Вынужденная посадка АН-2 в океане

        "Этот мир принадлежит мужчинам. Нам, женщинам, важно хранить то тепло, которое они однажды зажгли". (Анна Аракелян)

    ПРОЛОГ (я счёл уместным разместить в начале этого рассказа эту цитату):

    Великий русский писатель Александр Иванович Куприн так сказал о лётчиках… «Я люблю их общество. Приятно созерцать эту молодость, не знающую ни оглядки на прошлое, ни страха за будущее, ни разочарований, ни спасительного благоразумия. Радостен вид цветущего, могучего здоровья, прошедшего через самый взыскательный медицинский контроль.

      Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться, умереть, любимый и опасный труд на свежем воздухе, вечная напряжённость внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной лёгкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота – всё это как бы выжигает, вытравливает из души настоящего лётчика обычные низменные чувства – зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь, - и в ней остаётся чистое золото.

      Беседа лётчиков всегда жива, непринуждённа и увлекательна, разговор редко о себе, никогда о своих личных подвигах. Нет и тени презрения к низшему роду оружия, как раньше это было в кавалерии, в гвардии и во флоте, хотя перевод в «земную» армию страшит лётчика в сотни раз более, чем смерть. Нет насмешки по отношению к слабому, неспособному, к неудачнику. Наивысшее развитие чувства товарищества. Умилительная преданность ученика учителю.

      И как прекрасна в этих сверхъестественных людях-птицах, дерзко попирающих всемирные законы самосохранения и земного тяготения, как живописна в них беспечная и благородная, страстная и весёлая, какая-то солнечная и воздушная любовь к жизни!»

      Это высказывание  великого русского писателя Александра Ивановича Куприна о лётчиках я уже  приводил в рассказе «Пить или не пить — вот в чём вопрос», но здесь решил его вставить ещё раз, чтобы напомнить, прежде всего,  для нашей летающей братии — как же высока была  планка тех, кто стоял на заре  развития авиации! И как  же  всем, кто летает, надо работать над собой, чтобы быть достойными продолжателями нашего лётного дела. И второе, ради чего я решил разместить эти слова в начале очередного рассказа — это, конечно, для молодёжи, которая только выбирает свою дорогу в жизни. Я перечитал за свою  жизнь множество книг о моряках, геологах, путешественниках и людях других романтических профессий, но таких проникновенных и искренних слов, какие сказаны о лётчиках, не встречал нигде.

      ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА АН-2 В АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ

    История это приключилась 29 июля прошлого года. Экваториальная Гвинея отмечала свой национальный праздник. Несмотря на сезон дождей, были спланированы торжественные мероприятия, одним из которых значился Воздушный парад. Конечно, не такой как в Америке, Москве или Израиле, но всё же: сначала планировался пролёт звена Л-39, которые в Гвинейских ВВС с успехом выполняли роль истребителей, затем шли транспортные самолёты, потом шестёрка вертолётов МИ-24. А замыкать эту кавалькаду должен был десант с самолёта АН-2 на спортивных парашютах с флагами и дымами, как это обычно и бывает на нормальных «показухах» во всех уважающих себя странах мира.

     Накануне праздника АН-2 с парашютистами должен был с острова Биоко, на котором располагается столица – город Малабо, перелететь на материковую часть страны, где планировалось и провести это торжественное мероприятие. Причём, Президент Гвинеи для охвата большего количества населения старался все национальные праздники проводить в разных местах. Для примера - место для приземления парашютистов на предыдущих торжествах в октябре 2018 года сначала было выбрано на пересечении двух улиц, одна из которых пересекала границу с соседней страной Камеруном, а вторая – с Габоном. Вдобавок, вблизи проходила ЛЭП высоковольтных проводов. Но были и положительные моменты в таком выборе площадки – рядом располагался военный госпиталь с моргом. Так что, если что, для организации мед.помощи и похорон всё было под рукой…

   Но потом прилетел САМ Президент страны и всё переиначил - совсем как в фильме «Фан Фан-Тюльпан», где всё шло по плану, пока не вмешался Генеральный штаб, так и здесь – всё изменил. Нашёл большую площадку, которая вполне подходила для десанта, вот только шестёрка МИ-24 сразу после прохода над праздничной трибуной попадала в узкое ущелье, полёт в котором был явно небезопасен. Но кого волнуют такие «мелочи», главное, чтобы пролёт удался перед зрителями, а что будет при полёте ПОТОМ - это уже пусть профи думают…

