Встреча с далёким детством

В нашей жизни есть встречи, которые невольно вызывают щемящее чувство печали. Вот такой и была у меня встреча с оврагом, который у нас в селе называют - развилки. Гору разделяют два оврага и сходятся у её подножия. На горе растут  деревья: дубы, клёны, акации, белый лог, дикие груши. Ещё в далёкие годы своего детства я с подружками очень часто посещала это место, так как оно было расположено недалеко от нашей улицы, почти сразу за селом. Там мы собирали травы для гербария, цветы, ягоды земляники, а зимой катались на лыжах. И вот я стою у развилок. "Здравствуй мой любимый край, край моего детства, моя малая родина!" - приветствую я.  Хочется во весь голос спеть песню:
 
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
Это русское раздолье,
Это русская земля!

Я поднимаюсь выше по оврагу. Перед моим взором расстилается ковёр полевых цветов: белые ромашки, фиолетовые колокольчики, жёлтая и белая кашка, розовые мальвы. Между цветами волной колышется серебристый ковыль. Всё это покоряет, завораживает своей красотой, нежностью и неповторимостью! А среди этого великолепия спрятались ягоды земляники: ярко-красные, душистые, ароматные. Мы с подружками всегда собирали их и  приносили домой, а мамы готовили наше любимое блюдо - вареники с ягодами. И сейчас этот тонкий аромат ягод уносит меня в воспоминания  далёкого, неповторимого детства. Мне кажется, что сейчас  рядом со мной находятся и мои подружки: Оля, Таня, Вера, Галя, Катя, Люда. Мы все одеты в простенькие ситцевые платья, а волосы заплетены в косы. Я отчётливо вижу всех и совсем нет тех прожитых лет, которые так быстро промчались. Здесь в развилках мы играли в игры. У каждой из нас были резиновые мячи, всевозможных размеров, скакалки, на которых мы так виртуозно прыгали: вперёд, назад, руки крест на крест. А сколько здесь красавиц-бабочек, стрекоз, одна другой лучше!

Невольно вспомнилось, как на праздник Ивана Купалы девушки, старше меня, плели венки из полевых цветов, вплетая между ними яркие  маки. В то время маки можно было увидеть почти на всех огородах: розовые, сиреневые, красные, лепестки в один ряд и полные, словно махровые. И никто не то, что не знал, а даже просто и  представить не мог, что маки являются наркотическим средством.

На летние каникулы учитель биологии Поленова Анна Абрамовна давала нам задание собрать определённые травы и засушить их, т.е. сделать гербарий. И все беспрекословно выполняли это поручение. Каждая пройденная тема закреплялась изготовлением наглядного пособия. Все учащиеся старательно и аккуратно приклеивали или пришивали тоненькие стебли растения к бумаге, оформив красочной рамкой.

Я вспоминаю ежегодные походы в лес, которые стали традицией для нашей школы, посвящённые окончанию учебного года. Там  проводились спортивные игры, выступления художественной самодеятельности и обязательно жгли костёр, где пекли картошку. Картошка была такой вкусной, а её запах чудесным, что вкуснее в то время ничего и не было. С одноклассниками мы накрывали общий стол, который состоял из простых продуктов: печёной картошки, сала, яиц, огурцов, а из сладостей были пряники, конфеты карамель или леденцы в жестяных коробочках. Всё было просто и замечательно! Мы были очень дружны. Особое место в своей ностальгии, я отвожу школе - периоду, когда все мы познавали мир. Именно в стенах школы, благодаря своим  учителям, мы научились дружбе, доброте и теплоте общения. А ещё нас научили любить свой край, природу и бережно ко всему относиться. Многих наших учителей уже нет на земле, но память о них осталась самой светлой... Кто жив, желаю Вам здоровья и благополучия.

Вспоминать можно многое и о многом. Собраны: букет полевых цветов, лекарственные травы, ягоды. Я смотрю в бездонную синеву неба, на облака сказочно-причудливых форм и от всего этого у меня щемит в груди! Я кланяюсь своей земле, своему родному краю! Время идёт быстротечно, его не повернуть вспять, как не вернуть и того былого, что называется  -  ДЕТСТВОМ!  Эта встреча заполнила мою душу чувством благодарности, а воспоминания будут ещё долго согревать своим теплом.

Есть память, словно капельки росы,
Сверкающие в солнечных лучах...
Когда забыв и думать про часы,
На них смотрю и так легко молчать...

Есть память, словно капельки вина,
Так жарко обжигающие кровь...
И я их пью, когда встаёт луна,
Когда и так понятно все без слов...

Есть память, словно камешки на дне
Реки с водой, прозрачной ледяной...
Я их не трону... и они во мне
Живут звенящей странной тишиной...

Есть память - листопад и снегопад,
Есть память - дождь, смывающий следы...
Есть память, словно сладкий нежный яд,
Есть память как увядшие цветы...

...и стоит только лишь закрыть глаза,
Саму себя на волю отпустить...
Есть память, только нет пути назад,
Все можно вспомнить... но не повторить... (Стих Яшенко Дарьи).


Рецензии
Детство - чудесная страна . Возвращайтесь туда чаще .

Чудинов Владимир Михайлович   10.09.2023 20:24     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за прекрасный отзыв.
Ах! Как хочется вернуться.
Ах! Как хочется ворваться
В годы детства, в годы счастья
Когда юность впереди!
Но промчались быстро кони,
Не подвластные уздечке,
Слишком быстро и бесследно
Мою юность унесли!
С уважением,

Валентина Самаричева   10.09.2023 20:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.