Прикосновения

                "Я прикасаюсь ладонью к истории".
                Е. Евтушенко               
               
               
                Коснувшись памятью событий прежних лет,
                Утонешь в прошлом, где мы были юны.
                Предстанет жизнь в обрывках кинолент,
                Вновь зазвучат судьбы счастливой струны.
               
                З.Крюкова
 
                I

  В последний приезд в Болгарию на пикнике у друзей познакомилась с  Челябинским композитором Анатолием Давыдовичем  Кривошеем.  Узнала, что он работает над оперой  "Идут белые снеги..." на слова Евгения Евтушенко.  Позже нашла в интернете, что на этот текст композитор написал кантату(?) для смешанного академического хора  a cappella, но  запись мне не удалось найти.
   Это не первое обращение к поэзии Е. Евтушенко для создания музыкальных произведений.  Например, великий композитор  Дмитрий Шостакович в  шестидесятые годы написал  симфонию № 13 на стихи  поэта   "Бабий яр",  " Юмор",  "В маг азине", "Страхи", "Карьера".  Сколько шума было после создания поэмы  "Бабий яр", клеймили запрещали. Кто? Важно ли теперь это. Поэт сам ответил: "Забыты те, кто проклинали, но помнят тех, кого кляли".
   Используя стихи  Евгения Евтушенко, композитор  Глеб  Май  создал рок-поэторию "Исповедь".  Была записана пластинка, вышедшая тиражом около двух миллионов.  Именно этот опыт послужил основой для создания рок- оперы "Идут белые снеги..." с использованием поэзии Е. Евтушенко.
   Мне   посчастливилось  быть   в  "Олимпийском" на премьере  этой рок-оперы  композитора Глеба Май,   приуроченной к 75-летию   Евгения Евтушенко.   "Олимпийский"  был полон.  Использованы   известные стихи поэта, в них философские рассуждения,  диалоги с памятью, в которых открывается отношение поэта к истории и, конечно,  проникновенная любовная  лирика  поэта.
    Действующие лица  представления:  Поэт, Память поэта, Душа поэта, Лирик, Рок, Рок &Рол, Глас судьбы, Любимая, Не та, Уста младенца.
   Мне показалось интересным, что именно Душу поэта в рок-опере исполняет  Дмитрий Харатьян, который когда-то сказал  о судьбоносности встречи с Евгением Евтушенко.   
     Раньше я  видела театральные работы Дмитрия, например,  в Театре Маяковского  в   спектакле «Коллекции Пинтера» (режиссёр В. Мирзоев)  и в  Доме актёра в комедии-фарсе «Нина»  по пьесе Андре Руссена (режиссёр Олег Фомин) и мне хотелось поговорить с Дмитрием, именно, о  театре в его жизни. Мне казалось, что о его киноработах уже достаточно много  писали. Тогда меня, по-соседски, (я в это время жила в Красногорске)  эти любимые артисты пригласили домой, утром. Это была душевная беседа с двумя интересными людьми.   Незабываемая встреча!
     В результате,  в  начале 2000 годов  у меня была публикация-интервью с Дмитрием Харатьяном и Марией Майко,  женой артиста,  в газете "Подмосковье", а затем в сборнике  очерков о красногорцах  "Идущие во времени", изданном в 2003 году. Тогда Д. Харатьян сказал:" Каждому времени нужны свои герои. Сейчас время не романтического героя  фильмов конца 80-х и начала 90-х годов, в которых я играл и, благодаря которым, снискал такую популярность – гардемарины, например. Эти фильмы  воспевают любовь, дружбу, светлые, святые чувства и идеалы человечества, любовь к отечеству и т.д.  Теперь другой образ, другое время и другой тип героя – «Брат», «Бригада», «Менты». Совершенно изменился тип кумира, его социальный статус, профессиональная принадлежность, характер, природа его натуры. Чего тут сетовать. Время, действительно, предлагает своих персонажей. Такое время. Герои ровно такие, в какое время живёт общество. Тут абсолютно всё справедливо".
    И вот  в новом спектакле "Идут белые снеги..." Дмитрий  Харатьян,  исполняя роль  Душа поэта поёт: "Простая песенка Булата всегда со мной. Она ни в чём не виновата перед страной".
    Евгений Евтушенко, играющий роль Поэта в спектакле, как всегда красочно одет и проникновенно  читает   стихи на фоне музыки.
  Сам автор так сказал о постановке: "Сейчас нам так не хватает исповедальности. К тому же я чувствую, что это находит большой отклик. Здесь и трагическая история любви к единственной женщине, и обращение лирического героя к гражданской идее. Важное место занимает стихотворение «Государство по имени Как бы», описывающее общество хаоса и нарушенных внутренних связей между людьми. Все сцены и сюжеты – динамичные и насыщенные. Я тщательно отбирал свои лучшие стихотворения". Получилось яркое зрелище, подготовленное  режиссёром Николаем Лактионовым и художником Ниной Гапоновой.
    В спектакле принял участие  Денис  Константинов (сыгравший когда-то роль молодого Евтушенко в автобиографическом фильме "Похороны Сталина"), исполнив роль Память поэта. а также актеры А. Алешин,               Н. Смеян, Г. Сафонов, Л. Красавцева, К. Шемякина, сам композитор Г. Май, Симфонический ансамбль "Элеганс", балет Общество Свободных актёров (ОСА) Рига, Рок группа "Steel Sity Band".
     Проникновенно прозвучали слова Поэта:
                "И надеждою маюсь
                (полный тайных тревог),
                что хоть малую малость
                я России помог.
                Пусть она позабудет
                про меня без труда,
                только пусть она будет
                навсегда, навсегда". 
   