    В общем, ответственный за выброску десанта полковник Украинских ВВС Тофик Бабаев, который накануне просмотрел площадку, где в этот раз предстояло работать его парашютистам, отметил, что  площадка нормальная, и особых проблем быть не должно…  А теперь, прежде чем продолжить рассказ дальше по тексту, скажу пару слов о самих участниках событий, о которых хочу поведать в плане обмена лётным опытом, которого никогда не бывает много. Итак:

    Старший на борту лётчик-истребитель в прошлом, Тофик Бабаев, когда он был молодой и красивый, а сейчас только «красивый», имеющий более 2000 часов налёта на истребителях и не проигравший НИ ОДНОГО ВОЗДУШНОГО БОЯ, когда он проводился визуально, на ближних дистанциях. Открою секрет такой «удачливости» - он в генетике. Детство Тофика прошло в казахстанских степях, где глаза всегда привыкают с самого малолетства смотреть ВДАЛЬ. Поэтому Тофик всегда ПЕРВЫМ замечал условного противника и успевал, соответственно, сделать необходимый маневр для атаки. Второе увлечение Тофика – парашютный спорт, в котором он стал Мастером. Именно поэтому ему доверили должность начальника ПСС (поисково-спасательных сил) Морской авиации Украины. Кстати, он один из немногих парашютистов Вооружённых Сил, в послужном списке которого есть прыжок на Северный полюс.

   Меня судьба свела с полковником Бабаевым впервые в декабре 1996 года в Очакове, где Тофик возглавлял парашютные сборы специалистов ПДП и АСС Морской авиации, а меня начальник 33 ЦБП и ПЛС в городе Николаеве полковник Домрачев Александр Захарович отпустил в них поучаствовать. Всё равно полётов в то сложное время уже практически не было. Тогда я убедился в высочайшем профессионализме Тофика, как парашютиста. А на вторых сборах в марте 1997 года, которые проходили на аэродроме Саки, узнал его как грамотного, толкового командира, который обязан быть хорошим психологом. Тогда на 778-ом прыжке у меня произошла вторая отцепка, которая до этого, накануне, мне приснилась до мельчайших подробностей.

   Не буду рассказывать детали, они описаны в опусе «Исповедь перворазника», укажу лишь такой нюанс. Когда Тофик привёз меня на машине  «Скорой помощи» от места моего приземления на круглой запаске на старт, он задал риторический вопрос: «Ну, что, на сегодня всё?» На что я ответил: «Тофик, мне  надо сегодня ещё прыгнуть, и чем скорее, тем лучше». Как командир Тофик Бабаев среагировал мгновенно: «Володя, прыгнешь в следующем подъёме, а Вася сейчас пойдёт вместо тебя». Тут же нашёл мне парашют и запустил в небо. Я же, совершив прыжок, выбил у себя крупицы страха, которые могли остаться и потом мешать прыгать.

    Но и это ещё не всё. После прыжка я внимательно рассмотрел свой нераскрывшийся парашют ПО-9, второй серии. Понял причину, почему рифовка вышла не до конца, и понял также, что отцепки можно было бы избежать. Достаточно было просто взяться левой рукой за рифовку и слегка потянуть. Она тут же бы вышла из застрявшей соты. И если бы не сон, скорее всего я бы так и сделал, но поскольку этот эпизод мне до этого приснился, я без колебаний рванул подушечку отцепки. И как показали дальнейшие события – правильно сделал. Это, кстати, о психике.
      
  Уже не помню, кто мне рассказал, поэтому за достоверность на 100% не ручаюсь, что одновременно со мной на параллельных сборах в Миргороде у парня произошёл подобный же отказ. Но он, падая до 400 метров, всё-таки сумел распутать рифовку и приземлился на своём парашюте. В то же время утром, когда пришёл на службу, в волосах появилась седина. Т.е. у меня был секундный страх, но я тут же отцепился и ввёл в действие запаску. А он падал порядка 10 секунд и не знал, чем всё это кончится, т.е. страх длился "долго"...

    Так вот, когда мы после окончания парашютной смены зашли в местный чипок и распили бутылку портвейна «777» на троих вместе с другом Андреем Сундуковым и Тофиком, он проявил деликатность и ни словом не обмолвился, что, скорее всего, я поторопился с отцепкой, т.е. просто пощадил мою психику. А это от командира такого ранга дорогого стоит.

