1900. Июньские христианско-языческие праздники

Дед Календарь из деревни Дальнее Русаново много чего рассказывал автору, но не всё укладывалось мне в память, западало в душу, принималось моим пионерским разумом. Многое из того, чем ведал мой друг Дед Календарь, было мне просто непонятным, многое из того, что он говорил мне, я воспринимал просто как музыку его непонятной стародавней (старославянской) речи. До сих пор я горько сетую и жалею, что в 60-е годы XX века не было таких средств записи звука или видео, чтобы зафиксировать всё то, о чём мне рассказывал дед Календарь, потому что и я, и мой старший брат, и наш отец Сергей Иванович Суворов, да и все в деревне понимали, что дед Календарь – это настоящий мудрый Учитель, энциклопедист, знаток древней и прошлой (дореволюционной) истории, религии, ведических знаний. Сколько было на Руси таких уникальных людей, знания и умения которых канули в Лету безвозвратно и почти бесследно!?

Именно от деда Календаря, делясь с ним деревенскими новостями и сведениями о забавах и играх деревенской детворы и молодёжи, я узнал наименования и содержание календарных христианско-языческих праздников, несомненно, составлявших смысл и содержание крестьянской жизни обитателей русских деревень, в частности, деревни Кошелёвка и Дальнее Русаново. Вот почему автор с уверенностью утверждает, что юный 11-летний Ваня Суворов в 1900-х годах начала XX века обязательно участвовал или был свидетелем этих праздников и событий.

1 июня (по н.с.) или 19 мая (по с.с.) 1900 года был День святого мученика Патрикия и преподобного Корнилия. О святых мучениках и преподобных жители Кошелёвки, вероятно, что-то знали или слышали, но для всех этот день был связан с «Иваном-долгим» - днём, когда надо продолжать посев огурцов, потому что «После Ивана не надо жупана» (жупан – тёплая верхняя одежда, охабня, зипун), «На Ивана-долгого дождь идёт – скоро рожь несёт». В день Ивана-долгого примечали: если первые два дня июня льёт дождь, то весь месяц будет сухой; если вороны садятся клювами в одну сторону, то это к сильному ветру (непогоде).

2 июня (20 мая) День святых мучеников Фалалея и Аскалона, а также обретение мощей чудотворца и святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Этих святых мучеников народ также сохранил вкупе с языческими приметами и назвал этот день по-своему: «Фалалей-тепловей» и «Фалалей-огуречник».

«На Леонтия и Фалалея сади огурцы», «На Фалалея - досевай огурцы скорее». Примечали: если множество новых шишек на елях, то это к урожаю огурцов; если массовое появление оводов, то это опять к урожаю огурцов. Без всяких агротехник крестьяне только по поверью (традиции) накрывали первую посадку огурцов не только от заморозков, но и для того, чтобы её никто не видел (не сглазил). Также закрывали банками или строили из прутиков шалашик и оборачивали тряпицей первый огуречный росток.

Первый выросший огурец обычно опять зарывали в землю, как бы принося в жертву «покровителям огородов святым Филиппу и Фалалею». Крестьяне верили, если выполнить этот обряд, тогда будут расти другие огурцы и их будет много, а если будет много жёлтых, до поры поблекших огуречных плетей, значит, «чей-то лихой, недоброжелательный глаз подсмотрел «на росту» первый огурец». Вот почему в Кошелёвке не любили пускать чужих людей в свои огороды и очень злились-ярились, когда находили в них брошенные шутниками-озорниками камни, пучки сорной травы или комья земли.

3 июня (21 мая) День святых царей и равноапостольных Константина Великого, правителя Римской империи и его матери Елены (Олены). О них было известно, что Константин перед битвой с войском язычника Максентия увидел на небе крест и надпись: «Сим победиши», а Елена, вместе с сыном приняв христианство, построила в Иерусалиме храм святого гроба Господня и обрела святой крест, на котором был распят Спаситель. Однако крестьяне в деревне Кошелёвка называли этот день по-своему: «Олена-леносейка» и говорили: «Сей лён на Олену», «Олена – длинные льны», «Длинные льны – Еленины косы», «Матери Олены – ранние льны и поздние овсы», «На Олену-леносейку сей лён, гречиху, ярицу, ячмень и позднюю пшеницу».

