Легенды воздушных оборотней Люфтваффе

На снимке: Трофейный Як-1 на немецком аэродроме.

       Можно смело утверждать, что наряду с множеством действительных фактов, Великая Отечественная война породила также много ложных слухов и стереотипов, которые до сих пор иногда мешают нам разобраться в сложнейших перипетиях той войны. Одним из таких странных явлений был слух о применении «коварными фашистами» наших захваченных самолетов. Считалось, что только обманом и подлостью асы Люфтваффе могли внезапно атаковать и сбить отважного и бесстрашного «Сталинского сокола». Об этом не раз писалось в различных военно-исторических и литературных произведениях.

       Например, в известном автобиографическом романе «Живые и мёртвые» Константина Симонова весьма красочно описан эпизод обстрела наших войск истребителями И-16 с красными звёздами. Доказательством коварства врага служит, якобы, тот факт, что, когда огнем пехотинцев один из этих «ишачков» был сбит, то в его кабине был обнаружен труп лётчика в немецкой униформе. Допустим, здесь мы имеем дело с вымыслом автора. А как быть с другими странными случаями?

       Так, в период воздушных боев над Кубанью весной 1943 года было зафиксировано несколько встреч наших лётчиков с неизвестными «Яками». По некоторым данным, они были тёмно-зелёного цвета с чёрными полосами (камуфляж «зебра») и одной звездой на киле (на плоскостях и фюзеляже звезды отсутствовали). А один странный Ла-5 с белым треугольником на киле голубого цвета в конце мая летал на разведку наших войск, после которой его обычно встречала пара Me-109. Наверняка, наши лётчики докладывали и о других вражеских самолётах с опознавательными знаками советских ВВС. 

       Конечно, немцам иногда доставались в качестве трофеев наши самолеты, как, например, два Як-1Б из числа приземлившихся по ошибке на занятый немцами аэродром Таганрог 17 апреля. Один Як-1 немцам «подарил» 11 мая дезертир из 148-го истребительного авиационного полка старший лейтенант М. В. Шкомплектов. Есть также данные, что один из истребителей ЛаГГ-3 88-го истребительного авиационного полка с надписью на борту «Советская Грузия» (на грузинском языке) по ошибке приземлился на вражеском аэродроме. С сожалением нужно признать, что были и другие подобные случаи. Однако в немецких документах нет никаких упоминаний о применении трофейных советских истребителей на Кубани. Да и какой был смысл немецким асам садиться за штурвалы совершенно незнакомых машин? Им и своих первоклассных Bf 109 хватало, которыми они владели в совершенстве.

       Загадочные «оборотни» проводили атаки наших самолётов, и бывало, даже сбивали их. К примеру,  16 апреля неизвестный ЛаГГ-3 неожиданно атаковал и сбил «Аэрокобру», а 29 апреля «вражеским» Як-1 была подбита «Аэрокобра» лейтенанта А. И. Труда из 16-го гвардейского истребительного авиационного полка. По воспоминаниям Героя Советского Союза И. В. Федорова, каким-то неопознанным Як-1 был сбит 28 мая младший лейтенант Р. И. Ишханов из 402-го истребительного авиационного полка.   
   
       Разумеется, подобные неожиданные атаки, заставили порядком понервничать «Сталинских соколов», которые, в отместку, устроили охоту на «оборотней». К примеру, в некоторых наших литературных источниках описан весьма любопытный случай, когда в конце апреля в районе Геленджика старшим  лейтенантом  И. В. Шмелевым (4-й истребительный авиационный полк) был уничтожен загадочный «Полосатый дьявол» - истребитель Як-1 с голубыми полосами на крыльях, который, якобы, пилотировал немецкий лётчик. Правда, в официальном списке воздушных побед Шмелёва этот «оборотень», почему-то, отсутствует. Не странно ли?

       Кстати, герой Кубанских боёв А. И. Покрышкин вспоминал позднее в своих мемуарах, что в один из дней наше командование специально отменило вылеты всех своих «Яков», чтобы легче было опознать «оборотней». Только таким образом, с вражескими «Яками», якобы, удалось наконец-то расправиться.