   И ещё дополню такую деталь про полковника Бабаева - на тех сборах он был моим начальником, мы ещё не были так близки по дружбе как сейчас, поэтому я не решился на следующий день, (это была суббота), после окончания парашютной смены взять его  с собой в Симферополь и поехать к барду Константину Фролову в гости, в однокомнатную квартиру с двумя детьми, причём, без всякого заранее предупреждения с моей стороны, но рассчитывая на ночёвку, т.к. добрались мы до Константина уже часов в 18.00 вечера. Пишу МЫ, потому что, я предложил поехать со мной другу, с которым вместе прибыли на сборы - подполковнику Андрею Сундукову, и тот с радостью согласился. А вот Тофика взять постеснялся, о чём очень сожалею, и сейчас объясню, почему:

   Во-первых, Костя Поэт Божьей милостью. Когда мы припёрлись в его дом, в комбезах, пропахших потом и небом, и в лицах описали, как Вася отцеплялся, Константин тут же сочинил песню "Отцепка"

   Такого - Бог не приведи! Но коль стряслось - запомнишь крепко
   И подлый холодок внутри от слова хлёстского - отцепка.
   Пусть раз на -  тысячу прыжков. Но эта чёрная страница
   Напомнит сединой висков и не единожды приснится.
   Коль не выходит парашют, сумевший отцепиться знает,
   Что стоят несколько секунд, которым многим не хватает!
   Рвануть замки что было сил. Потом запаску - вниз спиною!
   Ведь притяжение земное ещё никто не отменил.

   Орать проклятья во весь рот, увы, бессмысленно и глупо.
   Кто б знал, как медленно ползёт вытягивающийся купол!
   Земля, как ЗИЛ на всём газу летит навстречу обречённо...
   Но вот хлопок! И облегчённо вздохнут ребята - там внизу.
   Такой отказ произошёл с моим дружком - в душе поэтом.
   Но что чертовски хорошо - он сам поведал мне об этом.

   А во-вторых, Костя нам ВПЕРВЫЕ исполнил песню, которую написал накануне нашего приезда, и эта песня сразу стала моей любимо в его творчестве:

                "ГОЛУБЧИК"

Отчего вы, голубчик, в печали?
В чем тоски вашей тайная суть?
«Станислав» и «Владимир» с мечами
Неспроста украшают вам грудь.

Вам ли, сударь, не видеть развязки?
Так довольно хандрить, милый мой!
Нынче армия в Новочеркасске.
Здесь начало дороги домой.

И не важно, что полк меньше роты.
Но у четверти — грудь в орденах!
Эскадрон ваш, блистательный ротмистр,
Сплошь почти в офицерских чинах.

Каждый ведает цену ошибки
И победы пленительный вкус,
Демонстрируя в яростной сшибке
Восхитительный сабельный шлюсс!

Ах, голубчик, и мне не до смеху.
И досада срывает слезу.
Нашу Родину предали сверху
И бездарно пропили — внизу.

Оттого против дьявольской силы
Повелел нам семнадцатый год
Поднимать цвет и гордость России,
Как надежды последний оплот.

Кто-то сыщет бессмертную славу,
Кто-то сгинет, поверженный в прах,
Когда лава проходит сквозь лаву
На карьером идущих конях.

Только всплеск угасающей мысли,
Да бездонная ночь, как смола,
Если кто-то — безжалостно быстрый —
Рассекает тебя до седла.

Мы — невольники истинной веры.
Это явь, как она ни горька.
Нашу честь, господа офицеры,
Не увяжешь, как тюк, в торока.

И когда над Россиею тучи
Расползаются, вроде чумы,
Кто-то ж должен вступиться, голубчик!
Ах, голубчик! Ну кто, как не мы?

    В общем, я очень пожалел тогда, что не взял полковника Бабаева тогда с собой в гости, потому что вечер получился, благодаря Костиной жене Вере, бесподобным. Пока поэт развлекал так некстати свалившихся с неба гостей, она тут же экспромтом  сварганила прекрасный стол, обставила его благородными, изысканными Крымскими винами, а потом сказала тост, который и сейчас стоит у меня в ушах: "Вообще-то я без макияжа, но влюблённой женщине он не нужен. Васю я люблю давно, безумно, говорю об этом, не стесняясь, в присутствии своего мужа. Но люблю не только Васю, но и всех его друзей, которых он приводит к нам в гости. Потому что, ребята, когда я вижу, какие самолёты вы поднимаете в небо, мне сразу хочется поднять тост за настоящих господ-офицеров, для которых ЧЕСТЬ, ОТВАГА, ДОБЛЕСТЬ и СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ есть не просто слова, а они с ними живут...", - дальше не продолжаю, тост длинный, но суть вы поняли. Кстати, всё снято на видео, и "правдолюбы", мать их за ногу, могут убедиться, что я ни одного слова не придумал.

