1900 Экзамены в Оренбургскую регентскую школу

Вообще-то регентская церковно-приходская школа – это не простая начальная школа, а церковное учебное заведение, которое реализует программу среднего профессионального образования по подготовке регента (дирижера) церковного хорового коллектива (клира). В регентскую школу принимаются лица в возрасте от 14 до 35 лет, имеющие уже какое-либо образование. Срок обучения в регентской двухклассной четырёхгодичной церковно-приходской школе – 3 года 10 месяцев. При этом главной задачей регентской школы остаётся духовно-нравственное воспитание учащихся в соответствии с христианскими традициями и церковными канонами. Специфика обучения в регентской церковно-приходской школе такова, что позволяет организовать учебный процесс индивидуально с каждым учащимся с учётом особенностей развития личности. Все учащиеся регентской школы находятся на полном церковном обеспечении: бесплатное обучение, проживание в общежитии и ежедневное четырёхразовое питание. Учащимся выдаются «карманные» деньги, а великовозрастным студентам – выплачивается стипендия. Всем учащимся, из ещё называют «воспитанники» предоставляются рождественские и летние каникулы. В регентской школе, как правило, преподают высококвалифицированные педагоги, действующие музыканты и регенты (дирижёры хоров).

Василию Никитовичу Максимову в 1900 году было 13 лет от рождения, но он был принят в Оренбургскую регентскую двухклассную четырёхгодичную церковно-приходскую школу, вероятно, по прямому направлению Иринея - епископа Екатеринбургской и Ирбитской епархии, поэтому при зачислении в школу ему приписали один год и он остался в официальной биографии 14-летним. Во всём остальном юный алтарник и спутник епископа не имел отличий от остальных учащихся-воспитанников школы. Согласно действовавшим правилам приём документов для поступления в регентскую школу на новый учебный год осуществлялся с 1 июля по 20 августа. Заезд в регентскую школу желающих пройти обучение начинался с 21 августа. Приёмная комиссия начинала работу 22 августа, а приёмные вступительные экзамены длились два дня (22-23 августа).

На время прохождения вступительных экзаменов всем поступающим предоставлялась возможность бесплатного проживания в общежитии школы и трёхразовое питание. Решение о зачислении в регентскую школу принималось приёмной комиссией и утверждалось распоряжением ректора школы. Во время проживания в общежитии все должны были строго-настрого соблюдать распорядок дня, установленный для «духовной школы».

Приём учащихся-воспитанников в регентскую школу осуществлялся, если соблюдались следующие условия:
- учащийся-воспитанник должен был быть православного вероисповедания;
- имелось какое-либо образование, соответствующее уровню и направленности обучения в регентской школе;
- имелось какая-либо практика певческой или музыкальной деятельности; музыкальный или певческий талант;
- успешно пройдено вступительное испытание (экзамен).
Кроме этого в перечень документов, предоставляемых поступающими в школу, входили: рекомендация епархиального архиерея или приходского священника, заверенная епархиальным архиереем; какой-либо документ, удостоверяющий личность (типа свидетельства о рождении) и наличие образования (типа справки-диплома, похвального листа, перечня оценок и т.д.), а также какой-либо документ, свидетельствующих о Крещении (под вопросом) и следующие три письменных документа: автобиография (заполнялась по образцу), анкета (заполнялась при сдаче документов в приёмную комиссию) и прошение (заявление) на имя ректора о зачислении в регентскую школу (заполнялась по образцу).

Вступительные испытания или экзамены в регентскую школу проводились согласно расписанию, утвержденному приёмной комиссией. Перед вступительными экзаменами все поступающие в школу проходили внешний осмотр, возможно, с участием медиков (врачей) и собеседование с членами комиссии. Поступающие в регентскую школу сдают следующие письменные и устные вступительные экзамены:
- изложение на церковно-историческую или библейскую тему (письменно);
- знание основных библейских событий Ветхого и Нового Заветов (устно);
- знание наизусть начальных, утренних и вечерних молитв;
- знание: Символа веры; Великопостной молитвы; Молитвы перед святым Причащением; Десяти заповедей Божиих; Заповедей блаженства; Псалмы, Тропари и кондаки двунадесятых праздников и своему святому;
- чтение Псалтири на церковнославянском языке.

Музыкальный экзамен был комплексный: поступающие должны были представить свою музыкально-певческую подготовку, вокальные данные, навык пения в церковном хоре или управления церковным хором, игры на музыкальных инструментах исходя из своего опыта и уровня музыкальной подготовки. Те, кто учился или закончил обучение в музыкальных училищах, должны были показать знания по сольфеджио и теории музыки. Для таких поступающих на вступительном экзамене нужно было написать «мелодический одноголосный диктант в тональностях до 2-х знаков в форме однотонального периода (натуральный мажор, гармонический минор), размер 2/4,3/4; определить на слух интервалы в пределах октавы; в тональности до 2-х знаков показать интонирование гамм натурального мажора и гармонического минора; представить своё пение и определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней, главных трезвучий (I, IV, V ступеней), спеть с листа одноголосие в размере 2/4, 3/4», а также наизусть продирижировать и выразительно пропеть любую хоровую партию в одном из предложенных произведений. Музыканты должны были исполнить на экзамене наизусть два произведения (полифонию и пьесу).

Все не имеющие музыкальной подготовки поступающие в регентскую школу должны были определить на слух количество звуков, резкое или мягкое их звучание, регистр (низкий, средний, высокий); повторить ритмическую группировку звуков (тактовую дробь); исполнить духовное или светское произведение (для проверки чистоты интонации), а также наизусть протактировать и выразительно пропеть любую хоровую партию в одном из предложенных произведений или исполнить на экзамене наизусть одно музыкальное произведение (пьесу). Также все поступающие (независимо от наличия музыкальной подготовки) должны были исполнить наизусть песнопение, специально подготовленное для демонстрации вокальных данных, например, два тропаря и кондака двунадесятых праздников или любые другие песнопения из богослужений всенощного бдения и Литургии.

Со всеми этими испытаниями юный Василий Никитович Максимов справился, успешно их прошёл и был принят в Оренбургскую регентскую двухклассную четырёхгодичную церковно-приходскую школу. Он также успешно (без пропусков и задержек) окончил эту школу ранней весной в начале марта 1904 года в возрасте 17 лет, хотя по документам школы ему добавили один год, чтобы выполнить условия существующих правил приёма в школу. Вероятно, всё решили музыкальный и певческий талант Василия Максимова, красота его певческого голоса, примерное поведение, благонравный характер его личности, а также протекция его духовного отца и учителя – епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея.

На картинке: 1900-1904. Оренбург. Церковно-приходская школа при женском монастыре по адресу: ул. Маршала Жукова, 50. Построена в 1900 году. Памятник культурного наследия. Здание сохранилось достаточно хорошо. В советское время здесь располагался штаб военного ремонтного завода, дислоцированного на территории бывшего женского монастыря. В настоящее время здание возвращено РПЦ, в нём устроена бесплатная столовая для неимущих - «Трапезная милосердия». Желающие могут отнести туда любые продукты и заказать помин усопших родственников. (Источник: публикация на странице фан-клуба «Уходящiй Оренбургъ» от 11 февраля 2020 года, сеть «Одноклассники», 6 950 участников, администратор: Надежда Кутафина).


Рецензии