Прости меня, Веточка

        Когда приобретаешь смешного рыжего щенка, не задумываешься, как тяжело будет расставаться потом, с взрослой, болеющей собакой. И принимать сложное решение.
Ты видишь перед собой смешное, ковыляющее счастье. Тискаешь, сюсюкаешься, умиляешься. Говорят, что, это люди очеловечивают собак, а это всего лишь животное.

        Ведь и мясо человек ест,  не задумываясь о том, какая добрая и ласковая была корова. Мы едим мясо, потому что, не растили телёнка, не пасли на лугу, не ухаживали. Такой вот парадокс: мы едим не корову, а мясо. То есть корова, пасущаяся на лугу, это одно. А, мясо – это другое. Короче говоря, в эти философские дебри можно уходить бесконечно.

        Веточка, была очень, избирательна к людям. Уж, по каким критериям они избирались, известно лишь ей одной. Был период, когда я частенько уезжала, то в Новосибирск, то в Улан-Удэ, и надо было найти человека.

        Лиля – неравнодушная подруга, которая соглашалась пожить в моей квартире и поухаживать за собакой. Ветка чувствовала в ней родственную душу. Она, также ходила за ней хвостиком, ела с рук, спала в ногах и ждала с работы. Лиля, выручала меня всегда. Однажды, мне пришлось везти собаку в Абагур, (пригород Новокузнецка, 20 минут на электричке). И оставить у Лили, на два или три дня. Когда, я приехала её забирать, рассказали, что у Веточки не заладилось, с мамой подруги. Порыкивала на неё. И шестидесятипятилетняя женщина, вынуждена была ходить дома «по струночке», дабы, «не рассердить» Веточку.

        Каждый раз, когда, я злилась на её вредность, говорила: «Как же ты мне надоела, усыплю тебя, сил моих больше нет». Как часто, мы произносим слова, не особо задумываясь, что называется «в сердцах». Слова материальны. И, кому, как не мне, об этом знать.

        Да, я устала. Душа рвалась в родные места, в город детства, юности. Снова пройтись по улочкам любимого города, встретиться с подружками детства, заглянуть в любимый дворик. Я, понимаю, что, того Улан-Удэ больше нет, и от этого грустно. Наступало ещё одно лето, а вырваться из Новокузнецка так и не получалось. И, я, снова загадывала на следующее лето. Неуловимое лето, словно крылья бабочки. День за днём, пролетело пять лет…  уже шесть.
Веточку планировала, на время отпуска, оставить на передержке. Звонила, узнавала, переживала, как всё будет.

        Не случилось… ни отпуска, ни передержки, ни Веточки…
Тяжело на сердце, а если вернуть всё назад, я бы поступила также?

О соседях.

        Соседи, тоже люди, и они хотят отдыхать. Ветка раздражала их всегда, то заливалась лаем, то скулила, когда я уходила на работу. Миленькая моя, как же она скучала, когда я уезжала далеко и надолго. И, как радовалась, когда я возвращалась!

       Если бы Веточка умела говорить. И что? Она бы мне рассказала, как мучается от боли и как хочет жить?

       Я, могла передумать в любой момент, но, я этого не сделала. Ведь, я приняла решение. А, сердце закрыла на амбарный замок. Ключ выбросила, чтобы не передумать. Я гордилась собой, когда написала красивый ответ на смс-ку, «любимой соседки», которая живёт подо мной.

        «Галина Анатольевна, здравствуйте. Вы утром уходите, а собака начинает гавкать с самого утра без остановки. Мы с Маргаритой с 9 этажа просим вас принять меры. Ну, сил уже нет слушать, правда».

        Мой ответ: «Уважаемые соседи! Извините в n – ый раз, за мою собаку. «Принять меры», это зашить пасть, выставить на улицу, усыпить. К сожалению, ни на одну из этих мер, рука не поднимается! И ещё раз повторяю, извиняться буду до тех пор, пока жива собака! Всего доброго».

        Соседка, поклонница эпистолярного жанра. Она частенько мне подкидывала вежливо – гневливые сообщения. И, я отвечала в том же духе. Хотя, если честно, то иной раз хотелось написать, то, что чувствую. Например, «если вам не нравится, громкость моей собаки, так придите и поиграйте с ней». И сразу станет понятно, хороший вы человек, или притворяетесь. Веточку обмануть невозможно. Вы будете стоять у дверей моей квартиры, и она уже всё про вас «расскажет», и про Маргариту с 9 этажа тоже.

        Лишь только, я вышла на новую работу, через неделю получила это послание. Веточка уже была не здорова. Не притрагивалась к еде, много пила воды. И часто поносила. Я, разводила смекту, поила, думала, что пройдёт.