 В общем, я очень пожалел, что не взял Тофика с собой, потому что у Константина после общения с интересными людьми сразу рождаются песни. Чтобы не быть голословным, приведу пример: когда я за обедом в домике Командующего авиацией ВМФ России генерал-полковнике В.Г.Дейнеке поставил только один Костин клип про Морскую авиацию, Владимир Григорьевич тут же дал мне машину с российскими номерами, заведомо зная, что её в Симферополе оштрафуют, (это было на аэродроме Саки в сентябре 1997 года) и сказал: "Василий Васильевич, найдите артиста и привезите его на полёты. Он достоин это видеть". Кстати, за этим рабочим на полётах обедом ещё пристствовали: лётчики-испытатели Виктор Пугачёв, Сергей Мельников и командир 100-го киап Тимур Апакидзе. В общем, я думаю и надеюсь, что у меня будет ещё возможность познакомить полквника Бабаева с Константином Фроловым, и Тофик даже в гости его пригласит. Потому что Костя объехал уже пол Европы, встречался даже с папой Римским, работал спасателем в Индии на соревнованиях по парапланеризму, а от Индии, блин, до Африки рукой подать...

   Кстати, в Индии у Фролова родилась обалденная песня, где есть такие слова:

 "Что им визы, таможни, границы?
  Есть погода, полёт и друзья.
  И скользит по обветренным лицам
  Ими понятый смысл бытия..."   

     В общем, продолжим дальше по теме:



                ЭКИПАЖ И ПРОЧИЕ  УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ:

     Кроме полковника Бабаева на борту АН-2 в момент перелёта находились:

1) КВС АН-2 Ярема Орест Николаевич – опытный пилот, в своё время летавший даже на «химии». А чтобы вы поняли, почему я так выделяю этот факт – неоднократно, своими ушами слышал в аэропорту Баловное от лётчиков, летавших на самолётах АН-2, что стать настоящим пилотом на этом типе ЛА, полностью познать его маневренные возможности, а заодно и резервы своей психики, можно только если какое-то время полетаешь на хим.работах. И Орест Николаевич своей успешной посадкой в океане это доказал. К самой посадке мы ещё вернёмся, пока же доведу  до вас такой факт – КВС, готовясь к полёту. очень тщательно продумал свои действия в случае отказа двигателя при полёте над водой, и это потом ему существенно помогло при совершении самой посадки в дождь в океане.

  2)  Бортовой инженер Боковенко Владимир Михайлвич – техник с большим стажем работы, и настолько влюблённый в свою профессию, что они с командиром буквально дневали и ночевали возле своего самолёта, и добились, что изнутри и снаружи он был вылизан и покрашен так, что стал похож на красивую игрушку.

3) Помощник Тофика Савельева Марина Яковлевна – МС СССР – Мастер парашютного спорта, имеющая на своём счету несколько тысяч прыжков. Для её характеристики приведу лишь один факт из биографии: как-то прыгая на дне города в Судаке, к ней в стропы влетела молодая парашютистка, у которой в результате сложился купол. Марина успела его схватить, и они приземлялись среди кварталов города на одном парашюте. Молодая девушка отделалась страхом – полные штаны, а Марина получила сложный, оскольчатый перелом ноги… Перенеся 10 операций, она, вопреки прогнозам врачей, смогла вернуться к своей любимой работе, и оказалась в Африке, помогать полковнику Бабаеву налаживать и организовывать ПСО (поисково-спасательное обеспечение Экваториальной Гвинеи.

   Кстати, про Тофика я не всё сказал. С задержкой аж в целых два года он, как и почти все полковники СССР, и потом стран  СНГ, был уволен в возрасте 52-х лет в запас с правом ношения военной формы одежды. Казалось бы, живи и наслаждайся дембельским, заслуженным отдыхом, выращивай на даче помидорную рассаду, жарь шашлыки, да пей вино у камина. Но полковнику Бабаеву через два года такой вальяжной, беззаботной жизни стало настолько скучно,  что он написал рапорт и потребовал от руководства ВВС Украины, найти его силам и опыту достойное применение, благо здоровье позволяло. Слава Богу, что и в штабах иногда сидят умные дяди. Просьбу рассмотрели, уважили – в результате Тофик  оказался в Экваториальной Африке, где температура регулярно за плюс 30-32 градуса, и это в тени, блин…

   4-5-6) Три местных спасателя-парашютиста, из которых полковник  Бабаев подготовил профессионалов, начав их подготовку с нуля. Вообще-то подготовлено было больше, но эти были самые лучшие, учитывая ответственность мероприятия, в котором им впервые предстояло  завтра участвовать.

