Осторожно! Грибная маньячка!

В юности мне было неинтересно в лесу на природе. Пыльная дорога, ветер, тряска в транспорте, колючие ветки, коряги под ногами, злые комары и кусачие слепни – вот мое тогдашнее представление о таком досуге.

«Где я, и где лес?» - так сказала бы я раньше, изменив одно высказывание. Муж приятельницы в ответ на её приглашение сходить в театр, выдал свысока: «Где я, и где театр?»


Раньше мы жили в северном городе у моря. Вокруг были одни болота. Заядлые грибники ездили на машинах, автобусах, поездах за много километров от дома: так хотелось им попасть в хороший лес на свою «делянку». Люди тряслись в ночь по узкоколейке в маленьких тесных вагончиках. Кому не повезло, стояли в тамбурах, терпеливо перенося давку, не сетуя на невозможность поспать. Ранним утром вываливалось людское море - коробов, ведер и лукошек где-нибудь на рельсах Архангельской области, чтобы вечером с кузовами, полными мятых и слипшихся от многочасовой тряски лесных даров той же дорогой вернуться домой.

Подруга Лена называет меня грибной маньячкой. Да! Я иногда заслуживаю такого эпитета. Впрочем, подруга и сама хороша! Только первый весенний гриб вылезет, она тут же шлёт мне фото из своего приусадебного лесочка и пишет:
- Смотри, я тут вышла погулять, и нашла гриб-о-о-о-чек!
Фотография портит мне настроение на целый день. Мысль только одна: «Ну всё, началось…»

Кстати, а с чего это всё началось? Попытаюсь вспомнить. Странно звучит, но думаю, грибной талант мне передался по наследству. Мама не раз вспоминала, что ее бабушка Наталья, Царство ей небесное, вырастившая шестерых маминых братьев и сестёр, очень любила одна ходить в лес. Встанет часиков в пять, коровушку подоит, и бежит с корзинкой по грибы. А один из маминых братьев, которого я и в глаза не видела, бежал в лес, едва дождь начинался. Говорил, что грибы пьют дождевую водичку, пищат и лезут из-под земли прямо у него на глазах!

Неосторожная, неженская какая-то страсть – ходить по грибы и по ягоды в одиночестве. Ходить с компасом на шее, с дождевиком, ножом, комариной мазью и спичками в корзинке. Она появилась у меня после переезда в Подмосковье. Боюсь, но всё равно иду…
Выросли дети, закончилась учеба в университете, который я отважилась штурмовать в сорок пять лет.

И, наконец, сбылась еще одна мечта – у меня появился «двигатель прогресса» - автомобиль. Когда сижу за рулём, рассекая пространство и время на большой скорости, ощущаю единство с дорогой, небом и взлётными полосами леса по сторонам.

…Оказавшись однажды в настоящей подмосковной деревне и ожидая сына от репетитора, я случайно обнаружила грибной бор. Свернув с деревенской улицы и немного проехав, увидела шатёр из березовых и еловых ветвей, под ним пряталась неширокая песчаная дорога, входящая в лес. Двигаясь на первой скорости по дороге, я вдруг узрела такую картину, что не поверила глазам! И влюбилась.

Со всех сторон я была окружена необозримым хвойным лесом, высокие стволы и кроны которого просвечивались солнечными лучами. Слева, у самых колёс я увидела белый гриб! Вышла из машины. Вокруг оказалось еще с десяток белых. Крепеньких и дивно пахнущих.

Я снова поехала по тропе: медленно, останавливаясь то и дело, чтобы пройтись вокруг и срезать новые и новые грибы. Здесь были и душистые скользкие маслята, и крепыши, похожие на белый гриб – масляные «поддубки». Они весело помахивали желтыми крепенькими ножками и манили коричневыми, похожими на котелки, изящными шляпками!

Обзор вокруг оставался таким же свободным, за километр были видны грибы и ягоды между стволами сосен. Солнце, словно белый рояль с оркестром, исполняло для меня симфонию света на желтовато-янтарной коре, сверкало диезами, изящными форшлагами и сдержанными паузами. Между хвоинками елей солнце взмывало скрипичными ключами к зеленым верхушкам и радовалось, уступая главенство и высвечивая на стволе солиста-дятла в красном концертном берете.