  Свой день рождения Евгений Евтушенко, как всегда отметил в Зале Политехнического музея.  Этот Музей слышал выступления В. Маяковского, затем поэтов-шестидесятников.   Встреча с  Евтушенко прошла при полном аншлаге. Поэт презентовал  том "Весь Евтушенко".  Громадная  по формату, красочно оформленная книга лежит передо мной, листаю, читаю, вспоминаю. Уезжая на всё лето в Болгарию, я больше не попадала на встречи с Е. Евтушенко в Политехническом Музее, но одна встреча в  малом зале ЦДЛ осталась в памяти. Эта была какая-то лекция Д. Быкова. К сожалению, не помню тему, но когда он понёс какую-то пургу, мне не захотелось больше его слушать. Мы с Маргаритой Ногтевой совершили демарш  из  четвертого ряда  на выход. В последнем ряду сидел Евгений Александрович с женщиной, работая над каким-то текстом. Когда мы проходили, он поднял глаза, и я встретилась с внимательно- вопросительным взглядом. Уже несколько лет прошло, как покинул землю Е. Евтушенко, а глаза его живы в моей памяти.
   Надеюсь, что в этом году мне   удастся съездить  в Переделкино в Музей-галерею  Е. Евтушенко, и я смогу  еще раз   прикоснуться к жизни  великого Поэта.

                II

    В "Театре Луны" 13 апреля 2018 года состоялась премьера  городского мюзикла "Маяковский", в котором передана атмосфера  эпохи  начала 20 века. Либретто Александра Лебедева и Алексея Шошева, музыка                А. Шошева. В спектакле звучали стихи Владимира Маяковского "Левый марш", "Послушайте", "Облако в штанах", "Любовная лодка". Юлия Железняк в роли Лиля Брик,  пела  песню "Орхидея" на слова А. Шошева: "Я твоя Орхидея, Орхидея зовёт тебя..",  ".... Понимаешь мне холодно, отогрей на своей груди..".
    Мне показалось, что эта песня - полемика А. Шошева со стихотворением "Орхидея" Игоря Северянина, которого в 1918 году объявили «Королем поэтов» :               
  "Наглость, холод и ложь – в этом сущность моя.
На страданья ответом мой хохот.
        Я красива, скользка и подла, как змея,
И бездушно-суха, как эпоха".
    В городском мюзикле представлено  окружение В. Маяковского:               И. Северянин, В. Каменский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых,           О. Брик.   Когда я была на спектакле, роль В. Маяковского исполнял Артём Крестовский.  Авангардистски яркий спектакль!
    В зале  много молодежи, школьники, пришедшие с преподавателем.  Я пожалела, что в отъезде моя любимая внучка Иринка. Надеюсь показать ей этот спектакль, когда она приедет в Москву. 
    Вспомнила, она была еще маленькая и  мы дружно плакали, при чтении  стихотворения В. Маяковского "Хорошее отношение к лошадям", успокаивались, когда поэт говорил нам: 
                «Лошадь, не надо.
                Лошадь, слушайте —
                чего вы думаете, что вы их плоше?
                Деточка,
                все мы немножко лошади,
                каждый из нас по-своему лошадь».