                «ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ - ИДУ НА ВЫНУЖДЕННУЮ»
 
   Сразу  уточню – полного отказа двигателя не было. Он просто перестал давать тягу, хотя винт вращался до самого приводнения… Впрочем, не будем забегать вперёд, а расскажем всё по порядку. Итак:

    29 июля 2019 года борт АН-2, полностью загруженный палатками, амуницией, едой – в общем, всем, что необходимо для автономного проживания, включая шмат сала на семерых членов команды и 3-х литровую банку варенья, в 14.25 взлетел с острова Биоко и взял курс на материковую часть страны. Время было выбрано не случайно. Именно в этот период дня, как правило, происходил разрыв между ливнями, щедро поливавшими экваториальную Африку в сезон дождей. Поначалу всё было «абге махт», и, вроде, не предвещало сложностей. Самолёт и экипаж полностью готовы. Двигатель прошёл кап.ремонт, после которого был совершён облёт и выполнено несколько полётов на выброску парашютистов. Мат.часть работала без замечаний. Ресурс позволял ещё около 1000 часов летать до следующего кап.ремонта…

    Ничто не предвещало беды. Но, как говорят: «Человек предполагает, а Бог располагает»… Когда отлетели от острова километров на 40, до этого исправно работающий двигатель стал «чихать и кашлять». Поначалу у экипажа это не вызвало особого беспокойства. У АН-2 такое периодически бывает: то ли бензин некачественный попадётся, то ли фильтр тонкой очистки масла слегка засорится и т.д. В этом случае часто бывает достаточно изменить режим или высоту полёта, и проблема решается…

  Так и сделали, сначала шли на 200 метров облаках,  нижняя кромка которых была 50-70 метров, потом пошли в набор, на высоте 1000 метров двигатель всё равно продолжал чихать. Пошли опять вниз. Марина на трёх гвинейцев стала одевать парашюты. Когда пробивали облака вниз, тяга двигателя окончательно пропала, самолёт в горизонтальном полёте не держался. Путь оставался только вниз к воде. Шёл мелкий дождь, и океан уже начинал штормить, но волны были ещё маленькие. Это облегчило посадку. Как рассказывал Тофик: «Я дал команду: «Приготовиться к посадке на воду», - а сам всё внимание сосредоточил на процессе выравнивания самолёта командиром, т.к. сидел в правом кресле, выполнял обязанности второго пилота, и нам нельзя было ошибиться…

    Командир Орест Николаевич проявил мастерство. Касание воды хвостовым колесом произошло на минимальной скорости, порядка 60 км/час, в режиме почти парашютирования. Самолёт резко клюнул на нос, но не скапотировал. Марина Савельева успела посадить плотно десантников, но сама ухватиться за что-то не смогла. От удара пролетела через весь салон и врезалась в спину борт.техника, сидевшего между лётчиками, при этом зацепив третьего парашютиста, которым оказался самый лёгкий Паскуале. Тот упал. Но оба сразу быстро сами встали и вопросительно уставились на лётчиков.

    Тофик вместе с Орестом помогли  аклиматься от удара технику, и я дал команду: «Покинуть самолёт», - благо дверь Марина раскрыла ещё в воздухе, - рассказывал полковник Бабаев. После того, как вся команда выскочила из самолёта в океан, он сначала выбросил НАЗы (носимый аварийный запас), потом отцепил фал лодки ЛАС-5м, и выбросил её. Марина тут же ввела в действие систему наполнения лодки воздухом. Пиропатрон сработал, ЛАС-5м закачалась на волнах. Тофик собрался уже выскочить вслед за всеми, но глядя на сумрачную погоду, его вдруг осенило, что это «приключение» может продолжаться долго.

   Взгляд его упал на рюкзак, и он как пилот-профи, который летит впереди самолёта, а не плетётся в конце событий, тут же вспомнил: «Там же Виски. И не просто виски, а виски «Jack Daniels, original recipe, Tennessee HONEY» - самое вкусное виски на свете. Тофик быстро пошёл по салону обратно, на что Марина, которая в это время плавала возле самой двери АН-2 и внимательно смотрела, что делает их начальник, готовая в любой момент подстраховать, заметила: «Тофик, ну нельзя же быть таким меркантильным».