       Однако меня лично удивляет, что уважаемый Александр Иванович почему-то совершенно забыл, что неразбериха с таинственными «Яками» окончательно прояснилась ещё 30 апреля, когда командир 216-й смешанной авиационной дивизии подполковник И. М. Дзусов подписал отчет под названием «Выводы о боевых действиях полков 216 сад» за период с 20.04.1943 года по 30.04.1943 года. Среди этих выводов – интереснейшее свидетельство ошибочных атак наших же самолётов. Я приведу небольшой отрывок из этого интересного документа, лишь немного подкорректировав его:   

     «За 4 последних дня истребители типа Як-1 других частей 4-й воздушной армии, не зная хорошо истребителей противника и нашей новой материальной части типа «Аэрокобра», «Киттихаук» и «Спитфайр», атаковывали их. Так, например: 29.4.1943 было три случая атак со стороны самолётов Як-1 в период 6.25-7.34, 8.30-9.35, 9.30-10.35, а в 7.40 в районе Неберджаевская самолёты Як-1 подбили самолёт «Аэрокобра», который произвел посадку на фюзеляж в районе Старонижнестеблиевская (как мы уже знаем, это был самолёт лейтенанта А. И. Труда из 16-го гвардейского истребительного авиационного полка). 

     30.4.1943 было два случая атак самолётов Як-1 самолёта «Спитфайр» и один случай самолёта «Аэрокобра». В 9.50 два Як-1 в районе Марьянская атаковали майора П. П. Крюкова (16-й гвардейский истребительный авиационный полк) на самолёте «Аэрокобра», ведя огонь в течение 6-8 минут. В 17.12 в районе Мингрельская 8 Як-1 атаковали 6 «Спитфайров», произвели две атаки. В 17.40 в районе Абинская 10-12 Як-1 атаковали 8 «Спитфайров», в результате один самолет «Спитфайр» подбит и сел вынужденно на фюзеляж».

     Вот, собственно, и вся разгадка таинственных «оборотней»! Удивительно, однако, слухи об использовании немцами захваченных самолётов на этом не заканчиваются.

     Например, в июле 1943 года, в период наступательной операции в районе реки Миус, среди документов 2-й гвардейской армии есть такой, в котором написано следующее:
     «Немцы используют наши трофейные самолёты Як-1. Один самолёт был отмечен с голубым коком и четырёхзначным номером на фюзеляже.
     24.7.1943 вражеский Як-1 атаковал разведчика. Самолёт имел кок, окрашенный в жёлтый, красный и чёрный цвета.
     Командующий ВВС КА приказал поставить в известность об этом всех командиров и весь личный состав.
     Самолёты Як-1 с цветным коком (обтекатель впереди пропеллера) - уничтожить».

     А в 1944 году, в одном из документов 299-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка отмечено, что «Имеют место случаи, когда противник на участке 1-го Украинского фронта применяет наши трофейные самолеты типа Ил-4, У-2 и УТ-2».

     В документах некоторых других советских частей также встречаются упоминания о том, что для штурмовок и разведки немцы применяли даже такие устаревшие советские самолёты, как И-15бис, И-153 «Чайка», Су-2 и другие. На чём были основаны такие домыслы – совершенно не понятно. Может быть, потому, что по аналогии в советских и особенно в финских ВВС случаи использования трофейных самолётов действительно были?

     Интересно, что некоторые встречи с подозрительными самолётами заканчивались их уничтожением. Так, 31 августа 1944 года лётчик 5-го гвардейского истребительного авиационного полка лейтенант К. Н. Васильев сбил над Сандомирским плацдармом атаковавший его Як-1 с коком, окрашенным в голубой цвет с желтой окантовкой. Пилот «Яка» выпрыгнул на парашюте, но судьба его осталась неизвестной. Надеюсь, когда-нибудь мы узнаем, кто же был пилотом этого «Яка». Однако уже сейчас я почему-то абсолютно уверен, что сбитым окажется не вражеский, а наш лётчик…    


Рецензии
Занимательная информация. Версия с friendly fire действительно кажется наиболее вероятной, читал, кажется у Рытова в книге "Рыцари пятого океана", где лётчик на "Аэрокобре" даже выпустил шасси, чтобы показать атакующим "Лавочкиным", что у немцев нет самолётов с таким шасси, но всё равно был сбит. Хотя использование немцами трофейных самолётов со своими целями тоже исключать нельзя.

Чернов Владимир   03.07.2020 08:54     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию!
Насколько я знаю, немцам не было никакой нужды использовать наши самолёты на фронте, они лишь занимались их изучением и испытаниями в различных лётно-испытательных центрах на территории Германии...

Олег Каминский   03.07.2020 09:01   Заявить о нарушении
Не соглашусь с последним доводом. Дефицит самолётов при наличии "безлошадных" пилотов присутствовал и в Люфтваффе, мало ли какая обстановка складывалась на фронте. Использовали же немцы практически всё трофейное оружие всех стран и народов: танки, орудия, автомашины и прочее. Почему не могли использовать самолёты? Ничто им в этом не мешало.

Чернов Владимир   03.07.2020 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.