Автор сам видел, как тётя Маруся, жена дяди Максима Головкина в деревне Дальнее Русаново, озабоченная наличием пустоцвета на огуречных посадках, повторяла древний ритуал из её детства в родовой деревне Кошелёвка: босой ногой волочила в огороде вдоль огуречной грядки по земле старый стоптанный лапоть и приговаривала: «Как густо сей лапоть плёлся, так чтобы и огурцы мои плелись». А ещё она озорно говорила про этот день и вечер: «Елена-фиалочница: дрёма – не ночуй дома».

Дядя Максим, муж тёти Маруси, хотя и был уважаемым членом правления колхоза и коммунистом, не возражал против древнего ритуала его проводов бабками на посев «длинного льна»: старушки деревни Дальнее Русаново в надежде на хороший урожай с каждой бабы в избах собирали по паре печёных яиц и клали их тихонько в мешок с семенами льна. Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, должен был помалкивать, иначе ему не будет житья от баб и на всю деревню он прослывет «озорником», то есть хулиганом. Выезжая на поле, мужики-сеяльщики, прежде всего, принимались за завтрак, съедали эти печёные яйца, а домой привозили и предъявляли старушкам скорлупки.

4 июня (22 мая) День святой мученицы Василиски или Соловьиный день, васильковый «День-синитель, васильковый повелитель». В этот день деревенские девки и молодые бабы ходили слушать пение соловья, считали, что «хорошее утро с песен птиц начинается», «От Василиска до соловьёв близко», а ребята и парни слушали птиц и приговаривали: «На Василиска соловьёв подслушивают для ловли», примечали: «На Василиска не паши и не сей, а то родятся одни васильки». Каким б ы ни был этот день, но его пережидали, чтоб «поля не засорились, васильки не уродились».

5 июня (23 мая) День святого Михаила, святого Леонтия, преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой и обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского. Дед Календарь при мне сокрушался, что занятым тяжёлым трудом крестьянам некогда всуе (суете-сует) вспоминать подробности жития-бытия и подвига святых и преподобных, хотя он сам наизусть знал о святом Леонтии – первом из печерских иноков удостоенных епископского сана, о преподобной Евфросинии – игуменьи Полоцкой, покровительнице женского монашества на Руси, праправнучка святого князя Владимира, крестителя Руси, которую до принятия святого крещения звали Предислава. Крестьяне на Леонтия-огуречника и конопляника заканчивали посев огурцов: «На Леонтия кончай посадку огурцов», сеяли коноплю, считая, что «Лучший срок посева конопли на Леонтия», «Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цвет в круги, и конопли долги». В народе давно приметили, что «На рябине обильный цвет, значит, быть урожайной конопле». Кстати, коноплю использовали как лён.

6 июня (24 мая) День преподобных Симеона и Никиты, который крестьяне воспринимали больше молчком, потому что преподобный Никита был лихим человеком и вёл порочную жизнь, а потом оставил семью, поселился в трёх верстах от города, на берегу Плещеева озера, соорудил себе небольшую башенку-столп, где и пребывал в непрестанной молитве день и ночь; возложил на себя тяжелые вериги и принял мученическую кончину от лихих людей, умертвивших святого из корысти, потому что те считали, что вериги святого Никиты сделаны из серебра, и желали завладеть ими. Было это в 1186 году.

7 июня (25 мая) День третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи, Ферапонт и Иоанн, а также, по простому, Иванов день. «С Иванова дня пошли медвяные росы» - худые, вредные, если заболеет ребенок, то считали, что он бегал по медвяной росе; если заболеет скотина, то говорили: «Верно, напали на медвяную росу», «От Ферапонтовой росы и трава ржавеет». Если заблекнут листья на дереве, думали, что завелась медвяная роса. Однако за этими медвяными росами признавалась и целебная сила: с этого дня начинали сбор некоторых лекарственных растений: «Травы и коренья целебные клади под Иванову росу», а также была такая примета: «С Иванова дня ставь молоко в крынках на три росы – больше молока коровы дадут». В этот день замечали и рябину: если на ней было много цветов, то будет хороший урожай овса, а при малом цвете рябины говорили: «Знать рябину на цвету, что идет к мату», «Поздний расцвет рябины – к долгой осени».