        Бесконечно драила пол, утром, вечером, ночью. Белизна, перчатки, порошок. И ещё помыть попу, если позволит. Она, бедненькая и прокакаться не могла, так как задние лапы, потеряли упругость, и ей трудно было упираться на них, постоянно скользили. Но, Веточка, всё равно старалась. И если, я не успевала закрыть дверь в спальню, быстро шмыгала в свой шкаф, откуда выманить старушку было невозможно.

        Я, говорила: «Ко мне, не вздумай приходить, грязнуля!». Ну, уж если удавались водные процедуры, после мытья, запрыгивала на кровать и валялась там с упоением, и радостью, как и всегда!
Потом, уже запрыгивать сил не было, я помогала, и она лежала, а глаза были печальные.

        От переживаний, сама заболела, и взяла больничный лист. Скачки давления выматывали и отнимали силы.
Через две недели, повезли собаку к ветеринару. У Веточки, не было сил сопротивляться. Визит к доктору, всегда сопровождался волнением, беспокойством.

        Надо было сразу сделать УЗИ брюшной полости. Я, не умею настаивать, когда это нужно, к сожалению.
Молодая, привлекательная ветеринар, сразу определила, что собаке лет 10-11, участливо расспрашивала, обо всём.

        - Вы, расскажите, всё подробно, как долго не ест, как ходит в туалет.

Слабость Веточки, нисколько ни повлияла на характер, всё равно огрызалась, и пришлось надеть намордник. Доктор обеими руками обхватила бока, стала ощупывать и расспрашивать чем кормлю.  Наш рацион удивил.

        - Куриные головы и гречка? Что это за еда?
И в итоге, сделал вывод – «У Вашей собаки, гастрит».
После нашей беседы, порекомендовала взять кровь, так как это важнее. Анализ крови расскажет, что в организме, не так.

        Шприц ввели в мякоть задней лапы, успели набрать кровь, вроде можно и выдохнуть. И тут Веточка, решила взбрыкнуть, попятилась задом, и опрокинула пробирку с драгоценной бордово-красной жидкостью. Всё произошло в считанные секунды. Мы, даже не успели ахнуть, как ветеринар подхватила, то, что осталось. Подняла вверх, пробирку,  чуть прищурила глаза, и уверенно сказала: «Хватит!» 

        - Соблюдайте строгую диету. Можно отварную куриную грудку и немного риса, говяжье лёгкое. Так же, за тридцать минут до еды, обязательно давать «Альмагель» и продолжать поить смектой.
Порекомендовала сбалансированный влажный корм, «ROYAL CANIN», который мы и купили.
Поставила укол с лекарством, от тошноты.

        Дома, я взялась за лечение. Набирала в шприц лекарство и впрыскивала в пасть.
Веточка, оставалась верна себе, скалилась. Шерсть склеивалась в «сосульки» и пространство вокруг заляпывалось белым, липким альмагелем.

        Я, старалась каждый день её купать. Она безропотно сидела в ванне, и позволяла себя намыливать. Я, была с Веточкой ласкова и бережна. Она стала лёгонькой. Старенькая моя девочка. Нет, не собака, а именно – «девочка».
Миска, с едой, так и оставалась нетронутой. Чтобы, я туда не положила. Подходила, чуть нюхала и отходила.

        На следующий день, позвонила ветеринару.
Анализ крови показал, высокий гемоглобин, эритроциты, лимфоциты, почти в два раза выше нормы.
        - Ест ли собака?
        - После Вашего укола, чуть-чуть.
        - Продолжайте поить лекарством.

        Следующую неделю улучшений не было. После альмагеля, Ветку выташнивало. В туалет, почти перестала ходить, только по-маленькому.
Я перестала закрывать её в спальне, когда уходила на работу.
Раньше, я это делала, чтобы она не бродила по всей квартире и не раздражала соседей лаем.

        Может, что они наговаривали на неё? Жаль, что у меня не стояла в квартире видео-камера.
Ночи были тревожные, спала плохо, то убирала за ней, то наливала в миску воды. Иногда, просыпалась от того, что чувствовала взгляд Веточки, она сидела напротив и просила пожалеть. Я, протягивала руку, и бесконечно долго приглаживала шерсть. В другую ночь вставала, так как, слышала, что собака бродит по квартире, не находя себе места от боли. Я снова её обнимала, гладила, однажды постелила покрывало и легла рядом с ней, на пол. Мне, хотелось, хоть как-то облегчить страдания, хотя бы своим близким присутствием. Животные ведь не плачут, даже от своей боли, она старалась меня уберечь.