   Воды в самолёте ещё не было, и Бабаев быстро добежал по салону до своего рюкзака, и оперативно, буквально наощупь, достал сумку с бутылкой виски и шоколад, припасённые  на всякий непредвиденный случай, тем самым доказав сразу две поговорки: Первая – «Мастерство, если оно есть, не пропьёшь», а Вторая, как  говаривал мой покойный дружбан, офицер группы «Альфа» Володя Минеев: «Опыт, как и импотенция, приходит с годами…»  А у полковника Бабаева уже столько было сложных, экстремальных ситуаций в воздухе, на земле и на море, что он давно перестал их считать. Просто мозг научился в секунды опасности отключать все эмоции и спокойно, как компьютер, просчитывать все варианты решения  поставленной задачи. Поэтому с салом и 3-х литровой банкой варенья заморачиваться не стал, т.к. время уже поджимало, и было непонятно, сколько ещё продержится АН-2 на плаву. Ещё раз, окинув контрольным взглядом салон, он передал сумку Марине и тоже покинул борт самолёта.

    Вся его команда уже плавала вокруг лодки ЛАС-5м, а Марина вдобавок ко всему смогла привести в действие индивидуальное средство спасения – плотик ПСН-1. Оценив ситуацию, Бабаев дал команду: «Шестеро в лодку, один на плотик». В ПСН сразу влезла Марина Савельева, понимая, что она самая подготовленная и лёгкая, а там будет сложнее всего. Тофик проследил, чтобы все правильно залезли в лодку, но, то ли кто-то умудрился змейкой комбинезона или шнуровкой ботинка оставить микротрещину в носовой части  резиновой ЛАС-5м, то ли это случилось раньше, но факт тот, что из лодки вскоре начал травить воздух, что, естественно, стало приводить к потере её плавучести.

   Не забывайте, что всё это произошло в Атлантическом океане, а глубина под потерпевшими аварию была аж 1200 метров, как потом оказалось, когда стали смотреть по карте место, где искать затонувший самолёт. КАроче – АН-2 через 20 минут носом ушёл под воду и затонул, а в спускающей лодке сразу всем нашлась работа:

   Тофик, как самый опытный сел на вёсла, двое вычёрпывали воду, т.к. лодку периодически стали захлёстывать волны, один пытался устранить травлю воздуха, причём, из нескольких разных по диаметру чёрных резиновых штырей , с резьбой , специально на случай порыва материала лодки, ни один не подошёл, т.к. трещина или дырочка оказалась настолько микроскопической, что её невозможно было найти . Эти штыри всегда привязаны вместе с черпачком красного цвета в запчастях лодки. Второй – лодку постоянно подкачивал специальным насосом.  А вообще, МЛАС-5м пришлось более 10 часов, пока она плавала в океане, «стимулировать» воздухом, иначе на плаву шестерых человек  она бы на себе не удержала… Орест по команде Тофика держал направление на Камерун, а Марина просто пыталась согреться, т.к. волны стали больше, и ПСН-1 тоже стало заливать водой. Потом Орест с ней поменялся местами.  Дождь не прекращался, волнение стало усиливаться. У двоих сразу проявилась «морская болезнь» - их стало рвать и укачивать. Тофик Марине и Оресту дал выпить для сугреву по глотку виски, а остальным сказал: «Ещё не вечер, всем дам, но позже».

   В 17.30 в стороне прошла пара МИ-24. Они поняли, что их ищут. Тофик, верный себе, заметил его первым и стрельбой из мортирки сигнальными ракетами вывел на себя. С вертолётом связались по рации, тот доложил: «Запас топлива на исходе, ухожу, держитесь, вас ищут». Как потом оказалось, поиски возглавил лично вице-президент страны. Затем ближе к ночи увидели канадский вертолёт, который сообщил их координаты гвинейскому корвету. Кстати, и этот  вертолёт первым обнаружил полковник Бабаев и снова стрельбой ракет из сигнальной мортирки навёл на себя. В 11.30 ночи километрах в 10 появился корабль, который светил прожектором и шёл в их сторону. Океан штормило, он светился и был очень красивый.