    С Иринкой смотрели спектакли "Ночь нежна" и "Таис сияющая" в "Театре Луны".  Тогда он находился еще в  подвальном помещении неподалеку от Патриарших прудов.
     А не так давно посмотрели уже  на Ордынке  новый яркий спектакль "Дали и испанская королева из Казани", автором которого стал сам режиссер театра Сергей Проханов. Нам очень понравился спектакль, поставленный  экстравагантно, ярко, как и следовало из жизни и творчества сюрреалиста Сальвадора Дали!
      И вот опять "Театр Луны" и  мюзикл "Маяковский"!  Алексей Шошев прокомментировал: "Музыка спектакля помогает прочувствовать ту эпоху и быть сопричастным происходящему. Стихи Маяковского выше звёзд, которые зажигаются и гаснут... Был ли он счастлив? Можно ли найти ответ на этот простой вопрос?".
     Период работы над статьями касающимися жизни и творчества       В.Маяковского начался со случайной встречи с Владимиром Родзишевским в ЦДЛ и  его вопроса: "А Вы знаете, что В. Маяковский жил на Таганке, затем в этом доме была библиотека-музей Маяковского и стоял великолепный памятник поэту?".  Я не знала. "Сегодня еще живы  люди, работавшие в этой библиотеке", - сказал он.
      Мне показалась интересной эта тема, и я  поторопилась найти сотрудников Библиотеки-музея Маяковского (БММ). Начались мои знакомства, в результате, я поняла, что сотрудники  этого музея не просто работали, а это было настоящее служение В. Маяковскому! С потрясающей самоотдачей и энтузиазмом они  служили памяти великого поэта!
      С кем же мне удалось пообщаться?
     – Муза Анатольевна Немирова, когда я с ней общалась, работала в Музее Маяковского  на Лубянке.  Через всю жизнь пронесла она любовь к поэту, каждый его день рождения она обязательно приезжала на кладбище, поклониться этому великому человеку. Во время бесед с ней, она подарила мне фотографию - она на Новодевичьем кладбище около памятника              В. Маяковскому, а также свою книгу, вышедшую в 2006 году, "Автографы из старого альбома", подписав: "Ирине Валентиновне с добрыми пожеланиями".
     – Для того, чтобы встретиться с  Верой Павловной Сулимовой,  мне пришлось съездить к ней домой в район Мытищ. Она была влюблёна в творчество Елены Гуро, выставка картин которой состоялась в Музее-библиотеке. Вера Павловна с таким воодушевлением рассказывала об этой выставке, что, казалось, картины художницы овеществлялись.
     – Больше всех мне уделила внимания Грета Михайловна Кишэ. Она уже не выходила из дома, тяжело болела, тем не менее с ясной памятью рассказывала о работе, дала сканировать фотографии и документы, касающиеся  Музея, что вошло потом в мою статью "Переулок Маяковского без Маяковского", опубликованную в "Московском журнале" №12, 2008 год. 
     – С Ефимом Абрамовичем Диренштейном, крупным литературоведом, который в своё время был зав. отделом в БММ, много общались по телефону. Он был одним из организаторов выставок художников- авангардистов в Музее.
    – Повезло мне несказанно найти через знакомых в Тбилиси дочь  скульптора Гурама Кодзахии. Кетеван Кордзахия прислала мне по электронной почте десятки фотографий и документов, касающихся создания, установки и открытия памятника  Маяковскому в  Гендриковом переулке Москвы. Интересны были и отзывы специалистов об этом монументе.       Кетеван в телефонном разговоре сказала, что когда была в Москве, не нашла этот памятник.
    Мне удалось  обнаружить  скульптуру  поэта в Музее на Лубянке. Он стоял в нише на первом этаже среди других  пыльных бюстов и барельефов...  В упомянутой статье есть фотографии открытия этого памятника, а также фотография самого Гурама Кордзахии и другие фотографии  по теме   статьи.
     Дом, в котором жил поэт с 1926 по 1930 год, уникален. В гостях у Маяковского бывали А.В. Луначарский, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский,             В.Э Мейерхольд, С. М. Эйзенштейн, а также и зарубежные гости, можно назвать Теодора Драйзера, Луи Арагона, Диего Ривера.
     Когда в этом доме находилась библиотека, в ней  в 60-е годы прошлого столетия, проходили выставки авангардистов первой волны, организованные Н.И. Харджиевым. Это был один из  крупных культурных центров Москвы.  В библиотеке работали и слушали запись голоса поэта артисты Театра на Таганке В. Высоцкий и  В. Смехов, когда готовили спектакль «Послушайте».
    Я обращалась и к Ю. Лужкову, и к С. Собянину с просьбой вернуть в культурное пространство города это  здание, например, как дом поэтов  (сейчас столько людей пишут стихи)  или  создать в нем галерею художников-авангардистов. 
     Было время, что  "хозяин  жизни" даже торговал косметикой в этом мемориальном доме, из которого провожали в последний путь великого поэта. Торговля была прекращена, кто-то посодействовал этому.       Владелец дома, решил раз не даёте торговать - снесу-ка я часть дома. И снес как  раз ту часть, где был читальный зал, а заодно и мемориальную доску, о том, что здесь  была Библиотека-музей  В. Маяковского.
