1900. Ведические знания деда Календаря

Дед Календарь из деревни Дальнее Русаново в 1962 году был седым стариком, внешне очень похожим на великого русского писателя графа Льва Николаевича Толстого: он был полностью седой, с редкими пушистыми волосами на голове и большой белой бородой и усами. У деда Календаря были очень густые белые брови и очень внимательные, строгие, но очень добрые глаза в сетке глубоких морщин. Дед Календарь был среднего роста, сухощавый, жилистый и руки у него были не рабочие, а мягкие с длинными узкими пальцами, но пожатие у него было твёрдым, сильным, мужским. Дед Календарь всегда держался строго, стройно, с выправкой бывшего военного, не сутулился, не шаркал ногами, обутыми в аккуратно сплетённые лапти, а ходил и шагал не резко, но размеренно и достойно. Мой старший брат Юра пытался повторить походку деда Календаря, потому что она ему очень нравилась. Дед Календарь был из тех людей, перед которым все молча и естественно расступались, даже отъявленные деревенские хулиганы. 

От деда Календаря я впервые узнал, что название первого летнего месяца «июнь» не русское: оно пришло к нам из Византии, из Древнего Рима в честь древнеримской богини плодородия, любви, семейного счастья, покровительницы женщин, хранительницы брака – Юноны – жены Юпитера. Кстати, Юнона была вечно юной и молодой.

На Руси начало года было в разные месяцы: весной в марте или осенью в сентябре, поэтому июнь был четвёртым, потом десятым месяцем в году и только с 1700 года июня стал шестым месяцем. На Руси июнь называли сначала тотемным именем «изок», то есть кузнечик. С приходом христианства на Русь июнь начали называть «кресником» - от дня Иоанна Крестителя (Ивана Купалы), который отмечался 24 июня по старому стилю или 7 июля по новому стилю. В одной из рукописей ХVII века июнь именуется «паутной, сиречь комарный» (паут - слепень, овод). Однако в русском народе и в роду Суворовых июнь издревле назывался так: хлеборост, розник, светозар, светлояр, разноцвет.

Дело в том, что в июне, как правило, вырастает первая сочная зелень в огородах и трава в лугах, буйно цветут луговые травы. Июнь – это медовый месяц природы, когда день длится долго и так, что заря с зарею сходится, а вечерние зори как бы переходят в утренние. В июне щёки и губы девчат румянятся естественным образом, а у ребят и парней начинают свою пляску гомоны. Вот почему июнь на Руси – это месяц зарниц (гроз), «румянец года», молодое Лето с яркими от лучистого солнца днями и тёплыми светлыми вечерами, «светлейший месяц года».

Июнь по природному календарю – это «земляничник», потому что на опушках и пригорках поспевает земляника. «В июне первую ягоду в рот кладут, а вторую – домой несут». Ещё июнь – это «первотравник», потому что в июне бурно растёт трава на земле и лист на дереве. Также июнь – это «млечень», потому что «в июне день не меркнет», «в июне день – с год». В июне гремят грозы, сверкают зарницы, цветут сирень, жасмин, акация, рябина, жимолость, в воздухе вьётся тополиный пух, но к этому времени все закрома в амбарах уже почти пустые, поэтому крестьяне говорили: «Июнь, в закромах ветром дунь! Поищи: нет ли где жита, по углам забыта? Собери с полу соринки сделаем по хлебцу поминки!». Бедные малоимущие крестьяне говорили: «С июньского хлеба невелик прок: весь разносол – мякина, лебеда да горькая беда!», «Богат июнь месяц ростом, а и то после дедушки апреля крошки подбирает», «Что май, что июнь – оба впроголодь», «Отец с сыном, май с июнем, ходят под окнами, Христа ради побираются».

Да, это правда. После весенней посевной не во всех крестьянских семьях были «разносолы», то есть разнообразная и обильная еда, кушанья, пища. Вот почему в июне иногда делали салаты из одуванчиков, щипали крапиву и щавель, варили из них пустые кислые щи, собирали съедобные травы и землянику, боролись с весенним витаминным голодом, поедая перьевой лук и стебельки чеснока.

В июне крестьяне в Кошелёвке и в деревне Дальнее Русаново много работали, потому что «Пришёл июнь разноцвет, отбою от работы нет», «Поводит июнь на работу – отобьёт до песен охоту». Июнь – это пора сенокоса: «Май творит хлеба, а июнь – сено», «Июнь с косой по лугам прошёл, а июль с серпом по хлебам побежал». В июне буйно растут посадки в огородах, которые надо почти ежедневно полоть; начинает колоситься озимая рожь и отцветают сады; плодоносит земляника, которую надо собирать; цветёт картофель, который надо окучивать; появляются подберезовики и белые грибы, которые уже можно собирать и заготавливать на зиму; цветут и поспевают лекарственные травы, которые тоже хорошо бы заготовить и высушить в проветриваемом тенёчке. В июне заготавливают чагу, цветки василька, ландыша, липы и ромашки, траву зверобоя, пустырника, трёхцветной фиалки, чистотела и череды, плоды земляники, листья крапивы и подорожника.

По воспоминаниям отца автора в деревне Кошелёвка почти все бабы и бабки во всех семьях и родах собирали, сушили и заготавливали лекарственные растения, которыми успешно лечили почти все известные в народе болезни и в сборе лекарственных трав им помогали дети: девочки и мальчики, даже деревенские девки и парни, которые больше лакомились земляникой и щавелем, плели «невестинские венки» и забавлялись на лесных опушках в играх и забавах с парнями. При этом все деревенские жители Кошелёвки от мала до велика переплетали смысл и значение христианских праздников и их древнейшими языческими традициями и обрядами. О некоторых из них автор поведает в следующей новелле.

На картинке. 1900. Образ деда Календаря из деревни Дальнее Русаново Суворовского района Тульской области. Фото из сети Интернет.


Рецензии