        Наступила пятница. Решила приготовить на обед котлеты. И стала прокручивать на мясорубке, куриную грудку, чтобы потом смешать со свининой. Веточка, учуяла запах и пришла на кухню, как и всегда. Смиренно уселась у ног и стала ждать.
        - Ну, что ты, миленькая моя, вкусно пахнет?
И с ладони, чуть-чуть скормила. И, она, очень аккуратно, неторопливо съела. Первый раз, за три недели. Я, решила, что моя рыжая, идёт на поправку. Но, я рано радовалась. После всех домашних дел, пошла в магазин. Когда вернулась, то моему взору предстала Веточка, она сидела, в середине зала, с понурым видом, опущенными ушами.

        В дальнем углу комнаты, рвотные массы, тянулись по диагонали. Ветка загораживала собой, всё это безобразие. «Только бы, мамочка не ругалась!» - говорил весь её вид.
        - Да, уберу, я сейчас всё, бывает и так, к сожалению…

        Помыла полы, затем её. Вета, безропотно сидела в ванне, позволяя себя намыливать. Я, аккуратно жулькала шерсть на лапах, спине, хвосте, красивой белоснежной «манишке». Потом, неспешно отжимала воду. Снова всё повторялось: лапы, хвост, бока, «манишка».  И, накидывала полотенце. Дальше, левую руку под живот, правую с другой стороны, приподнимала Веточку и прижимала к себе. И несла в комнату.
Диванные подушки, были самые то, для моей напряжённой спины.
Мои колени, самое лучшее ложе, для моей красавицы. Я, осторожно вытирала  Вету и спускала на пол.

        После водных процедур, Веточке разрешалось поваляться на кровати. Запрыгнуть ей было тяжеловато, но, я помогала.
По-прежнему, от еды воротило, но воду пила. Ночью пришла, ко мне спать. Мостилась в ногах, пыталась вытянуться вдоль стены, видимо искала, позу, которая бы не причиняла боли. Тревожный сон, прерывался бесконечно. На часах было два, или три часа ночи, когда, я снова проснулась.
        - Ну, что, моя дорогая девочка, болит у тебя, да?
Потрогала живот собаке, нет, это был не живот, а раскалённая лава.

        Я  встала и принесла с морозильной камеры, бутылку со льдом.
Моя, слепая старушка, почувствовав неладное, не понимая, что происходит, стала рычать.

        - Дурочка моя, я ведь хочу, облегчить тебе боль, - пытаясь подсунуть под живот, спасительный холод.
        - Нет, нет, и ещё раз нет – и Веточка спрыгнула на пол.

        Всё-таки, нам удалось немного поспать. Когда, я проснулась и встала с кровати, то увидела такую картину: Вета спала мордой в шкафу, а задней частью лежала на полу. Так, она нашла наиболее приемлемую для себя позу. Только бы, лишний раз не беспокоить меня.
Утром, та такси, снова в ветклинику, делать УЗИ брюшной полости. Результат неутешительный. Нужна операция по удалению матки, яичников.  И ещё, злокачественное образование в селезёнке. И другие факторы: старая собака, высокий сахар, как будет заживать шов…

        «Усыпить» - сказал ум. Договорились, что привезём собаку в клинику, на следующий день, к четырём часам. Мне хотелось, переспать с эти решением. Затем, позвонила знакомому, что он поможет захоронить животное. Всё это, я делала с холодным разумом, нисколько не сомневаясь, в правильности решения.
Вечером, приехала растерянная дочь. Она, не понимала ничего.

        - Я, не хочу никуда ехать. Я, совершенно, не представляю, как всё это будет происходить. Я, повезу живую собаку усыплять, а потом мёртвую собаку куда-то везти хоронить, и ставить какой-то крест. У меня, это, в голове, не укладывается, как ты себе это представляешь, мама? На дворе XXI век, вообще-то. Можно вызвать врача на дом, и он всё сделать. Поставит укол и заберёт, и не надо никуда везти.

         Мы, снова и снова обсуждали эту не простую тему. Всё было очень эмоционально. Читали заключение врача снова и снова, я плакала, то нервно смеялась.

        - Наконец-то, мама, устроит свою личную жизнь, - передала слова сватьи, Настенька.

        И, всё так, решили, что будем делать операцию. На, следующий день, я снова позвонила врачу.
Уж, очень она прониклась к Веточке, «она, у вас боец, так что записывайтесь на операцию» - сказала в завершении разговора. Всего-то 40%, давала врач на успешность операции.

        В воскресение, после разговора с врачом, я позвонила дочке, и передала разговор с врачом. Судьба собаки решилась, буквально за несколько минут нашего разговора. Дочь, была готова оплатить операцию, но требовала точных расценок. Так как, в разных клиниках, цены разнились, на немного. Снова перезванивать и уточнять, мне было неловко.