     30.12.2008 года Комитет по культурному наследию города Москвы (МОСКОМНАСЛЕДИЕ) сообщал мне: «историческое место установки памятника – в сквере у Музея-библиотеки по адресу Маяковского 15/13 находится в зоне регулирования застройки и зоне охраняемого культурного слоя № 0001 (ППМ № 454 от 07.07.1998), в связи с чем любые мероприятия по установке  памятника требуют согласования с «МОСКОМНАСЛЕДИЯ». Это письмо подписал заместитель председателя  А.Е. Филяев.
      Интересно, а согласования не требовались для сноса части мемориального здания?  Или такие согласования были?
      Владелец здания таинственная воинская часть  –  здание передано в оперативное управление ФГУП «Войсковая часть № 5502»?!
      В результате минутного разговора с В.В. Родзишевским о                В. Маяковском, несколько лет моей жизни были посвящены  работе над статьями о В. Маяковском. Помимо уже названной статьи в  "Московском журнале", в  газете  «Таганские вести» были опубликованы в 2008 году:    №15, 25.04  Маяковский и Таганка; №16,  9.05 Воспоминание о памятнике; №18, 23.05  Вернется ли Маяковский?;  № 22, 29.08   Была на Таганке библиотека; №28, 10.10   Гость из Америки  на Таганке (приезд Д. Бурлюка), а в газете «Галерея изящных искусств», № 12, 2012 г.  статья  " Художники-авангардисты", С. 13.
    В Журнале "Музей" №3, 2013 г.  статья  "Русский авангард на Таганке",                С. 38.  В 2014 году в газете «Галерея изящных искусств» № 4 статья "Владимир Маяковский в творчестве Савелия Мительмана", С.15.
    Разместила в ПРОЗА.РУ следующие статьи: Открытие памятника Маяковскому на Таганке; Была такая библиотека; Незабываемый исчезнувший музей; Художники русского авангарда на Таганке; Визит Давида Бурлюка в Москву; Выставка Бурлящий Бурлюк; Образ В. Маяковского в творчестве художников; Маяковский и Таганка; Поэт         В. Маяковский в творчестве художника С. Мительмана.
    Конечно, я не могла пропустить музыкально-поэтический спектакль «Флейта-позвоночник» по стихам и письмам Маяковского, поставленный на Малой сцене Театра  на Таганке Вениамином Смеховым. Это второе обращение театра к творчеству поэта (выше я вспомнила спектакль "Послушайте" в постановке Ю. Любимова).  В новом  спектакле заняты три артиста: Вениамин Смехов, Мария Матвеева и Дмитрий Высоцкий.
      "Эта постановка включает монтаж всех главных поэм (более всего – «Облако в штанах») Маяковского, – рассказал РИА Новости В. Смехов. – Но там есть и письма, переписка Лили Брик и Владимира Маяковского. Участвуют и четыре великих русских поэта – Пушкин, Лермонтов, Некрасов и Есенин". Артист добавил: "В этом камерном музыкально-поэтическом представлении есть грустные мотивы и веселые, есть тема Кавказа – она представлена стихами Лермонтова и двумя произведениями Маяковского, которые мало известны".    
      После спектакля зрители долго не отпускали артистов. Мне удалось   пообщаться с Вениамином Борисовичем. Он не знал, что не стало единственной библиотеки в Москве, носящей имя В. Маяковского,  что уже давно нет памятника и музея В. Маяковского на Таганке. Сказал мне, что подпишет письмо в поддержку возвращения  мемориального  дома в культурное пространство Москвы.
      Но.. я что-то иссякла, не стала писать очередное письмо. Поняла, что в стране капитализма, вопросы культуры решают "хозяева жизни", для которых свой карман важнее мемориальных ценностей  города. Кому нужен певец социализма?   
       Странная ситуация происходит  с Музеем В. Маяковского  на  Лубянке. Закрытый в 2013 году на ремонт-реконструкцию, он не открылся в 2018 году, как  предполагалось. А откроется ли? А если откроется – сохранится ли авангардистский стиль? Стиль Музея на Лубянке  соответствовал творчеству великого поэта.  Может быть ограничатся музеем на М. Дмитровке, куда перенесли часть экспозиции? Все откладываю и откладываю посещение этого музея. Знаю – ждет разочарование.
     А пока перелистываю книгу, на презентации которой была в ЦДЛ в 2007 году – Флейта-позвоночник Трагедия Стихотворения Поэмы 1912–1917.  Автор предисловия и примечаний, составитель раздела "Маяковский", упомянутый мной Владимир Радзишевский, проработавший в БММ с 1968 по1972 год, а впоследствии - около 28 лет в редакции "Литературной газеты".  Книга прекрасно издана, хорошо иллюстрирована фотографиями, и репродукциями картин  самого поэта и его друзей-единомышленников. Заключает книгу Венок Маяковскому из   стихов-посвящений 16 великих  поэтов. 
     В 2009 году Владимир Владимирович  Радзишевский подарил мне свою книгу  "Между жизнью и смертью: Хроника последних дней Владимира Маяковского" с автографом: Ирине Валентиновне – воительнице за Маяковского – с благодарностью. 05.05.09.
    Сегодня это звучит как насмешка! Но один в поле не воин! 
   На  полке  книжного шкафа    стоит фотография Владимира Маяковского и Лили  Брик в Ялте в 1926 году.  Они смотрят на меня и ждут продолжения истории.