9 июня (27 мая) День священномученика Ферапонта, преподобного Нила, обретение святых мощей преподобного
Нила Столобенского. Преподобный Нил – основатель Ниловой пустыни на острове Столобенском (озеро Селигер). Сам преподобный жил здесь двадцать семь лет в совершенном уединении в пещерке, рядом с которой соорудил келью и часовню. Лишь после его кончины на остров стали стекаться многие иноки. Мощи преподобного были обретены в 1667 году, в царствование Алексея Михайловича, когда в Ниловой пустыни началось сооружение каменного соборного храма. После более чем столетнего пребывания в земле мощи Нила Столобенского сохранились нетленными. Преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский, в миру был Фёодор, родившийся в Волоколамске. В юности принял монашество в Симоновом монастыре, был учеником преподобного Сергия Радонежского. Оставив Москву, удалился на Север. На берегу Бородавского озера им была основана обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Им же после возвращения в московские пределы был основан Богородице-Рождественский Лужицкий монастырь в Можайске, где преподобный и окончил свою жизнь в смиренных подвигах поста и молитвы. Это День Федоры –
избосора, «На Феодору не выноси из избы сору!». В этот день хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу. «Под веником всегда живет домовой» - издревле верили крестьяне.

10 июня (28 мая) День святого Никиты, епископа Халкидонского. Святой Никита в народе почитается стражем гусей, поэтому его попросту называют Гусятником. Гуси с весны требуют внимательного ухода, особенно когда пускают на воду гусенят, которые гибнут, становясь добычей хищных птиц и животных, Чтобы сохранить эту птицу, народ дал гусям особенного святого покровителя Никиту-Гусятника. «Если тихий день на Никиту-Гусятника – жди хорошего урожая».

11 июня (29 мая) День мученицы Феодосии Тирской, святого Блаженного Иоанна. Иоанн – «святой юродивый», родился близ Устюга, почитается как покровитель города Устюга Великого. Мученица Феодосия, дева Цареградская, жила в эпоху иконоборчества (\/ІІІ в.) и приняла мученическую
смерть, спасая образ Христа; она же – Феодосья – колосяница, гречишница: «Федосья – колосяница – хлеб (рожь) колосится», «Пришла Федосья – во ржи колосья», «В день Феодосии - колосяницы рожь колосится, выметывает колос», По цвету ржи гадали о цене хлеба: если рожь начинает цвести снизу, значит, будет низкая цена хлебу; если с середины – средняя цена. Прыгать и скакать в эти дни нельзя было, потому что «земля была тяжела» (в положении, выносила в себе плоды земные), а когда заколосились хлеба, крестьянская молодежь отправлялась в поле величать рожь: «Расти, расти трава к лесу, а рожь к овину», «Рожь говорит: «Колошусь!», а мужик: «Не нагляжусь!». Старики в этот день говорили: «Хлеб поспевает из закрома в закром в восемь недель. Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, а две недели подсыхает», С этого дня начинали кормить скотину печёными сочнями и хлебными баранками с надеждою, чтобы она более плодилась. В этот день также сеяли гречиху. Но всё же Федосьин день считался несчастливым,  говорили: «День святой Федосьи стоит один всех понедельников» (по тяжести).

12 июня (30 мая) День преподобного Исаакия Далматского.
День Исаакия-змеиного, бобового или «Исаакий-змеевик». В этот день начинали садить бобы, предварительно вымочив их в озимой воде, сажали и приговаривали: «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все доли, на старых и малых, на весь мир крещеный». «За Федосьей – Исакий, выползает из нор гад всякий». На Исаакия будто бродят змеи по лесам станицами и убивать их очень опасно, так как они скопляются и идут поездом на змеиную свадьбу, а встречному мстят без милосердия. Если укусит человека змея в этот день, то ни один колдун не сможет укус змеи заговорить. Вот так-то.

13 июня (31 мая) День святого апостола Ерма, мученика Ермия или Еремей-распрягальник. На Еремея конец
всякого сева и крестьяне с облегчением говорили: «На Еремея распрягай – сеять кончай», «Повесь сетево», «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать». В этот день непременно нужно было покончить посев, выбрать и посеять все семена, потому что когда кукушка закукует, надо, чтобы семена засеяны были; а если в амбаре лежат ещё, а кукушка уж закукует, то это примета к плохому году. Дед Календарь пояснял, что в древности так приметами стращали крестьяне в роду, чтобы вовремя поспешали, ничего не забывали, делали всё в строк и как надо.