   Погрузка из-за больших волн была очень непростой, но справились… На следующий день на празднике всех участников этой эпопеи наградили наивысшей наградой страны – медалью «За мужество» и денежной премией, но «хэппи енда» не получилось. Через три дня скоропостижно скончался бортовой техник самолёта АН-2 Боковенко Владимир Михайлович. Оказывается, всё это время он сильно переживал, по какой причине в воздухе у двигателя пропала тяга, и соответственно, кто виновник? Увы, по закону «бутерброда, который всегда падает маслом вниз», медицинская помощь пришла вовремя, но – сердце не выдержало отрицательных эмоций…

   В качестве обмена опытом работы психики в эксремальной ситуации Тофик поделился таким нюансом. Когда он на высоте порядка 50 метров дал команду: "Приготовиться к приводнению", - все трое гвинейцев и Марина вскинули руки на несколько секунд, и начали молиться, каждый на своём языке, о спасении в этой ситуации. У самого Бабаева просто мелькнула мысль: "Помоги Господи", - и тут  же пропала, т.к. надо было работать - обеспечивать безопасную посадку. Но, находясь уже в воде, Тофик не раз думал: "Найдут, не найдут?", - т.к. страна маленькая, ПСС слабые, бывало и в более простых случаях не находили. Кстати, полковник Бабаев поделился таким моментом - когда его, лётчика-истребителя, назначили начальником ПДС полка, он взял за правило, беседовать с лётчиками, которым пришлось катапультироваться об их переживаниях. Так он отметил, что не было НИ ОДНОГО ОДИНАКОВОГО РАССКАЗА...

   Ещё укажу такую деталь – с участниками всей этой аварийной посадки через двое суток просто поговорили,  а письменные объяснения взяли лишь через два месяца…

   РЕЗЮМЕ: 1) Посадка  в океане на сухопутном самолёте возможна, главное сохранить самообладание и не допустить паники.

2) Все  члены команды полковника Бабаева проявили спокойствие в сложнейшей ситуации, дисциплину и профессионализм. Только они могут дать гарантию успеха во всех случаях, которые может подбросить нам небо, или почти во всех…

3) При полёте над водными пространствами наличие спасательных средств на борту является обязательным.

4) Посадку на воду желательно производить на минимальной скорости, против ветра. Но в случае больших волн очень сложно правильно определить высоту выравнивания, и можно не угадать – нырнуть под волну. Поэтому Заслуженный лётчик-испытатель СССР Иван Иванович Бачурин считает, что в этом случае правильнее совершать посадку на волну, летя над ней с подобранным углом сноса вдоль её гребня. И я с ним полностью согласен. Сразу скажу – мы не выдаём свои рекомендации за абсолют, т.к. реальные испытания в посадке на воду на сухопутных самолётах никогда не производились, но логика подсказывает именно такой алгоритм действий. Слишком много при такой посадке зависит от первого касания о воду. А оно будет более успешным именно при посадке на волну вдоль её гребня.

5) И рекомендация на все случаи жизни – готовьте свою психику к экстриму. Чтобы яснее выразить свою мысль, приведу в пример случай, который наблюдал сам лично во время службы в 57 мрад в гарнизоне Быхов в 1979 году. С личным составом 240 мрап проводился плановый тренаж по использованию индивидуальных и групповых средств спасения на воде. Для чего в открытом бассейне размером порядка 16 метров на 8 и глубиной 150-180 см надували лодки МЛАС-1, ЛАС-5, плот ПСН-10 и народ из воды тренировался в них залазить. Тренаж уже подходил к концу. Оставалось отработать только действия по использованию ПСН-10. Набили туда 10 человек, закрыли входные двери, имитируя защиту от ветра и дождя, и вдруг внутрь плота стала неожиданно поступать вода. И один штурман, майор, летавший на сверхзвуковом ТУ-22м2, запаниковал настолько, что бросился к выходу, наступая ботинками на физиономии своих товарищей, и вывалился из плота первым, хотя сидел дальше всех от входа.

   Представляете, как бы он вёл себя в воздухе, случись с ним подобный реальный случай. К чести руководства полка и дивизии этот эпизод не остался незамеченным, и штурмана N быстро убрали с лётной работы и перевели на наземную должность.

6) Этот случай в который раз показал, когда командир обучает своих подчинённых с душой, не жалея при этом ни сил, ни времени, они его не подведут…

    В общем, как морской лётчик я бы мог ещё много надавать рекомендаций, но не хочу сковывать вашу «фантазию». Предлагаю самим подумать над многими вопросами, которые я не осветил. Например, как по барашкам волн, видимых с высоты определить бальность моря, как определить по пенным следам направление ветра или как производить посадку на воду ночью, используя свет луны и звёзд. И ещё прочие и прочие  нюансы… Всем летающим Удачи, но помните – к смелым и грамотным она приходит значительно чаще, чем к тем, кто на неё надеется на «халяву» или русский  «авось»…

 На фото - МС СССР Марина Савельева со своими учениками, снимок из семейного архива полковника Бабаева, (он сам некстати вспомнил слово "Скромность" и вызвался всех сфоткать), но этот опус войдёт в 15-ую книгу, которая счас уже верстается, и фото главного Героя я вам всё же покажу.