                III

 Это было давно, Иринка - школьница, причем, наверное младших классов, а  я её притащила в  театр  Новая опера, да еще и на сложную для ребенка     оперу  Антона Рубинштейна "Демон".  В результате я ей  шептала на ушко какие-то пояснения, пока женщина, сидевшая рядом, не сделала мне замечание. Но феерический полет демона над зрительным залом, думаю,  внучка запомнила.  На сцене оживали  картины М. Врубеля: демон летящий, демон сидящий и демон поверженный., которые она уже видели в зале Врубеля в музее. Эмоциональная музыка, с восточными  мотивами. Это было давно, и я, к сожалению, не помню имена  артистов, исполняющих партии Демона, Тамары, Гудала, Синодала... И программку не нашла...
    Затем был спектакль "Демон" в Театре Ермоловой. Необычная постановка.  Спектакль Лермонтова  без слов ?!
   Хореографа Сергея Землянского пригласил Олег Меньшиков,  новый худрук Театра им. Ермоловой. После двух премьер в Театре им. Пушкина –   «Материнского поля» Айтматова и «Дамы с камелиями» Дюма Сергей Землянский превратился в специалиста по переводу классической литературы на язык танца. Землянский ставит бунтарскую поэму Лермонтова, точнее –  создает  музыкально-пластическую иллюстрацию поэмы "Демон". В главной роли Сергей Кемпо. Пластика спектакля завораживает!
      Лермонтов "зацепил" надолго.   Лермонтов у меня начался с М. Врубеля, в связи с изучением жизни и творчества художника.
      Во всяком случае, и поэт всю жизнь терзался образом Демона, и                М. Врубель возвращался несколько раз к этому образу и уже больной всё переписывал и дописывал образ Демона на картине уже выставленной  в зале.  Эссе о  М. Врубеле и Н. Забеле-Врубель "Заветные в сердце хранят имена", я опубликовала в прозе.ру и в книге "Созерцание". 
      Может быть Лермонтов возник в связи со знакомством с Борисом Александровичем Нахапетовым, долгие годы изучавшим жизнь и творчество М. Лермонтова? Борис Александрович с удовольствием посещал Литературно-музыкальную гостиную  в  КЦ "Красногорье", которую я вела.  Делился с нами  мыслями о жизни, творчестве, дуэли  Лермонтова.  Общение с Борисом Александровичем вылилось в мою публикацию "Печорин: история болезни" в  газете «Подмосковье" № 29, 17. 02. 05. Это интерпретация редакцией  газеты моего очерка  "Преданный Вам Борис Нахапетов."
     Когда  в 2017 году Б.А. Нахапетов ушел из жизни, вышла моя  публикации о нем в прозе.ру  "Несколько жизней Б.А. Нахапетова", в Альманахе "Красногорье" № 24, 2019 г. "Человек, который стремился познать душу Лермонтова".
    "Московский журнал" опубликовал мою статью "Универсальный исследователь"           – о враче-невропатологе, историке и теоретике медицины, литературоведе Борисе Александровиче Нахапетове (1928-2017).
      В шкафу у меня   книги Б.А. Нахапетова, в том числе и о М. Лермонтове:
"Медицинская карта М.Ю. Лермонтоаа", 2008 ; "Две дуэли Михаила Лермонтова", 2010; "Еще одно прикосновение к М.Ю. Лермонтову", 2012;  "М.Ю. Лермонтов на Кавказе в 1837 году",2006 с  автографом: "Ирине Валентиновне с глубоким уважением и преклонением".  Как же мне не хватает этого  мудрого  собеседника. Так хотелось бы узнать его мнение о новых постановках по произведениям М. Лермонтова. Только за последнее время посмотрела спектакли: "Герой нашего времени"  в Театре       Моссовета" ,  "Маскарад" в Театре Вахтангова, "Странный человек" в Театре Ермоловой. 
   Спектакль "Герой нашего времени" – постановка, сценография и костюмы     Юрия  Еремина.  Мне показалось, что это какая-то "надерганность" текстов и реплик из произведений М. Лермонтова, роль которого исполнил  Антон Аносов. Когда смотрела спектакль, вспомнила, что был сильный фильм "Герой нашего времени"  Станислава Ростоцкого. 
    Драму "Маскарад" написал М. Лермонтов в 21 год. Пьеса рассматривалась драматической цензурой. Царская цензура не пропускала к постановке драму "Маскарад", вызывая страдания молодого автора. Михаил Юрьевич  несколько раз переделывал, добавлял, изменял. Запрещая   к представлению на сцене, Ольдекоп писал: "Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардтов", а рапорте к последней  четырехактной редакции "Маскарада" он отметил: "убрать до востребования. В театре позволено к представлению быть не может".
   Поэт так и не дождался постановки при жизни,  и опубликована драма  была только в  1842 году, через год после смерти поэта, да и то с цензурными купюрами.   
