заканчивая сложными вычислениями. Много аккуратности требовала подготовка образцов для исследований на инфракрасном  спектрофотометре UR-20. Проведение экспериментов, оформление рисунков для отчетов, вычисления с помощью арифмометров. Еще не существовали персональные ЭВМ,  не применялись электронные калькуляторы. Часами сидел за вычислениями на электромеханическом арифмометре  Зоемтрон (Zoemtron).  В то время он заменил механический калькулятор Феликс, в котором надо крутить ручку.  Здесь же достаточно нажимать кнопки, а дальше все делалось автоматически с жужжанием и щелчками. Много приходилось работать с установками глубокого вакуума с охлаждением жидким азотом, собирал из стержней и шариков объемные модели молекул целлюлозы и др.  Конечно, я выполнял задания своего начальства, самостоятельно работу не выбирал, но многое было интересно и познавательно.
        Случались и неприятности. Например, однажды, наводя порядок в вытяжном шкафу, увидел бутылочку с надписью  NH4OH. Нашатырный спирт? Решил проверить, поднес к носу. Тут у меня перехватило дыхание, стал задыхаться, выступили слезы, кашель… Еле в себя пришел. Потом, когда рассказал другим, меня предупредили, что химические вещества так нюхать нельзя. Могут спазмы наступить, и человек не сможет дышать. Нельзя подносить близко к носу, вдыхать глубоко. Ведь это концентрированный раствор нашатыря, в быту он применяется с концентрацией не выше 10%.
        К неприятным воспоминаниям можно отнести историю моего сокращения по штату перед новым 1965-м годом. Вызвал начальник группы Ростислав Георгиевич.
        -  От нас требуют сократить одного сотрудника. Выбор пал на тебя, ты же будешь поступать в университет, все равно уйдешь от нас.
        Вроде он прав, но как обидно. Такой «подарок» на Новый год. Все вокруг выражали сочувствие, стыдливо опуская глаза. Я расстроился, уже смирился, как мне казалось, с неизбежным. Не хочет наука принимать меня в свои ряды, может не сюда мне надо, не на то ориентируюсь. Вот уговаривает меня отец поступать в Минское высшее зенитно-ракетное военное училище, там его друзья по учебе в академии работают. Помочь могут. И электронику там изучают. Но мне не хотелось быть военным. БОльшую часть детства я провел в их среде в военном городке под Москвой. Отец был ракетчик и служил в системе ПВО. Не могу забыть частые тревоги (учебные, боевые – кто знает), когда наши соседи – офицеры выбегали из дома, на ходу одеваясь или даже добриваясь.
        На следующее утро меня пригласила в соседнюю лабораторию руководитель группы Лина Павловна Бахир.
        - Я слышала вас сокращают. Переходите в нашу лабораторию, мы вам предлагаем должность старшего лаборанта с месячным окладом 75 руб.
        - Спасибо, я согласен.
        - Пишите заявление.
        Окрыленный я примчался на свое рабочее место. Значит все же наука от меня не отказывается. И зарплата такая высокая! Что ж, дождусь приказа по институту и буду переходить.
        Не прошло и часа, как приходит Ростислав Георгиевич и сообщает, что ему удалось договориться с начальством, и меня оставляют у них.
        - Но я же договорился с  Линой  Павловной, написал заявление к ним перейти!
        - Все решено, твое заявление забрали.
        Вот такой первый опыт я получил в свои 18 лет. Хоть меня потом поздравляли, что оставили, но какое-то чувство разочарования в коллективе тогда появилось. Зато чувство благодарности к Лине Павловне сохранилось на всю жизнь. Жаль, что из-за своей стеснительности я никогда ей этого не говорил. Хотя иногда встречал её в нашем дачном кооперативе.
        Нужно ли говорить, что все свободное время я готовился к поступлению в университет. Кроме самостоятельной работы ходил на занятия по физике при нашем же институте. Там познакомился с Виталием Кабашниковым, ему по комсомольской линии поручили организовать курсы для поступающих в ВУЗы.  После занятий мы подолгу разговаривали с Виталием Павловичем, рассматривали проекты, обсуждали идеи,  рассчитывали физические процессы и эффекты… Он удивился, когда я рассказал про свои планы поступать на радиофизику и о своей мечте работать на радиотелескопе:
        - Поступай на общую физику. Там образование шире. Сможешь разобраться в любой области.  А потом будешь работать, где захочешь, и на радиотелескопе тоже.
        В общем, когда пришло время, я подал документы на физический факультет и начал готовиться к приемным экзаменам. На физфак тоже был высокий конкурс. Сотрудники лаборатории болели за меня, я чувствовал их поддержку. 
        Не буду рассказывать о ситуациях, которые могли мне помешать стать студентом. Хотя про одну готов поделиться. Я сдал экзамены хорошо, пятерки и одна четверка, набрал проходной бал. Оставалось сдать последний экзамен, написать сочинение по русскому языку и литературе. На физфаке это непрофилирующий предмет, оценка не играла значения, главное не получить двойку. Я всегда имел стабильную четверку по сочинениям, поэтому не сильно волновался. Но по какой-то причине я ошибся с расписанием экзаменов, и, когда пришел сдавать, экзамен уже закончился. Я был в полной растерянности…, уже почти студент, а на экзамен не явился. Что делать?! Нужен был совет, стал звонить из телефона-автомата на работу в институт. Те, конечно, сразу напряглись, советуют:
        - Найди председателя приемной комиссии, проси, чтобы приняли у тебя экзамен.
        Стал бегать по университету, нашел председателя. Это был Алексей Адамович Гусак - декан математического факультета. Меня он спокойно выслушал, спросил про оценки профильных экзаменов, удивился:
        - Вы практически уже поступили, как же не пришли на экзамен!?
Я мялся и шмыгал носом.
        - Ладно, попробую найти преподавателя, если он еще не ушел.
Через некоторое время пришел преподаватель, посадил меня в пустынный кабинет, дал темы на выбор и ушел.
        На письменном столе, за который меня посадили, стоял телефон. Я, естественно, так переволновался, что выбрал свободную тему, что-то о хороших людях. Меня переполняло чувство благодарности, что меня поддержали, не остался за бортом. Написал быстро, но так был напуган, что боялся выйти или позвонить. Когда преподаватель вернулся, он забрал мою работу, а я пошел домой. На следующий день на доске с результатами экзаменов увидел, что получил свою обычную четверку.
Так я стал студентом Физического факультета Белорусского государственного университета.
 
                Продолжение: http://proza.ru/2020/06/26/178


        На фото:  Главное здание Национальной Академии Наук Беларуси


Рецензии
Как нюхать химические препараты, помню, нас в школе учительница на уроках химии учила. Она же была энтузиастом театральных постановок, кое-что мы даже в кабинете химии репетировали. Запомнилась подсобка - за кабинетами физики, химии и биологии были такие узкие комнаты с одним окном и стеллажами вдоль стен. В кабинете химии на этих стеллажах в банках были всякие химические вещества.
Помню, начитавшись литературы, я попытался сделать меленькие взрывающиеся кристаллы. Но у меня ничего не вышло. Кристаллы нужно было сушить на промокашке. Наверное, не так сушил ))

Дмитрий Маштаков   04.08.2020 00:17     Заявить о нарушении
Вот такие моменты, вроде бы не существенные в масштабе всей жизни, вспоминаются. Спасибо за прочтение.
С уважением и пожеланиями доброго здоровья,

Владимир Кожин 3   04.08.2020 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.