Ритмичное барабанное эхо, напоминающее звук флажковой трещотки, раздавалось еще долго. Мне пора было возвращаться, и я сказала лесу:
- Я люблю тебя. Я вернусь, Лес! И это будет уже завтра. Принесу корзину для грибов, ведерко для черники и банку для земляники. Я спою тебе свою самую любимую: «Девицы, красавицы» из оперы «Евгений Онегин». Я буду читать тебе стихи Арсения Тарковского и Ларисы Миллер!

Лес кивал, улыбаясь. Он наклонял ко мне скрипящую хвойную шею , глядел на меня добрыми черничными глазами, дразнился спелым земляничным язычком.

…С тех пор не было дня, чтобы я не думала о встрече с лесом. Летом и осенью я ждала её. Мне казалось, что и лес ждал. Он ждал меня всюду, где бы я ни появлялась! Помню лето, когда мы всю навигацию работали на теплоходе, который ходил на остров Валаам. Мы изучили весь остров. Туристы отправлялись на экскурсии, а мы – на службу в монастырь или, если позволяло расписание, просто гуляли по острову.

Искали тропы, где редко ступала нога человека. Шли вдоль замшелых берегов внутренних озёр с красноватой непрозрачной водой, купались нагишом в их таинственных водах и загорали под щедрым северным солнышком.
Мы любовались голубыми подснежниками и розовым вереском на каменистых полянках. Иногда тропы выводили нас к покинутому людьми, развалившемуся сарайчику, окруженному заброшенным огородом, где ждали путника одичавшие фруктовые деревья и кусты переспелой смородины и дикой малины.

Я понимала, что их некому оборвать, поскольку скиты и монастырь находились совсем в другой части острова, и без стеснения помогала кустикам, унося с собой в каюту их вкусные ягоды.
Я радовалась и верила, что именно меня ждала эта дикая смородина и малина. Эта земляника, черника, эти зеленоватые рыжики и даже желтые грузди! Мы солили их и хранили в холодильнике, увозя после рейса домой.

Прогулки по лесу стали для меня невыразимой радостью, личным «общением» с Богом. Лесные дары перестали быть самоцелью. Теперь я приезжаю и долго хожу по лесу, вдыхая неповторимый его запах. Терпеливо кружу, иногда теряя направление и ничего не находя. И пусть. Зато я могу думать в тишине, говорить с деревьями. Или молчать.

Иногда, увидев змейку, скользящую по корням, я медленно отхожу, пропуская ее с бьющимся сердцем, читаю девяностый псалом: «Живый в помощи Вышняго в крове Бога небесного водворится…» и думаю: « Не дай Бог встретиться с гадюкой, с чужой собакой, с кабаном или медведем».

Подруга в шутку продолжает называть меня «грибной маньячкой». Понимая, что это шутка, я всё же говорю в ответ: «Осторожно! Я - грибная маньячка! Тому, кто сорвёт мои грибы, лучше из леса не выходить!»


Рецензии
Прекрасный рассказ). Про пищащие грибы никогда не слышала)))
Шикарное фото)
Кстати. На моей даче есть береза. Угадайте, что растёт под березой?))

Надежда Розенбаум   21.04.2021 00:27     Заявить о нарушении
На-ааа-дя-ааа....Шампиньоны? У нас они росли...Или неужели красноголовик? Фото моё!

Галина Пухова   21.04.2021 00:45   Заявить о нарушении
Галя, начинаю сомневаться, что вы маньячка))
Под моей березой растут подберезовики) или это одно и то же? Ну, с этим, красногол-м...

Надежда Розенбаум   21.04.2021 00:50   Заявить о нарушении
Я пошутила. Не ожидала, что такой прозаической окажется правда. Помните, у Н.Рубцова? "И под каждой березой гриб - подберезовик. И под каждой осиной гриб - подосиновик."У нас на севере и на Урале говорят "красноголовик".

Галина Пухова   21.04.2021 01:21   Заявить о нарушении
Я тоже пыталась пошутить)
Не знала, что подберёзовик имеет ещё одно имя)

Надежда Розенбаум   21.04.2021 01:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.