   В 1836 году М. Лермонтов написал драму "Арбенин".
   В примечаниях к академическому изданию 4-х томника М. Ю. Лермонтова (1959) сделаны следующие комментарии (неожиданные для меня):  "Источник страдания Арбенина и Демона один и тот же: пустота и бесцельность одинокого существования...
                Везде я видел зло и, гордый перед ним
                Нигде не преклонялся (Арбенин)
       И слишком горд я, чтоб просить
       У бога вашего прощенья... (Демон) 
  Родство Арбенина и Демона хорошо видел и сам поэт, вложивший в уста Звездича вопрос, обращенный к Арбенину: "Вы человек иль демон?".
 Арбенин рассматривается как предшественник Печерина".
    В спектакле  "Маскарад", в постановке  Римаса Туминаса,   общество увлеченно играет в снежки, лепит  снеговика и, как бы между прочем,  мы узнаем об убийстве. Так я восприняла эту постановку.   
     Мне показалось интересным – понравилась бы такая версия постановки М.Ю. Лермонтову? Или что сказал бы о ней Борис Александрович Нахапетов, имя которого я упомянула выше?
     Образ Арбенина у  М. Лермонтова появляется в романтической драме "Странный человек", написанной в 1831 году, недавно поставленной на малой сцене  театра Ермоловой, зал всего на 70 человек.
       Захотелось посмотреть этот спектакль после передачи "Наблюдатель"              15 октября 2019 года по ТВ. 
     Андрей Максимов беседовал с Николаем Бурляевым (режиссером и   исполнителем роли поэта в фильме "Лермонтов", 1986 г.),  с  Юрием Ереминым, режиссером (премьера в Театре Моссовета "Герой нашего времени") и Григорием Южаковым, режиссером, актером ( премьера в театре Ермоловой "Странный Человек").
    Владимира Арбенина в спектакле играет Сергей Кемпо, молодой талантливый актер,  уже известный мне по роли Демона в спектакле "Демон", по спектаклю "Из пустоты". Он играет и в других спектаклях Театра Ермоловой, которые я еще не видела.      
     Неожиданностью для меня был роман "Мейер"  Сергея Кемпо (тираж 1000 экз), который продавался  в фойе театра. В книге, которую я купила, был автограф: "Искать непосильных задач.  Бороться и всегда побеждать. От автора Кемпо С.  Интересно –  на всех книгах один и тот же автограф?    Книгу "Мейер" Сергей написал талантливо и занимательно, в ней   мистика и фантастика, на основе  знания  истории  театра и биографии Мейерхольда.
    В зале на спектакле "Странный человек" в одном ряду со мной сидели  и    Андрей  Максимов, и Николай Бурляев.  Видно, режиссер Григорий Южаков рассказавший о спектакле,  вызвал интерес не только у меня. Спектакль действительно очень интересный!
    Когда Николай Бурляев после спектакля "пробегал" мимо меня (очень торопился), успела сказать ему:"Спасибо за Лермонтова". Он оглянулся и бросил: "Спасибо".
     Фильм "Лермонтов"  мы недавно посмотрели в "Доме Гоголя" (был показ-обсуждение). Я раньше, к сожалению, его не видела. Фильм прекрасный!
     С Иринкой мы  видели  в Театре Ермоловой  великолепный спектакль "Из пустоты... (восемь поэтов)". Так я познакомила внучку с поэзией Серебряного века, поэтами первой волны эмиграции – В.Набоковым,             В. Ходасевичем, М. Цветаевой, С. Черным.   Стихи  И. Бунина   исполнял Владимир Андреев, в гротескном изломе была Светлана Головина, исполнившая  роль Зинаиды Гиппиус. Георгия  Иванова  блистательно играл  Олег Меньшиков. Заканчивался спектакль стихами Георгия Иванова "Я тебя не вспоминаю". Режиссером-постановщиком этого необычного спектакля был   О. Меньшиков. Это было несколько лет тому назад...
   И вот в 2019 году  мы с ней посмотрели в Театре Романа Виктюка (в здании на Стромынке) спектакль "Мандельштам", автор Дон Нигро американский драматург, написавший ряд русских пьес:"Пушкин", "Гоголь", "Рыбак у озера тьмы" (о Л.Н. Толстом), "Эмоциональная память"                (о А.П. Чехове), "Русская пьеса", "Распутин", "Мандельштам". Последнюю из перечисленных пьес мы с Иринкой и посмотрели (режиссер  Роман Виктюк). Минимум декораций на сцене. Трагическая судьба Осипа Мандельщтама – это реквием не только Мандельштаму, но реквием ушедшим поэтам.  Можно представить этот спектакль как продолжение  спектакля  в Театре Ермоловой  "Из пустоты... (восемь поэтов)".
    Эти театральные постановки  я выбирала потому, что собрала  документальный материал из писем, воспоминаний, стихов  Н. Гумилева,А. Ахматовой и А. Модильяни, опубликовав  "Кроки".
 
