Братья Георгий и Кирилл

http://proza.ru/2020/06/23/631

Георгий Шуркин родился в 1910 - и эта дата никогда не оспаривалась. А вот по поводу года рождения Кирилла существовали разногласия. Его младшая сестра, Нина, со слов отца утверждала, что Кирилл родился 31 марта 1915 года, но в 30м году его свидетельство о рождении подделали, изменив год на 1913, чтобы он мог пойти работать на завод. Однако, папа всегда и везде ставил год рождения 1913. Так что между братьями разница была не то 3, не то 5 лет, и в детстве это имело большое значение.

У братьев в отрочестве были разные интересы и разные компании, хоты в раннем детстве они, несомненно, были близки. Пока не вернулся с фронта отец, дети были предоставлены сами себе, и помогали друг другу чем и как могли. Хоть и младший, Кирилл был сильнее Георгия, а со временем и здорово его перерос, так что главным помощником отца и тёти Насти по хозяйству в Балахне был именно он.

Оба брата хорошо рисовали и в 23-24 году начали посещать рисовальный кружок при горсовете. Главным резоном была не столько тяга к искусству рисования, сколько любовь к кино - школьникам, которые занимались в  кружке, разрешалось ходить в кино бесплатно.   Если в зале не было свободных мест, их пускали на сцену и они смотрели фильмы с задней стороны экрана.
 
Кино было немым и сопровождалось титрами.  Папа и его брат Гоша быстро научились читать тексты "наоборот" и дошло до того, что они начали разговаривать друг с другом на своём собственном "иностранном" языке. Ни один непосвящённый не понял бы фразы "мезелоп моречев аз имаколбя  в йиксволро дас", что означало:"полезем вечером за яблоками в орловский сад", так что можно было безбоязненно говорить о своих мальчишечьих делах в присутствии кого угодно.  Был и ещё один тайный язык, которым владели большинство мальчишек: нужно было вставлять "зя" или "цзы", или "гоп" после гласных, так что вышеприведенная фраза могла звучать и так "позялецзызлизя везячерзяомцзы зацзы ябцзылозякацзымизя."

Художниками не стали ни тот, ни другой, но умение рисовать пригодилось обоим. Папа делал зарисовки обнажений пород и рисовал карты маршрутов в своих полевых дневниках - он стал геологом. А Георгий связал свою жизнь с кинематографом и стал оператором по комбинированным съёмкам. Но об этом позже.

Братья разделяли и ещё одно увлечение - фотографию. Александр Васильевич привёз с фронта камеру с набором стеклянных пластинок и папа рассказывал, что в семье долго хранились негативы, но пропали во время очередного переезда. Доставать реактивы в Балахне было сложно, тем не менее, один из прихожан Борисоглебской церкви был фотографом и организовал кружок для желающих.  Правда, они не столько фотографировали, сколько слушали его рассказы и носили за ним штатив и камеру, но тем не менее семена любви к фотографии были посеяны  и расцвели пышным цветом, когда в 27 году случилось невозможное и в семье появилась "Лейка".   Где и как ее раздобыл Александр Васильевич история умалчивает, но камера изменила жизнь Георгия навсегда.

Возможно, именно его желание учиться фото и кино-делу, заставило Александра Васильевича задуматься о переезде из Балахны в Ленинград. А возможно были и другие причины, но в 1930м году Александр Васильевич купил половину квартиры в мрачноватом доме в стиле модерн по бывшей Церковной, а тогда и ныне улице Блохина. Кто такой Блохин, боюсь, никто не знает. Для справки: К. Н. Блохин, участник революционного движения в России, работавший в Петроградском трамвайном парке. Погиб в 19 году при обороне Одессы.