   Рецензия на «Вынужденная посадка АН-2 в океане доп. 26. 6. 20» (Полковник Чечель)

"КАроче – АН-2 через 20 минут носом ушёл под воду"
=
    Ё-моё! Да шо это у вас там был за самолёт? 11 лет пролетал на этом прекрасном аппарате, налетав почти 9000 часов, из них половина на АХР от Башкирии до Ферганской долины. Приходилось и в горах Урала химичить.

    Это вообще эквилибристика. Набираешь 500 м через хребет, в баке почти 2 тонны дурно пахнущей гадости, которая раскачивает самолёт, потом пикирование, 3 минуты работы над полем на 5 м (иногда и на 1 м), снова прыжок через хребет, посадка, заправка и снова взлёт. Один полёт занимал 45 мин. Вместо равнинных 15 мин. Приходилось и над холодным морем летать на Вайгач. Это не Африка, там в воде долго не поплаваешь. Но это всё Вам известно. Но... вот как Ан-2 на воде держался 20 мин? Разве за счёт мало заправленных баков? У Ан-2, по сути, отрицат. плавучесть по результатам испытаний наступает уже на 3-4 минуте, а иногда и раньше, если дверь и форточки открыты.А дверь в любом случае перед приводнением надо открывать.Иначе можно с самолётом на дно нырнуть, если зазеваешься секунды.

     Кстати, ввёл в КВС на нём, работая пилотои-инструктором, 42 человека. 70-80-е годы, когда Ан-2 были всюду востребованы. И ещё, кстати, Ан-2 может и небольшой пилотаж крутить. Петель не делали,да и вряд ли они бы получились, а вот нисходящие бочки крутили лихо.Глупая молодость, зачем это было нужно? А в зоне парашютирование на скорости 45-50 км. Но это уже программой подготовки было положено.Хотя, некоторые отцы-командиры боялись этого режима панически, и не давали таких тренировок.


Валерий Гудошников   26.06.2020

+ добавить замечания

       Валерий, рецензия - Супер!!! Но сразу скажу, я в этом рассказе как чукча, что мне рассказали, то и передал. Все вопросы или к полковнику Бабаеву, который уже 11 лет в Африке прозябает безвылазно, или к КВС Оресту, который счас подо Львовом хатынку строит на заработанные гроши.

     Что касается плавучести АН-2 - не забывайте, на борту шматочек сала был на 7-х человек. Може он и держал столько времени на плаву?

С улыбкой, ВВЧ.
 
   Рецензия на «Вынужденная посадка АН-2 в океане доп. 27. 6. 20» (Полковник Чечель)

Самолёт утоп, бортовой техник помер. И ради чего? Оно нам, конечно, понятно, но автор этот вопрос предпочитает не обсуждать.

Антип Сорокин   30.06.2020

+ добавить замечания

      Голубчик, зачем лезть на Эверест, если там ежегодно гибнут люди ? ВСЕГДА в мире были люди, которые выбирают рискованные профессии, хотя они не всегда ведут к долголетию, но трусам этого не понять... (Вас ввиду не имею - просто отвечаю на Ваш вопрос: "Ради чего?"

С ув. ВВЧ.


Рецензии
Приключения достойные кинематографического воплощения.

Юрий Николаевич Горбачев 2   21.03.2024 19:39     Заявить о нарушении
БЛИН, ищу, кто бы мне за деньги небольшой фильм о моих "приключениях" сделал - видео материалов достаточно много, надо лишь выбрать и соединить в ролике на 40 - 60 минут...

Полковник Чечель   21.03.2024 21:38   Заявить о нарушении
Ещё год тому назад была программа "Видеоредактор".Можно было монтировать без проблем. Попробуй сам, ваш. высокбродь!

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.03.2024 01:38   Заявить о нарушении
Спасибо за совет... проблема в том, что в лёДчики меня взяли по здоровью, а не по уму...

Полковник Чечель   22.03.2024 10:17   Заявить о нарушении
Василий Васильевич!С юмором у вас всё окей!А я вот своих песенок намонтировал.http://www.youtube.com/channel/UCQHfQNjkpsRxaq8ByMuFJAA

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.03.2024 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.