                IV

     Как я оказалась в Театре Модерн? Во-первых, заинтересовала пьеса "Ничего, что я Чехов?". Во-вторых, в театре стал художественным руководителем Юрий Грымов. Когда-то спектакль в  его постановке  "Цветы для Элджернона" Д. Киза  видела в РАМТе. Сложно, но интересно.
     И вдруг,  в Театре Модерн спектакль Юрия Грымова об Ольге Чеховой, одной из загадочных личностей 20 века. Неужели нашли какие-то неизвестные раньше сведения? Столько поводов открыть для себя Театр Модерн.
     При входе в театр  зрителям предложили письмо от  режиссера. Вот неожиданность! В письме, в том числе, пожелания для зрителей придерживаться дресс-кода и подарки самым элегантным гостям ?!   Дальше в буфете выпили, как на вокзале,  кофе из картонных стаканчиков и прошли в салон. В салоне   сидит пара не очень молодых зрителей – видно как раз  элегантно одетые. Дама в щляпе с  черным пером! Платье –  не помню,  рядом мужчина в малиновом пиджаке.
     В салоне на стене галерея фотографий актеров театра.  Портрет режиссера в полстены, развернут спиной к зрителям. Выглядит эпатажно!  Широкая спина, мощный затылок! Дирижеры тоже спиной к зрителям работают, но выразительно мелькают руки и дирижерская палочка. Тут с портретом, явное иносказание. Не хочу описывать свои версии...   
   Постановка "Ничего, что я Чехов?" интересная, но мне показалось, что можно  было обойтись без мата.  Сначала Алексей Багдасаров, исполняющий роль  Лаврентия Берии, бросает в зал грязное ругательство, затем заслуженная артистка РФ  Анна Каменкова – Ольга Чехова несколько раз выкрикивает в зал мат. Это автор пьесы Екатерина Нарцизова-Шипунова  так написала?  Или так видит режиссер? Дело в том, что по воспоминаниям современников Л. Берия не ругался матом. Он был по другой части. Вспомнила перышко на шляпе дамы. Не улетело ли перышко, застыдившись мата? 
    После окончания института я какое-то время работала на заводе в цехе. Так вот, рабочие никогда не ругались матом при мне. Хоть ситуации были всякие и достаточно сложные на производстве.  Никогда не слышала мата. Уважали   молодую женщину! 
    Я  тут после долгого перерыва пошла в магазин. Когда была у кассы, какой-то покупатель в зале повторил несколько раз матерное слово. И вдруг кассир сказал: "У нас в Дагестане не ругаются матом при старших. У нас бы уже в лоб получил".   Вот так, уважаемый Юрий Вячеславович!   
    В этом очерке несколько раз  упоминала слово цензура, то в связи с            Е. Евтушенко в советское время, то  в связи с "Маскарадом" М. Лермонтова при царе.  Подумала: может быть цензура нужна, если нет самоцензуры.