В квартиру на Блохина переехали из  Балахны Александр Васильевич с женой, 5-летней дочерью Ниной, сыновьями Георгием (20)и Кириллом (17?), и тёщей. Вскоре купила комнату в той же квартире Елена Васильевна, сестра дедушки, врач гомеопат. В этой коммунальной квартире до сих пор  живёт мой любимый дядя, муж тёти Нины, Мстислав Борисович Владимирцов. Пользуюсь случаем отослать читателей к его мемуарам - поверьте, их стоит почитать: http://proza.ru/avtor/mstislav2

К тому моменту, когда я подросла настолько, чтобы помнить окружающее,  во владении семьи осталось только две комнаты - в одной жила со своими кошками Елена Васильевна, в другой моя тётя Нина с сыном Димой. В остальных комнатах жили соседи - не знаю точно, сколько семей, но звонков было 6 или 7, и столько же сидушек на стенке туалета - не дай Бог, взять чужую. В огромной темной кухне - окна выходили во двор колодец,  стояло 4 плиты и множество столов. Зато комнаты были большими, с высокими 4-х метровыми потолками, огромными окнами и эркером. В каждой была украшенная изразцами печь. К сожалению, в блокаду это великолепие было не натопить, а окна не изолировать. И в страшную блокадную зиму в ней умерли и дедушка, и его жена, и тётя Маня, которую дедушка сумел вывезти из великого Новгорода  в самом начале войны.

Зима 30 года была очень снежной. Тогда не было снегоуборочных машин и единственным орудием дворников была лопата. Сугробы были огромными, несмотря на снеготаялки - огромные баки, под которыми непрерывно горели костры. Дворники подвозили снег на санях, а  вода вытекала по трубе прямо в люк.  По городу ходили трамваи, но выходить на работу и учёбу  надо было заранее - не всегда в трамвай можно было втиснуться, а иногда они застревали из-за заносов.

Георгий стал студентом Ленинградского фото-кино-техникума, а Кирилл, закончив школу, пошёл работать на завод "Красный изобретатель" (Кризо), благо он был на той же улице и до него можно было легко дойти пешком за 5 минут. Завод занимался выпуском электрооборудования для гражданских и военных судов, и все слесарно-токарные и электромеханические  навыки, полученные на уроках труда в школе ему пригодились. Папа вообще был "механическим" человеком и мог починить буквально все. Это качество передалось его внуку, моему сыну.

Судя по тому, что Георгия, ещё студента, "дирекция и партийно-общественные организации Ленинградского фото-кино комбината" рекомендовали в качестве фотографа в  Бурят-Монгольскую антропологическую экспедицию Академии Наук СССР летом 1931 года, учился он хорошо. Материалы экспедиции с фотографиями Г.А. Шуркина выложены в сети В 1931 году фото-кино техникум был преобразован в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ), а в 1932 году открылся операторский факультет, на который Георгий и перевёлся. Сразу после окончания ЛИКИ он начал работу на киностудии "Ленфильм", где сначала был ассистентом, а потом оператором комбинированных съёмок. На его счету такие фильмы как "Киноконцерт 1941 г.", "Небесный тихоход", "Золушка", "Академик Иван Павлов".
В конце 50-х Георгий Александрович по состоянию здоровья перевёлся на Одесскую киностудию. В 1961 году ему был выдан патент на "Универсальную машину для производства трюковых и комбинированных кинокадров", созданную им вместе с двумя коллегами,  H. И. Дмитриевым и В. H. Шараповым.
 
Здоровье Георгия с юности было  неважным. На фронт его не призвали и первую блокадную зиму он провёл в Ленинграде, не прерывая работы. Хотя основная масса работников и оборудования  "Ленфильма" была вывезена из города буквально в последний момент, 15 ноября 1941, операторы «Ленфильма» вели документальные съёмки на фронтах и в осаждённом Ленинграде. Но весной 42 года он, что называется, стал "доходить" и его, вместе с женой, Соней, и сестрой Ниной эвакуировали в Алма-Ату. В Алма-Ате они с Соней расстались и он встретил свою вторую жену, Полину, вдову лётчика с двумя детьми. Он усыновил ее детей и они прожили вместе до глубокой старости. Родных  детей у Георгия не было.

http://proza.ru/2020/06/27/479

Фото: Братья Георгий и Кирилл в 1925 г. с мачехой, Антониной Владиславовной год.


Рецензии