14 июня (1 июня) День мучеников Иустина и Валериана, преподобного Дионисия Глушицкого, но народ этот день воспринимал по-своему, называя его «Устин и Харитон». Говорили: «Устин и Харитон рожь то красят, то квасят», «Устин тянет вверх коноплю, а Харитон – лён», «Устин и Харитон готовят урожай на рожь, а мученик Лукьян (16 июня) на яровое». Если красное утро на Устина, значит, будет красный налив ржи; рожь красно открасуется. Пасмурное утро на Устина – к урожаю яри. Пасмурный дождливый день на Устина – к урожаю конопли и льна.

16 июня (3 июня) День мучеников Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павлы девы или по-крестьянки: «День Луки ржаного», «Лука-ветреник». В этот день наблюдали течение ветров: «На Лукьяна в канун Митрофана (17 июня) не ложись спать рано, приглядывайся, откуда ветер дует – тянет с юга, значит, яровые уродятся». Говорили: «На Луку южный ветер – к урожаю яровых; северо-западный – к сырому лету; восточный – к наносным болезням». На Луку более всего боялись северо-восточного ветра, который будто бы приносит с собой беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи. «Сиверок на Лукьяна – ржи дождями заливает». В этот день вечером «окликают» (зовут, призывают) ветер и просят (молят) его пролить дожди благодатные, благовременные: «Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь-матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко
времечку». Дед Календарь нараспев говорил эти слова наговора, а сам пускал слезу из-за мохнатых седых ресниц и бровей. Что ему помнилось – неизвестно, а спросить его я стеснялся…

18 июня (5 июня) День священномученика Дорофея, епископа Тирского. Убиение князя Игоря Черниговского, Благоверного князя Феодора Ярославича. Этот день в русских деревнях был Днём Дорофея – утро вечера мудренее. С этого дня начинаются самые короткие, «воробьиные» ночи: «Летом свет во всю ночь». В этот день примечали: если погода тёплая и ясная – зерно будет крупное.

19 июня (6 июня) Преподобных Виссариона и Илариона, преподобных мучениц дев: Архелаи, Феклы, Сусаниы. Преподобного Паисия (Павла) Угличского. В крестянских деревнях этот день отмечали как «Иларион-полольник». С этого дня обычно начинается прополка льна, проса и других
хлебов, поэтому говорили: «Пришел Иларион – дурную траву из поля вон» или «Подтыкай, девки, бабы, хоботьё, начинай в яровом полотьё», «Сорняк без хлеба оставит», «Поле полоть – руки колоть, а не полоть, так и хлеба не молоть». Старики в убеждение необходимости прополки говорили: «Осот да лебеда – для посевов беда».

20 июня (7 июня) День мученика Феодота, мученика Кириакии или День Федота-урожайника. Этот день предсказывал, какой будет урожай ржи: «Если погода тёплая, ясная – урожай будет хороший, налив полный, зерно крупное; если дождь –
зерно будет плохое, тощее», «Святой Федот тепло дает – рожь в золото ведет», но если «Святой Федот на дождь поведет – к тощему наливу (колоса) приведёт».

21 июня (8 июня) День великомученика Феодора Стратилата, он же Федор Стратилат – леший-колодезника. «Феодор Стратилат – грачами богат», «Феодор Стратилат – угрозами богат», «Гром поутру не к добру, потому что мужик с сеном не уберется». Гром и молния в день Феодора-Стратилата предвещали плохую уборку сена, а если утром появились большие росы, если даже лето было сухое, всё равно урожай будет хороший. Колодезники считали этот день важным в своих работах. С вечера под этот день клали сковороды на места, где собирались рыть колодцы, а утром, при восходе солнца, снимали их. Если сковорода покрылась водяными струями, значит, на этом месте – обильные водяные жилы, а если слегка отпотела, то колодезь будет маловодным, а если совсем сковорода сухая, значит, ничего не будет хорошего в этом месте.