        Если соглашаться на операцию, надо обеспечить правильный уход, быть дома и ухаживать за ней. А, я, только устроилась на новую работу. И снова, в который раз, пришло решение усыпить. Дочь позвонила и вызвала врача. Сказали ожидать в течении часа. Удивляюсь себе, насколько я была хладнокровна, словно, я проделывала это много раз. Я, закрыла дверь в спальню. Веточка спала в зале, на нижней полке журнального столика. Я, тихонько смотрела телевизор, убрала звук в телефоне… и ждала. Прошёл час, тишина. Я, могла передумать в любой момент, но ведь решение принято. Снова перезвонила дочке, спросила: «Когда уже приедут? Ожидание мучительно».

        Через 15-20 минут, в дверь постучали. Спавшая, глубоким сном Ветка, моментально проснулась и помчалась к входной двери, заливаясь лаем. Моя, болеющая, слабая собака.
Я, чуть приоткрыла дверь, и парень-доктор отшатнулся в испуге. Я, тут же захлопнула, быстро надела намордник и подхватила мою худышку на руки, прижала к себе и распахнула дверь. Я, чувствовала, как Ветка слабо пыталась сопротивляться, но всё же моим рукам она доверяла.

         Почему, ну, почему, у меня ни разу ни ёкнуло сердце? Я, только спросила: «Ей, не будет больно?»

        - Она, ничего не почувствует. Сначала, я введу снотворное, - сказал он и вколол шприц. И вышел на лестничную площадку.
Я, баюкала Веточку, как ребёнка. Я, думаю, ей хорошо было в моих объятиях. Немного погодя, заглянул доктор:
        - Она ела у вас? Снимите намордник, так как её может вырвать.
        - Она голодная.
Я успела положить её на пол, снять намордник. И два раза, Веточку вырвало, совсем чуть-чуть. Желудок-то пустой. Потом, мы сидели рядом с врачом, на диване, и смотрели, как моя девочка погружается всё больше в сон.

Веточка, уснула глубоко, распластавшись на животе, положив голову на лапы. Снова зашёл врач.
        - Лучше Вам, не смотреть,- и ввёл второй укол.

Когда началась судорга, я вышла на балкон, - слёзы душили…
Потом зашла обратно. Всё закончилось. Парень-ветеринар, был огорчён, но старался поддержать меня.

        - Вы сделали всё правильно, всё-таки одиннадцать лет собаке, кто знает, как бы обернулась для неё операция…
Потом, посмотрел долгим взглядом и произнёс: «Вы, ещё заведёте себе собаку».
На, что, я сказала: «Никогда. Слишком тяжело это всё..."

        Потом бережно переложил Веточку в её большое банное полотенце, завернул и вышел.
Всё произошло очень быстро. Если смерть бывает лёгкой, то такой она и была у Веточки. Не успела понять, что уходит. Просто приняла её, как избавление от боли. Пишу, и слёзы катятся градом. Прости меня, моя дорогая Веточка.
Моя история получилась немного сумбурной. Я, писала её целый месяц… Ровно месяц, как Веточка, ушла по радуге.

По радуге: http://proza.ru/2020/07/01/1174


Рецензии
Добрый вечер Галина. Я Вам сопереживаю. Посмотрела фото Веточки, а у меня была точно такая же собака, только шоколадного цвета. Так и звали его Шоко. Он не дожил до 11 лет четыре месяца. Накануне пришел на дом ветеринар, смотрел на моего любимого пса ,и сказал, что ваш пёс прожил прекрасную жизнь. Я смотрела за ним, как за ребенком. Тоже, когда брала его щенком из семьи, не думала, что собачья жизнь такая короткая, и болеют они теми же болезнями, что и люди. Перед уходом ветеринар сказал, чтобы я привезла через день его в клинику сделать кардиограмму сердца. Мой пёсик не дожил до этого дня. Утром мы обнаружили его мертвым
У него скорее всего был рак, потому что возле писали висела опухоль, а с писи неделю перед смертью капала кровь. Но ветеринар не хотел мне об этом говорить.
Я тоже знаю, что он ушел по радуге. После него я уже не хочу брать собаку. Недавно он мне даже ночью снился.

С уважением,

Алла Минцис   11.08.2020 16:47     Заявить о нарушении
Благодарю за сопереживание. И за Вашу историю тоже. Тяжело расставаться со своими домашними питомцами, но, не нами придумано, что у жизни есть начало и завершение. Во сне, Веточка не приходит, а вот облака, часто принимают её очертания.
Дочь, тоже сильно переживала, и хотела, взять для меня щенка - породы йоркширский терьер. Я, отказалась. В результате, они с мужем взяли щенка, для себя. Так, что привозят ко мне, если уезжают отдыхать. И, я с радостью занимаюсь им.
Всего Вам, доброго. С теплом,

Галина Фомина   11.08.2020 18:01   Заявить о нарушении