                V

    Хочу выразить благодарность  Театру ГЕЛИКОН-ОПЕРА за постановку оперы Д.  Тухманова "Царица" (либретто Ю. Ряшенцева и Г. Полиди, режиссер  Дмитрий Бертман).  Давно не испытывала такого чувства гордости и патриотизма .   
   Рада поздравить    Давида Федоровича     Тухманова,   ставшего лауреатом Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2019 года. Поводом для её присуждения стало празднование 75-летия Дня Победы.  Давид Фёдорович в 1975 году написал песню «День Победы» на слова  В. Харитонова.

                VI

    Не могла себе представить мюзикл "Анна Каренина" ...  Оказывается можно эту человеческую драму поставить  в виде мюзикла. Сотворили это композитор Роман Игнатьев, автор  либретто Юлий Ким. Анну Каренину исполнила  Екатерина Гусева. Очень не типично выглядел Вронский в исполнении Сергея Ли. Этот яркий спектакль посмотрела в Театре оперетты на Б.Дмитровке. Еще одним поводом пойти в этот театр послужили воспоминания о посещении его в студенческие годы. Это был филиал Большого театра, можно было за какие-то 50 копеек купить входной билет
(а стипендия была около 400 рублей) и пересмотреть весь репертуар на сцене
 филиала Большого театра. Правда, трудно было потом утром мобилизо- ваться  на лекции, приходилось прогуливать.
   А сегодня, сидя в ложе, посматривала на галёрку и видела девчонку приехавшую из провинции и старавшуюся впитать в себя культуру столицы.
    Вспомнила и о первом посещении Большого театра. Мы с мамой вернулись из эвакуации в 1947 году. Мои родители были в разводе.  Мне девять лет и папа пригасил меня в Большой театр на спектакль "Евгений Онегин". Такой сказочной красоты я раньше не видела, сидели мы в четвертом ряду партера. В антракте папа купил мне конфеты "Мишка".  Таких конфет я не ела раньше. За время антракта не успела съесть всё из кулёчка, остановится тоже не было сил,  и я шелестела фантиками во время действия на сцене. Это помогло мне пережить дуэль и смерть Ленского, и страдания Татьяны.
    Мой папочка,  вернувшийся с  фронта, воевавший под Сталинградом и освобождавший Будапешт, не мог остановить меня, хрустящую конфетами. Мои конфетные фантазии до этого момента не распространялись дальше "Подушечек". Объясняю для внучек: карамельки в виде подушечек с вареньем внутри, величиной с ноготь. А сверху  шедевр –  порошок какао. Нет, девочки, вам   не понять сегодня ребенка  военного времени.  Какао!!! 
 
    P.S.   Когда  покинули Землю мои  бабушка и родители, я поняла, что не сумела задать им множество вопросов, но уже поздно... Уже никогда и ничего не узнаю от них о жизни этого поколения, столько всего пережившего вместе со страной – революцию, строительство социализма, Отечественную войну, восстановление жизни после войны... Остались в памяти только их небольшие рассказы и множество недоговоренностей того времени...
    Внучку Иринку школьницей я  водила по  музеям Москвы, в театры, на выставки. Она не раз бывала  в  Литературно-музыкальных гостиных, которые я вела в Красногорске. Иринка лет в пять-шесть читала стихотворение  Аркадия Каныкина на его юбилее.
    К встрече в КЦ "Красногорье"   памяти М..В. Ногтевой ("Новая жизнь поэта") Иринка  прислала видео. Она  читает "Две сивиллы"   Маргариты Ногтевой, стихотворение, посвященное мне.  В  зале  находилась теперь уже   младшая внучка Таисия – Иринкина сестра. 
    Задумала написать "Прикосновения" и  рассказать моим  внучкам Иринке, Сонечке и  Таисии,  что меня интересовало и  волновало в культурной жизнь   нового  тысячелетия. . 
     В 2019 году  внучка Сонечка сопровождала меня в Дом Правительства Москвы на вручение общественной Пушкинской медали и даже сделала видеосъемку этого торжественного момента.   


Рецензии
Иришенька, мой эпиграф нужно убрать: он не привносит ничего нового.

Зинаида Крюкова   04.07.2020 21:37     Заявить о нарушении
Зинуль, а можно оставить? Я даже звонила Вам сегодня.

Ирина Юлина   04.07.2020 21:42   Заявить о нарушении