22 июня (9 июня) День святого Кирилла, архиепископа Александра, преподобного Кирилла, Белозерского чудотворца (в миру – Косма). Кирилл – это день солнцестояния, Солнцеворот. По народному календарю, на Кирилла – конец весны, почин лету. Обычно в этот день крестьяне просили, обращаясь к святому Кириллу: «Кирилл, дай ясное, доброе лето»; говорили: «За Федором Стратилатом Кирилл в ряду стоит, на солнечном припеке греется», «На Кириллу отдает земля солнышку всю свою силу», «С Кириллина дня – что солнышко даёт, то мужик в амбаре приберёт».

23 июня (10 июня) День священномученика Тимофея, Преподобного Силуана, схимника Печерского, а для крестян – это «Тимофей-мышьеписка». На этот день приходились
разные знамения: то по гумнам бегают вереницами мыши, то стадами волки бродят, то вороны летят из-за лесов, что и свету божьего не видно, то земля жалобно стонет и так далее. «Тимофеевские знамения» грозой грозят, поэтому «счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот тяжелый день!». Даже дед Календарь в этот день помалкивал и ничего никому не рассказывал, не советовал, не говорил.

24 июня (11 июня) День святых апостолов Варфоломея и Варнавы. В этот день крестьяне-ведуны подводили итог июньской погоде: если в июне ночи были тёплые, тогда, наверное, можно ожидать изобилия плодов. Если во время восхода солнца стоит духота – к ненастью. Если туман утром стелется по воде – будет солнечная погода. Если сильные росы – к плодородию, а частые туманы обещали урожай грибов. Если вода в колодцах и ручьях чиста как никогда – к дождю. Если утром трава пахнет сильнее обычного – к дождю. Если хорошо пахнет жимолостью – к дождю. Если с утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – к хорошей погоде.

25 июня (12 июня) День преподобного Онуфрия и Петра Афонского. Этот день для крестьян – Пётр-поворот, солнцеворот; говорили: «Пётр-поворот – солнце укорачивает ход, а месяц идёт на прибыль», «С Петра солнце на зиму, а лето на жару», «Женское лето на Петров день начинается». Этот день ещё называли «Пётр-капустник» или «запоздалый капустник» - рассаживали последнюю рассаду капусты.

26 июня (13 июня) День мученицы Акилины, святого Трифиллия или «Акулина», «Акулина-вздерни хвосты». В это время скот бесится от оводов. Слепни их жалят, сосут из них кровь. На Акулину нападают мухи на скотину; видя тревогу скотины, крестьяне говорили: «Пошли бызы на скотину», «Скот тощает, сбавляет удои, а пойдешь лесом – комары взбесят». Гречиху сеяли либо за неделю до Акулины, либо неделю после Акулины.
По старому русскому обычаю в этот день варили мирскую кашу для нищей братии. После небогатого, но сытного стола нищие благодарили хозяев: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом –
на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди Боже вам, православным, гречи без счёту. Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».

29 июня (16 июня) День святого Тихона Амафунтского, преподобного Тихона Луховского, Костромского. По народным приметам, с этого дня начинают затихать птицы, кроме соловья и кукушки, которые будто только поют до Петрова дня; говорили: «На Тихона певчие птицы затихают», «На Тихона солнце идёт тише», «На Тихона за год самый тихий ход». В этот день устраивали пир для тех работников, которые унавоживали поля. Угощали их обедом, вином и брагою, обычно весёлые разгульные песни и игры заканчивали пиршество на Тихонов день. Говорили: «Где лишняя навоза колыжка, там лишняя хлеба коврижка», «Кто много навоза в поле кладёт, тот всегда верной прибыли ждёт», «Земля любит навоз, как лошадь овес», «Навоз отвезём – так и хлеба привезём», «Добудь дедовского навозу, снопы валиться будут с возу». Этим праздником заканчивался крестьянский июнь месяц. Вот в этих-то событиях и проходила крестьянская жизнь и житейская учёба 11-летнего Ивана Егоровича Суворова, моего дедушки по отцовской линии рода Суворовых.

На картинке: 1900. Всеобщий русский календарь на 1900 год. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1899. [82] с., ил. 29,5;22,5 см. В издательской хромолитографированной обложке с портретами Николая II и Александры Федоровны.


Рецензии